Понятие, хронологические рамки, социально- культурные особенности и основные этапы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, хронологические рамки, социально- культурные особенности и основные этапы



Понятие, хронологические рамки, социально- культурные особенности и основные этапы

Понятие

 

Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима являющаяся фундаментом западноевропейской (заложила основы). Основные вопросы, основные направления, основные категории. Идеи актуальны и по сей день и постоянное обращение к ним каждого нового покол-е

 

1.2. Хронологические рамки:

- с VII в. до н.э. – VI в. н.э.

- VII век до н.э – начало расцвета греческих полисов, постепенного возвышения Афин − до VI в н.э. – Крушение Римской империи 476 г. Вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Ромула Августа отречься от престола. Закрытия платоновской Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.). 

 

Социально культурные условия

- социально-экономическая и культурна революция 8-5 века.

 --недрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Переход от военной демократии к го-ву, преодоление остатков патриархального, родового, общинного строя.

 -развитая система разделения труда (земледелие, ремесло, торговля), умственного от физического, управленческого от исполнительского

-мало сельскохозяйственных земель – ремесло и торговля (искусственный мир, отлет от природы).

-высокий уровень урбанизации, частной собственности, товарно-денежных отношений,

- высокий уровень торговых, политических и культурных контактов с Персией, Вавилонией, Египтом, Финикией, Индией и др. и овладение их знаниями, научными достижениями

-развитие полисной организации общества.

-всплеск национального самосознания и этнической консолидации

- развитое классовое общество, основанное на рабстве (в рез-те - изживания патриархально-общинных отношений, раннего домашнего рабства)

- пренебрежительное отношение к физическому труду

-высокий уровень развития демократических свобод и институтов (реформы Солона, Перикла).

- чувство достоинство и свободы (ограничение прав родовой аристократии, формальное равенство перед судом и законом, состязательность в суде) Исогория. Исономия. Исотомия

-развитие искусства (методов), обоснования, аргументации, доказательства. Риторика. Эристика.

- развитие науки (математики, астрономии, географии, медицины)

- разработка и использование метод идеализации и идеального моделирования

-агональность (состязательность − олимпийские, дельфийские игры)

- стихийно присущее грекам видение мира как целого, отсутствие противопоставления индивида природе и их единствео (микрокосм и макрокосм). Космос проникает в человека, представлен в нем, переживается им, всячески – и физически и идеально (в душе) представлен в нем. Космос –структурно организованный, согласованный во всех частях (мера, красота¸ симметрия, гармония). Отождествление природы с богом (пантеизм)

 

Основнгые школы

1.Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

2. Диалектическая школа (Гераклит Эфесский, Кратил)

4. Элейская школа - Парменид, Зенон Элейский

5. Атомисты (Демокрит, Левкип)

6. Пифагорейцы (Пифагор, Филолай)

 3. Эмпедокл и Анаксагор.

 

 

Милетская школа (физики)

Общая характеристика

 - 6 в. до н.э. – по названию города в Малой Азии

- решительный шаг в переходе от мифа к логосу

- поиск первоначала, субстанции, «архе» то, что лежит в основе всего

- материалисты

-философы (метафизики) и физики (занимались и науками)

- за основу брали реальное распространенное вещество, физические стихии

-восхождение от конкретного первоначала - к абстрактному, как общая тенденция

-не выявляется специфичность человека и куль туры

 

1.1. Фалес – (625-547 гг. до н.э.),

- основатель школы

-один из 7 мудрецов (познай себя, ничего сверх меры, все обдумывай наперед)

-предсказал солнечное затмение

-продолжительность года – 365 дн.

- теорема Фалеса (вписал треугольник в круг)

- первичность природы как изначальной и фунд-й реальности не нуждающегося для объяснения ни в чем ином

- первооснова природы – водаиз нее все возниет, состоит и возвра щается. Но как- не объясняет

-природа – живое и самодвижущееся целое,

-все одушевлено и полно богов

-душа –вечно движущяяся и самодвижущаяся субстанция

 

 

1.2. Анаксимен – (585-525 гг. до н.э.)

- природа – основа всего, едина и бесконечна

- первооснова всего – воздух - постоянно движется, сгущается, разрежается;

-сгущение от охлаждения и ослабления движения; разряжение – от повышения темп-ры и возрастания движения

- воздух вездесущ,от воздуха – жизнь; жизнь и душа связана с дыханием; дыхание и воздух объемлет все мироздание

-отождествление души и воздуха означает одушевление мира

- попытка обяснить дождь, снег, град естественными причинами из первоосновы воздуха

 

1.3. Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.)

-родст-к Фалеса, трактат «О природе».

- первый ученый (первая геогр-я карта, первая геометрическая и геоцентрическая модель Вселенной; идея происз-я живого из неживого, а человека из животнтого мира - рыбы)

-не ассоциировал первоначало с конкр-м вещ-ом.

- в основе мира,  взаимопревращения стихий должно лежать что-то нечто общее - апейрон

 - апейрон - качественно неопределенная, беспредельное, вечная, неразрушимая, бессмертная субстанция, не доступная чувственному восприятию  

- возникноение вещей из противоположностей теплого и холодного, сухого и влажного. Из беспредельного рождается все и миры. Но мирры не вечны. Платой за обособление является разрушение. Из чего все возникают, в то и превращаются. Из единого возникает многое, а из многого – единое. При изменении частей цело остается неизменным.

 

 Милетцы считали, что все существующеее возникает, растет, гибнет, изменяется. Но глубже всех проблему изменения раскрыл Гераклит.

 

Диалектическая школа

2.1. Гераклит (544-480 гг. до н.э) из Эфеса в Ионии.

-из царского рода; отказ-ся быть царем; для достижения мудрости стал отшельником

-чел-е существование считал трагическим и единственной реакцией на это считал слезы; прозван Плачущим

-  Труды «О природе», или «Музы».  Написаны сложным языком. Прозван «Темным».

Онтология (учение о бытии).

-В основе всего огонь

 - Это космос один и тот же для всего сущего. Не создан никем из богов и людей и есть и будет вечным огнем мерами загорающийся и мерами

-нет ничего неизменного «Все течет». В одну и ту же реку нельзя войти дважды. (Но в изменении, порядок, покой, Логос)

- источник изменения -б-ба противоположностей –  борьба (война отец всему и мать всему)

- тождество противоп-ей и переход противоположностей друг в друга день-ночь, зима-лето (одно и тоже живое и мертвое, молодое и старое; это изменившись есть то, а то есть это)= вывел закон единства и б-бы противоположностей – ключевой закон диалектики

-мир изменчив, но это изменение в постоянстве и устойчивости, порядка, Логики в изменчивом.

- мир закономерен, упорядочен подчинен Логосу определяющему закономерный переход вещей друг в друга и изменение.

-Логос выражает порядок, а огонь – изменение. Логос – Мировой разум – всеобъемлющее, всепроникающее божество.

Учение о человеке и душе. Этика

- Огненное начало в организме – душа в человеке как микрокосме, ритмы превращений огня.

Идея безмерности души. Логос души также беспределен как и логос космоса.

Вера в бессмертие  души, награды и наказания после смерти

Логос пронизывает и душу. Человек должен прислушиваться и следовать логосу. Страсти мешают. Источник страсти тело. Телесная жизнь и чрезмерные телесные потребности – умерщвление души, а угнетение, смирение, смерть тела вызывает душу к жизни.

 Гносеология (теория познания)

Связь чувств и разума в познании. Но преобладание разума над чувствами. Природа любит скрываться. Сопряжения неявные – крепче явных.

Значение

- исследование предельно абстрактных категорий (бытие, небытие, движение, пространство, время).

- различение «эпистеме» и «докса» (Гегель – философия в собственном смысле начинается с Парменида);

- поставили вопросы диалектики о соотношение покоя и движения, сохранения и изменения;

- различение и противоречие бытия как единого, данного логически и обосновываемого и чувственно данного многообразия и изменения. Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит решали материалистически, через существование множественных и изменчивых вещей (материалистически). Сократ и Платон исходили из единого и неизменного бытия соответствующего законам мышления – идеалистический способ решения вопроса;

-сторонники монизма;

- тупиковость теоретической мысли, оторванной от чувственного, опытного знания;

-Платон «неподвижники»; Аристотель «не-физики», «противоестественники»;

Апории (безвыходное положение, безысходность) – логические верно обоснованные суждения, которые не соответствуют действительному положению вещей.

Парадоксы – противоречивые ситуации действительности, которые не могут быть объяснены на данном уровне, при данных средствах мышления.

Антиномии – одинаково обоснованные противоположные идеи, положения;

Софизмы – ( шарлатанство, жульничество, подтасовка, намеренное нарушение правил логики подвидом их формального соблюдения с целью выдать ложное- за истинное).

 

4. Атомисты – Демокрит, Левкипп (дискуссия с неподвижниками, противоестественникамими)

 

Левкипп

- данныео нем не сохранились. Многие считают, что под этим именем выступал молодой Демокрит.

 

4.1. Демокрит ( 460-370 гг. до н.э ) г. Абдеры (Иония). 70 работ но не дошли. Только цитаты.

-«смеющийся» (человеческий род достоин не слез – Гераклит, а смеха). Побывал в Индии, Вавилоне, Египте, Эфиопии;

Онтология (учение о бытии).

- материалист (линия Демокрита), детерминист, атомист;

- первоначалами являются Атомы и Пустота ( условие существования множества и движения);

-ввел понятие Атом ( мельчайшая, бескачественная, неделимая и неразрушимая, чувственно не воспринимаемая частица) – бесконечное количество;

-различной формы (выпуклости, углубления, крючки) и различный порядок расположения;

 -обладают от природы свойством движения и не нуждаются во внешних его ист-ах (Эмпедокл, Анаксагор). Сущ-ют атомы пространства (амеры), атомы времени (хрономы);

-атомы неделимы по причине абсолютной простоты и отсутствия в них пустоты;

-  Пустота безгранична, вечна и тождественна отсутствию, небытию.

- Признает существование как бытия -Атомы, так и небытия – Пустоты.

- Отталкивание, притяжение (сродство).. Сцепление большого числа атомов + вихри. Сепарация, тяжелые к центру… Похожие объединяются а, отличные атомы – разъединяются, образуя разные вещи и миры.

Бесчисленные миры разного уровня, размера, качества, зрелости, с жизнью и без. Аналогия организма и космоса. Впервые понятие микрокосма.

- Нет беспричинных явлений. Значит, нет и случайности. Отождествление причинности с необходимостью. Случайность – незнание причин.. Механистический детерминизм и основы механистической картины мира

- Главное –познание причин: «Я предпочел бы познать причину хотя бы одного явления, чем стать императором Персии». Познание причин условие свободы

 - Гносеология (теория познания)

– теория истечений (как Эмпедокл).

 - Темное  познание с пом. орг. чувств и Светлое –через логические рассуждения.  Т.к. атомы не имеют качеств, то чувственные качества вещей (сладкое) лишь во мнении

 - Учение о человеке (антропология) и душе

- Живое отлич-ся от неживого душой.

- Душа – движ-ее начало и орган ощущения и мышления.

 -Душа смертна и из особых атомов (легких, теплых, подвижных), которые рассеиваются после смерти.

-Боги- особые соединение круглых огненных атомов. Плохо разрушаются, но не вечны. Воздействуют на человека положительно или отрицательно, подают знаки

Этика и социальная философия.

- Различал естественны и установленные людьми законы в обществе,  где только и возможна свобода. Свобода дает счастье. Она основана на знании причин, необходимости, на разуме, выборе, умеренности.

- Стремление к мнимым благам лишает человека душевного спокойствия.

- Цель жизни– эвтюмия- хорошее расположение духа, безмятежное состояние, без страстей и страхов.

- Задача этики – научить эвтюмии.

Значение нужды (всему учит ).

Значение подражания (мимесиз) в ремесле и искусстве

Значение образования и воспитания в формировании человека.

Сторонник демократии «бедность при демократии предпочтительней счастливой жизни в монархии настолько, насколько свобода предпочтительней рабства.

Пифагорейский союз

-   религиозно-философское о-во (братство) в Кротоне (Южная Италия);

-с ритуализированным уставом, общностью имущества («у друзей все общее»);

-принимались только после многолетних испытаний;

- жесткой иерархией, обетом неразглашения тайн учения, высочайшим авторитетом П. – («Сам сказал», приписывание учителю всех открытий, легендами о Пифагоре, сходными с Евангелиями, чтили как посланца Зевса, пророка);

- сосредоточенного на проблеме спасения.

-Но был первоначально и политической партией, религиозно-политическим орденом с огромным политическим влиянием по всей Южной Италии (взяли власть в Кротоне). Антидемократические идеи и политика. Был разгромлен в результате антипифагорейского восстания на рубеже 6-5 вв. Центр переместился в Тарент и в другие города.

-деление на акусматиков  (эксотерики,фольклорно-религиозная партия – заучивали «акусмы»-символы-бездоказательные космол.,эсхатол ., этич-е максимы) и математики (арифметика, геометрия, астрономия, гармония)

5.1.Пифагор Самосский (570-496 гг. до н.э.)

- жил на о. Самос (Иония). Учился в Милете у Анаксимандра. В Египте и Вавилоне изучал математику и астрономию. В Кротоне (Южная Италия) создал религиозно-филосфскую школу –Пиф-й союз, объединив орфические секты. Антипифагорейское восстание.Школа сожжена. Многие погибли. Либо тоже погиб. Либо скрывался и умер, либо скрывался и уморил себя голодом. Орфические истоки.

 

Онтология и гносеология

- в основе всего числа (вещи как сумма конечного количества элементарных материальных частиц) и пространственные и числовые отношений (пропорции) между частицами и вещами – вначале. Числа здесь живые, действенные, материальные частицы, имеющие конкретные качества, формы, разделенные пустотой, чувственно воспринимаемые (их можно видеть и слышать как музыкальные тоны).

- Числа здесь неотделимы от вещей

- Все вещи из чисел и из подражания числам.

-Считали единицу мельчайшей частицей всего.

- Порядок во Вселенной и о-ве образуют числа и числовые отношения.

- Число основа упорядоченности (порядка – ряда в отличие от хаоса) и познаваемости.

- Геометризация арифметики и математизация геометрии. Точка (единица) – линия – плоскость- тело. Геометризация физики - предвосхищение математической физики, геометризации и математизации геометрии и физики – Декарт.
 - Позже, превращение чисел в самодовлеющие божественные сущности, отличные от вещи прообразы вещей (идеалистическая тенденция)

- абсолютизация числа вела к мистике чисел;

- установление математических отношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре;

-Теории симметрии, гармонии, «золотого сечения». Высота звучания - от длинны струны.

-Учение о противоположностях и бинарных категориях «предел-беспредел», конечное-бесконечное, чет-нечет, единое-многое, правое-левое, мужское-женское, покоящееся-движущееся, прямое-кривое, свет-тьма, хорошее-дурное, четырехугольное –разностороннее.

-Гармония – сочетание противопол-й.- высший мировой закон Гармония небесных сфер. Пифагор якобы слышал эту музыку

−Кто привел собственную природу в гармонию - способен отразить гармонию божественную

Антропология и этика, учение о душе.

-Вера в нематериальность и бессмертие души (от орфиков)

-понимание смысла жизни как очищения души и освобождения от тела (от орфиков, но у них нет повторного воплощения души в теле)

- высшая этическая цель - очищение (катарсис) – (тело- через вегитарианство, аскезу, а душа через познание музыкально-числовой структуры космоса

- идея метемпсихоза (реинкарнации). Чем больше грешен человек, тем ниже животное тело для искупления вины, перевоспитания и освобождения от телесного (из круговорота перевоплощений), одухотворение, дисциплину нравов, победу над страстями, отвращения от чувственных насл-й. П и щенок, которого били (душа друга).

- память предков (передаче вины и достижений) по наследству. П. помнил 14 своих инкарнаций (зачатки теории анамнесиза Платона)

- идея родства всех живых существ (переход на бескровные жертвы)

- В сфере социальной задача – нравственное очищение о-ва, порядок, соразмерность и гармония в о-ве (а не хаос, беспорядок, неопределенность которые есть зло). Не внешние блага главное, а развитие наук.

 

5.2.Филолай  (около 470 г.днэ).

- предметом строго познания может быть лишь то, что доступно количественному измерению

 (предтеча позиции- книга природы написана языком математики, в науке столько науки, сколько математики)

 

 6 .Эмпедокл и Анаксагор

Эмпедокл ( 490-430 гг. до н.э.)

- полит. д-ть, вождь дем-й партии, оратор, врач и чудотворец (шаман-знахарь);

-учился в Египте искусству пророчества и врачевания. С него нач-ся история европ-й медицины. Основал школу риторики в Сицилии. Ходил по городам в экстравагантной одежде, со свитой и распространял славу о себе

-истоки – синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорийского учения о пропорциях. Космогония – наследие Анаксимандра и Гераклита.

Онтология

-Как бы возвращается к милетцам. Но они монисты – одна стихия.

- Эмпедокл – плюралистическая модель мира.

- против элейцев, что первоначало едино, неизменно и неподвижно. Из одного начала не объяснить качественное многообразие.

- В основе мира 4 элемента (ионийские стихии) –огонь, воздух, вода, земля. – корни всех вещей. В разных пропорциях дают все многообразие явлений мира. Пропорцией вещи отличаются. Смешиваясь, первоэлементы остаются неизменными

- Согласен с элеатами в том лишь, что небытия нет и невозможен переход небытия в бытие и обратно. Рождение и гибель лишь имена, за которыми стоит соединение и разъединение.

- Элементам присущее стремление к сближеению и отталкиванию -  Любовь и Вражда.

- Космос предстает как чередование циклов любви и вражды. Эпоха любви – единства, сменяется враждой – разобщенность

Гносеология

В гносеологии – ощущения – «истечение», отделение от материальных объектов и проникновение в поры органов. Теория «пор» и «истечения». Подобное познается подобным. Если строение органов иное то не воспринимаются. Истина достигается только разумом. Субстрат сознания- кров.

- В религиозной части (работа «Очищения») – орфико-пифагор-ое учение о грехопадении и ее перевоплощение в низшие организмы как наказание и освобождение от круга рождений через очищение. Для очищения осознать вину, которая передается от поколения к поколению и постичь моральный закон. Кто познал – очищается и становится пророком, врачем, царем и возносится к богам

 

Анаксагор  (500-428) «О природе»

- родом из г. Клазомены в Ионии. Отказался от богатства в пользу родных. Жил в Афинах, где не мог стать полноправным гр-ном. С него начинается философия в Афинах. Близок Периклу. Активно занимался науками. Небесные тела – глыбы,оторвавшиеся от Земли. За это обвинен в непочтительности к богам и изгнан и Афин. Вернулся в Ионию и основал школу для детей и завещал годовщину смерти отмечать каникулами

 

Онтология

- воздействие милетской школы и Парменида

- В осное мира – Семена вещей и Нус (ум)

- Семена вещей (Гомеомерии) – бесконечное множество разнокачественных, мельчайших чувственно невоспринимаемых частиц. Делясь до бесконечности, они не доходят до предела и сохраняют свои качества.

- Принцип «все во всем». Все смешано со всем (принятие хлеба и переход его в мясо, костим, кров. …..). Каждая вещь содержит и семена других вещей, отсюда возможности взаимопревращения (снег в воду т.к. в нем уже есть она). Качество вещей определяется преобладающими частицами.

- Начальное состояние мира – неподвижная бесформенная смесь семян

- Затем быстрое вращательное движение сообщенное внешним агентом –Умом (Нусом)

- под действие вращение дифференциация и сепарация, соединение семян с себе подобными, образование однородных вещей и их систем. Но полного обособления не может быть, ибо все во всем. Количество в-ва остается неизменным ибо никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующего и разделяется.

Нус (ум) – наилегчайшая из вещей, которая ни с чем не смешивается, имеет полное знание обо всем и величайшую силу будет заимствовано Аристотелем – «вечный перводвигатель», «первый толчок» в новое время.

- отрицание пустоты, признание бесконечной делимости в-ва, признание относит-ти мельчайшего.

 

Софисты

Работы  «Двоякие речи»- автор неизвестен.

- обозначение мыслителей, появившихся в 5 веке;

- появляются в ответ на развитие демократии, участие    свободных в управлении, необходимость соответствующих знаний, умение доказывать, аргументировать, убеждать;

- вначале слово «софист» означало просто «мудрец»-авторитетная личность, посвятившая себя истине, интеллектуальной д-ти;

- затем стало означать просветителей, практических философов, первых платных учителей мудрости;

- позже, приобрело негативный оттенок, стало нарицательным, обозначающим интеллектуальных мошенников, согласных доказать все, что угодно (черное – это белое)

 -софизмы –неправильные рассуждения, выдаваемые за правильные;

 -софистика – метод рассуждения. основанный на преднамеренном нарушении законов логики (подмена понятий, многозначность понятий, ложные доводы и аргументы, нарушение законов вывода, уловки, ухищрения). Субъективная гибкость. Например: «Все что ты не терял, ты имеешь! Ты не терял рога- значит, имеешь их!»

- Следуя за Гераклитом: если все изменчиво и внутренне противоречиво, то любое явление в одно и то же время является и тем, и иным.

 

Особенности и значение:

- четкое различение «физиса» (натуры, природы) и культуры (номоса, телоса – нормативного, человеческих институций, установлений, искусственного мира, номического, телического;

- обращение к проблемам культуры, общества, человека, религии, языка, мышления, аргументации;

- единственное бытие – человек и ее ощущения;

- обращение к психике, механизмам воздействия на сознание;

- теория аргументации, доказательства, спора, технике дискуссии, эристике, риторике, логике, семантике, языкознанию (зачатки науки о языке – Протогор – категории словоизменения; Продик – основы учения о синонимах). Протагор- систематизация умозаключений, начало словесным состязаниям; Ликофон – связка отождествляет единое с многим и требовал отказаться от нее;

 -политиология,правоведение, культурология –изучение.

- идеи равенства (Алкидаман- бог сделал всех равными, а природа никого не сделала рабом. Антифронт- отвергают преимущество знатного;

- релятивизм (из относительность, условность установлений в разные времена и культурах) –нет ничего абсолютного, достоверного), относительность понятий добра и зла (Болезнь – зло для больных и благо для врачей, формацевтов. Смерть зло – для человека и благо для гробовщиков, ритуальных услуг, могильщиков. Но - относительность относительного.

- субъективизм (отсутствие объективных критериев – человек есть мера всего, истинного или ложного, объективного или субъективного)

- антитрадиционализм, конфликт с традиционными нормами и верованиями. Гиппий и Антифонт: гос-е законы искусственны, противоестественны, возникли по установлению и являются злом, противоречат законам «по природе», являющимися необходимыми, Соблюдать законы - только чтобы избежать наказания, лишь в присутствии свидетелей. Трасимах – правители навязывают гражданам выгодные законы.

- атеизм: Протагор –не знаю, существуют ли боги. Киренский Феодор – прямое отрицание богов. Продик – истоки религии в почитании чего-либо, всего что приносит пользу (луны, солнца, вина…Критий – религия выдумка для соблюдения законов простыми людьми;

- релятивизм, субъективизм, антитрадиоционализм, атеизм - возмущали общественность, крнсерваторов (обвинение Протогора в нечестии, инвектива на Сократа, как софиста у Аристофан «Облака».

 

Старшие ( со второй полвины 5 века до н.э.).

- Протогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт – просветители, исследователи политики, права, гос-ва,языка.

 

Младшие

- Критий, Каликл, Фразимах, Ликофронт – уловки, ухищрения, софизмы, интеллектуальные мошенники.

3.2.Протагор (480-410 гг. до н.з.) из Ионии. Работы

- «О природе», «О богах».

- основатель софистики

-по поручению Перикла раз-л проект новой конст-ции

-стал брать деньги за обучение

- предложил первый диалогическую формы обсуждения и изложения, мастер полемики

-за книгу «О богах»- обвинен в нечестии и приговорен к смертной казни. Бежал.

 

- Никакого бытия вне человека нет. - «О природе» А если существует, то непознаваемо или невыразимо

-На основе положений Гераклита о всеобщей текучести вещей и против элеатов  и их идей о том, что только неизменное и умопостигаемое сущесивуе в дейст-ти.

-Действит-е это непосредственно восприн-ое. Критерий сущест-я – ощущения человека «Человек есть мера всех вещей…»

-Каждый смотрит на мир со своей т.з. и сл-но для каждого своя истина. Поскольку все меняется -меняется и истина = релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей…..». Критерием оценки является субъективное мнение.

− вне сознания человека ничего не сущ-ет.

-нет ничего раз и навсегда данного. Если что хорошо для человека сегодня, то это и есть хорошо. Если завтра оно станет плохим, то так и есть. Для здорового - мед сладкий, для больного печенью – горький.

-окружающий      мир относителен. Объективного знания нет, существует лишь мнение

- «о богах я не могу ничего знать. Слишком многое препятствует такому знанию. И вопрос темен и жизнь коротка!»

 

 

3.3.Сократ ( 469-399)

- Афины. Сын камнетеса и повитухи

-не оставил письменных текстов н (через диалоги Платона, соч-я  Ксенофонта, карикатурный образ в «Облаках» Аристофана);

- философия в форме живой беседы, диалога, спора, образа жизни (жил скромно, философствовал, не брал деньги за обучение молодежи, следовал свои убеждениям и др.);

-Дельфийским оракулом он провозглашен мудрейшим;

-убежден, что послан богом, (как овод к коню) чтобы не давать впасть афинянам в духовную спячку;

-вел просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках,  в форме открытого диалога, спора по злободневным проблемам, философскм проблема добра и зла, счастья и т.д.

- указывал на несправедливости власть предержащих, за аристократию, против демократии, ставил под сомнения общепринятые, но неосмысленные критически положения, разделяемые большинство и освящаемы. Афиняне не могли простить;

- Не был понят официальными властями, воспринимался как обычный софист, подрывающий устои о-ва. Суд, по доносу, обвинил в крамольных идеях, разращении молодежи, непочтительности к богам и введении новых богов и приговорил к смерти

- Ученики – бежать,,так как приговор несправедлив. Сократ несправедливо соблюдать законы, когда полезно и не соблюдать, когда вредно (об это говорили софисты  -Антифон). В присутствии уч-ов выпил чашу с ядом (цикутой). Суд описан в «Апологии Сократа» Платоном.  Имя стало нарицательным -  как подлинный мудрец и философ не на слове а на деле (образом жизни).

-вошел в историю как олицетворение подлинного философа,выдающийся полемист, мудрец, педагог, сторонник единства слова и дела.

 

- ученик софистов, но не считал себя софистом-мудрецом, а философом – лишь любовь к мудрости (объяснить), поиск, прближение. С тех пор и слово философия - для особого рода интеллектуальной д-ти;

- против релятивизма софистов (изменчивое лишь отображение существенного-устойчивого, умопостигаемого)

- воспринял некоторые моменты: диалоговую форму и культурологическую направленность. С Сократом связывают антропологический поворот в философии. Познание природы считал делом ненужным, так как внешний мир непознаваем и дан в человеческом сознании.

- Антропологи я. Учение о человеке, его душе.

 Философия д.б антропологией (учением о ч-ке). Ее предмет – человек. Познай самого себя ( слова на храме Аполлона в Дельфах – девиз). Самопознание – условие свободы, самоопределения

- Разграничение тела и души. Душа нематериальна, невещественна, бессмертна.

- Познай свою душу. Обращение к духовной стороне и нравственным категория.

-Предмет его философии человек не чувствующем (как софисты), а разумный, прежде всего.

-Разум высшая особенность и достоинство, регулятор и организатор поведения. Разум связан с поиском существенного, устойчивого, общего, определяющего.

Этика.

В центре внимания – этика. Аристотель о нем – исследовал добродетели, общие понятия и определения.

- Сторонник этического реализма: знание есть добро, источник добра, незнание - зло. Порок, зло, совершается из-за незнания, неразумения, непонимания.  Достаточно открыть человеку истину и он, как разумное существо, будет следовать ей. Добродетель неотделима от знания. Три основные добродетели

 – умеренность (знание того, как обуздать страсти;

−храбрость- как преодолеть опасность и страх;

−справедливость –как соблюдать божественные и чел-е законы.

-Гносеология.

-Самоопределение упирается в самопознание. Познай самого себя. Предосылка знания – незнание, сомнение «Я знаю, что я ничего не знаю» ( Развить свое и Камю – ничто ). Отрицает самомнение и гордыню всезнайства. (Тревога о симулякрах и псевдознании).

-Поставил под сомнения свои и чужие псевдознания, требующие критического переосмысления и освещения, суда разума.

- Знание у С. – это усмотрение общего, которое дает разум.

- Знание прирождено человеку и находится в его душе.

-Чтобы открыть его, нужны усилия и методы.

Методология

- сократический метод - диалектический, диалогический, иронии, майевтики, индукции, определение

- диалектика (первый употребил этот термин) – искусство вести беседу, обнаруживать противоречия через вопросы, ответы, уточнения. Диалектик тот, кто умеет ставит вопросы.

- диалектика начинается с  «иронии» - притворного неведения.  Не выдвигал собственные утверждения, а соглашался, затем подводил к противоречию оппонета со своими определениями, признанию неправоты или ограниченности и необходимости уточнения, или изменения первоначальной позиции;

- свой метод называл «майевтикой» – повивальное искусство, помогающее разродиться истине.

- индукция – отыскание общего в частном. Красота. Индуктивные доказательства.

- определения – определение частного, отдельного через общее, род.

Социальная философия

 – сторонник аристократии, власть лучших, знающих. Человек - часть полиса и должен соблюдать его законы, подчиняться даже несправедливым решениям суда (суров закон, но….)

Достижения и значение

- антирелятивизм,

-антропология,

-этика,

-диалектика,

-майевтика,

-индуктивные доказательства и общие определения.

Сократические школы

Появились после смерти Сократа. Излагали идеи в форме диалогов Сократа.

-киники

-киренаики

-мегарская школа

-элидо-эритрейская

Иногда, к сократическим школам и Академию Платона.

3.4.1.Мегарская шк. – IV  в до н.э.

-основатель Евклид из Мегары - ученик Сократа, Евбулид, Деодор, Крон;

-вели активную практическую д-ть, занимались софистикой и эристикой, получили название «спорщиков»

-стали авторами (Евбулид) известных апорий (парадоксов)− «Куча», «Лысый»

-занимались вопросами логики и диалектикой (переход количества в качество);

-считали предметом знания только «бестелесные виды»- общие понятия;

-отрицали применимость общих понятий к единичному (Стилпон: «кто использует только общие понятия – не говорит ничего конкретного»);

-обратили внимание на логические парадоксы, связанные с соотнесением понятий (Евбулид: «говорит ли правду человек, заявляющий - «Я лгу»);

-отстаивали абстрактное высшее благо, которое не поддается определению и лишь называется разыми именами (Бог, разум, ум).

 

Элидо-эритрейская

Федон из Элиды и Менед из Эритреи

- развивали идеи Сократа

 

 

Киренаики

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА,

- одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа;

-к ней принадле­жали: дочь Аристиппа – Арет и её сын − Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид;

-отвергала изучение природы, считая её непостижи­мой. Изучение природы дело невоз­можное и бесполезное;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.26 с.)