Технологии активного обучения. Понятие «активный метод обучения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии активного обучения. Понятие «активный метод обучения»



    Конструирование учебного процесса в современной педагогической литературе рассматриваются с двух сторон: «обучение через информацию и обучение через деятельность».

    Ученым А.А. Вербицким выявлены формы организации деятельности студентов в контекстном обучении как концептуальной основы интеграции различных видов деятельности студентов (учебной, научной, практической): учебная деятельность академического типа - квазипроффессиональная деятельность – учебно-профессиональная деятельность. Особую роль в контекстном обучении играют активные формы и методы обучения или технологии активного обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

    Технологии называют активными, так как в них существенно меняются и роль обучающего (вместо роли информатора роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

Активные методы обучения (АМО) – это методы обучения, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Использование активных методов обучения в учебном процессе, оформленных в определенные временные и пространственные рамки детерминирует активные формы обучения (АОФ).

Активные методы и формы обучения в педагогической литературе часто называют активными группами обучения или, просто, активным обучением. Н.В. Борисова выделяет неимитационные и имитационные   технологии активного обучения. В основу классификации положены два основных признака: наличие модели (предмета или процесса деятельности) и наличие ролей (характер общения обучаемых).

Неимитационные технологии характеризуются отсутствием модели изучаемого процесса или деятельности.

Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, использование особым образом организационной процедурой ведения занятия, применения технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателей и студентов.

Имитационные технологии обучения характеризуются имитацией профессиональной деятельности. Их делят на: игровые и неигровые.

Формы и методы неимитационных и имитационных технологий представлены в таблице 1.  

Особенностями активного обучения являются:

· принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

· активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя;

· повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества;

· постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых посредством прямых и обратных связей;

· направленность на преимущественное развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих умений и навыков в сжатые сроки и др.

Таблица 1. Классификация технологий активного обучения

Неимитационные

Имитационные

Неигровые Игровые
- проблемные лекции; - семинар - дискуссия с «мозговой атакой»; - семинар - дискуссия; - выездное практическое занятие; - программированное обучение; - тематические дискуссии; - круглые столы; - педагогическое игровое упражнение; - стажировка без выполнения должностной роли.   - анализ конкретных ситуаций; - имитационные упражнения; - тренинг - стажировка с выполнением должностной роли; - имитационный тренинг; - разыгрывание ролей; - игровое проектирование; - дидактическая игра; - деловые игры - учебные игры –блиц - игры, мини –игры, индивидуальные игровые занятия на ПК - производственные игры-проблемно -деловые игры; - оргдеятельностные игры - проблемно-деловые игры, - оргмыслительные игры, игровое проектирование

К концептуальным основам использования активных методов и форм обучения можно отнести несколько положений, которые определяют философию практической деятельности современного педагога.

Благодаря использованию активных методов и форм обучения осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению: основной упор делается не только на формирование педагогически адаптированной системы ЗУН, но и на усвоение опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевых отношений, формирование качеств личности. Реализуются известные принципы личностно-ориентированного обучения: вариативности использования различных моделей обучения; синтеза интеллекта, аффекта и действия использование методов, которые бы вовлекали обучаемых в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира; приоритетного старта– вовлечение обучаемого в такие виды деятельности, которые ему приятнее, ближе, предпочтительнее.

Изменилась современная парадигма образования, система образования должна готовить специалистов открытых к новым знаниям и готовых самостоятельно добывать их.

Именно, включение студента в активную познавательную деятельность при помощи АМО позволяет решать следующие задачи:

 -  способствует осмысливанию, а значит активному усвоению новых знаний - улучшает качество усвоения знаний;

 - способствует усвоению методов интеллектуальной работы, познания нового материала, а также самих мыслительных технологий, операций, действий.

Очень важно видеть и понимать необходимость усвоения студентами новых методов и приемов интеллектуальной работы, которыми они овладевают при работе с активными методами обучения. АМО развивают мыслительные способности студентов, а также способствуют формированию умения представлять, излагать, обосновывать, аргументировать свои ответы. Это усвоение элементов ораторского искусства. В то же время при работе с активными методами и формами обучения часто используют групповые формы деятельности, а значит, происходит усвоение коллективных форм взаимодействия людей. Известны их преимущества – учить основным навыкам жизни:

- действенному общению;

- умению слушать;

- умению стать на точку зрения другого;

- умению разрешать конфликты;

- умению работать сообща для достижения общей цели.

Кроме того, улучшается академическая успеваемость, воспитывается самоуважение, укрепляется дружба в группе, меняется отношение к коллективу и учению, появляется возможность избежать негативных сторон соревнования, обучаемые убеждаются в ценности взаимопомощи. У студентов формируется готовность к самостоятельному освоению знаний, их построению и использованию, а также готовность к работе в команде.

Использование АМО позволяет усваивать модель новых отношений в обществе, формировать их в коллективе. В то же время, педагог становится управленцем взаимодействия со студентами, выполняет функции планирования и организации, мотивации и контроля обучения.

Процесс обучения - это информационная система, поскольку одной из основных функций обучения является передача информации, знаний новому поколению. Соответственно в ней работают закономерности, характерные информационному обществу.

Три свойства информации: новизна, динамичность и разнообразие характеризуют общество и современное образование.

Новизна переходит в:

- обновление парадигм образования;

- обновление содержания образования – как в каждой из             дисциплин, так и появление новых дисциплин. Выражается в общем, в обновлении всего содержания образования, а также в ежедневной кропотливой работе преподавателя каждой дисциплины;

- обновление форм и методов обучения и т.д.

Динамичность диктует:

- темпы обновления знаний;

- ускорение темпов самого процесса обучения и т.д.

Разнообразие влечет за собой:

-  диверсификацию образования, которая выражается в диверсификации образовательных учреждений, источников фиксирования, а также диверсификации учебных программ, планов, курсов и т.д.

Новизна, динамичность и разнообразие – ключевые свойства информации, непосредственно затрагивающие методы и формы обучения.

Новизна диктует и постоянное обновление содержания лекционных и семинарских занятий, а также методов и форм обучения. Поэтому с появлением информационных технологий и открытости общества происходит обновление методов обучения за счет появления новых на базе информационных технологий и значительному их потоку из зарубежных методик обучения.

Увеличение объема информации, которое необходимо передать студенту, для качественного усвоения требует динамизации обмена ею между преподавателем и студентом, а значит все большего использования дискуссионных приемов «вопрос - ответ», расчленения потоков информации («преподаватель - студент», «преподаватель – группы студентов», «группа студентов – группа студентов», «студент – студент» - внутри группы), активизация обратной связи усиливает роль преподавателя по координации информационных потоков, способствует регулированию действий и взаимодействий групп, студентов.

Известно и требование разнообразия использования методов обучения на занятиях, например, более 5-8 методов на лекционном занятии.

Чем больше методов и форм обучения будет знать преподаватель, тем более разнообразнее, всегда по-новому, с более четким акцентом в постановке целей и задач он будет проектировать свою деятельность. Больше возможностей у него будет в адаптизации ЗУН, более гибче он будет реагировать на запросы обучаемого. Гибкость и адаптивность преподавателя будут служить ярким примером в воспитании подобных качеств у будущих специалистов.

Таким образом, методы и формы обучения также характеризуются свойствами: новизной, динамичностью, разнообразием как элементы информационных систем.

Данные аргументы применения активных методов и форм обучения разноплановые, но между ними существует взаимосвязь. Внутри разноплановой палитры приведенных аргументов четко выявляется два основных направления развития современного социума: поворот к личности человека и научно-технический прогресс общества. Они определяют два известных фактора стимулирования развития личности как профессионала – внешний и внутренний – рост знаний и информации в обществе и самоактуализация – личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.009 с.)