Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выход (каковы должны быть стратегии поведения?)

Поиск

-мудрость в воздержании от суждений и оценок (Эпохе), молчании;

- невозможность достижения истин и руководствоваться наиболее убедительным;

- жить в непосредственной данности принимая кажущийся нам мир за единственно достоверный;

- философы объясняют мир а все и сами философы поступают как все, руководствуясь здравым смыслом, общественным мнением, обычаем и традицией.

-Цель философии в достижении счастья - независимость, невозмутимость, спокойствие, воздержание от суждений, внутренний покой

-рассматривали фил-ов др-х напр-й как догматиков (не сомневающихся, некритичных)

 

1.Пиррон( 341-270) из Элиды в 4 в до н.э

-Участвовал в походах А. Македонского. Не писал, Беседы. Влияние индийских аскетов и Демокрита. Знаем о нем по работам ученика Тимона.

- Отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в руках богов Поэтому он не интересовался объяснением явлений природы.

-Человек, по П., должен стремиться к независимости от внеш. мира. Не зная ничего достоверно, люди долж­ны воздерживаться от каких бы то ни было суждений и следовать во всём сложившимся традициям и обычаям (Диоген Лаэртий IX 61).

2. Аркесилай (Άρκεσίλαος) (ок. 315 до н.э ., Питана в Этолии,— ок. 240, Афины), др.-греч. философ. Гла­ва платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель т. н. Средней академии. Подобно Сократу, ничего не писал. Открыл период т. н. академич. скеп­сиса (от σκεπτεον — «это ещё нужно исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от δόγμα — «принятое в качестве данного»). Цель философии — не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит А. к принципу «воздержания от суждений» (эпохе). Осн. предмет полемич. нападок А.— теория познания стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувств. восприятия. Призна­вая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, А. на практике предлагал руко­водствоваться тем, что представляется наиболее убеди­тельным (πιδανός) — тезис, впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологич. заострённость скептицизма А. принципиально отличает его от скептицизма Пиррона с его этич. направленностью

3. Энесидем ( 1 в. д н.э.) - нельзя ничего утверждать, так как:

 -одни и те же вещи вызывают у различных живых су­ществ разные ощущения; одним они полезны, а другим вредны; --различные люди также испытывают от вещей разные ощущения;

- один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному;

-в разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково, и даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит при­роде;

-вещи не могут восприниматься изолированно, в сочетании с различными привходящими обстоятельства­ми они воспринимаются по-разному, так, камень кажет­ся в воде легче, чем в воздухе;

- всякому утверждению можно противопоставить противоречащее ему, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое.

4. Карнеад (Καρνεάδης) (ок. 214 - 129 до н. э.), др.-греч. философ, схоларх Новой Академии. Развил вы­двинутые Аркесилаем принципы академич. скепти­цизма с его антидогматизмом и полемич. направлен­ностью. Как и Аркесилай, К. ничего не писал. Пред­ставления о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Гл. оппонент К. — Хрисипп; Диоген Лаэртий (IV, 62) приводит изречение К.: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Карнеада». Отрицая существование кри­терия истины, К. критикует стоич. учение о «постигаю­щем впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учит об «убедительном впечатлении», допу­скающем проверку, но не дающем возможности твёрдо отличить истинное впечатление от ложного. Помимо стоицизма критиковал и др. эллинистич. философские школы, критически высказывался о существовании богов, промысла и рока, предсказаний, астрологии и т.

 

5. Секст Эпирик (Σέξτος 6 Εμπειρικός) (2-я пол. 2 в.— нач. 3 в.), др.-греч. философ, систематизировав­ший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пир-роновы основоположения» и трактат «Против учёных» (в него входят разделы «Против логиков», «Против фи­зиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Про­тив риторов», «Против геометров», «Против арифмети­ков», «Против астрологов» и «Против музыкантов»,т. е. против теории музыки) — гл. источник наших све­дений об антич. скептицизме. В поисках предшественников скептицизма С. Э. об­ращается к учениям древних философов, начиная с Ксе-нофана, и ищет у них элементы скептич. взгляда на мир («Против учёных» VII 48—260). По С. Э., «начало и ко­нец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», к-рая достигается воздержанием от суждений («Пирро-новы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, к-рым С. Э. приписывает категорич. утверждение о не­доступности истины, и в отличие от др. филос. школ, к-рым С. Э. приписывает претензию на обладание исти­ной и к-рые он характеризует как догматические.. Согласно С. Э., «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в от­ношении достоверности и недостоверности» («Пирроно-вы основоположения» I 10). С. Э. систематизировал выдвигавшиеся его предшественниками т. н. скептич. тропы, т. е. аргументы в пользу воздержания от суж­дений. Доводя скептицизм до его логич. завершения, С. Э. не считал бесспорными также и все скептич. ар­гументы против возможности знания («Пирроновы основоположения» I 206).

Эпикуреизм

 

4.2.1.ЭПИКУР (341—270 до н. э.)

- др.-греч. философ-материалист, афинянин по происхождению.

- Основал в Афинах в 306 до н. э. филос. школу, получившую название «Сад Эпикура.»

-Из обширного наследия Э. до нас дошли только «Письмо к Геродоту» и «Письмо к Пифоклу» (о природе), «Письмо к Менекею» (этич.),«Главные мысли» (осн. идеи Э. в афористич. Форме).

Выделял  три части   своей фил.:

- «канонику», т. е. теорию познания,

-«физику» — учение о природе,

-«этику»

Цель философии практическая − обеспечение без­мятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы

 

Физика, онтология, антропологи

- Воспринял атомистич. учение Демокрита (последо­ватель материализма и атомизма Демокрита)

-Во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Тела воспринимаются непосредствен­но чувствами, а существование пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение

-Все тела представляют собой соединения неделимых плот­ных частиц — атомов, различающихся по величине, весу и форме; атомы вечно движутся в пустоте с одина­ковой скоростью.

 − Принимавшееся Демокритом положение о безраздельное господство необходимости в мире атомов не принимается Эпикуром. Будучи после­довательно распространено на атомы души, сделает не­возможным допущение свободы воли человека

− Выдвинул положение о случайных отклонениях атомов от закономерных траекторий, от прямолинейного движения, в результате чего становятся возможными и столкно­вения атомов и образование миров. Это исключало предопределенность (рок, чел-й жизни свыше и утверждало свободу воли и возможность определения человеком своей судьбы, освобождало о обреченности.

− Его натурфилософия – основа этики

− Признавал существование бесконечного числа миров в безграничном пространстве, миров, состоящих из бесконечного числа не возникающих и не исчезаю­щих атомов («К Геродоту» 42—43, 45).

Душа также состоит из атомов — особо тонких и рассеянных по всему телу — и похожа на ветер .-- Любые возникшие тела со временем разлагаются, в т. ч. и тело человека, а вместе с ним и его душа

Признавал существование богов,  которые обитают в пространствах между мирами и наслаж­даются блаженством, они не вмешиваются в ход явле­ний природы и в дела людей, т. к. это нарушило бы их безмятежное существование.

Гносеология

  −Не придавал знанию самостоят. ценности. Цель философии практическая.

- Источником наших знаний, являются чувств. восприятия, согласие с ними и с основанными на них общими представлениями — критерий истинности зна­ния. Сенсуализм.

- Все заблуждения возникают лишь вследствие ошибок нашей мысли

Этика (некоторые считали - гедонизм?).

- Цель философии практическая- обеспечение без­мятежности духа, свободы от  страха перед смертью и явлениями природы, свобода от печали.

- 4 страха – невозможность достижения счастья; боязнь страданий богов и смерти.

-философия должна указать путь к счастью.

-Счастье не в богатстве, не в положении, а в умеренности чувств и расположении духа (отсутствии страхов и страданий);

-Лечить страхи тетрафармаконом (четверным лекарством)

Нечего бояться богов.

Не стоит бояться смерти.

Можно перенести страдания.

Можно достичь счастья.

- Не бояться смерти. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть насту­пает, то нас уже нет»

-Не бояться Богов. Они не вмеш-ся ни в ход природы ни в дела людей. Богам нужно воздавать поклонение, но не следует бояться их или ожидать от них помощи.

-испытал влияние основателя школы киренаиков Аристиппа: наслаждение — единств. благо для человека,  наслаждение понимаемое  как  отсутствие страдания.

-Лучшим средством избег­нуть страданий -  самоустранение от тревог и опасностей,  ограничение потребностей, отстранение от обществ. и гос. дел, достижение независимости от внеш. услови й (призывал своих последова­телей «прожить  жизнь незаметно»).

-Атараксия – невозмутимое, безмятежное, разумная (разумное ограничение потребн.) жизнь, мудрость, созерцательная жизнь в кругу друзей. Уход от общества.

-Счастье достижимо, если не требовать от жизни многого и выбирать те желания (потребности), которые не ведут к страданиям:

-естественные и необходимы (удовлетворять);

- естественные но не необходимые (неудовлетворение полового желания не угрожает отдельному инд-ду (удовлетворять умеренно);

- не естественные и не необх-е (честолюбие, слава и гипертрофированные из первых двух групп) –(воздерживаться, ибо они вызывают беспокойство и смятение духа Весьма опасной (после страхов перед богами и смерть) считал любовь и предостерегал смертных;

- чем меньше потребностей, тем меньше страданий и больше наслаждений. Неограниченно только наслаждение дружбой и наукой (философией)- высшие дух-е насл-я.

-Философия Э. оказала значит. влияние на ново-европ. философию (Гассенди и др.).

 

 4.2.2.ЭПИКУРЕИЗМ,

- материалистич. направление в др.-греч. и рим.философии, названное по имени его основа­теля Эпикура.»

. -Самым видным учеником Эпикура был Метродор из Лампсака в полеми­чески заострённой форме он подчёркивал, что источником всех благ являются телесные наслаждения;

- Преемником Эпикура был Эрмарх из Митилены), настаивавший на том, что целесообразность лежит в основе всех за­конов.

-Преемник Эрмарха по руководству школой Полистрат в соч. «О безосноват. пренебрежении ходячими мнениями» доказывал, что нравств. принципы были приняты по согласию людей для общей пользы.

- Систематизатором Э. был Филодем из Гадары (1 в. до н. э около 99-55 гг.).

В конце 2 в. до н. э.  появляются  последователи Эпи­кура среди римлян, самым выдающимся из которых был Тит Лукреций Кар  (1 в. до н. э.).  «Оприроде вещей» ед-е произведения в котором дается точное изложение взглядов Эпикура и Демокрита.

В кон. 2 в. Диоген, житель города Эноанды в М. Азии, изложил основы учения Э. в виде огромной надписи, большие отрывки к-рой дошли до нас.

В 17 в. традиция Э. была возрождена во Франции Гассенди.

   Школа просуществовала до поздней античности стимулируя размышления об обретении счастья не прибегая к помощи богов (катализатор атеизма). Поэтому, труды Э. фальсифицировались, придавались огню. Эпикурейцы принимались в негативный смысл людей, предающихся низменным чувственным удовольствиям.

 

4.3. Стоицизм

- школа др.-греч. философии, получившая название от портика  в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э.

- периодизация:

· Древняя Стоя (3—2 вв. до н. э.; Зе нон, Хрисипп, Клеанф и их ученики),

· Сред­няя Стоя (2—1 вв. до н. э.; Панетий, Посидоний )

· Позд­няя Стоя (римский С.— Сенека, Эпиктет,   Марк Аврелий, Мусоний Руф, Гиерокл-стоик, )

- От первых двух перио­дов не дошло ни одного целого соч., так что система С. реконструируется на основе фрагментов.

-Стр-ра фил:

· Физика

· Логика

· Этика зани­мает в ней ведущее место, опираясь на физику (натур­философию) и логику.

Ф-я как плодоносное поле – физика – земля и лес, логика − ограда; этика –урожай, плоды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.013 с.)