В 11 в. Михаил Пселл, изучавший Плотина, Порфирия и Прокла, возобновил преподавание Н. в Константинополе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 11 в. Михаил Пселл, изучавший Плотина, Порфирия и Прокла, возобновил преподавание Н. в Константинополе.



5. В зап. патристике Н. в его плотиновском варианте черен посредство Порфирия был воспринят Марием Вик-торином и благодаря ему — Августином.

6.Образец хри­стиански истолкованной неоплатоннч. философии дал Боэций. Традиция христ. Н. на лат. Западе складыва­лась прежде всего под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в част­ности, Н. шартрской школы 12 в.),

7. начиная с 9 в. — Иоанна Скота Эриугены, переведшего на лат. яз. соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита и давшего умозрит. очерк неоплатонич. системы в трактате «Разделение природы». Непосредств. влиянием Эриуген ы обуслов­лены неоплатонич. элементы Амальрика Бенского (ум. ок. 1207) и его последователей (амальрикан), осуждён­ных церковью. С традицией августинианства и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана неоплатонич. струя в мистике сен-викторской школы.

Среди араб. философов Н. получил известность прежде нсего благодаря переложению ряда текстов «Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Начал тео­логии» Прокла («Книга о причинах»), переводу (кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум. 910). Влияние Н. на араб. мыслителей сочеталось с непосредств. влиянием Платона (особенно у аль-Рази и аль-Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В це­лом вся арабо-мусульм. философия ориентиров

по преимуществу на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской школами Н. (среди ком­ментаторов наиболее популярными были Симиликий и Иоанн Филопон); в частности, в духе александрийского Н. утверждалось внутр. единство учений Платона и Аристотеля (трактат аль-Фараби «О согласии двух фи­лософов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим смешением разнородных традиций объясняется, напр., истолкование неоплатонич. единого в духи арис­тотелевского учения об уме (нусе) как первичного бы­тия, к-рое мыслит само себя (аль-Фараби, Ибн Сина). Неоплатонич. интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием к-рого находился Сухраварди, разработавший учение о сверхумном свете (ишрак). Переосмысление неоплатонич. представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали, со­единив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе (см. Суфизм).

В ср.-век. евр. философии Н. впервые обнаружива­ется у Исаака бен Соломона Израэли (ок. 850—950), к-рый под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристоте­ля» стремился дополнить библейский креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувств. мир. Нсоплатонич. иерархия универсума воспроизво­дилась у Ибн Гебироля («Источник жизни», лат. пер., популярный на Западе) и у Абрахама бар Хийя (ум. ок. 1130; учение о «пяти световых мирах» в соч. «Раз­мышления о душе»). В области этики идеи Н. проводил Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), к-рому приписывали компиляцию неоплатоннч. толка «О душе» (на араб. яз.). Близок Н. комментатор Библии Ибн Эзра (1092— 1167). Несомненное влияние Н. прослеживается в по­строениях каббалы.

8. Предпринятые в кон. 12 в. переводы на лат. яз. ря­да араб. текстов (в т. ч. «Теологии Аристотеля» и «Кни­ги о причинах»), а также пер. Прокла, выполненные между 1268—81 Вильемом Мербеке, архиепископом Коринфским и другом Фомы Аквинского, дали новый импульс распространению Н. на Западе.

9. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонич. концепции преломляются в нем. мистике 13—14 вв. (францисканец Ульрих Страсбург-ский и доминиканцы Дитрих Фрайбергский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер). В русле этой же традиции Н. усваивается и развивается Нико­лаем Кузанским.

10. Усвоению Н. в среде гуманистов (см. Гуманизм) во многом способствовал Плифон, возглавлявший пла­тоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флорен­ции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводч. и издат. деятельностью гуманистов расширяется база ис­точников для знакомства с антич. Н. Огромное влияние оказали пер. и комм. М. Фичино. Н. во всём многообра­зии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатонич. воздействием складываются учения Ф. Патрицци и Дж. Бруно.

11.Влияние флорентийского Н. испытал англ. коммен­татор Псевдо-Дионисия Ареопагита Дж. Колет (1467?— 1519), через посредство к-рого Н. был воспринят в 17 в. кембриджскими платониками. Неоплатонич. элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под непо-средств. влиянием Плотина написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция Н. к кон. 18 в. угасает. Интерес к Н. возобновляется в эпоху романтизма (англ. пер. Платона и неоплатоников Т. Тейлора, изуче­ние и издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают Шеллинг и Ге­гель, высоко оценивший Н. в «Истории философии». В рус. идеалистич. философии 19 — нач. 20 вв. Н. ока­зал влияние на Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского,

 

Эманация (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος), филос. понятие, специально разработанное в неоплато­низме, означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хо­тя и не исключает трансцендентного понимания перво­источника мира. В монистич. системах (платонизм, нео­платонизм) учение об Э. как об «естественной» продук­тивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появле­ние зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неиз­бежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концеп­ции, дополняющие понятие Э.:

- неизменяемость высше­го при порождении низшего;

-возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению

оторван­ности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (τόλμα). Один из наиболее распространённых образов

Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Пла­тон, Государство VI 508 а—509 d) — был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-мусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Кузанского

Плотин

Плотин (204-270.) Основателе м Н. обычно родом из Египта

-учился в Александрии (его учитель Аммоний).Затем возглавил школу в Риме.

- Его ученик Порфирий систематизировал труды учителя в шесть разделов по 9 трактатов.

 Отсюда и название «Эннеады»» (девятки). О плотине мы знаем из «Жизни Плотина» Порфирия

-Идея Блага как принципа бытия (Платон) сливается с Божеством и становится принципом жизни- Единым.

- во главе иерархии бытия стоит сверхсущее Еиное-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только сред­ствами отрицат. (апофатич.) теологии

-Единое ни от чего не зависит и является основанием всего сущего, условием единства любого сущего которое не существует вне единства. Вне единства ничто не существует

-Единое божественный абсолют, явл-ся причиной самого себя, самопродуцирующей активностью,

-Единое выше бытия, мысли, жизни. Поэтому его нельзя помыслить,познать, выразить.

-Все истекает (эманирует) из переполненного переизбытком Блага Единого. Извечный источник божественного света, освещающего все вокруг

-Эманация – последовательная деградация идеального первоединства

-Сначала единое эманирует в Мировой УМ или ДУХ который вклчакт в себя всю совокупность идей. Мысля идеи Единое творит их и выступает первообразом их и вещей

- Ум, переисполненный Блага и изливается Мировой душе, которая имеет две стороны – одна оращена к Уму, другая – к чувс-му миру, выступая принципом его смодвижения. Она объемлет души звезд, растений,животных, людей. В ней уже меньше Блага и ед-ва

- Последняя степень деградации Единого – Материя- лишена блага и единства, есть угасание свечения Единого и есть Небытие, Тьма, источник зла.

-Материя несамостоятельное начало. Зло несубстанционально, есть недостаток Блага.

 

Этика Плотина вытекает из онтологии

- мировая душаобъемлет все инд-е душы

-рождение инд-й души в теле означает дробление единой души. Поэтому любая душа и в связи с Божественной душой и с чувственным миром

-для обычного человека тело важнее душ, и он мало заботится о душе и она зависит от прихотей тела

-для возвышенного человека характерна обращенность к глубинам души, соединенной с Мировой, способность к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию и обретение покоя и безмятежнолсти. Тут душа хоть и в теле, но оттела не зависит.

- высшая добродетель и цель жизни отрешится от чувственного мира и телесности и слиться с единым достигаемой через

- Теорию – страстное созерцание сливающее душу с Мировой душой

- Катарси с – очищение, слияние с Мировым Умом

- Экстаз –мистическая связь с Единым

- Только совер-е нравственной жизни приводит к экстазу. Жизнь есть б-ба за нравственное соверш-е

Дальнейшее развитие

Ямвлиха - основателя школы в Сирии (умер около 330 г.)

- Прокла – организовавшего последнюю неопл-ю школу в Афинах в 5 в. (410-485)

Колоссальное воздействие на Патристику и хр-во, средневек-ю филос и теологию.

  Литература

1. Антология мировой философии В-4-х томах/ Под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль,1969-1972.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Мысль, 2007.

3. Богомолов А.С. Античная Философия. – М.: МГУ, 1983.

4. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Мысль, 1990- 1994 г.

5. Аристотель. Собрание сочинений. − М. Мысль, 1976-1983

6. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия. От истоков до наших дней. В -4-х т. – СПб.:Петрополис., 1992-1997 г.

7. Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999.

8. Клопстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2-х т. – М., 2003.

9. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. – М., 1979.

10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.,2005.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.014 с.)