Сократический (гуманистический, культурцентристский антропоцентрический) этап – V в. до н.э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократический (гуманистический, культурцентристский антропоцентрический) этап – V в. до н.э.



Софисты

Работы  «Двоякие речи»- автор неизвестен.

- обозначение мыслителей, появившихся в 5 веке;

- появляются в ответ на развитие демократии, участие    свободных в управлении, необходимость соответствующих знаний, умение доказывать, аргументировать, убеждать;

- вначале слово «софист» означало просто «мудрец»-авторитетная личность, посвятившая себя истине, интеллектуальной д-ти;

- затем стало означать просветителей, практических философов, первых платных учителей мудрости;

- позже, приобрело негативный оттенок, стало нарицательным, обозначающим интеллектуальных мошенников, согласных доказать все, что угодно (черное – это белое)

 -софизмы –неправильные рассуждения, выдаваемые за правильные;

 -софистика – метод рассуждения. основанный на преднамеренном нарушении законов логики (подмена понятий, многозначность понятий, ложные доводы и аргументы, нарушение законов вывода, уловки, ухищрения). Субъективная гибкость. Например: «Все что ты не терял, ты имеешь! Ты не терял рога- значит, имеешь их!»

- Следуя за Гераклитом: если все изменчиво и внутренне противоречиво, то любое явление в одно и то же время является и тем, и иным.

 

Особенности и значение:

- четкое различение «физиса» (натуры, природы) и культуры (номоса, телоса – нормативного, человеческих институций, установлений, искусственного мира, номического, телического;

- обращение к проблемам культуры, общества, человека, религии, языка, мышления, аргументации;

- единственное бытие – человек и ее ощущения;

- обращение к психике, механизмам воздействия на сознание;

- теория аргументации, доказательства, спора, технике дискуссии, эристике, риторике, логике, семантике, языкознанию (зачатки науки о языке – Протогор – категории словоизменения; Продик – основы учения о синонимах). Протагор- систематизация умозаключений, начало словесным состязаниям; Ликофон – связка отождествляет единое с многим и требовал отказаться от нее;

 -политиология,правоведение, культурология –изучение.

- идеи равенства (Алкидаман- бог сделал всех равными, а природа никого не сделала рабом. Антифронт- отвергают преимущество знатного;

- релятивизм (из относительность, условность установлений в разные времена и культурах) –нет ничего абсолютного, достоверного), относительность понятий добра и зла (Болезнь – зло для больных и благо для врачей, формацевтов. Смерть зло – для человека и благо для гробовщиков, ритуальных услуг, могильщиков. Но - относительность относительного.

- субъективизм (отсутствие объективных критериев – человек есть мера всего, истинного или ложного, объективного или субъективного)

- антитрадиционализм, конфликт с традиционными нормами и верованиями. Гиппий и Антифонт: гос-е законы искусственны, противоестественны, возникли по установлению и являются злом, противоречат законам «по природе», являющимися необходимыми, Соблюдать законы - только чтобы избежать наказания, лишь в присутствии свидетелей. Трасимах – правители навязывают гражданам выгодные законы.

- атеизм: Протагор –не знаю, существуют ли боги. Киренский Феодор – прямое отрицание богов. Продик – истоки религии в почитании чего-либо, всего что приносит пользу (луны, солнца, вина…Критий – религия выдумка для соблюдения законов простыми людьми;

- релятивизм, субъективизм, антитрадиоционализм, атеизм - возмущали общественность, крнсерваторов (обвинение Протогора в нечестии, инвектива на Сократа, как софиста у Аристофан «Облака».

 

Старшие ( со второй полвины 5 века до н.э.).

- Протогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт – просветители, исследователи политики, права, гос-ва,языка.

 

Младшие

- Критий, Каликл, Фразимах, Ликофронт – уловки, ухищрения, софизмы, интеллектуальные мошенники.

3.2.Протагор (480-410 гг. до н.з.) из Ионии. Работы

- «О природе», «О богах».

- основатель софистики

-по поручению Перикла раз-л проект новой конст-ции

-стал брать деньги за обучение

- предложил первый диалогическую формы обсуждения и изложения, мастер полемики

-за книгу «О богах»- обвинен в нечестии и приговорен к смертной казни. Бежал.

 

- Никакого бытия вне человека нет. - «О природе» А если существует, то непознаваемо или невыразимо

-На основе положений Гераклита о всеобщей текучести вещей и против элеатов  и их идей о том, что только неизменное и умопостигаемое сущесивуе в дейст-ти.

-Действит-е это непосредственно восприн-ое. Критерий сущест-я – ощущения человека «Человек есть мера всех вещей…»

-Каждый смотрит на мир со своей т.з. и сл-но для каждого своя истина. Поскольку все меняется -меняется и истина = релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей…..». Критерием оценки является субъективное мнение.

− вне сознания человека ничего не сущ-ет.

-нет ничего раз и навсегда данного. Если что хорошо для человека сегодня, то это и есть хорошо. Если завтра оно станет плохим, то так и есть. Для здорового - мед сладкий, для больного печенью – горький.

-окружающий      мир относителен. Объективного знания нет, существует лишь мнение

- «о богах я не могу ничего знать. Слишком многое препятствует такому знанию. И вопрос темен и жизнь коротка!»

 

 

3.3.Сократ ( 469-399)

- Афины. Сын камнетеса и повитухи

-не оставил письменных текстов н (через диалоги Платона, соч-я  Ксенофонта, карикатурный образ в «Облаках» Аристофана);

- философия в форме живой беседы, диалога, спора, образа жизни (жил скромно, философствовал, не брал деньги за обучение молодежи, следовал свои убеждениям и др.);

-Дельфийским оракулом он провозглашен мудрейшим;

-убежден, что послан богом, (как овод к коню) чтобы не давать впасть афинянам в духовную спячку;

-вел просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках,  в форме открытого диалога, спора по злободневным проблемам, философскм проблема добра и зла, счастья и т.д.

- указывал на несправедливости власть предержащих, за аристократию, против демократии, ставил под сомнения общепринятые, но неосмысленные критически положения, разделяемые большинство и освящаемы. Афиняне не могли простить;

- Не был понят официальными властями, воспринимался как обычный софист, подрывающий устои о-ва. Суд, по доносу, обвинил в крамольных идеях, разращении молодежи, непочтительности к богам и введении новых богов и приговорил к смерти

- Ученики – бежать,,так как приговор несправедлив. Сократ несправедливо соблюдать законы, когда полезно и не соблюдать, когда вредно (об это говорили софисты  -Антифон). В присутствии уч-ов выпил чашу с ядом (цикутой). Суд описан в «Апологии Сократа» Платоном.  Имя стало нарицательным -  как подлинный мудрец и философ не на слове а на деле (образом жизни).

-вошел в историю как олицетворение подлинного философа,выдающийся полемист, мудрец, педагог, сторонник единства слова и дела.

 

- ученик софистов, но не считал себя софистом-мудрецом, а философом – лишь любовь к мудрости (объяснить), поиск, прближение. С тех пор и слово философия - для особого рода интеллектуальной д-ти;

- против релятивизма софистов (изменчивое лишь отображение существенного-устойчивого, умопостигаемого)

- воспринял некоторые моменты: диалоговую форму и культурологическую направленность. С Сократом связывают антропологический поворот в философии. Познание природы считал делом ненужным, так как внешний мир непознаваем и дан в человеческом сознании.

- Антропологи я. Учение о человеке, его душе.

 Философия д.б антропологией (учением о ч-ке). Ее предмет – человек. Познай самого себя ( слова на храме Аполлона в Дельфах – девиз). Самопознание – условие свободы, самоопределения

- Разграничение тела и души. Душа нематериальна, невещественна, бессмертна.

- Познай свою душу. Обращение к духовной стороне и нравственным категория.

-Предмет его философии человек не чувствующем (как софисты), а разумный, прежде всего.

-Разум высшая особенность и достоинство, регулятор и организатор поведения. Разум связан с поиском существенного, устойчивого, общего, определяющего.

Этика.

В центре внимания – этика. Аристотель о нем – исследовал добродетели, общие понятия и определения.

- Сторонник этического реализма: знание есть добро, источник добра, незнание - зло. Порок, зло, совершается из-за незнания, неразумения, непонимания.  Достаточно открыть человеку истину и он, как разумное существо, будет следовать ей. Добродетель неотделима от знания. Три основные добродетели

 – умеренность (знание того, как обуздать страсти;

−храбрость- как преодолеть опасность и страх;

−справедливость –как соблюдать божественные и чел-е законы.

-Гносеология.

-Самоопределение упирается в самопознание. Познай самого себя. Предосылка знания – незнание, сомнение «Я знаю, что я ничего не знаю» ( Развить свое и Камю – ничто ). Отрицает самомнение и гордыню всезнайства. (Тревога о симулякрах и псевдознании).

-Поставил под сомнения свои и чужие псевдознания, требующие критического переосмысления и освещения, суда разума.

- Знание у С. – это усмотрение общего, которое дает разум.

- Знание прирождено человеку и находится в его душе.

-Чтобы открыть его, нужны усилия и методы.

Методология

- сократический метод - диалектический, диалогический, иронии, майевтики, индукции, определение

- диалектика (первый употребил этот термин) – искусство вести беседу, обнаруживать противоречия через вопросы, ответы, уточнения. Диалектик тот, кто умеет ставит вопросы.

- диалектика начинается с  «иронии» - притворного неведения.  Не выдвигал собственные утверждения, а соглашался, затем подводил к противоречию оппонета со своими определениями, признанию неправоты или ограниченности и необходимости уточнения, или изменения первоначальной позиции;

- свой метод называл «майевтикой» – повивальное искусство, помогающее разродиться истине.

- индукция – отыскание общего в частном. Красота. Индуктивные доказательства.

- определения – определение частного, отдельного через общее, род.

Социальная философия

 – сторонник аристократии, власть лучших, знающих. Человек - часть полиса и должен соблюдать его законы, подчиняться даже несправедливым решениям суда (суров закон, но….)

Достижения и значение

- антирелятивизм,

-антропология,

-этика,

-диалектика,

-майевтика,

-индуктивные доказательства и общие определения.

Сократические школы

Появились после смерти Сократа. Излагали идеи в форме диалогов Сократа.

-киники

-киренаики

-мегарская школа

-элидо-эритрейская

Иногда, к сократическим школам и Академию Платона.

3.4.1.Мегарская шк. – IV  в до н.э.

-основатель Евклид из Мегары - ученик Сократа, Евбулид, Деодор, Крон;

-вели активную практическую д-ть, занимались софистикой и эристикой, получили название «спорщиков»

-стали авторами (Евбулид) известных апорий (парадоксов)− «Куча», «Лысый»

-занимались вопросами логики и диалектикой (переход количества в качество);

-считали предметом знания только «бестелесные виды»- общие понятия;

-отрицали применимость общих понятий к единичному (Стилпон: «кто использует только общие понятия – не говорит ничего конкретного»);

-обратили внимание на логические парадоксы, связанные с соотнесением понятий (Евбулид: «говорит ли правду человек, заявляющий - «Я лгу»);

-отстаивали абстрактное высшее благо, которое не поддается определению и лишь называется разыми именами (Бог, разум, ум).

 

Элидо-эритрейская

Федон из Элиды и Менед из Эритреи

- развивали идеи Сократа

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.029 с.)