Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование компьютерных технологийна уроках в начальной школе

Поиск

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, видеоуроки, библиотеки элек​тронных наглядных пособий и т.д. Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программных средств в начальной школе - это обучение чтению, орфографии и каллиграфии с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте», «Буква потерялась», «СВАН», «Пентамино», «Кот учёный», «Емеля» и др. (Полат 2005)Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем разви​тия образования. Оно позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ве​дущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют слож​ные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации вни​мания учеников, в игре же эти процессы естественны.

Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепен​ного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-по​знавательной деятельности. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребёнка, а самостоятельность принятия решений в соче​тании с их положительными результатами даёт заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Компьютер по​могает при проведении уроков как электронная доска, а также при про​верке знаний учащихся. Включение в процесс обучения ещё и аудио, и ви​део средств позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, истории, изобрази​тельного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины при​роды, исторические события или исторические места, залы музеев, кар​тинные галереи даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. Всё это ненавяз​чиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете.

Использование компьютерных технологий преображает преподавание традиционных учеб​ных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учеб​ного материала, а главное – поднимает на неизмеримо более высокий уро​вень интерес детей к учёбе. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного воз​раста. Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время инди​видуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обоб​щении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использова​ние компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Как организовать применение современных информационных тех​нологий на уроках математики, русского языка и других предметов, изу​чаемых в начальной школе? В подавляющем большинстве учреждений об​разования созданы компьютерные классы, оснащенные 10-12 компьюте​рами. Как правило, в этих кабинетах проводятся уроки информатики. Класс делится на две подгруппы, занимающиеся поочередно. Существует опыт проведения в кабинетах информатики уроков учителями- предметни​ками, для которых подобное деление не предусмотрено, равно как и для начальной школы. Это затрудняет организацию эффективного обучения с применением новых информационных технологий. Кроме того, специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное исполь​зование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока в кабинете информатики психологически на​страивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мо​тивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами. При этом работа ученика начальной школы за компьютером по санитар​ным нормам не может продолжаться более 15-20 минут (СанПиН 2.2.2542–96).

В связи с этим оптимальным представляется вариант, предложенный и апробированный Сибирским институтом образовательных технологий РАО (Молокова 1998: 146-147), когда в каждом кабинете начальных классов постоянно находятся 1 – 2 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно либо, работая в группе, выполнять задания на компьютере. При размеще​нии в классе мультимедийного проектора появляется возможность прове​дения фронтальной работы с применением новых информационных техно​логий в начальной школе. Особенно интересно можно использовать муль​тимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объясне​ния нового материала. Мультипликационный или видеосюжет электрон​ной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информа​ции, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Наиболее соответствующим сани​тарно-гигиеническим требованиям и удобным для организации урока было признано размещение компьютера на учительском столе. Необходимо строго придерживаться санитарно- гигиеническим нормам при организа​ции рабочего места учащихся за компьютером. Их неукоснительное со​блюдение, а также проведение во время урока физкультминуток, вклю​чающих гимнастику для глаз и осанки, позволит сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе.

Какие педагогические программные средства можно использовать на уроках в начальной школе? Проведя анализ существующих сегодня компьютерных программ, предназначенных для обучения и развития младших школьников, можно выделить основные подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

– структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

– теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

– объём учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика на​чальных классов за компьютером;

– отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

– средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекаю​щими ученика от выполнения заданий.

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные по​собия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы. Какова же методика при​менения электронных учебных материалов при проведении урока в на​чальной школе? При разработке плана каждого урока учителю рекоменду​ется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тре​нировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соот​ветствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения. Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактиче​ским целям урока индивидуальные или групповые задания за компьюте​ром, производится учителем после проведения предварительной психо​лого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия ин​формации, статуса ребенка в коллективе. Если по каким- либо причинам такая диагностика невозможна, учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия на​правлял на решение поставленной задачи. Так, например, ребенку с при​оритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель про​водит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная сис​тема восприятия является ведущей, можно предложить поработать за ком​пьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Осо​бенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно разви​вая их возможности, учитель может создать с помощью современных тех​нологий обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения. Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомен​дуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых первая половина урока является периодом продуктивной деятельности. Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более слож​ных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привле​кать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Учитывая информа​цию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может мак​симально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, исполь​зуя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. При прове​дении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать уча​щимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять ана​логичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном ре​жиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту само​оценки, повышает комфортность обучения таких детей. Опираясь на зна​ния о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компью​тером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогиче​ских характеристик. Особый эффект даёт такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского ха​рактера на уроках окружающего мира. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажёр повышенной сложности или задание пропедевтического харак​тера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто про​пускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привле​кая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих про​граммах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать прове​дение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной ра​боты по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в началь​ной школе.

На уроках мате​матики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита под​вижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране мо​нитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализи​руют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

На экране можно бы​стро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Не обладающие красивым по​черком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «ком​пьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста. Попутно ученик развивает умения наби​рать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, учится оформлять работы графикой. Все это приобретает для него лично​стный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.008 с.)