Схема обработки результатов: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема обработки результатов:



1. Проанализируйте рисунок «Я сам»: нарисованы все основные детали, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, раскрашенность, статичность рисунка или в движении, включил себя в какой-либо сюжет, игру.

Исходное количество баллов — 10. Если отсутствует основная деталь, вычтите 1 балл. За каждую дополнительную деталь — «разукрашенность», представленность в сюжете, движение — прибавьте 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее ребенок относится к рисунку, т. е. к себе (норма 11–15 баллов). Напротив, если необходимые детали отсутствуют, значит, ребенок к себе относится отрицательно или конфликтно.

2. Сопоставьте рисунок «Я сам» с рисунками «хорошего» и «плохого» мальчика по параметрам.

Параметр Балл

Размер

Совпадает с «хорошим» +1
Гораздо больше «хорошего» +2
Совпадает с «плохим»- -1
Гораздо меньше «плохого» -2
Меньше «хорошего», но больше «плохого» -0,5

Цвета

Больше синего и красного +1
Больше черного и коричневого -1
Равное количество цветов 0

Совпадение деталей (например, одежда, головной убор, игрушки, цветы)

Больше совпадений с «хорошим» +1
Полностью совпадает с «хорошим» +2
Больше совпадений с «плохим» - 1
Полностью совпадает с «плохим» - 2
Приблизительно поровну 0

Общее впечатление

Больше похож на «хорошего» +1
Больше похож на «плохого» + 1

Обработка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

От 3 до 5 баллов — относится к себе адекватно и позитивно.

Больше 5 баллов — завышенная самооценка.

От 0 до 3 баллов — заниженная самооценка.

Меньше 0 (отрицательный результат) — относится к себе негативно, возможно, полное неприятие себя.

3. Оцените, как расположен «автопортрет» на листе.

Критерий Балл
Занимает весь лист и расположен в анфас +3
Очень большой и занимает почти весь лист +2
В центре листа или чуть выше +1
Внизу страницы -1
Внизу страницы и очень маленький -2
В нижних углах, в профиль, как будто стремится убежать -3

Если ребенок изобразил себя внизу маленькой фигуркой — это свидетельствует о его депрессивном состоянии, чувстве неполноценности.

Обработка данных

Проанализируйте данные, которые вы получили, и определите уровень развития гендерной идентичности мальчика или девочки.

Высокий уровень: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем (будет мамой, папой); называет признаки феминных и маскулинных качеств личности мальчика и девочки; осознает необратимость своего пола; выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к этому полу и выполнением социально требуемых полоролевых функций); проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой); обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола; постоянно демонстрирует мужские (женские) способы поведения в различных ситуациях.

Средний уровень: ребенок знает свой пол, но с трудом называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет нечеткое представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем; называет лишь 2–3 качества мальчика или девочки; осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но легко соглашается на воображаемое изменение пола; предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к полу, так и к соответствию качествам мальчика или девочки; обнаруживает признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола: нестабилен в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.

Низкий уровень: ребенок знает свой пол и некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки; обнаруживает неустойчивое представление о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие знаний о них в будущем; не знает качеств мальчиков или девочек и соответствующих им способов поведения; допускает возможность изменения пола; нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки; проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола; крайне неустойчив в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.

Книжка «Я — был. Я — есть. Я — буду»

Книжка «Я — был. Я — есть. Я — буду» — модификация методики М.М. Кончаловской.

Цель: исследовать, как видит себя ребенок в прошлом, настоящем и будущем, с какими прошлыми событиями своей жизни и ожиданиями в будущем связан его образ «Я».

Информация имеет ценность в ходе диагностики детско-родительских отношений, в дошкольной профориентационной работе.

Материалы: лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, цветные карандаши, зеркало.

Инструкция. Первую страницу оставьте чистой — в ходе работы записывайте на ней сведения о ребенке. На второй страничке вверху напишите «Я — был» («Каким я был раньше»), на третьей — «Я — есть» («Какой я сейчас») и на четвертой — «Я — буду» («Каким я буду»).

Педагог-психолог: Здравствуй! Мне нравятся книжки. А тебе? Сегодня мы с тобой будем рисовать картинки в необычной книжке. Открой первую страничку. Вспомни, каким ты был раньше, и нарисуй себя. (Ребенок рисует.)

А теперь осмотри себя, можешь взглянуть в зеркало. Нарисуй себя, какой ты сейчас. (Ребенок рисует.)

Представь, каким ты будешь, каким ты станешь, и нарисуй.

Вопросы к каждому рисунку:

Обработка данных. Ответы относят к категории объективной или субъективной. Объективная категория содержит социальную идентичность, как ребенок относит себя к группе, где границы и условия общения знают все.

Субъективная категория включает самоописания, которые связаны с чертами характера, состояниями или другими моментами. Чтобы что-то в них выяснить, нужны указания самого испытуемого, как он соотносит себя с другими людьми. Вывод об идентичности ребенка можно сделать на основе количества самоопределений и их содержания.

Книжка «Это я»

Книжка «Это я» — модификация одноименной методики.

Цель: познакомить с названиями частей лица, головы, сформировать образ «Я».

Вариант первый

Материалы: книжка-ракладушка из плотной бумаги или картона (на каждую страницу наклейте овал лица из розовой или бежевой бумаги); детали лица (глаза, уши, губы и др.) из разных материалов, бумаги, картона, поролона, обрезков ткани (вельвета, бархата, шелка, драпа), макаронных изделий, ракушек; зеркало.

Педагог-психолог: Тебе нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Посмотри, что я тебе принесла. (Покажите ребенку заготовку книжки с приклеенными на страницах овалами лица.) Как ты думаешь, на что это похоже? Правильно, это похоже на лицо. Чего не хватает на лице? (Если ребенок затрудняется с ответом, предложите ему посмотреть в зеркало.) Да, не хватает глаз. Это мои глаза. Покажи мне, где у тебя глаза. Давай мы приклеим глаза. (Ребенок приклеивает на страницу только глаза. Внизу крупными печатными буквами напишите «ГЛАЗА».) Давай вместе повторим: «глаза». (Четкая подпись под рисунком помогает ребенку освоить чтение.)

Чего еще не хватает на лице? Да, не хватает носа. Это мой нос. Покажи мне, где твой нос. Давай мы приклеим нос. (Ребенок приклеивает на страницу только нос. Внизу крупными печатными буквами напишите «НОС».) Давай вместе повторим: «нос».

Примечание: Остальные детали лица обсудите и приклейте с ребенком по такой же схеме. На последней странице книжки изобразите голову со всеми деталями, которые ребенок приклеивал ранее.

Вариант второй

Материалы: книжка из ткани (фланели), на каждую страницу приклейте овал лица из розовой или бежевой ткани, детали лица (наклейте на липучку).

Ребенок сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно «составляет» лицо: прикрепляет детали на контур головы. Если у него не все получается, на одной из страниц заготовьте образец: наклейте на контур необходимые детали, а на соседней странице попросите ребенка создать такое же изображение.

Усложните задание, прикрепите к контуру, например, сразу три глаза или только одно ухо или два носа и спросите ребенка, все ли на картинке правильно.

Вариант третий

Материалы: книжка из ткани (фланели), на каждую страницу приклейте овал лица из розовой или бежевой ткани со всеми деталями, кроме рта и бровей; детали рта и бровей, которые отражают разные эмоциональные состояния, приклейте на липучки; листочки с надписями эмоциональных состояний лежат на столе, перевернутые вверх рубашкой.

Педагог-психолог: Сегодня мы с тобой поиграем с необычной книжкой. На каждой страничке этой книжки нарисовано лицо. Но у лица нет рта и бровей. Мы будем приклеивать брови и рот в зависимости от настроения. А настроение «спрятано» в этих листочках. Возьми листочек, который тебе нравится. На листочке написано «ВЕСЕЛЫЙ». Как ты думаешь, какой у веселого человека рот? Да, он улыбается. Давай приклеим подходящие веселому человеку рот и брови.

Примечание: Ребенок прикрепляет ротики и брови к другим нарисованным лицам, проговаривая, какой получается человек: веселый, грустный, сердитый и др.

Книжка «Моя семья»

Авторы методики «Моя семья» В. Васильева, В. Юнихина, Е. Роднева, Н. Захарова, Р. Погорелова.

Цель: облегчить период адаптации к условиям детского сада.

Материалы: книжка-раскладушка (в виде домика) маленького размера, чтобы помещалась в кармашке рубашки (платья, брючек); фотографии членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры), фотографии домашних животных — любимцев ребенка; клей. Для оформления книжки используйте мягкие, приятные на ощупь материалы: фетр, мягкий пластик, бархатная бумага, шерсть.

Педагог-психолог: Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Посмотри, на что похожа наша с тобой книжка? Правильно, на домик. Мы поселим в этот домик твою семью. (Покажите фотографии близких ребенку людей.) Пусть у каждого будет своя комнатка — страничка. Кого мы поселим в домик первым? Маму? Хорошо, поселим маму. (Ребенок приклеивает фотографию мамы в домик. Если нет под рукой фотографий, нарисуйте каждого члена семьи.) Кто еще будет жить в твоем домике? Папа? Хорошо, поселим папу. (Ребенок приклеивает фотографию папы в домик. На последней странице вклейте фотографию всей семьи дошкольника.)

Наша замечательная книжка готова. Ты можешь взять ее с собой и положить в кармашек. Если тебе станет грустно, ты заскучаешь по маме или папе, ты можешь достать книжку и полистать ее, называя по имени маму, папу и других членов семьи.

Примечание. Когда ребенок рассматривает книжку, он отвлекается от невеселых мыслей. А воспитатель воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал к тому, что ребенку требуется уделить внимание.

Книжка «Мой дом»

Цели: развить память, связанную речь, мышление и воображение; провести диагностику детско-родительских отношений.

Материалы: книжка в виде домика из плотной бумаги или картона, фигурка ребенка из картона. Каждая страница книжки — комната (прихожая, кухня, ванная, спальня, детская комната). Дверцы шкафов открываются; полочки сделаны так, что за них можно просовывать соответствующие предметы обихода: в коридоре — одежда; в ванной — зубные щетки, расческа, полотенце; в кухне — посуда; в детской — игрушки и книжки. Фигурки членов семьи и домашних животных из бумаги или пластмассы.

Примечание. Для детей младшего дошкольного возраста изготовьте и расрасьте книжку заранее. С детьми старшего дошкольного возраста оформите книжку совместно.

Педагог-психолог: Тебе нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Посмотри, на что похожа наша с тобой книжка? Правильно, на домик. В этом домике будет жить семья. Как ты думаешь, кто будет здесь жить? Выбери фигурки. Расскажи, кто живет в твоем домике? Кто чем занимается? Давай поиграем с фигурками.

Примечание. Анализ и интерпретацию игры ребенка проводите аналогично анализу психологического рисуночного теста «Моя семья». Обсуждая с ребенком игру, пользуйтесь не прямыми вопросами, а проективными. Например, вместо: «Кого ты не выбрал из твоей настоящей семьи?», узнайте: «Если вместо кошечки ты выбрал бы человека, то кто это мог бы быть?». Задайте ребенку вопросы, которые помогут определить то, как ребенок относится к членам своей семьи.

Вопросы, которые выявляют позитивное отношение:
1. У тебя есть 2 билета в кино, один из них твой. Кому из членов семьи ты предложишь второй?
2. Ты делаешь поделку, но у тебя что-то не получается. Кого позовешь на помощь?
3. Если ты будешь жить на необитаемом острове, то кого бы ты захотел взять с собой?

Вопросы, которые выявляют негативное отношение:
1. У тебя есть … билетов в цирк (на один меньше количества людей в семье). Кто не пойдет с вами и останется дома?
2. Вся семья собралась идти в гости, но один из вас заболел… Кто останется дома?
3. Если вы всей семьей сядете играть в настольную игру, но для одного из вас не хватит карточек, как ты думаешь, кто это будет?

Книжка-сказка (истории)

Цель: корректировать и предупредить эмоциональные и поведенческие нарушения.

Материалы: книжка-раскладушка из плотной бумаги или тонкого картона, изобразительные материалы (фломастеры, карандаши, восковые мелки, пастель).

Педагог-психолог: Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Тебе нравятся книжки? Мне нравятся. Сейчас я буду тебе рассказывать сказку, и мы вместе с тобой будем делать рисунки к нашей истории. Хорошо? Ну, тогда начнем.

Примечание. Расскажите ребенку сказку (историю), в которой находит свое отражение его проблема (например, различные страхи, развод родителей, рождение еще одного ребенка в семье, травматические переживания). В ходе чтения сказки (истории)вместе с ребенком нарисуйте иллюстрации к тексту.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.03 с.)