Изучение информатики в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение информатики в начальной школе



Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью следует понимать наличие последовательных целей учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперед на каждых из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения.

Взаимоувязывая цели и задачи обучения информатике в начальной школе, можно выделить два аспекта изучения информатики: технологический и общеобразовательный.

В первом случае информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала. Ее задачей является выработка у школьников умений и навыков использования современных информационных технологий. Для реализации этой задачи необходимо обеспечение школ компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах.

Во втором случае информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. Для реализации этих задач нет необходимости иметь в школе компьютеры, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе, в любом удаленном городке, в любой деревне.

Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует преподавание информатики в начальной школе на развитие умения рассуждать логически строго и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

Задачи обучения младших школьников информатике можно разделить на две части:

а) общеучебные задачи:

• формирование мотивации учения;

• развитие речи;

• выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

• формирование общеучебных умений и навыков;

• воспитание интереса к процессу обучения и т.д.

б) специфические задачи, которые можно условно разделить на три группы.

1-я группа: Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению, построению информации. Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением следующих подходов:

- использование формальной логики при решении задач;

- построение выводов путем применения логических операций: "если – то", "и", "или", "не" – и их комбинации;

- алгоритмический подход к решению задач;

-  умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;

- системный подход;

-  рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;

- объектно-ориентированный подход, т.е. постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу – из чего он состоит, что делает и что можно делать с предметом.

2-я группа: Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми.

3-я группа: Формирование у учеников навыков решения нестандартных задач.

Пропедевтический курс «Информатика в играх и задачах» в целом реализует перечисленные выше цели и задачи. Осваивая этот курс, младшие школьники приобретают такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Так как эти умения являются также и общими учебными, то учителя отмечают, что при изучении курса "Информатика в играх и задачах" ученики лучше успевают и по другим дисциплинам.

С другой стороны, эти умения относятся к разряду "логическое мышление". Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

2. Структура и содержание курса информатики начальной школы

Структура и содержание курса "Информатика в играх и задачах"

С 1996 года учебно-методический материал курса "Информатика в играх и задачах" для начальной школы включен в федеральный комплект учебников.

Курс "Информатика в играх и задачах" для начальной школы, для 5-х и 6-х классов включен в комплект учебников образовательной системы "Школа-2100", созданный в рамках единой концепции обновленной образовательной школы.

Учебно-методический материал по курсу состоит из четырех комплектов. В каждый комплект входят 2 учебные тетради для учеников, состоящие из двух разделов (по 1 разделу на четверть), методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на каждый раздел).

Изучение материала с 1-го по 4-й класс происходит "по спирали": перечисленные ниже темы изучаются в каждом классе, но каждый раз уровень заданий повышается соответственно возрасту учащихся.

I четверть – алгоритмические модели;

II четверть – модели объектов;

III четверть – модели логических рассуждений;

IV четверть – общие приемы решения нестандартных задач.

Комплекты № 1 и № 2 (1-й и 2-й классы) считаются пропедевтическими. Если изучение предмета начинается с 1-го класса, то следует учесть то обстоятельство, что дети в первом классе не умеют читать или очень плохо читают. Поэтому начинать изучение предмета следует с 3-й или 4-й недели обучения.

Если изучение предмета начинается со 2-го класса, то в этом случае следует использовать тетради 2-го класса. Задания, включенные в этот комплект, идентичны заданиям 1-го класса и вполне осваиваются детьми.

Материалы комплекта № 3 (3-й класс) не опираются на знания, полученные при изучении комплектов № 1 и № 2, но апробация комплектов показала, что дети, начавшие изучение курса с первого класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал следующего года.

Если обстоятельства складываются так, что изучение предмета начинается с 4-го класса, то в этом случае изучение материала следует начинать с тетрадей 3-го класса. Те же рекомендации можно дать в отношении комплектов для 5-х и 6-х классов. При определенных обстоятельствах можно начать изучение предмета в 5-м классе по тетрадям "Информатика в играх и задачах" для 5-го класса, но в этом случае изучение материала потребует от детей, а главное от учителя особых усилий, учений и терпения.

В методическом пособии подробно разработан каждый урок данного курса:

1) Отмечены цели каждого урока, которые отражают, как правило, только образовательный аспект триединой дидактической задачи, стоящей перед учителем. Воспитательный и развивающий аспекты этой задачи – общие для каждого урока и предполагают:

– формирование у детей умения работать во времени, умения работать в группе;

– развитие логического мышления, памяти и воображения.

2) Даны примеры вопросов, которые целесообразно задать детям для лучшего усвоения материала.

3) Разобраны трудные задания.

4) Даны ответы на все задания.

5) Дан пояснительный материал для учителя по темам, которые могут вызвать затруднения у учителя.

6) Выделены задания для работы дома.

7) Разработаны и приведены игры, которые могут помочь детям понять и усвоить материал.

При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. На уроках можно использовать индивидуальные, парные и групповые формы обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.007 с.)