Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В 11 в. Михаил Пселл, изучавший Плотина, Порфирия и Прокла, возобновил преподавание Н. в Константинополе.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
5. В зап. патристике Н. в его плотиновском варианте черен посредство Порфирия был воспринят Марием Вик-торином и благодаря ему — Августином. 6.Образец христиански истолкованной неоплатоннч. философии дал Боэций. Традиция христ. Н. на лат. Западе складывалась прежде всего под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в частности, Н. шартрской школы 12 в.), 7. начиная с 9 в. — Иоанна Скота Эриугены, переведшего на лат. яз. соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита и давшего умозрит. очерк неоплатонич. системы в трактате «Разделение природы». Непосредств. влиянием Эриуген ы обусловлены неоплатонич. элементы Амальрика Бенского (ум. ок. 1207) и его последователей (амальрикан), осуждённых церковью. С традицией августинианства и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана неоплатонич. струя в мистике сен-викторской школы. Среди араб. философов Н. получил известность прежде нсего благодаря переложению ряда текстов «Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Начал теологии» Прокла («Книга о причинах»), переводу (кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум. 910). Влияние Н. на араб. мыслителей сочеталось с непосредств. влиянием Платона (особенно у аль-Рази и аль-Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В целом вся арабо-мусульм. философия ориентиров по преимуществу на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской школами Н. (среди комментаторов наиболее популярными были Симиликий и Иоанн Филопон); в частности, в духе александрийского Н. утверждалось внутр. единство учений Платона и Аристотеля (трактат аль-Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим смешением разнородных традиций объясняется, напр., истолкование неоплатонич. единого в духи аристотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, к-рое мыслит само себя (аль-Фараби, Ибн Сина). Неоплатонич. интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием к-рого находился Сухраварди, разработавший учение о сверхумном свете (ишрак). Переосмысление неоплатонич. представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе (см. Суфизм).
В ср.-век. евр. философии Н. впервые обнаруживается у Исаака бен Соломона Израэли (ок. 850—950), к-рый под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить библейский креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувств. мир. Нсоплатонич. иерархия универсума воспроизводилась у Ибн Гебироля («Источник жизни», лат. пер., популярный на Западе) и у Абрахама бар Хийя (ум. ок. 1130; учение о «пяти световых мирах» в соч. «Размышления о душе»). В области этики идеи Н. проводил Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), к-рому приписывали компиляцию неоплатоннч. толка «О душе» (на араб. яз.). Близок Н. комментатор Библии Ибн Эзра (1092— 1167). Несомненное влияние Н. прослеживается в построениях каббалы. 8. Предпринятые в кон. 12 в. переводы на лат. яз. ряда араб. текстов (в т. ч. «Теологии Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также пер. Прокла, выполненные между 1268—81 Вильемом Мербеке, архиепископом Коринфским и другом Фомы Аквинского, дали новый импульс распространению Н. на Западе. 9. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонич. концепции преломляются в нем. мистике 13—14 вв. (францисканец Ульрих Страсбург-ский и доминиканцы Дитрих Фрайбергский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер). В русле этой же традиции Н. усваивается и развивается Николаем Кузанским. 10. Усвоению Н. в среде гуманистов (см. Гуманизм) во многом способствовал Плифон, возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводч. и издат. деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с антич. Н. Огромное влияние оказали пер. и комм. М. Фичино. Н. во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатонич. воздействием складываются учения Ф. Патрицци и Дж. Бруно. 11.Влияние флорентийского Н. испытал англ. комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Дж. Колет (1467?— 1519), через посредство к-рого Н. был воспринят в 17 в. кембриджскими платониками. Неоплатонич. элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под непо-средств. влиянием Плотина написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция Н. к кон. 18 в. угасает. Интерес к Н. возобновляется в эпоху романтизма (англ. пер. Платона и неоплатоников Т. Тейлора, изучение и издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают Шеллинг и Гегель, высоко оценивший Н. в «Истории философии». В рус. идеалистич. философии 19 — нач. 20 вв. Н. оказал влияние на Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского,
Эманация (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоисточника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как об «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.: - неизменяемость высшего при порождении низшего; -возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (τόλμα). Один из наиболее распространённых образов Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а—509 d) — был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-мусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Кузанского Плотин Плотин (204-270.) Основателе м Н. обычно родом из Египта -учился в Александрии (его учитель Аммоний).Затем возглавил школу в Риме. - Его ученик Порфирий систематизировал труды учителя в шесть разделов по 9 трактатов. Отсюда и название «Эннеады»» (девятки). О плотине мы знаем из «Жизни Плотина» Порфирия -Идея Блага как принципа бытия (Платон) сливается с Божеством и становится принципом жизни- Единым. - во главе иерархии бытия стоит сверхсущее Еиное-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицат. (апофатич.) теологии -Единое ни от чего не зависит и является основанием всего сущего, условием единства любого сущего которое не существует вне единства. Вне единства ничто не существует -Единое божественный абсолют, явл-ся причиной самого себя, самопродуцирующей активностью, -Единое выше бытия, мысли, жизни. Поэтому его нельзя помыслить,познать, выразить. -Все истекает (эманирует) из переполненного переизбытком Блага Единого. Извечный источник божественного света, освещающего все вокруг
-Эманация – последовательная деградация идеального первоединства -Сначала единое эманирует в Мировой УМ или ДУХ который вклчакт в себя всю совокупность идей. Мысля идеи Единое творит их и выступает первообразом их и вещей - Ум, переисполненный Блага и изливается Мировой душе, которая имеет две стороны – одна оращена к Уму, другая – к чувс-му миру, выступая принципом его смодвижения. Она объемлет души звезд, растений,животных, людей. В ней уже меньше Блага и ед-ва - Последняя степень деградации Единого – Материя- лишена блага и единства, есть угасание свечения Единого и есть Небытие, Тьма, источник зла. -Материя несамостоятельное начало. Зло несубстанционально, есть недостаток Блага.
Этика Плотина вытекает из онтологии - мировая душаобъемлет все инд-е душы -рождение инд-й души в теле означает дробление единой души. Поэтому любая душа и в связи с Божественной душой и с чувственным миром -для обычного человека тело важнее душ, и он мало заботится о душе и она зависит от прихотей тела -для возвышенного человека характерна обращенность к глубинам души, соединенной с Мировой, способность к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию и обретение покоя и безмятежнолсти. Тут душа хоть и в теле, но оттела не зависит. - высшая добродетель и цель жизни отрешится от чувственного мира и телесности и слиться с единым достигаемой через - Теорию – страстное созерцание сливающее душу с Мировой душой - Катарси с – очищение, слияние с Мировым Умом - Экстаз –мистическая связь с Единым - Только совер-е нравственной жизни приводит к экстазу. Жизнь есть б-ба за нравственное соверш-е Дальнейшее развитие -у Ямвлиха - основателя школы в Сирии (умер около 330 г.) - Прокла – организовавшего последнюю неопл-ю школу в Афинах в 5 в. (410-485) Колоссальное воздействие на Патристику и хр-во, средневек-ю филос и теологию. Литература 1. Антология мировой философии В-4-х томах/ Под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль,1969-1972. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Мысль, 2007. 3. Богомолов А.С. Античная Философия. – М.: МГУ, 1983. 4. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Мысль, 1990- 1994 г. 5. Аристотель. Собрание сочинений. − М. Мысль, 1976-1983 6. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия. От истоков до наших дней. В -4-х т. – СПб.:Петрополис., 1992-1997 г. 7. Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999. 8. Клопстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2-х т. – М., 2003. 9. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. – М., 1979. 10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.,2005.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.014 с.) |