Семинарское занятие – «Пресс-конференция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие – «Пресс-конференция»



Студенты готовятся самостоятельно: собирают необходимые сведения, готовят фактический материал, яркие примеры, обдумывают форму подачи информации.

Ведущий (модератор). Должен знать материал по всей теме, быть готовым отвечать в случае затруднений специалистов на любые вопросы, уметь делать обобщения.

Специалист (например, ведущий ученый, эксперт, топ-менеджер, др.). в его обязанности входит умения довести до аудитории суть обсуждаемых проблем, логично и доказательно отстаивать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы.

Желательно включение в состав участников пресс-конференции «звезды» или «свежей головы» (не специалиста в данной области, но человека заинтересованного проблемой обсуждения).

Журналисты: остальные студенты (можно выбрать роли известных журналистов газет и журналов, телевизионных каналов – например, CNN, Хабар, КТК и др.) – должны подготовить интересные, проблемные вопросы.

Семинар начинается со вступительного слова преподавателя. Он объявляет тему занятия, определяет цель и задачи пресс-конференции, представляет ведущего и специалистов, высказывает свои рекомендации и требования по освещению основных проблем. В дальнейшем следит за развитием событий и соблюдением правил.

Ведущий определяет круг обсуждаемых проблем, объявляет регламент. Специалист в течение 5-7 минут излагает материал, аргументирует свою позицию. Журналисты задают вопросы, на которые отвечают специалисты. В конце занятия преподаватель подводит итоги, проводит анализ выступления каждого студента, выставляет баллы или может предоставить студенту из группы анализ всего происходящего.

Критериями оценки являются умение самостоятельно осмысливать обсуждаемую проблему, логические рассуждения, глубина и емкость информации, содержательность и полнота ответов, умение делать выводы и обобщения, актуальность, оригинальность, сложность задаваемых вопросов, культурная речь, активность.

Эта форма проведения занятия развивает самостоятельность, целеустремленность, аналитическое мышление.

Семинар – ток-шоу.

Тема «Научно-исследовательская культура будущего педагога».

Цель проведения занятия: закрепление, углубление и расширение знаний о научно-исследовательской культуре педагога, выработка исследовательских умений и навыков, определение научного аппарата исследования, формирование умений и навыков обобщения, анализ синтеза учебно-научного материала и суждений, умений дискутировать, формирование научно-исследовательской культуры студентов, развитие интеллекта, памяти, мышления и др.

Ход занятия включает два этапа: 1 – разработка технологии организации семинара ток-шоу и 2 – непосредственное проведение педагогического ток-шоу.

Задание по подготовке к занятию: посмотреть телевизионное ток-шоу с участием экспертов, сравнить алгоритм проведения с технической цепочкой проведения ток-шоу.

Технологическая цепочка проведения ток-шоу.

1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.

2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.

Выдвигается проблема обсуждения. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.

3. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущего в ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ целей, мотив поведения, выявление проблем или конфликта, выдвижение гипотез решения проблемы, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального обоснования решения проблемы).

Подведение итогов дискуссии.

4.Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные принципы, соотносятся ценности участников дискуссии с общечеловеческими ценностями.

Примерный свод правил ведения дискуссии:

- c уважением относимся друг с другу;

- чтобы высказаться, поднимаем руку;

- порядок выступления определяет ведущий;

- свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д;

- признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое собственное мнение;

- обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

Таким образом, студенты проводят наблюдение за формой организации и проведения ток-шоу, в чем видится педагогический аспект ток-шоу. Проводится анализ статей из журналов и учебников по педагогическим инновациям, педагогическому мониторингу, методологии педагогики и др.

Известно, что на ток-шоу рассматривают проблему в гиперболизированном виде (сравнение с понятием научной гиперболы).

В течение первых 30 минут семинарского занятия студенты разрабатывают технологию проведения педагогического ток-шоу (оценивают сильные и слабые стороны ток-шоу, его педагогический эффект, корректируют технологическую цепочку проведения педагогического ток-шоу), определяют научный аппарат исследования «Разработка активной формы обучения – семинара-ток-шоу»; объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза исследования. Внимание студентов  обращено на разделение метода обучения и формы обучения!

В течение остального времени занятия проводится само ток-шоу «Исследовательская лихорадка». Студенты разбирают свои роли: педагог-ученый, педагог практик (учитель школы), учитель-новатор, завуч школы, журналист, занимающийся проблемами образования, вице-министр образования и науки.

Ведущий знакомит аудиторию с присутствующими экспертами и проводит блиц-опрос по теме «Научно-исследовательская культура педагога». Мальчик отказывается идти в школу, поскольку там идет очередной эксперимент, где в который раз ребенок выбран «объектом исследования». Вопрос: «Что делать, как поступить в данной ситуации? Что посоветует педагог-ученый им педагог-практик?», «Часто ли возникают подобные ситуации в школах? Как часто проводятся эксперименты?», «Можно ли учителю самому проводить эксперимент, научно-педагогические исследования или это дело ученых-профессионалов?», «Как сами педагоги относятся к инновациям?», «Можно ли привести еще случаи из журналисткой практики с подобными обращениями?», «Регламентируется ли исследовательский процесс в школе?», «Регламентирован ли этот процесс в рамках министерства?», «Какие этапы входят в педагогический эксперимент?», «Как избежать подобных последствий, когда ребенок отказывается идти в школу?», «В чем заключается этика педагога-исследователя?», «Как быстро и динамично расширяется педагогическая наука?», «За счет интеграции с какими науками обогащается современная педагогика?», «Как педагогу-ученому поддерживать себя в хорошей форме?» и др. Студентам необходимо выработать практические рекомендации.

Дидактические сказки

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и др.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Цель сказочной задачи – простимулировать процесс «генерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явления со множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

Предмет – процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности события, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проведения созидательной творческой силы.

Принцип работы – вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль Разрушителя.

Задача – сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира.

Алгоритм дидактической сказки-задания таков:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, о жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3. Обращение к обещающемуся. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Главное – заронить в душу обучающегося «зерно» осмысления, а для этого оставить его с вопросом внутри.

Слушая сказку, накапливают в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций».

ТВ-дайджест

1 вариант

Задание по подготовке к занятию: студенты разбиваются на группы и готовятся по вопросам темы, собирая материал, разрабатывая мини-репортаж по вопросу темы.

На семинаре разбираются 3-4 вопроса темы. Время каждого репортажа – 15 минут. Желательно в репортаже сделать информационный блок и проблемный блок. При подготовке студенты предупреждаются о максимальной наглядности подачи материала (можно использовать инсценировки проблемы в исполнении группы, можно вообще снять мини-репортаж).

Техническое оснащение: по требованию групп – видеоаппаратура, телевизор и др.

Ход занятия.

Преподаватель знакомит студентов с темой, целью и вопросами занятия, регламентом (длительность мини-репортажа – до 15 минут, дискуссии – 7-10 минут), предоставляет слово ведущему.

Ведущий программы начинает ТВ-дайджест с анонсов репортажей.

После демонстрации каждого репортажа может акцентировать внимание на проблеме, начать дискуссию с вопросов: «Согласны ли Вы с позицией корреспондента?», «Как решить поставленную проблему?», «Понравился ли Вам репортаж?» и др.

В конце занятия эксперт (его роль выполняет преподаватель) должен подвести итоги проведенной передачи, сделать «разбор полетов», определить «Лучший репортаж», «Лучшего корреспондента», «Самая понравившаяся новость» и др.

2 вариант

Студент-ведущий координирует работу по подготовке к семинару. Рубриками ТВ-дайджест являются информ-дайджест, проблемный репортаж, «Спрашивали - отвечаем».

Информ-дайджест готовит первая группа студентов – яркие краткие сообщения по 2-3 минуты (основные понятия темы, новости в области научных знаний и др.). Вторая группа студентов, так называемая съемочная группа, готовит проблемный репортаж (может быть настоящая съемка или инсценировка проблемы). Третья группа заранее собирает у студентов вопросы по теме, на которые готовит ответы. Студенты по своей инициативе могут подготовить и рекламу (например, вуза, учебника или др.).

Ход занятия.

Преподаватель говорит вводное слово к семинару (5 минут).

Ведущий знакомит студентов с программой ТВ-дайджест и сегодняшними рубриками (5 минут). Например, можно поставить звуковую заставку канала или передачи, далее говорит ведущий: «Здравствуйте! В эфире передача «ТВ-дайджест». Сегодня 15 сентября 2007., пятница. Я – Ф.И.О. и сегодняшняя передача посвящена теме: «__________________________________». Наши корреспонденты познакомят Вас с интересными фактами и комментариями, ответят на Ваш вопрос по данной проблеме. Оставайтесь с нами и не переключайте канал».

Информационный блок – информ-дайджест (15-20 минут).

Проблемный блок 1 – проблемный репортаж с организацией дискуссии ведущим (30 минут).

Проблемный блок 2 – рубрика «Спрашивали - отвечаем» (20 минут).

Ведущий делает заключительное слово передачи (3-5 минут).

В заключение занятия преподаватель предлагает студентам подвести итоги занятия: что нового они узнали сегодня, что понравилось, что – нет, определяют «Лучшего корреспондента», «Лучшую идею», «Лучшую новость».

Семинар – «Час творчества»

Цель – развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности.

Форма: конкурс-аукцион.

Чтобы приобрести «товар», необходимо выиграть в конкурсе. Всего конкурсов-торгов – 5: поэтический, музыкальный, сказочный, исследовательский, разгадай кроссворд. В каждом конкурсе разыгрываются определенные «товары»: рукопись со стихами, нотная тетрадь, сказка, дневник исследования, кроссворд. «Товар» приобретается той командой, которая набирает в конкурсе больше баллов. Организаторы творческого дела могут заранее подготовить к каждому конкурсу вспомогательные материалы (молоточек и гонг, карточки с понятиями, строками песен, кроссворды и др.).

Конкурс поэтический.

Подобрать рифмы к понятиям или сочинить полностью стих.

Например, по теме занятия «Научный аппарат педагогических исследований». Понятия: “тема”, “объект”, “предмет исследования”, “проблема”, “цель”, “задачи”, “гипотеза исследования”.

Конкурс музыкальный.

1 этап. Вспомнить и напеть как можно больше песен об обучении, учении, учениках, школе и вузе.

2 этап (конкурс на невербалику и установление взаимопонимания).

Каждой команде изобразить известную песню по карточкам, так чтобы соперники догадались и смогли либо назвать песню, либо напеть несколько ее строк.

Обсуждение со студентами вопроса: «Почему в храмах учат петь хором?», «Нужно ли применять этот прием в школе и вузе в воспитательных целях?».

Конкурс сказочный.

Сочинить сказку по теме занятия.

Например, про научный аппарат педагогического исследования.

Конкурс исследовательский.

Раздаются темы и бланк, которые команды должны заполнить.

Научный аппарат педагогического исследования.

Тема:______________________(заполнена преподавателем)

Цель исследования__________________________________

___________________________________________________

Гипотеза исследования:______________________________

___________________________________________________

Методы исследования:_______________________________

______________________________________________________________________________________________________

В заключении подводятся итоги конкурсов-«торгов» и аукциона в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.028 с.)