Специфика компьютерного обучения младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика компьютерного обучения младших школьников



Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социаль​ном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценно​стей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа лю​дей. Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же во​просы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и мо​ральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказыва​ется на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств ха​рактера, необходимых для успешного усвоения зна​ний. При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий проме​жуток времени осваи​вать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром​ные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой за​дачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь исполь​зование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мо​бильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регу​лируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными. При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (Ро​берт И. В. и др. 2002: 35), са​нитарные нормы организации труда детей за компьютерами (Сан ПиН 2.2.2.542-96). Приобщение детей к компьютеру начинают с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома. Работу за компьютерами следует заканчивать профилактиче​скими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин). Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

– оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компью​тером для учащихся II – IV классов должна быть не более 15 – 20 минут.

– с целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упраж​нений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от эк​рана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наибо​лее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нару​шению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для уча​щихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут (Современная начальная школа 2003: 15).

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь восполь​зоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назна​чения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с интернетом и электронной почтой. Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе:

– входить и выходить из класса можно только с разрешения учи​теля;

– требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом;

– включать или выключать компьютер и подключенные к нему уст​ройства учащимся не разрешается;

– подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учитель должен придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике:

– в целях экономии времени материалы, размещенные в интер​нете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информати​зации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

– урок необходимо начинать с организационной минутки, напо​миная детям правила поведения в кабинете.

– оборудование компьютерного рабочего места должно соответ​ствовать санитарным нормам и правилам.

Реко​мендации гигиенистов по организации рабочего места ученика:

– расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройства и разъемы были обращены к стене помещения;

– для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробками, розетки должны рас​полагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола;

– кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания;

– оставлять детей в компьютерном классе без учителя категориче​ски воспрещается;

– уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить со​вместно с лаборантом.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учеб​ного процесса и применяться там, где это целесообразно. Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:

– выбор учебного предмета или конкретного его раздела и учебной программы;

– анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учеб​ной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования не​обходимости проведения компьютерных уроков;

– проектирование набора заданий для компьютерных уроков;

– выбор программных средств для разработки заданий;

– разработка компьютерных заданий с использованием использо​ванных программных средств;

– экспертиза, апробация и редактирование разработанных компью​терных заданий;

– разработка методических рекомендаций для учителя - предмет​ника и учащегося.

При разработке компьютерной поддержки конкретного предмета необходимо определить:

– какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

– какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

– какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

– какие уроки целесообразно делать компьютерными;

– как организовать компьютерные занятия.

Каждый компьютерный урок явля​ется, в принципе, интегрированным – на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики. Занятия с использованием компью​терной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе. К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:

– правила ТБ при работе с компьютером;

– понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок программы», «графический редактор»;

– что устройствами ввода информации являются клавиатура и ма​нипулятор «мышь»;

– основные инструменты текстового редактора;

– основные инструменты графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;

– использовать манипулятор «мышь»;

– работать с командами «открыть» и «закрыть» окно про​граммы;

– создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

Овладение учащимися информационной культурой и умением работать на компьютере позволяет им работать с прикладным программным обеспечением по предметам. Владение учащимися информационными технологиями позволяет использовать компьютер для выполнения различных учебных заданий в общеобразовательных предметах. В процессе овладения информационными технологиями учащийся должен получить общее представление о возможностях компьютера, а также навыки его практического использования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.015 с.)