Проповедь пассивности. Мы не можем изменить мировой Порядок а лишь стойко переносить, отдаться воле законов природы. «каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проповедь пассивности. Мы не можем изменить мировой Порядок а лишь стойко переносить, отдаться воле законов природы. «каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным»



 в стоич. физике (т. е. в натурфилософии) его привле­кали прежде всего её пантеистич. аспекты, в к-рых С. искал опору для душевного равновесия («О счастливой жизни» 15, 5, и др.).

В духе стоицизма С. настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделённом чертами личности. особенно «О благодарениях» VI 23).

-Стоич. ми­ровой пожар, по С.,— возмездие за накопившееся в мире зло.

-У С. встречаются крайне редкие в антич­ности утверждения о возможности безграничного про­гресса человеч. знания

- С. пытается преодолеть пропасть, к-рая в учении стоиков отделяет нраветв. мудреца (появляю­щегося, по словам С., раз в 500 лет) от безнравств. бе-зумцев, к числу к-рых относились все прочие люди. С. признавал в принципе равенство всех людей, в т. ч. и рабов («Письма» 47, и др.), в то же время с презрением относился к производит. труду и даже к творч. деятельности, ориентированной на ма­териальные потребности людей

-С. приписывает ценность деятельным попыткам приближе­ния к идеалу, ведущим к определ. моральному прогрес­су; в этом случае он говорил о восхождении души к богу

2. Эпиктет (Επίκτητος — рабская кличка, букв.— «При­купленный») (ок. 50 - ок. 140 гг. н.э.)

-греч. философ-стоик Был рабом одного из фаворитов Неро­на, позднее отпущен на волю.

- Слушал лекции стоика Мусония Руфа.

- После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоич. мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности.

-Филос. проповеди Э. сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их — выработка и сохранение такой нравств. позиции, при к-рой человек в любых условиях богатст­ва или нищеты, власти или рабства сохраняет внутр. независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зави­сящие от него и не зависящие, в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игно­рировать.

- У человека можнол все отнять но не мысли и волю

-Свободен и богат тот, кто ни в чем не нуждается

-Наслаждение низводит ч-ка до животного (против эпикур-ев)

−Счастье в жизни, согласной с природой, направдляемой божественным промыслом

- Аскетич. мораль Э., а также внеш. форма его «диатриб» во многом близки христ. проповеди.

 

3. Марк Аврелий Антонин (121- 180, Рим,— Вена)

- рим. философ-стоик, император (с Ϊ61).  «К самому себе» содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики.

- Практицизм и скептицизм М. А. не позво­лили ему быть вполне последоват. стоиком. Стоич. ф соч-ся сидеямн эпикурей­цев, перипатетиков и киников.

- Всё происходящее в мире рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим его в единое целое.

 - сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется личносное религ. отно­шение к миру как к богу и требование активного co -трудничества каждого человека с мировыми силами.

- Как и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от человека, и собств. внутр. миром, единственно подвластным человеку. Во внешнем мире господствует Судьба, либо Божественное провидение. Внутренний мир подвластен человеку.  

- Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в к-ром всё происходит согласно естеств. закону, т. е. pa зуму всеобщей природы.

− Высшее благо в общеполезной д-ти, в стремлении служить друг другу (основа благополучия о-ва и человека).

 - Во мн. записях, отступая от стоич. доктрины, М. А. рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеч. начало.

-В нек-рых случаях разум признаётся божеств. истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у Посидония.

-М. А. не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. ---−Часто варьируемая у М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, нек-рые платонич. и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим мес-там увещательной литературы.

 

Выводы

-обосновывает внутреннюю свободу, уверенность, стойкость;

-давал утешение представителям различных слоев и получил широкое распространение;

-исповедовал идеи равенства, которая получила массовый характер в демократических общинах первых христиан с их позицией общей любви.

 

Неоплатонизм

Представители

Плотин

Порфирий

Ямвлих (сир-я шк.),

Юлиан (перг-я шк.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.005 с.)