Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, хронологические рамки, социально- культурные особенности и основные этапыСтр 1 из 12Следующая ⇒
Понятие, хронологические рамки, социально- культурные особенности и основные этапы Понятие
Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима являющаяся фундаментом западноевропейской (заложила основы). Основные вопросы, основные направления, основные категории. Идеи актуальны и по сей день и постоянное обращение к ним каждого нового покол-е
1.2. Хронологические рамки: - с VII в. до н.э. – VI в. н.э. - VII век до н.э – начало расцвета греческих полисов, постепенного возвышения Афин − до VI в н.э. – Крушение Римской империи 476 г. Вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Ромула Августа отречься от престола. Закрытия платоновской Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.).
Социально культурные условия - социально-экономическая и культурна революция 8-5 века. --недрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Переход от военной демократии к го-ву, преодоление остатков патриархального, родового, общинного строя. -развитая система разделения труда (земледелие, ремесло, торговля), умственного от физического, управленческого от исполнительского -мало сельскохозяйственных земель – ремесло и торговля (искусственный мир, отлет от природы). -высокий уровень урбанизации, частной собственности, товарно-денежных отношений, - высокий уровень торговых, политических и культурных контактов с Персией, Вавилонией, Египтом, Финикией, Индией и др. и овладение их знаниями, научными достижениями -развитие полисной организации общества. -всплеск национального самосознания и этнической консолидации - развитое классовое общество, основанное на рабстве (в рез-те - изживания патриархально-общинных отношений, раннего домашнего рабства) - пренебрежительное отношение к физическому труду -высокий уровень развития демократических свобод и институтов (реформы Солона, Перикла). - чувство достоинство и свободы (ограничение прав родовой аристократии, формальное равенство перед судом и законом, состязательность в суде) Исогория. Исономия. Исотомия -развитие искусства (методов), обоснования, аргументации, доказательства. Риторика. Эристика. - развитие науки (математики, астрономии, географии, медицины)
- разработка и использование метод идеализации и идеального моделирования -агональность (состязательность − олимпийские, дельфийские игры) - стихийно присущее грекам видение мира как целого, отсутствие противопоставления индивида природе и их единствео (микрокосм и макрокосм). Космос проникает в человека, представлен в нем, переживается им, всячески – и физически и идеально (в душе) представлен в нем. Космос –структурно организованный, согласованный во всех частях (мера, красота¸ симметрия, гармония). Отождествление природы с богом (пантеизм)
Основнгые школы 1.Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 2. Диалектическая школа (Гераклит Эфесский, Кратил) 4. Элейская школа - Парменид, Зенон Элейский 5. Атомисты (Демокрит, Левкип) 6. Пифагорейцы (Пифагор, Филолай) 3. Эмпедокл и Анаксагор.
Милетская школа (физики) Общая характеристика - 6 в. до н.э. – по названию города в Малой Азии - решительный шаг в переходе от мифа к логосу - поиск первоначала, субстанции, «архе» то, что лежит в основе всего - материалисты -философы (метафизики) и физики (занимались и науками) - за основу брали реальное распространенное вещество, физические стихии -восхождение от конкретного первоначала - к абстрактному, как общая тенденция -не выявляется специфичность человека и куль туры
1.1. Фалес – (625-547 гг. до н.э.), - основатель школы -один из 7 мудрецов (познай себя, ничего сверх меры, все обдумывай наперед) -предсказал солнечное затмение -продолжительность года – 365 дн. - теорема Фалеса (вписал треугольник в круг) - первичность природы как изначальной и фунд-й реальности не нуждающегося для объяснения ни в чем ином - первооснова природы – вода – из нее все возниет, состоит и возвра щается. Но как- не объясняет -природа – живое и самодвижущееся целое, -все одушевлено и полно богов -душа –вечно движущяяся и самодвижущаяся субстанция
1.2. Анаксимен – (585-525 гг. до н.э.) - природа – основа всего, едина и бесконечна - первооснова всего – воздух - постоянно движется, сгущается, разрежается; -сгущение от охлаждения и ослабления движения; разряжение – от повышения темп-ры и возрастания движения
- воздух вездесущ,от воздуха – жизнь; жизнь и душа связана с дыханием; дыхание и воздух объемлет все мироздание -отождествление души и воздуха означает одушевление мира - попытка обяснить дождь, снег, град естественными причинами из первоосновы воздуха
1.3. Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) -родст-к Фалеса, трактат «О природе». - первый ученый (первая геогр-я карта, первая геометрическая и геоцентрическая модель Вселенной; идея происз-я живого из неживого, а человека из животнтого мира - рыбы) -не ассоциировал первоначало с конкр-м вещ-ом. - в основе мира, взаимопревращения стихий должно лежать что-то нечто общее - апейрон - апейрон - качественно неопределенная, беспредельное, вечная, неразрушимая, бессмертная субстанция, не доступная чувственному восприятию - возникноение вещей из противоположностей теплого и холодного, сухого и влажного. Из беспредельного рождается все и миры. Но мирры не вечны. Платой за обособление является разрушение. Из чего все возникают, в то и превращаются. Из единого возникает многое, а из многого – единое. При изменении частей цело остается неизменным.
Милетцы считали, что все существующеее возникает, растет, гибнет, изменяется. Но глубже всех проблему изменения раскрыл Гераклит.
Диалектическая школа 2.1. Гераклит (544-480 гг. до н.э) из Эфеса в Ионии. -из царского рода; отказ-ся быть царем; для достижения мудрости стал отшельником -чел-е существование считал трагическим и единственной реакцией на это считал слезы; прозван Плачущим - Труды «О природе», или «Музы». Написаны сложным языком. Прозван «Темным». Онтология (учение о бытии). -В основе всего огонь - Это космос один и тот же для всего сущего. Не создан никем из богов и людей и есть и будет вечным огнем мерами загорающийся и мерами -нет ничего неизменного «Все течет». В одну и ту же реку нельзя войти дважды. (Но в изменении, порядок, покой, Логос) - источник изменения -б-ба противоположностей – борьба (война отец всему и мать всему) - тождество противоп-ей и переход противоположностей друг в друга день-ночь, зима-лето (одно и тоже живое и мертвое, молодое и старое; это изменившись есть то, а то есть это)= вывел закон единства и б-бы противоположностей – ключевой закон диалектики -мир изменчив, но это изменение в постоянстве и устойчивости, порядка, Логики в изменчивом. - мир закономерен, упорядочен подчинен Логосу определяющему закономерный переход вещей друг в друга и изменение. -Логос выражает порядок, а огонь – изменение. Логос – Мировой разум – всеобъемлющее, всепроникающее божество. Учение о человеке и душе. Этика - Огненное начало в организме – душа в человеке как микрокосме, ритмы превращений огня. Идея безмерности души. Логос души также беспределен как и логос космоса. Вера в бессмертие души, награды и наказания после смерти Логос пронизывает и душу. Человек должен прислушиваться и следовать логосу. Страсти мешают. Источник страсти тело. Телесная жизнь и чрезмерные телесные потребности – умерщвление души, а угнетение, смирение, смерть тела вызывает душу к жизни. Гносеология (теория познания) Связь чувств и разума в познании. Но преобладание разума над чувствами. Природа любит скрываться. Сопряжения неявные – крепче явных.
Значение - исследование предельно абстрактных категорий (бытие, небытие, движение, пространство, время). - различение «эпистеме» и «докса» (Гегель – философия в собственном смысле начинается с Парменида); - поставили вопросы диалектики о соотношение покоя и движения, сохранения и изменения; - различение и противоречие бытия как единого, данного логически и обосновываемого и чувственно данного многообразия и изменения. Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит решали материалистически, через существование множественных и изменчивых вещей (материалистически). Сократ и Платон исходили из единого и неизменного бытия соответствующего законам мышления – идеалистический способ решения вопроса; -сторонники монизма; - тупиковость теоретической мысли, оторванной от чувственного, опытного знания; -Платон «неподвижники»; Аристотель «не-физики», «противоестественники»; Апории (безвыходное положение, безысходность) – логические верно обоснованные суждения, которые не соответствуют действительному положению вещей. Парадоксы – противоречивые ситуации действительности, которые не могут быть объяснены на данном уровне, при данных средствах мышления. Антиномии – одинаково обоснованные противоположные идеи, положения; Софизмы – ( шарлатанство, жульничество, подтасовка, намеренное нарушение правил логики подвидом их формального соблюдения с целью выдать ложное- за истинное).
4. Атомисты – Демокрит, Левкипп (дискуссия с неподвижниками, противоестественникамими)
Левкипп - данныео нем не сохранились. Многие считают, что под этим именем выступал молодой Демокрит.
4.1. Демокрит ( 460-370 гг. до н.э ) г. Абдеры (Иония). 70 работ но не дошли. Только цитаты. -«смеющийся» (человеческий род достоин не слез – Гераклит, а смеха). Побывал в Индии, Вавилоне, Египте, Эфиопии; Онтология (учение о бытии). - материалист (линия Демокрита), детерминист, атомист; - первоначалами являются Атомы и Пустота ( условие существования множества и движения); -ввел понятие Атом ( мельчайшая, бескачественная, неделимая и неразрушимая, чувственно не воспринимаемая частица) – бесконечное количество; -различной формы (выпуклости, углубления, крючки) и различный порядок расположения; -обладают от природы свойством движения и не нуждаются во внешних его ист-ах (Эмпедокл, Анаксагор). Сущ-ют атомы пространства (амеры), атомы времени (хрономы);
-атомы неделимы по причине абсолютной простоты и отсутствия в них пустоты; - Пустота безгранична, вечна и тождественна отсутствию, небытию. - Признает существование как бытия -Атомы, так и небытия – Пустоты. - Отталкивание, притяжение (сродство).. Сцепление большого числа атомов + вихри. Сепарация, тяжелые к центру… Похожие объединяются а, отличные атомы – разъединяются, образуя разные вещи и миры. Бесчисленные миры разного уровня, размера, качества, зрелости, с жизнью и без. Аналогия организма и космоса. Впервые понятие микрокосма. - Нет беспричинных явлений. Значит, нет и случайности. Отождествление причинности с необходимостью. Случайность – незнание причин.. Механистический детерминизм и основы механистической картины мира - Главное –познание причин: «Я предпочел бы познать причину хотя бы одного явления, чем стать императором Персии». Познание причин условие свободы - Гносеология (теория познания) – теория истечений (как Эмпедокл). - Темное познание с пом. орг. чувств и Светлое –через логические рассуждения. Т.к. атомы не имеют качеств, то чувственные качества вещей (сладкое) лишь во мнении - Учение о человеке (антропология) и душе - Живое отлич-ся от неживого душой. - Душа – движ-ее начало и орган ощущения и мышления. -Душа смертна и из особых атомов (легких, теплых, подвижных), которые рассеиваются после смерти. -Боги- особые соединение круглых огненных атомов. Плохо разрушаются, но не вечны. Воздействуют на человека положительно или отрицательно, подают знаки Этика и социальная философия. - Различал естественны и установленные людьми законы в обществе, где только и возможна свобода. Свобода дает счастье. Она основана на знании причин, необходимости, на разуме, выборе, умеренности. - Стремление к мнимым благам лишает человека душевного спокойствия. - Цель жизни– эвтюмия- хорошее расположение духа, безмятежное состояние, без страстей и страхов. - Задача этики – научить эвтюмии. Значение нужды (всему учит ). Значение подражания (мимесиз) в ремесле и искусстве Значение образования и воспитания в формировании человека. Сторонник демократии «бедность при демократии предпочтительней счастливой жизни в монархии настолько, насколько свобода предпочтительней рабства. Пифагорейский союз - религиозно-философское о-во (братство) в Кротоне (Южная Италия); -с ритуализированным уставом, общностью имущества («у друзей все общее»); -принимались только после многолетних испытаний; - жесткой иерархией, обетом неразглашения тайн учения, высочайшим авторитетом П. – («Сам сказал», приписывание учителю всех открытий, легендами о Пифагоре, сходными с Евангелиями, чтили как посланца Зевса, пророка); - сосредоточенного на проблеме спасения. -Но был первоначально и политической партией, религиозно-политическим орденом с огромным политическим влиянием по всей Южной Италии (взяли власть в Кротоне). Антидемократические идеи и политика. Был разгромлен в результате антипифагорейского восстания на рубеже 6-5 вв. Центр переместился в Тарент и в другие города.
-деление на акусматиков (эксотерики,фольклорно-религиозная партия – заучивали «акусмы»-символы-бездоказательные космол.,эсхатол ., этич-е максимы) и математики (арифметика, геометрия, астрономия, гармония) 5.1.Пифагор Самосский (570-496 гг. до н.э.) - жил на о. Самос (Иония). Учился в Милете у Анаксимандра. В Египте и Вавилоне изучал математику и астрономию. В Кротоне (Южная Италия) создал религиозно-филосфскую школу –Пиф-й союз, объединив орфические секты. Антипифагорейское восстание.Школа сожжена. Многие погибли. Либо тоже погиб. Либо скрывался и умер, либо скрывался и уморил себя голодом. Орфические истоки.
Онтология и гносеология - в основе всего числа (вещи как сумма конечного количества элементарных материальных частиц) и пространственные и числовые отношений (пропорции) между частицами и вещами – вначале. Числа здесь живые, действенные, материальные частицы, имеющие конкретные качества, формы, разделенные пустотой, чувственно воспринимаемые (их можно видеть и слышать как музыкальные тоны). - Числа здесь неотделимы от вещей - Все вещи из чисел и из подражания числам. -Считали единицу мельчайшей частицей всего. - Порядок во Вселенной и о-ве образуют числа и числовые отношения. - Число основа упорядоченности (порядка – ряда в отличие от хаоса) и познаваемости. - Геометризация арифметики и математизация геометрии. Точка (единица) – линия – плоскость- тело. Геометризация физики - предвосхищение математической физики, геометризации и математизации геометрии и физики – Декарт. - абсолютизация числа вела к мистике чисел; - установление математических отношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре; -Теории симметрии, гармонии, «золотого сечения». Высота звучания - от длинны струны. -Учение о противоположностях и бинарных категориях «предел-беспредел», конечное-бесконечное, чет-нечет, единое-многое, правое-левое, мужское-женское, покоящееся-движущееся, прямое-кривое, свет-тьма, хорошее-дурное, четырехугольное –разностороннее. -Гармония – сочетание противопол-й.- высший мировой закон Гармония небесных сфер. Пифагор якобы слышал эту музыку −Кто привел собственную природу в гармонию - способен отразить гармонию божественную Антропология и этика, учение о душе. -Вера в нематериальность и бессмертие души (от орфиков) -понимание смысла жизни как очищения души и освобождения от тела (от орфиков, но у них нет повторного воплощения души в теле) - высшая этическая цель - очищение (катарсис) – (тело- через вегитарианство, аскезу, а душа через познание музыкально-числовой структуры космоса - идея метемпсихоза (реинкарнации). Чем больше грешен человек, тем ниже животное тело для искупления вины, перевоспитания и освобождения от телесного (из круговорота перевоплощений), одухотворение, дисциплину нравов, победу над страстями, отвращения от чувственных насл-й. П и щенок, которого били (душа друга). - память предков (передаче вины и достижений) по наследству. П. помнил 14 своих инкарнаций (зачатки теории анамнесиза Платона) - идея родства всех живых существ (переход на бескровные жертвы) - В сфере социальной задача – нравственное очищение о-ва, порядок, соразмерность и гармония в о-ве (а не хаос, беспорядок, неопределенность которые есть зло). Не внешние блага главное, а развитие наук.
5.2.Филолай (около 470 г.днэ). - предметом строго познания может быть лишь то, что доступно количественному измерению (предтеча позиции- книга природы написана языком математики, в науке столько науки, сколько математики)
6 .Эмпедокл и Анаксагор Эмпедокл ( 490-430 гг. до н.э.) - полит. д-ть, вождь дем-й партии, оратор, врач и чудотворец (шаман-знахарь); -учился в Египте искусству пророчества и врачевания. С него нач-ся история европ-й медицины. Основал школу риторики в Сицилии. Ходил по городам в экстравагантной одежде, со свитой и распространял славу о себе -истоки – синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорийского учения о пропорциях. Космогония – наследие Анаксимандра и Гераклита. Онтология -Как бы возвращается к милетцам. Но они монисты – одна стихия. - Эмпедокл – плюралистическая модель мира. - против элейцев, что первоначало едино, неизменно и неподвижно. Из одного начала не объяснить качественное многообразие. - В основе мира 4 элемента (ионийские стихии) –огонь, воздух, вода, земля. – корни всех вещей. В разных пропорциях дают все многообразие явлений мира. Пропорцией вещи отличаются. Смешиваясь, первоэлементы остаются неизменными - Согласен с элеатами в том лишь, что небытия нет и невозможен переход небытия в бытие и обратно. Рождение и гибель лишь имена, за которыми стоит соединение и разъединение. - Элементам присущее стремление к сближеению и отталкиванию - Любовь и Вражда. - Космос предстает как чередование циклов любви и вражды. Эпоха любви – единства, сменяется враждой – разобщенность Гносеология В гносеологии – ощущения – «истечение», отделение от материальных объектов и проникновение в поры органов. Теория «пор» и «истечения». Подобное познается подобным. Если строение органов иное то не воспринимаются. Истина достигается только разумом. Субстрат сознания- кров. - В религиозной части (работа «Очищения») – орфико-пифагор-ое учение о грехопадении и ее перевоплощение в низшие организмы как наказание и освобождение от круга рождений через очищение. Для очищения осознать вину, которая передается от поколения к поколению и постичь моральный закон. Кто познал – очищается и становится пророком, врачем, царем и возносится к богам
Анаксагор (500-428) «О природе» - родом из г. Клазомены в Ионии. Отказался от богатства в пользу родных. Жил в Афинах, где не мог стать полноправным гр-ном. С него начинается философия в Афинах. Близок Периклу. Активно занимался науками. Небесные тела – глыбы,оторвавшиеся от Земли. За это обвинен в непочтительности к богам и изгнан и Афин. Вернулся в Ионию и основал школу для детей и завещал годовщину смерти отмечать каникулами
Онтология - воздействие милетской школы и Парменида - В осное мира – Семена вещей и Нус (ум) - Семена вещей (Гомеомерии) – бесконечное множество разнокачественных, мельчайших чувственно невоспринимаемых частиц. Делясь до бесконечности, они не доходят до предела и сохраняют свои качества. - Принцип «все во всем». Все смешано со всем (принятие хлеба и переход его в мясо, костим, кров. …..). Каждая вещь содержит и семена других вещей, отсюда возможности взаимопревращения (снег в воду т.к. в нем уже есть она). Качество вещей определяется преобладающими частицами. - Начальное состояние мира – неподвижная бесформенная смесь семян - Затем быстрое вращательное движение сообщенное внешним агентом –Умом (Нусом) - под действие вращение дифференциация и сепарация, соединение семян с себе подобными, образование однородных вещей и их систем. Но полного обособления не может быть, ибо все во всем. Количество в-ва остается неизменным ибо никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующего и разделяется. Нус (ум) – наилегчайшая из вещей, которая ни с чем не смешивается, имеет полное знание обо всем и величайшую силу будет заимствовано Аристотелем – «вечный перводвигатель», «первый толчок» в новое время. - отрицание пустоты, признание бесконечной делимости в-ва, признание относит-ти мельчайшего.
Софисты Работы «Двоякие речи»- автор неизвестен. - обозначение мыслителей, появившихся в 5 веке; - появляются в ответ на развитие демократии, участие свободных в управлении, необходимость соответствующих знаний, умение доказывать, аргументировать, убеждать; - вначале слово «софист» означало просто «мудрец»-авторитетная личность, посвятившая себя истине, интеллектуальной д-ти; - затем стало означать просветителей, практических философов, первых платных учителей мудрости; - позже, приобрело негативный оттенок, стало нарицательным, обозначающим интеллектуальных мошенников, согласных доказать все, что угодно (черное – это белое) -софизмы –неправильные рассуждения, выдаваемые за правильные; -софистика – метод рассуждения. основанный на преднамеренном нарушении законов логики (подмена понятий, многозначность понятий, ложные доводы и аргументы, нарушение законов вывода, уловки, ухищрения). Субъективная гибкость. Например: «Все что ты не терял, ты имеешь! Ты не терял рога- значит, имеешь их!» - Следуя за Гераклитом: если все изменчиво и внутренне противоречиво, то любое явление в одно и то же время является и тем, и иным.
Особенности и значение: - четкое различение «физиса» (натуры, природы) и культуры (номоса, телоса – нормативного, человеческих институций, установлений, искусственного мира, номического, телического; - обращение к проблемам культуры, общества, человека, религии, языка, мышления, аргументации; - единственное бытие – человек и ее ощущения; - обращение к психике, механизмам воздействия на сознание; - теория аргументации, доказательства, спора, технике дискуссии, эристике, риторике, логике, семантике, языкознанию (зачатки науки о языке – Протогор – категории словоизменения; Продик – основы учения о синонимах). Протагор- систематизация умозаключений, начало словесным состязаниям; Ликофон – связка отождествляет единое с многим и требовал отказаться от нее; -политиология,правоведение, культурология –изучение. - идеи равенства (Алкидаман- бог сделал всех равными, а природа никого не сделала рабом. Антифронт- отвергают преимущество знатного; - релятивизм (из относительность, условность установлений в разные времена и культурах) –нет ничего абсолютного, достоверного), относительность понятий добра и зла (Болезнь – зло для больных и благо для врачей, формацевтов. Смерть зло – для человека и благо для гробовщиков, ритуальных услуг, могильщиков. Но - относительность относительного. - субъективизм (отсутствие объективных критериев – человек есть мера всего, истинного или ложного, объективного или субъективного) - антитрадиционализм, конфликт с традиционными нормами и верованиями. Гиппий и Антифонт: гос-е законы искусственны, противоестественны, возникли по установлению и являются злом, противоречат законам «по природе», являющимися необходимыми, Соблюдать законы - только чтобы избежать наказания, лишь в присутствии свидетелей. Трасимах – правители навязывают гражданам выгодные законы. - атеизм: Протагор –не знаю, существуют ли боги. Киренский Феодор – прямое отрицание богов. Продик – истоки религии в почитании чего-либо, всего что приносит пользу (луны, солнца, вина…Критий – религия выдумка для соблюдения законов простыми людьми; - релятивизм, субъективизм, антитрадиоционализм, атеизм - возмущали общественность, крнсерваторов (обвинение Протогора в нечестии, инвектива на Сократа, как софиста у Аристофан «Облака».
Старшие ( со второй полвины 5 века до н.э.). - Протогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт – просветители, исследователи политики, права, гос-ва,языка.
Младшие - Критий, Каликл, Фразимах, Ликофронт – уловки, ухищрения, софизмы, интеллектуальные мошенники. 3.2.Протагор (480-410 гг. до н.з.) из Ионии. Работы - «О природе», «О богах». - основатель софистики -по поручению Перикла раз-л проект новой конст-ции -стал брать деньги за обучение - предложил первый диалогическую формы обсуждения и изложения, мастер полемики -за книгу «О богах»- обвинен в нечестии и приговорен к смертной казни. Бежал.
- Никакого бытия вне человека нет. - «О природе» А если существует, то непознаваемо или невыразимо -На основе положений Гераклита о всеобщей текучести вещей и против элеатов и их идей о том, что только неизменное и умопостигаемое сущесивуе в дейст-ти. -Действит-е это непосредственно восприн-ое. Критерий сущест-я – ощущения человека «Человек есть мера всех вещей…» -Каждый смотрит на мир со своей т.з. и сл-но для каждого своя истина. Поскольку все меняется -меняется и истина = релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей…..». Критерием оценки является субъективное мнение. − вне сознания человека ничего не сущ-ет. -нет ничего раз и навсегда данного. Если что хорошо для человека сегодня, то это и есть хорошо. Если завтра оно станет плохим, то так и есть. Для здорового - мед сладкий, для больного печенью – горький. -окружающий мир относителен. Объективного знания нет, существует лишь мнение - «о богах я не могу ничего знать. Слишком многое препятствует такому знанию. И вопрос темен и жизнь коротка!»
3.3.Сократ ( 469-399) - Афины. Сын камнетеса и повитухи -не оставил письменных текстов н (через диалоги Платона, соч-я Ксенофонта, карикатурный образ в «Облаках» Аристофана); - философия в форме живой беседы, диалога, спора, образа жизни (жил скромно, философствовал, не брал деньги за обучение молодежи, следовал свои убеждениям и др.); -Дельфийским оракулом он провозглашен мудрейшим; -убежден, что послан богом, (как овод к коню) чтобы не давать впасть афинянам в духовную спячку; -вел просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках, в форме открытого диалога, спора по злободневным проблемам, философскм проблема добра и зла, счастья и т.д. - указывал на несправедливости власть предержащих, за аристократию, против демократии, ставил под сомнения общепринятые, но неосмысленные критически положения, разделяемые большинство и освящаемы. Афиняне не могли простить; - Не был понят официальными властями, воспринимался как обычный софист, подрывающий устои о-ва. Суд, по доносу, обвинил в крамольных идеях, разращении молодежи, непочтительности к богам и введении новых богов и приговорил к смерти - Ученики – бежать,,так как приговор несправедлив. Сократ несправедливо соблюдать законы, когда полезно и не соблюдать, когда вредно (об это говорили софисты -Антифон). В присутствии уч-ов выпил чашу с ядом (цикутой). Суд описан в «Апологии Сократа» Платоном. Имя стало нарицательным - как подлинный мудрец и философ не на слове а на деле (образом жизни). -вошел в историю как олицетворение подлинного философа,выдающийся полемист, мудрец, педагог, сторонник единства слова и дела.
- ученик софистов, но не считал себя софистом-мудрецом, а философом – лишь любовь к мудрости (объяснить), поиск, прближение. С тех пор и слово философия - для особого рода интеллектуальной д-ти; - против релятивизма софистов (изменчивое лишь отображение существенного-устойчивого, умопостигаемого) - воспринял некоторые моменты: диалоговую форму и культурологическую направленность. С Сократом связывают антропологический поворот в философии. Познание природы считал делом ненужным, так как внешний мир непознаваем и дан в человеческом сознании. - Антропологи я. Учение о человеке, его душе. Философия д.б антропологией (учением о ч-ке). Ее предмет – человек. Познай самого себя ( слова на храме Аполлона в Дельфах – девиз). Самопознание – условие свободы, самоопределения - Разграничение тела и души. Душа нематериальна, невещественна, бессмертна. - Познай свою душу. Обращение к духовной стороне и нравственным категория. -Предмет его философии человек не чувствующем (как софисты), а разумный, прежде всего. -Разум высшая особенность и достоинство, регулятор и организатор поведения. Разум связан с поиском существенного, устойчивого, общего, определяющего. − Этика. В центре внимания – этика. Аристотель о нем – исследовал добродетели, общие понятия и определения. - Сторонник этического реализма: знание есть добро, источник добра, незнание - зло. Порок, зло, совершается из-за незнания, неразумения, непонимания. Достаточно открыть человеку истину и он, как разумное существо, будет следовать ей. Добродетель неотделима от знания. Три основные добродетели – умеренность (знание того, как обуздать страсти; −храбрость- как преодолеть опасность и страх; −справедливость –как соблюдать божественные и чел-е законы. -Гносеология. -Самоопределение упирается в самопознание. Познай самого себя. Предосылка знания – незнание, сомнение «Я знаю, что я ничего не знаю» ( Развить свое и Камю – ничто ). Отрицает самомнение и гордыню всезнайства. (Тревога о симулякрах и псевдознании). -Поставил под сомнения свои и чужие псевдознания, требующие критического переосмысления и освещения, суда разума. - Знание у С. – это усмотрение общего, которое дает разум. - Знание прирождено человеку и находится в его душе. -Чтобы открыть его, нужны усилия и методы. Методология - сократический метод - диалектический, диалогический, иронии, майевтики, индукции, определение - диалектика (первый употребил этот термин) – искусство вести беседу, обнаруживать противоречия через вопросы, ответы, уточнения. Диалектик тот, кто умеет ставит вопросы. - диалектика начинается с «иронии» - притворного неведения. Не выдвигал собственные утверждения, а соглашался, затем подводил к противоречию оппонета со своими определениями, признанию неправоты или ограниченности и необходимости уточнения, или изменения первоначальной позиции; - свой метод называл «майевтикой» – повивальное искусство, помогающее разродиться истине. - индукция – отыскание общего в частном. Красота. Индуктивные доказательства. - определения – определение частного, отдельного через общее, род. Социальная философия – сторонник аристократии, власть лучших, знающих. Человек - часть полиса и должен соблюдать его законы, подчиняться даже несправедливым решениям суда (суров закон, но….) Достижения и значение - антирелятивизм, -антропология, -этика, -диалектика, -майевтика, -индуктивные доказательства и общие определения. Сократические школы Появились после смерти Сократа. Излагали идеи в форме диалогов Сократа. -киники -киренаики -мегарская школа -элидо-эритрейская Иногда, к сократическим школам и Академию Платона. 3.4.1.Мегарская шк. – IV в до н.э. -основатель Евклид из Мегары - ученик Сократа, Евбулид, Деодор, Крон; -вели активную практическую д-ть, занимались софистикой и эристикой, получили название «спорщиков» -стали авторами (Евбулид) известных апорий (парадоксов)− «Куча», «Лысый» -занимались вопросами логики и диалектикой (переход количества в качество); -считали предметом знания только «бестелесные виды»- общие понятия; -отрицали применимость общих понятий к единичному (Стилпон: «кто использует только общие понятия – не говорит ничего конкретного»); -обратили внимание на логические парадоксы, связанные с соотнесением понятий (Евбулид: «говорит ли правду человек, заявляющий - «Я лгу»); -отстаивали абстрактное высшее благо, которое не поддается определению и лишь называется разыми именами (Бог, разум, ум).
Элидо-эритрейская – Федон из Элиды и Менед из Эритреи - развивали идеи Сократа
Киренаики КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, - одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа; -к ней принадлежали: дочь Аристиппа – Арет и её сын − Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид; -отвергала изучение природы, считая её непостижимой. Изучение природы дело невозможное и бесполезное;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.26 с.) |