Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»



       Одной из возможных форм эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

 

З У Х
     

       В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которыми работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет преподавателю проконтролировать работу каждого студента с текстом учебника. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на практическом занятии, а если нет, то можно предложить для самостоятельной работы.

Прием «Написания синквейна»

       В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейн требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

       На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

       На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

       На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящихся к теме синквейна.

       На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого студент высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная студентом фраза в контексте с темой.

       Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

       Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

- объясняются правила написания синквейна;

- в качестве примера приводится несколько синквейнов;

- задается тема синквейна;

- фиксируется время на данный вид работы;

- заслушиваются варианты синквейнов по желанию студентов.

Пример составления синквейна

Закон

Справедливый и суровый

Предупреждает, защищает, наказывает

Необходимое условие существование общества

Законность

Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи.

Прием «Учебный мозговой штурм»

       Этот прием хорошо известен преподавателям и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на практике, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его поведения.

       Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

       «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

       Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускается. Регламен – до 15 минут.

       Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

       Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем занятии.

Прием «Написание эссе»

       Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в аудитории после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

 Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Метод круглого стола.

Метод круглого стола был заимствован педагогикой из области политики и науки. «Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов - получения научной истины или достижения политической стабильности в обществе.

В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля и т.д.

Метод круглого стола может иметь самые разнообразные формы реализации в обучении, если при этом помнить об одном важном условии и его неукоснительном соблюдении – это осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения, на ее практическое воплощение в жизнь. Если такой необходимости нет или она есть, но не осознана всеми сторонами, то круглый стол превратится в обычный семинар, где каждый будет говорить что-то свое, и консенсус (общий, согласованный вывод) не получится.

«Метод 66»

Метод обсуждения «66» позволяет малым группам обсуждать любую значимую или актуального тему. Это вариант любых типовых методов обсуждения в малых группах. Он более структурирован, поскольку вся группа разделена на более мелкие группы, численностью по 6 человек. В каждой из них должен быть назначен человек для ведения записей. Все группы могут иметь разные или схожие темы. После того, как группа получит задание, ей дается 6 минут на обсуждение вопроса. Группу следует известить, когда останется 2 минуты, а затем 1 минута. Ей надо предложить использовать последнюю минуту для подведения итогов. С учетом оставшегося времени надо заслушать представителей максимально возможно большого числа групп. Предложите каждой группе отразить полученные результаты на демонстрационном листе бумаги и прикрепить его к стене липкой лентой.

Цель метода: вовлечь большую группу в активное участие в обсуждении.

Место проведения: помещение с перемещающимися креслами или комплекты столов и стульев, бумажные листы.

Вопросы для обсуждения:

- каковы выводы, сделанные вашей группой?;

- как сравниваются между собой или отличаются друг от друга доклады различных групп?;

- как влиял лимит времени на способность вашей группы выработать содержательный набор ответов?          

Тренинг

       Одним из сравнительно новых методов интерактивного обучения  является тренинг. Относительная новизна этого метода обучения объясняется, во-первых, тем, что о нем у нас долго не знали, несмотря на его распространенность на Западе как метода психокорекционной работы посредством организации общения в специально создаваемых малых группах – группах тренинга. Во-вторых, он не считался методом массового обучения студентов по различным учебным предметам, да и сейчас еще не успел стать таковым. Тем не менее, в преподавании социальной психологии в некоторых учебных заведениях тренинг («социально-психологический тренинг») стал применятся в качестве метода практического занятия в учебных группах для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе деятельности. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности за исход действия здесь особое: не только перед самим собой, как это имеет место в индивидуальном обучении и даже в групповом обучении при свободной дискуссии, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы.

       В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Но различие этих методов обучения довольно явное: один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»). Не случайно, что метод группового тренинга находит применение не где-нибудь, а именно в преподавании социальной психологии, теоретическое содержание которой всецело посвящено закономерностям внутригрупповых и межгрупповых отношений. Понять и усвоить их лучше всего удается на практических занятиях в форме группового тренинга, где моделируются теоретические положения науки, изучаемые другими методами (лекции, чтение научной литературы). Традиционный академический стиль преподавания наук в вузе и соответствующее ему сугубо академическое знание студентов не вполне отвечают современным запросам практики на «психологическую технологию»: что и как делать в работе с людьми носителем так называемых «коммуникативных профессий» (руководителям, педагогам, тренерам, режиссерам и т.п.). Методом тренинга занятия проводятся довольно редко. Причин тут несколько. Во-первых, это новый в учебной практике и далеко не всеми опробованный (не говоря уж об освоении) метод. Во-вторых, подготовка занятия по этому методу - процесс довольно трудоемкий и требует много времени. В-третьих, не всегда бывает ясно преподавателю, какие проблемы социальной психологии целесообразнее всего вынести на групповой тренинг, а какие – нецелесообразно. Первые две причины, по-видимому несущественны, а что касается третьей, то в принципе ее можно устранить и сейчас, назвав темы и проблемы, по которым чаще всего проводятся тренинги. Так, в подготовке руководителей в академиях управления или институтах повышения квалификации практикуются тренинги по деловому общению руководителей (менеджеров), в студенческих аудиториях – по теме «Коллектив» (по сплочению ученического или студенческого коллектива с девизами «Знакомство», «Взаимопонимание», «Мимика хорошего настроения – эмоциональная близость», «Общение без конфликта», «Как быть с конфликтом: замять; обострить и разрешить; пустить на самотек?», «Сплоченность», «Я и коллектив» и т.п.), интеллектуальные тренинги по развитию мышления (и речи как его выражения) в процессе взаимодействия индивидов в группе (тренинг на вербально – интеллектуальные действия в процессе взаимодействия) и другие.

  Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы, как, впрочем, и при других формах групповых занятий («деловая игра», «круглый стол» или семинар - дискуссия и т.д.)

       Подготовка включает в себя:

- работу над планом-сценарием тренинга;

- работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг (это делается посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по изучаемой теме);

- самоподготовку преподавателя (он продумывает свое поведение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на ответы или реплики на спорные ситуации; драматизировать ситуацию спора или соглашения с одной из спорящих сторон; высказываться самому или требовать высказывания вариантов решения участников группы; как реагировать на явно неверные решения; как и когда делать обобщающие выводы; за что и как оценивать активность студентов в ходе тренинга и т.д.);

- распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и невольных критиков, и в этом качестве принимать самое деятельное участие в тренинге.

       В ходе тренинга на исполняемые роли могут переназначаться другие участники тренинга, Роли могут быть самые разные. Они зависят от темы занятия. Так, например, по теме «Коллектив» в тренинге с девизами «Общение без конфликта» или «Как быть с конфликтом …» могут быть такие роли «учитель», «наставник», «организатор», «генератор идей», «мастер» (роли наиболее конфликтные), «поборник справедливости», «пересмешник», «критик», «бунтарь», «хранитель традиций», «проходимец», «хитрец», «пройдоха» (среднекон-фликтные) и «миротворец», «исполнитель», «лентяй», «»хороший парень», «милая девушка», «администратор» (низкоконфликтные) и т.д.

       Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отборка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, а активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную студенческую учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для коррекции. Вот почему социально-психологический тренинг можно считать практическим, жизненным моделированием теории, помогающим изучать социальную психологию на реальной, воссоздаваемой на занятиях живой деятельности. И еще раз можно убедиться, что если «деловая игра» учит практической деятельности и использованием научной теории, то тренинг учит теории психологии на использовании моделей практических ситуаций как аналогов жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.02 с.)