Красная книга кемеровской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Красная книга кемеровской области



СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение………………………………….……………………………………...…2

 

2.Птицы Кемеровской области…………………………………………………..…6

 

3.Хвойные деревья Кемеровской области…………………………………...……17

 

4.Лиственные деревья Кемеровской области………………………………….…25

 

5.Насекомые Кемеровской области…………………………………………...…..32

 

6.Животный мир Кемеровской области…………...…………………………..….45

 

7.Здоровье от природы...……………………………………………………….…..53

 

8.Бегегите лес ……………………………………………………………………..59

 

9.Полезные ископаемые Кемеровской области……………………………….…64

 

10.ТРИЗ: творческие задачи……………………………………………………….74

 

11.Биологические эффекты……………………………………..…………………76

 

12.Физические эффекты……………………………………………………………80

 

13.Составление творческих рассказов и сказок……………………………..…..83

 

14.Список литературы……………………………………………………………...85

 


ВВЕДЕНИЕ

Развивающие возможности маршрута «Сказочные тропы Кузбасса»:

ü ресурсы содержания (задания, тексты, баннеры, буклеты и т.п.);

ü ресурсы технологии (репродуктивная деятельность, исследовательская деятельность, творческая деятельность и ценностно-эмоциональная);

ü ресурсы игры.

Формируются следующие качества:

1)  когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;

3) методологические (оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.

Цель деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребята:

ü самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

ü учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

ü приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

ü развивают у себя исследовательские умения;

ü развивают системное мышление.

Как весьма эффективное средство при обучении применяются элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Применение методов ТРИЗ развивает системное представление ребят об окружающем нас мире, вырабатывает навыки творческого мышления. Данные методы выделяют функциональность, значимость и актуальность окружающих объектов. Под методами, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, метод «думательных» шляп, приёмы разрешения противоречий и др. Приобретённые знания и умения нуждаются в практическом применении, а ТРИЗ как раз способствует реализации знаний в системном подходе. Любое решение является правильным, ответы делятся на слабые, средние и сильные, применяются самые нетрадиционные решения, где ребёнок может проявить своё творчество.

Наряду с традиционными информационными текстами, репродуктив-ными вопросами включают проблемы – творческие задачи, которые можно брать готовыми и просто решать, а можно придумывать и самим.

       Задачи имеют практическую направленность, показывают тесную связь с жизнью, вызывая интерес к предмету. По-настоящему интересно то, что имеет свои тайны, свои приключения. Такими свойствами и обладают творческие задачи, при решении которых учащийся эмоционально вовлечен, обдумывает проблему, находит решения, наконец, с интересом учится.

Взрослый намеренно ставит перед учениками проблему, а ученик ищет пути решения.

Применение ТРИЗ развивает способности к нетрадиционному подходу к решению различных проблем. Учащиеся умеющие решать, такие задания более адаптированы к пониманию окружающего мира, где часто поджидает множество трудностей.

Основными достоинствами ТРИЗ являются:

ü существенное повышение вероятности решения творческих задач учащимися, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приёмов,

ü снятие психологического барьера боязни перед новым, неизвестным, восприятие жизненных и профессиональных проблем не как непреодолимого препятствия, а как очередной задачи, которую надо решать;

ü гуманистический характер направленности обучения, основанный на решении актуальных и полезных для людей проблем.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети в игровой форме знакомятся с противоречиями в окружающей действительности, учатся их находить и формулировать.

Игра «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Наоборот», «Перевёртыши» и др. Например, ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

Пример: Листопад - это хорошо? Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. Листья под ногами - плохо. Почему? Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Большинство игр можно проводить с мячом. Пример: ведущий бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает мяч ведущему (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход и т.д.).

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?». Ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе, особенно его хорошо видно на снегу; теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля; а гулять ему теперь надо только ночью; ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его и др.

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, на мяч переносятся свойства таких объектов, как бабочка и бабушка. Какой он, мяч? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки и др.

Метод «Системный анализ» или схема талантливого мышления  помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: система «Лягушонок», подсистема (т.е. из чего состоит, части системы) – лапки, глаза, кровеносная система и т.д., надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем (а ещё выше – природа).

Если мы рассмотрим что-то... Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то... Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то... Что-то будет с этим что-то...

Ведущий задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?». Дети предлагают варианты своих ответов, суждений. В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Задание «Найди лишнее слово в каждой строчке»:

стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги);

фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Задание «Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему»:

лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа;

река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

ü Что может дождь? Растворить лед. Когда и почему? Когда ярко светит солнце, тепло.

ü Что может растение? Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

ü Что может лед? Лед может расколоться, треснуть. А какие полезные функции у льда? Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

ü Что можно делать со льдом? Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

ü Что может дождь? Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения, делает воздух свежим, моет дороги, может моросить.

Обучать детей устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: «Что лишнее?», «Что вначале, что потом?», «Какую картинку надо поставить в пустую клетку?». Здесь используют такие игры как «Логический поезд», «Большое Лу – Лу» и др. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

Метод «Эмпатия» (от греческого страдание, боль, сопереживание) - это способность одного человека эмоционально отзываться на переживание другого человека; это умение перевоплощаться не только в другого человека, но и в животных, и даже в неодушевленные предметы (личностная аналогия).

Ребята представляют себя каким-либо объектом и могут рассказать от лица этого объекта о своей жизни, отвечая на следующие вопросы:

ü   Каково ваше предназначение? Какие функции вы должны выполнять?

ü   Опишите свой характер, привычки, что вам нравится, что не нравится?

ü С какими другими объектами вы вступаете во взаимодействие, какие при этом испытываете эмоции?

ü   Что мешает вам выполнять ваши функции? Почему?

ü   О чем вы мечтаете? Что хотели бы сказать людям?

ü   Пофантазируйте о том, что изменилось бы в жизни, если бы вас не было.

При составлении рассказа дети стараются пользоваться научно- популярной литературой, словарями, энциклопедиями и другими источниками.

Вот пример такой исследовательской работы по теме «Насекомые»:

Если бы я был бабочкой

Если бы я был бабочкой, то относился бы к самым красивым насекомым. Мои крылья были бы покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают мне такую окраску. Мы, бабочки, как и многие насекомые, проходим несколько стадий развития, прежде чем становимся взрослыми. Эти изменения называются метаморфозом. Я бы откладывал яйца на растения, которые будут есть вылупившиеся гусеницы. Из каждого яйца выходит гусеница. Она очень много ест, и быстро растет. Я тоже когда- то был гусеницей. Я порхаю по лугу, сажусь на яркие цветы. Хорошо жить на свете, когда тебя не трогают мальчишки.


ПТИЦЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Найти занимательную информацию о птицах Кемеровской области и не только совсем не сложно. Надо лишь внимательно изучать различные информационные источники, уметь удивляться и учиться исследовать причины таких удивительных птичьих способностей. Удивительное рядом!

 Колибри – самая маленькая птичка от 5,7 см (размером со шмеля) и весом от 1,6 г. Это единственная птица, которая может летать задом наперёд. Страусы – самые крупные, но нелетающие птицы; им принадлежит беговое первенство: он может нестись на скорости 72 км/ч. По навыкам кормления подрастающего поколения синице трудно сыскать равных: она ведь кормит своих птенцов тысячу раз за одни сутки. Чайки пьют соленую воду из моря, потому что их гланды адаптированы для фильтрации соли. Большая сова может разворачивать голову на двести семьдесят градусов. Помимо того, только лишь совы могут отличать голубой цвет. На самом же деле фламинго вовсе не розового цвета. Они становятся такими при помощи того, что питаются зелеными водорослями, которые становятся розовыми во время их переваривания. Императорский пингвин может голодать до девяти недель во время высиживания яиц и выносить холод до шестидесяти градусов; голодать может до 9 недель (пока высиживает яйца). Самым большим размахом крыльев обладает альбатрос: у него он достигает трех с половиной метров.

В Кемеровской области обитает более 300 видов птиц. Собственно коренных птиц, постоянно живущих в Кемеровской области, не так уж и много. Это рябчики, глухари, тетерева, серые куропатки, дятлы, поползни, щеглы, сойки, синицы, воробьи, дрозды, вороны, сороки.

Зимой к пернатому царству присоединяются снегири, белые куропатки, чечетки, канюки, клесты, свиристели.

С наступлением тепла на смену зимним летучим квартирантам прилетают утки, выпи, чирки, речные и озерные чайки. По болотам и озерам устраивают летние гнездовья цапли, журавли, кулики, бекасы, дупеля. Птицы усиленно питаются, накапливают жир, делают припасы. Многие переходят на растительное питание. Для сохранения тепла ночью куриные птицы зарываются в снег, а синицы собираются группами в дуплах. Дятлы кормятся и ночуют в муравейниках. Вороны и галки ночуют на деревьях плотными стаями.

Суровые и малоснежные зимы, сопровождающиеся неурожаем кормов, часто становятся последними в жизни многих птиц. Поэтому важна их подкормка в это время года. Хвойные деревья служат птицам надежной защитой, а лиственные дают пропитание в зимнее время, когда другие корма становятся для них в лесу недоступны.

САМЫЕ – САМЫЕ В КУЗБАССЕ

Самыми выносливыми из птиц являются – клёст, который выводит птенцов лютой зимой.

Самая крупная из оседлых птиц – глухарь (3 - 5 кг), из перелетных – лебедь-кликун (7 - 13 кг).

Самая быстрая из всех известных птиц – сапсан, что может развивать скорость до 322 км/ч во время нападения.

Самые редкие птица Кузбасса: горихвостка, ушастая сова, черная ворона, мухоловка-пеструшка, малый дятел.

Самые распространенные промысловые птицы – это рябчики (их 120 тыс. голов), тетерева (26 тыс.) и глухари (20 тыс.).

Самая доверчивая и общительная птица – снегирь.

Самая скрытая, золотисто-черная птица из всех певчих птиц – иволга.

Самая маленькая птичка наших лесов – королек, который в 5 раз легче воробья, а гнездышко его маленькое.

Самая видное положение среди хищных птиц занимает сокол. Но самым большим среди соколов нашего края является балобан – истребитель краснощеких сусликов, очень редкая у нас хищная птица.

Самыми долгоживущими и очень редкими птицами в нашей области являются журавли (доживают до 82 лет).

Самая крупная птица из отряда сов – филин (вес от 2,7 до 3,3 кг, а размах крыльев до 180 см). В нашем крае редок.

Памятники птицам

На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю голубка, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии.

Птице был поставлен памятник в Лондоне. Голубю, спасшему жизни людей во время снежного обвала, установлен памятник в Швейцарии, а в Бельгии голубю – «солдату», в Париже голубям, которых применяли для связи французы в войнах девятнадцатого века

В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили петуха, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в 16 веке. Благодарные люди поставили памятник птице.

В 1850 году в Америку впервые ввезли чайку. Случилось так, что в Бостоне сильно расплодились вредные насекомые. Их гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла чайка - она уничтожала насекомых вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города.

Воробью поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. На местных полях во множестве появились гусеницы ранее невиданного насекомого. Они набросились вначале на траву, а затем переселились всей необъятной сворой на поля, огороды, сады. Вот тут-то воробьи и показали, на что они способны.

В Италии в Риме установлен памятник гусям, т.к. согласно легенде, гуси спасли город от нашествия врагов, разбудив посты охраны своим гоготом.

Узнай птицу по повадке

Эта птица зимует в местах гнездования. Если снег достаточно глубок, то зарывается в него, выходя из-под снега в сильные морозы только для кормёжки. В снегу и тепло, и спрятаться можно, и пища. Зимой питается почками, серёжками и молодыми побегами лиственных деревьев, в основном ольхи и берёзы. Это очень «семейные» и строго оседлые птицы. Большую часть жизни живут они на небольшом участке леса парами, а с конца лета и до весны - выводками. Хорошо бегают по земле, способны прыгать вертикально на высоту до 1,5 м, а вот летают плохо. (Рябчик)

Зимой встречается только в тех местах, где много берёзы, почки и серёжки которой – основной зимний корм птицы. Когда появляется ястреб, эта птица быстро бросается вниз и зарывается в снегу под берёзами, т.к. от опасности предпочитает прятаться в глубоком снегу. Не может ястреб догадаться копнуть ногой и схватить её. (Тетерев)

     Она обычно не любит зарываться в снегу, а предпочитает ночевать и прятаться от морозов в заброшенных строениях, в деревнях (сараи и пр.). Пересидит эта птица в деревне ночь и утром летит кормиться на старое место. Ястреб замечает её перелёты. Бывает так: она только вылететь собирается, а ястреб дожидается её. В более южных областях степной зоны эти птицы могут ночевать и в снегу. Там, где зимой они ночуют, можно найти в снегу круглые углубления диаметром до полуметра. Дело в том, что на ночёвке птицы образуют тесный круг головами наружу. (Серая куропатка)

Зарядка для мозгов

У многих птиц есть сходство, чтобы определить по рисунку, кто на нём изображён, надо выдвинуть гипотезу, просмотреть источники информации, сверить различия, т.е. провести небольшое мини-исследование.

     Определить птицу по фотографии:

Ответы (и всё же требуется не верить на слово, а самим проверить правильно или нет): 1-павлин, 2-альбатрос, 3-ворон, 4-кукушка, 5-куропатка, 6-домовый воробей,7-киви, 8-колибри, 9-деревенская ласточка, 10-чайка, 11-курица глазчатая, 12-лебедь-кликун, 13-филин, 14-орел белоголовый или орлан,15-синица-лазоревка,16- неясыть, 17-утка-мандаринка, 18-попугай ара,19-грач, 20-страус, 21-снегирь, 22-сокол, 23-серая ворона, 24-сычь, 25-тукан.

Игра «Удивительные птицы»

     Ребятам предлагаются вопросы о тропических птицах разного уровня сложности (от 1 до 3 баллов). Чтобы ответить на некоторые, надо поработать с информационными источниками. В игре также использованы «Вопросы на засыпку», разгадывание кроссворда, но про тех же птиц.

В конце игры ребятам предлагается составить похожую игру-задание, но только о птицах своего родного края.

  

   По такому принципу подбираются задания о нескольких птицах (от 5 до10). Затем – разгадывание кроссвордов об этих же птицах и «Вопросы на засыпку», например: «Все ли представленные фотографии имеют отношение к теме?»:

     Вопросы на засыпку, как правило, не содержат однозначных ответов, а подталкивают к спору, диалогу: например, сказать, что плоды киви – это рисунок не по теме – вопрос спорный, ведь название-то птица киви получила за сходство с этими плодами и т.д. Поэтому все возможные варианты ответов на подобные вопросы ребята должны аргументировать.

     Также неоднозначные ответы можно получить и на такой вопрос: «Что хотел показать автор этой фотографии?»:

     Подсчитывая баллы, набранные за игру, можно обобщить знания, ответив на вопросы по теме, например:

Какую птицу называют бескрыл?

Какая птица имеет роговой «шлем» на голове?

Каких птиц называют летающими цветами тропиков?

Чей клюв похож на пилку для разрезания фруктов?

Самец какой птицы замуровывает самку в дупле и зачем?

Какой фрукт получил название за сходство с телом одноимённой птицы?

Язык птиц

Звуковые сигналы имеют в жизни птиц исключительно важное значение. Ими обеспечиваются охрана своей территории от вторжения чужаков (то есть, по сути, обеспечение пищевых ресурсов), привлечение самки для выведения потомства, предупреждение сородичей и птенцов от грозящей опасности. В языке птиц насчитываются десятки звуковых сигналов (бедствия, предостережения, пищевые, ухаживания, спаривания, агрессивные, стайные, гнездовые и так далее).

Хищные птицы (орлы, совы) широко используют щёлкание клювом в качестве сигнала угрозы. Звуки могут также издаваться вибрацией от тока встречного воздуха рулевых хвостовых перьев (как у бекаса, звук, напоминающий блеяние барашка) или при хлопанье крыльев.

Для чего птице перья?

Перья нужны птице для того, чтобы сохранять тепло, и для того, чтобы летать, — перья придают телу и крыльям обтекаемую форму, лучше приспособленную для полета. У каждого вида птиц перья различного цвета. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом, они привлекают внимание подруги.

Помните, чтобы дружелюбные пернатые превратились в злых птиц, достаточно нацелить на них объектив камеры.


Вопросы для мозгового штурма

v У какой птицы самые густые перья и почему? (У императорского пингвина, чтобы не замёрзнуть)

v Птицы, видимо, догадываются, что чистота — залог здоровья. Поэтому некоторые каждый год строят новые, чистые гнёзда, а некоторые возвращаются в старые. Но птицам, отдающим предпочтение старым гнёздам, приходится проводить в своих жилищах «дезинфекцию». Как это делают птицы? (Они вплетают в старые гнёзда и устилают их листочками и веточками растений, которые выделяют вещества, токсичные для некоторых бактерий и насекомых. Это такие растения как зверобой, дикая морковь и др. Количество паразитов тем самым уменьшается на 80%)

v Любимое лакомство глухарей? (Хвоя. Подсказка: птица лесная; возможность полакомиться должна быть и зимой, и летом, в любое время года).

v Все ли птицы летают? (Не летают киви, пингвины, страусы)

v Пингвин – птица или нет? (Птица)

v Почему первыми прилетают грачи? (Они могут находить корм на оттаявших проталинах)

v Из какого материала птица строит своё гнездо и почему оно не распадается? (Ииз травы, перьев, веток, склеивает слюной, глиной)

v Не болит ли голова у дятла? (Наблюдая за дятлом, поражаешься, с какой скоростью он долбит кору дерева. И действительно, для того, чтобы добыть себе пропитание, дятлу приходится совершать от 20 до 50 ударов в секунду. При такой нагрузке у дятлов не случается ни сотрясения мозга, ни головных болей. По мнению ученых, этого не происходит благодаря тому, что череп и клюв птицы движутся строго по прямой линии, не совершая вращательных движений, которые свернули бы птице шею. Своим крепким клювом дятлы выдалбливают дупла, добывают насекомых из коры, а зимой — семена из шишек. А еще удары клювом дятел производит не только для добывания пищи, но и для привлечения самки или предупреждения соперника о своих видах на нее)

v У какой птицы, обитающей в наших лесах самый длинный язык? (У д ятла)

v Зачем скворцы и галки весной «катаются» на лошадях, овцах, коровах? (Весной скот линяет, теряет шерсть, а птицы таскают шерсть для гнёзд, а также они освобождают животных от насекомых-паразитов)

v Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые появляются позже, соответственно и ласточки прилетают позже других птиц)

v Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши – кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка – единственная птица, которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам)

v Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает добычу пищи другим птицам)

v Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая – никогда)

v Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат улетать? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища)

v Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам, и потомство погибнет)

Вопросы о птицах

v У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана)

v Самая большая из всех хищных птиц? (Гриф)

v Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)

v Какие птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

v Какая птица к зиме белеет? (Куропатка)

v Самая крупная птица в мире? (Страус)

v Что делает страус при приближении опасности? (Прячет голову в песок)

v Самая маленькая птица? (Колибри)

v Какая птица подкидывает свои яйца в гнёзда других птиц? (Кукушка)

v Какую птицу называют певцом певцов? (Соловьи)

v Какая птица летает выше всех? (Орёл)

v Как зовут «лесного барабанщика»? (Дятел)

v Какая птица бегает по дереву вниз головой? (Поползень)

v Правда ли, что серые вороны с возрастом становятся чёрными? (Нет)

v Эта птица относится к ночным хищникам, прилетает к нам в Кемеровскую область только на зиму (Белая полярная сова)

v Сколько видов птиц гнездится на территории Кемеровской области? (Около 300 видов)

v Эту небольшую стройную птичку с длинным хвостом, которым она постоянно трясет, видел каждый человек. (Трясогузка)

v Какая птица способна подделывать голоса различных птиц, и даже мяуканье кошки. (Скворец)

v Какой птице в кормушку нужно положить сало? (Синица)

v Как называют человека, переживающего подъем активности в утренние часы? (Жаворонок)

v Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сова)

Перелётные птицы

Подчеркнуть в карточках названия птиц, которые улетают на зиму в теплые края: «Синица, клест, свиристель, ворона, воробей, ласточка, скворец, грач, сорока, кукушка, снегирь, утки, дятел, сова, малиновка, филин, соловей».


Для решения задачи требуется сформулировать противоречие, подобрать аналоги и типовые приёмы разрешения, известные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Дятел – разрушитель

Жители небольшого городка в штате Нью-Йорк (США), попали в зону бедствий и разрушений, которые принес… простой дятел. Поселившаяся здесь птица нещадно крушит автомобильные зеркала. Хозяин автомастерской Тим Тейлор в прошлом году в начале лета заменил 30 зеркал и в этом – уже 18. «Я попыталась его отогнать криком «кш-кш!» – рассказывает владелица «понтиака» Анна Миллер. – Он отлетел, но потом вернулся, разбил зеркало со стороны водителя, важно прошествовал по капоту мимо лобового стекла и разбил зеркало со стороны пассажира». Объясните, почему дятел бьет зеркала?

Как летает воробей?

Как летают воробьи при очень сильном ветре, если учитывать что птица эта не летает, а перепрыгивает по траектории своего полета? Они держаться в полете долго не может, поскольку сердце не выдержит - «разорвется». Пример этой слабости очень хорошо известен, когда Китай пытался избавится от воробьев, которые поедали посевы риса. Птицам не давали садится в течении долгого времени, и воробьи падали замертво.

Так как воробей может передвигается в сильный ветер который его сносит? Только не надо говорить что пешком, про это уже анекдот уже сложили!

Кот и скворцы

Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот — ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику напрочно. Как же?

Почему так птицу назвали

На карточках написано название птицы, надо составить варианты ответов, почему её так назвали, например:

канарейка – привезли с Канарских островов у берегов Африки;

глухарь – во время токования ничего не слышит;

воробей – за воровство крошек его бьют;

мухоловка – вечером ловит мух у стада коров и овец.

Выбери один ответ

1. Почему у совы широкое лицо?

а) чтобы лучше видеть; б) чтобы лучше слышать; в) для солидности.

Широкое лицо у совы из-за двух перьевых лицевых дисков вокруг глаз. Это не глаза у совы такие большие, а … уши. Диски – звукоуловители, передающие сигналы во внутреннее ухо.

2. У какой птицы гнездо с искусственным подогревом?

а) у страуса; б) у курицы; в) у утки.

Гнездо с подогревом – инкубатор для высиживания птенцов научились делать сорные куры с океанических островов. Сгребают кучу из мусора, когда мусор загниёт (достигнет температуры 30 градусов), тогда и откладывают в кучу яйца. Из мусорной кучи позднее, уже оперившиеся птенцы выскакивают и разбегаются кто куда.

3. Зачем страус голову в песок прячет, если и опасности нет?

а) от страха; б) освобождается от паразитов, блох; в) разыскивает пищу.

Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает настоящие песочные ванны.

Тройное решето (по трем подсказкам узнайте птицу)

- Маленькая серенькая подвижная птичка.

- Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, она прежде всего издаёт призывное «чив..., чив...», которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.

- В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Это воробей)

- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит большими шагами. Клюв крепкий, большой.

- Голова, горло, крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

- Нравятся блестящие предметы. (Это ворона)

- Отличается от других птиц пестрой окраской оперения.

- Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен.

- Эту птицу называют «лесным доктором». (Это дятел)

- Обитатели таёжных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны.

- Нижняя часть тела самцов кирпично-розовая, спина - пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато-серым.

- У этих птиц снежное имя. (Это снегирь)

- Ловкая, подвижная, суетливая птица.

- Голова крылья, хвост - чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

- Эту птицу считают очень болтливой. (Это сорока)

- Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.

- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.

- В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!» (Это синичка)

- Окраска спинной стороны тела голубовато-серая, брюшной -белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.

- Лучше других птиц лазает по деревьям.

- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. (Это поползень)

Живые синонимы

Подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).

 

Мудрый, как … (ворон)

Задиристый, как … (петух)

Вороватый, как … (сорока)

Важный, надутый, как … (индюк)

Длинноногий, как … (цапля)

Глазастый, как … (филин)

Взгляд хищный, как у … (ястреба)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Нос с горбинкой, как у … (орла)

Нос приплюснутый, как у … (утки)

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)

СЛОВО «ТАЙГА»

Под тайгой понимаются тёмные и густые и более или менее сырые леса, часто дикие и труднодоступные. Слово «тайга» сибирского происхождения и, согласно некоторым лингвистическим исследованиям, первоначально обозначало «горы». Очевидно, поэтому многие горы в южной полосе Сибири носят такие названия, как Алтай, Улу-Таига, Ергак-Тайга. А так как эти горы покрыты преимущественно тёмнохвойными лесами, то слово «тайга» стало затем синонимом хвойного леса: оно вошло в широкий обиход и внедрилось в литературу в качестве специального термина.

САМЫЕ - САМЫЕ

Самые чистые – сосновые боры, которые считаются фабрикой кислорода – один гектар бора выделяет за год до 30 тонн кислорода.

Самое полезное из хвойных деревьев – сосна: в коре есть дубильные и клеящие вещества, в камбии – ванилин, из семян получают иммерсионное масло, а пыльцу используют как заменитель ликоподия в медицине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.167 с.)