Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сократический (гуманистический, культурцентристский антропоцентрический) этап – V в. до н.э.
Софисты Работы «Двоякие речи»- автор неизвестен. - обозначение мыслителей, появившихся в 5 веке; - появляются в ответ на развитие демократии, участие свободных в управлении, необходимость соответствующих знаний, умение доказывать, аргументировать, убеждать; - вначале слово «софист» означало просто «мудрец»-авторитетная личность, посвятившая себя истине, интеллектуальной д-ти; - затем стало означать просветителей, практических философов, первых платных учителей мудрости; - позже, приобрело негативный оттенок, стало нарицательным, обозначающим интеллектуальных мошенников, согласных доказать все, что угодно (черное – это белое) -софизмы –неправильные рассуждения, выдаваемые за правильные; -софистика – метод рассуждения. основанный на преднамеренном нарушении законов логики (подмена понятий, многозначность понятий, ложные доводы и аргументы, нарушение законов вывода, уловки, ухищрения). Субъективная гибкость. Например: «Все что ты не терял, ты имеешь! Ты не терял рога- значит, имеешь их!» - Следуя за Гераклитом: если все изменчиво и внутренне противоречиво, то любое явление в одно и то же время является и тем, и иным.
Особенности и значение: - четкое различение «физиса» (натуры, природы) и культуры (номоса, телоса – нормативного, человеческих институций, установлений, искусственного мира, номического, телического; - обращение к проблемам культуры, общества, человека, религии, языка, мышления, аргументации; - единственное бытие – человек и ее ощущения; - обращение к психике, механизмам воздействия на сознание; - теория аргументации, доказательства, спора, технике дискуссии, эристике, риторике, логике, семантике, языкознанию (зачатки науки о языке – Протогор – категории словоизменения; Продик – основы учения о синонимах). Протагор- систематизация умозаключений, начало словесным состязаниям; Ликофон – связка отождествляет единое с многим и требовал отказаться от нее; -политиология,правоведение, культурология –изучение. - идеи равенства (Алкидаман- бог сделал всех равными, а природа никого не сделала рабом. Антифронт- отвергают преимущество знатного; - релятивизм (из относительность, условность установлений в разные времена и культурах) –нет ничего абсолютного, достоверного), относительность понятий добра и зла (Болезнь – зло для больных и благо для врачей, формацевтов. Смерть зло – для человека и благо для гробовщиков, ритуальных услуг, могильщиков. Но - относительность относительного.
- субъективизм (отсутствие объективных критериев – человек есть мера всего, истинного или ложного, объективного или субъективного) - антитрадиционализм, конфликт с традиционными нормами и верованиями. Гиппий и Антифонт: гос-е законы искусственны, противоестественны, возникли по установлению и являются злом, противоречат законам «по природе», являющимися необходимыми, Соблюдать законы - только чтобы избежать наказания, лишь в присутствии свидетелей. Трасимах – правители навязывают гражданам выгодные законы. - атеизм: Протагор –не знаю, существуют ли боги. Киренский Феодор – прямое отрицание богов. Продик – истоки религии в почитании чего-либо, всего что приносит пользу (луны, солнца, вина…Критий – религия выдумка для соблюдения законов простыми людьми; - релятивизм, субъективизм, антитрадиоционализм, атеизм - возмущали общественность, крнсерваторов (обвинение Протогора в нечестии, инвектива на Сократа, как софиста у Аристофан «Облака».
Старшие ( со второй полвины 5 века до н.э.). - Протогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт – просветители, исследователи политики, права, гос-ва,языка.
Младшие - Критий, Каликл, Фразимах, Ликофронт – уловки, ухищрения, софизмы, интеллектуальные мошенники. 3.2.Протагор (480-410 гг. до н.з.) из Ионии. Работы - «О природе», «О богах». - основатель софистики -по поручению Перикла раз-л проект новой конст-ции -стал брать деньги за обучение - предложил первый диалогическую формы обсуждения и изложения, мастер полемики -за книгу «О богах»- обвинен в нечестии и приговорен к смертной казни. Бежал.
- Никакого бытия вне человека нет. - «О природе» А если существует, то непознаваемо или невыразимо -На основе положений Гераклита о всеобщей текучести вещей и против элеатов и их идей о том, что только неизменное и умопостигаемое сущесивуе в дейст-ти. -Действит-е это непосредственно восприн-ое. Критерий сущест-я – ощущения человека «Человек есть мера всех вещей…»
-Каждый смотрит на мир со своей т.з. и сл-но для каждого своя истина. Поскольку все меняется -меняется и истина = релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей…..». Критерием оценки является субъективное мнение. − вне сознания человека ничего не сущ-ет. -нет ничего раз и навсегда данного. Если что хорошо для человека сегодня, то это и есть хорошо. Если завтра оно станет плохим, то так и есть. Для здорового - мед сладкий, для больного печенью – горький. -окружающий мир относителен. Объективного знания нет, существует лишь мнение - «о богах я не могу ничего знать. Слишком многое препятствует такому знанию. И вопрос темен и жизнь коротка!»
3.3.Сократ ( 469-399) - Афины. Сын камнетеса и повитухи -не оставил письменных текстов н (через диалоги Платона, соч-я Ксенофонта, карикатурный образ в «Облаках» Аристофана); - философия в форме живой беседы, диалога, спора, образа жизни (жил скромно, философствовал, не брал деньги за обучение молодежи, следовал свои убеждениям и др.); -Дельфийским оракулом он провозглашен мудрейшим; -убежден, что послан богом, (как овод к коню) чтобы не давать впасть афинянам в духовную спячку; -вел просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках, в форме открытого диалога, спора по злободневным проблемам, философскм проблема добра и зла, счастья и т.д. - указывал на несправедливости власть предержащих, за аристократию, против демократии, ставил под сомнения общепринятые, но неосмысленные критически положения, разделяемые большинство и освящаемы. Афиняне не могли простить; - Не был понят официальными властями, воспринимался как обычный софист, подрывающий устои о-ва. Суд, по доносу, обвинил в крамольных идеях, разращении молодежи, непочтительности к богам и введении новых богов и приговорил к смерти - Ученики – бежать,,так как приговор несправедлив. Сократ несправедливо соблюдать законы, когда полезно и не соблюдать, когда вредно (об это говорили софисты -Антифон). В присутствии уч-ов выпил чашу с ядом (цикутой). Суд описан в «Апологии Сократа» Платоном. Имя стало нарицательным - как подлинный мудрец и философ не на слове а на деле (образом жизни). -вошел в историю как олицетворение подлинного философа,выдающийся полемист, мудрец, педагог, сторонник единства слова и дела.
- ученик софистов, но не считал себя софистом-мудрецом, а философом – лишь любовь к мудрости (объяснить), поиск, прближение. С тех пор и слово философия - для особого рода интеллектуальной д-ти; - против релятивизма софистов (изменчивое лишь отображение существенного-устойчивого, умопостигаемого) - воспринял некоторые моменты: диалоговую форму и культурологическую направленность. С Сократом связывают антропологический поворот в философии. Познание природы считал делом ненужным, так как внешний мир непознаваем и дан в человеческом сознании. - Антропологи я. Учение о человеке, его душе. Философия д.б антропологией (учением о ч-ке). Ее предмет – человек. Познай самого себя ( слова на храме Аполлона в Дельфах – девиз). Самопознание – условие свободы, самоопределения - Разграничение тела и души. Душа нематериальна, невещественна, бессмертна.
- Познай свою душу. Обращение к духовной стороне и нравственным категория. -Предмет его философии человек не чувствующем (как софисты), а разумный, прежде всего. -Разум высшая особенность и достоинство, регулятор и организатор поведения. Разум связан с поиском существенного, устойчивого, общего, определяющего. − Этика. В центре внимания – этика. Аристотель о нем – исследовал добродетели, общие понятия и определения. - Сторонник этического реализма: знание есть добро, источник добра, незнание - зло. Порок, зло, совершается из-за незнания, неразумения, непонимания. Достаточно открыть человеку истину и он, как разумное существо, будет следовать ей. Добродетель неотделима от знания. Три основные добродетели – умеренность (знание того, как обуздать страсти; −храбрость- как преодолеть опасность и страх; −справедливость –как соблюдать божественные и чел-е законы. -Гносеология. -Самоопределение упирается в самопознание. Познай самого себя. Предосылка знания – незнание, сомнение «Я знаю, что я ничего не знаю» ( Развить свое и Камю – ничто ). Отрицает самомнение и гордыню всезнайства. (Тревога о симулякрах и псевдознании). -Поставил под сомнения свои и чужие псевдознания, требующие критического переосмысления и освещения, суда разума. - Знание у С. – это усмотрение общего, которое дает разум. - Знание прирождено человеку и находится в его душе. -Чтобы открыть его, нужны усилия и методы. Методология - сократический метод - диалектический, диалогический, иронии, майевтики, индукции, определение - диалектика (первый употребил этот термин) – искусство вести беседу, обнаруживать противоречия через вопросы, ответы, уточнения. Диалектик тот, кто умеет ставит вопросы. - диалектика начинается с «иронии» - притворного неведения. Не выдвигал собственные утверждения, а соглашался, затем подводил к противоречию оппонета со своими определениями, признанию неправоты или ограниченности и необходимости уточнения, или изменения первоначальной позиции; - свой метод называл «майевтикой» – повивальное искусство, помогающее разродиться истине. - индукция – отыскание общего в частном. Красота. Индуктивные доказательства. - определения – определение частного, отдельного через общее, род. Социальная философия – сторонник аристократии, власть лучших, знающих. Человек - часть полиса и должен соблюдать его законы, подчиняться даже несправедливым решениям суда (суров закон, но….)
Достижения и значение - антирелятивизм, -антропология, -этика, -диалектика, -майевтика, -индуктивные доказательства и общие определения. Сократические школы Появились после смерти Сократа. Излагали идеи в форме диалогов Сократа. -киники -киренаики -мегарская школа -элидо-эритрейская Иногда, к сократическим школам и Академию Платона. 3.4.1.Мегарская шк. – IV в до н.э. -основатель Евклид из Мегары - ученик Сократа, Евбулид, Деодор, Крон; -вели активную практическую д-ть, занимались софистикой и эристикой, получили название «спорщиков» -стали авторами (Евбулид) известных апорий (парадоксов)− «Куча», «Лысый» -занимались вопросами логики и диалектикой (переход количества в качество); -считали предметом знания только «бестелесные виды»- общие понятия; -отрицали применимость общих понятий к единичному (Стилпон: «кто использует только общие понятия – не говорит ничего конкретного»); -обратили внимание на логические парадоксы, связанные с соотнесением понятий (Евбулид: «говорит ли правду человек, заявляющий - «Я лгу»); -отстаивали абстрактное высшее благо, которое не поддается определению и лишь называется разыми именами (Бог, разум, ум).
Элидо-эритрейская – Федон из Элиды и Менед из Эритреи - развивали идеи Сократа
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.029 с.) |