Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия – обучение добродетели. Характер светской массовой религии.
Онтология.Физика. Космологияия - Мир (космос) представляется находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым сферич. телом, разумным живым существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. - Реально существуют только тела (бестелесными считались: значения слов и предложений, пустота, место и время); - в мире, едином самом по себе, различались два начала — · пассивное «бескачеств. вещество», или «субстанция») и · активное, и всепроникающий ЛОГОС, или бог (Пантеизм) Саморазвитие мира происходит циклически; - каждый цикл кончается превращением всего в огонь; - космос (вещи и события) повторяются, возобновляются после каждого переодического воспламенением («экпиросис») и очищения (катарсис). - в начале каждого нового цикла «творч. огонь», он же бог-логос ( влияние Гераклита.Традиц. боги объяснялись аллегорически как проявления единого бога, Зевса-логоса.) порождает из себя четыре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. Этот творч. процесс описывается как излияние из мирового логоса «осеменяющих логосов», определяющих природу отд. тел. - Логос, пронизывающий весь мир, является природой всеобъемлющего тела-мира, его самопорождающей имманентной силой и природным законом, управляющим мировым развитием. Т. о., ЛОГОС является и промыслом и судьбой, рассматриваемой как последовательность событий, или цепь, совокупность всех причин. - Мир – единый, одушевленный, разумный организм подчиненный божественному закону, Логосу - в позднем С. необходимость отождествляются с судьбой, роком. Человек, включенный в космический порядок ничего не может изменить в порядке вещей. Кто сопротивляется судьбе, того она насильственно влечет. - Судьбу отд. тела определяет его природа, целесообразно включённая во всеобщую природу. - Творч. огонь в соединении с, воздухом, пронизывая мир в виде огневидного дыхания (пневма), связывает всё в одно непрерывное целое и создаёт симпатию космическую всех отд. частей и тел; на основе неё возможно предсказание. Отсюда доктрина полной взаимопроницаемости тел. -Человеческая природа тождественна космической. Человек живет по тем же законам, что и природа. Человек, космос, природные вещи – есть лишь разная степень напряжения божественного огня.
- Дыхание характеризуется напряжением (τόνος) и одноврем. движением в двух направлениях: движение к центру тела создаёт его единство, движение к периферии и сила напряжения создают качества, к-рые также являются телами. Каждое тело бесконечно делимо, равно как и время, определяемое как мера движения мира. Антропология, душа, психологи я. Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания - телесна и проницает всё тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. «Ведущая часть» души расположена в сердце, в ней происходят все психологич. процессы. Первое естеств. побуждение человека — стремление к самосохранению; в силу разумной природы человека это «расположение к себе» распространяется и на расположение к др. людей, и на всё человечество; -благодаря причастности всех людей Логосу они являются гражданами единого мирового гос-ва — Космополиса. - При этом следует участвовать в обществ. жизни реального государства, если только это не вынуждает к безнравственным поступкам. При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали оправданным самоубийство. Гносеология Познание возникает на основе ощущений и представлений и единственный исходный источник знаний; - душа ребенка неисписанная чистая доска, заполняемая образами, даваемыми органами чувств; -вещи воздействуют на органы чувств, порождают ощущения; - когда «разума даёт своё согласие на такое представление, признавая его истинным, то на основе этого суждения достигается истинное знание — происходит постижение; -Представление, возникающее от реально существующего объекта и полностью соответствующее ему, называется «постигательным»; -Повторные восприятия и представления формируют понятия; - не признавали объективное существование общего. В мире единичных вещей нет общего. Общее может быть у восприятий.
- Все понятия можно разделить на естественные ( одинаковые для всех людей представления, которые возникаю в рез-те повторения однородных восприятий ) и понятия, образуемые размышлением ( свободные модификации естественных); -Критерий истины – ясность, отчетливость, очевидность. Самоочевидные ясные истины «каталепсис» ( схватывание). Познание должно исходить (основываться) из каталептических представлений. - Адекватность представалений определяется разумом.
Логика Логика С., разработанная Хрисиппом, содержит о совр. т. зр. теорию познания, учение о языке и логику в собств. смысле. -В целом, логика С. делилась на риторику и диалектику, а последняя − на учение об «обозначающем» (звуки речи) и «обозначаемом» (значения, смысловая сторона речи, λεκτά - лектон, которое есть значение, особая реальность и не сводится ни к слову, ни к вещи и может быть либо истинным, либо – ложным. - Понятия конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания, приводились пять аксиоматич. схем умозаключений, а также правила сведения к ним всех др. правильных умозаключений. - логика как учение о обозначающем, то есть о словах; - в слове различали две стороны− звучание (обозначающее) и смысл (значение)
Э тика (Фатализм послужил основанием этики ) -Конечная цель человека, счастье, добродетельная жизнь. определяется как жизнь согласно природе, логосу. Только такая жизнь добродетельна. Добродетель, определяющаяся как разумение (φρόνησις) (этический рационализм), - знание о добре и зле,— единств. благо, а порок — единств. зло; всё остальное считается безразличным (άδιάφορον), т. к. может лишь содействовать или добродетели, и пороку. В безразличном выделяются вещи «предпочтительные, которые могут быть полезны и содействовать добродетели (напр., здоровье, богатство) и «непредпочтительные» (болезнь, бедность). Я- отсюда и действия-поощряемые, наказываемые и дозволенные. Т.е. все вещи на важные и не важные (безразличные) по отношению к главному – добродетели. Все вещи на зависимые и не зависящие от субъекта (внутренние и внешние). Основное внимание на первые. Этический ригоризм (в противоложность эпикурейской гедонистической этике). Добродетель есть единственное благо, высшая цель, высший мотив), высший смыс, достижения которого не зависит от внешних факторов (богатство, статус, болезнь….). Т.е. только здесь высшее место и простор для самоутверждения и соревнования, определения ценности личности. Здесь простор для утверждении человеческого в человеке. Я – и история должна быть историей подвига (а не историей войн, обогащения – где богатство ваше там и сердце ваше – хр-во ). Добродетель –высшее счастье. Если в гедонизме – долг, это увеличение наслаждений, то здесь высшее наслаждение – выполнение долга (Кант, христианство). Делай, что должно и будь, что будет. Признавали 4 добродетели, против 4 пороков: -разумность (неразумность); -умеренность (распущенность); -справдливость и несправедливость); доблесть и трусость, малодушие) Страсть есть душевное волнение противное здравому смыслу и природе. Чтобы достичь добродетели -необходима победа разума над страстью. Этич. идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внеш. обстоятельств.
-Он действует в согласии с природным законом, т. е. добровольно следует судьбе; Мудрец тот, кто любит свой рок, ведет себя природосообразно. Люди не любящие свою судьбу тщетно волнуются и страдают. Таких людей большинство. Вот почему в мире так много несчастных. (Нет, не по воле провиденья, мы на тоску обречены….). - Все е поступки мдреца - правильны, они — «прямодеяние», т. к. исходят из постоянного добродетельного склада души, внутр. невозможности поступить иначе. - В этих поступках важно не достижение внеш. цели, часто не подвластное человеку, а только этич. характер действия и отношения человека к миру и к др. людям, всецело зависящий от самого человека (моральность мотивации) -Другие люди, в т. ч. и стремящиеся к добродетели («продвигающиеся»), совершают либо проступки, либо «надлежащие поступки» — этически оправданные и обязательные, но не предполагающие, однако, постоянного душевного склада, как у мудреца.). - Раз от судьбы не уйти –надо закалять свою волю, чтобы безропотно принимать судьбу. Свобода трактуется С. Как признание необходимости и следование ей. Это разумная необходимомть, присущая человеку, в отличие от животного, которому дана лишь естественная неосознанная необходимость Т.е., смысл жизни в достижении счастья! Счастье в добродетели, следовании долгу, судьбе, в прямодеянии, автаркии, внутренней свободе, независимости, атараксии -Римский С. характеризуется ограничением философии этикой, усилением религ. тенденций, влиянием неопифагореизма и платонизма и использованием аргументации и взглядов др. школ. - С. оказал сильное влияние на складывающийся неоплатонизм и христ. философию; - Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства привела к тому, что в 4 в. в христ. среде была создана апокрифич. переписка С. с апостолом Павлом. -его этика, в частности учения о внутр. духовной свободе личности и о естеств. законе, вновь привлекли к себе внимание в 17—18 вв. - В истории натурфилософии С. примечателен монистич. взглядом на мир как единый само-развивающийся организм. Получил распространение как массовая светская религия. Апатия (греч. άπάοεια, букв.— отсутствие страданий, бесстрастие, от ά — отрицат. частица и πάβος — страдание, чувство, страсть), термин др.-греч. филос. школы стоиков, обозначавший способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди, вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А., управляет собой, руководствуясь одним только разумным нравств. законом. В отличие от Эпикурейцев (атараксия) не через уход от общества а через стоическое принятие проблем и исполнение долга.
Римские стоики
1. Сенека Луций Анней [ок. 5 г. до н. э., (Кордова −Испания),— 65 г. н. э., Рим], - рим. философ, поэт и гос. деятель. Родоначальник римского С. - В 49—54 воспитатель будущего имп. Нерона, после его вступления на престол в 54 в течение ряда лет оказывал решающее влияние на управление империей, затем впал в немилость и, обвинённый в участии в заговоре, был вынужден покончить самоубийством. -До нас дошли «Нраветв. письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях», «О гневе». и ряд этич. соч. в форме, приближающейся к филос. диалогу, утешит. послания, «Исследования о природе». - Мировоззрение С. отразилось и в написанных им трагедиях. Как и Цицерон, С. был эклектиком; -В основе его филос. воззрений лежат идеи греч. стоицизма (сильное влияние Посидония), к-рые он сочетал с элементами др. направлений. Так, после отстранения от власти С. стал использовать эпикурейские аргументы против участия в гос. делах («О душевном покое», «О досуге») и неоднократно цитировал Эпикура. - под вл. киников – презрение к материальному достатку (не в богатстве счатье) – сам владелец огромного богатства увеличенного и раостовщичеством. Богатство следует призирать, чтобы не отказыаться от него, а не беспокоиться о нем. Он говорил, что собирает богатство не в своей душе, а в своем доме. (т.е. не отдает ему душу, не является его рабом). Более того, только при обладаниибогатством можно проявить пренебрежение к нему. - С влиянием киников связан характерный для С. общий тон его произведений, в к-ром эмоциональное увещевание, переходящее в проповедь, преобладает над аргументацией. - Как и другие рим. стоики, С. рассматривал философию не столько как систему теоретич. взглядов, сколько как учение о достижении нраветв. идеала и счастья в жизни; Проблема смерти в центре. Задача философии научить жить и умирать, дать человеку нез-ть и душевный покой. Вся жизнь д.б. подготовкой к смерти. Дурно живет тот, кто не умеет хорошо умереть. Научиться достойно переносить удары судьбы, лишения, опасности. Оади этого жизнь – постоянная борьба со страстями и искушениями. Проблема духа. Главная роль духа в жизни че-ка. Противник рабства. Нет рабства позорнее добров-го. Доб-ое рабство – полная зависимость от тела. Кто является рабом тела обременен страхами, заботами и обречен на позор. Достигший власти над телом способен проявить невообразимую силу. Угождать телу настолько, насколько необходимо для поддержания его крепости и укрепления духа. Избыточное вниманиеведет к изнеженности, развращает дух.
Рабство социальное. Внутренняя свобода важнее внешней. Толко тело раба принадлежит господину. Нельзя заставить захотеть. Душу нельзя продать или купить, как тело. Ты госполдин души и никто более. Рабство состояние тела, а не души. Нередко раб выше господина добровольно пребывающего в рабстве у своих страсти
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.037 с.) |