Полезные ископаемые кемеровской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезные ископаемые кемеровской области



Путешествие в сказочный мир камней помогает любому непосвященному узнать о геологии в доступной и увлекательной форме, познакомиться с притягательным миром минералов, с разнообразием их форм, цветов и свойств, горными породами и ископаемыми растениями - свидетелями истории Земли.

Ребята не в учебнике, а на природе могут увидеть выставку полезных ископаемых и узнать, как можно из невзрачного камня получить подлинное произведение искусства. Самые удивительные экспонаты – окаменелое дерево и камень с хорошо видимым отпечатком древнего растения – сами подталкивают к созданию сказочных историй и … исследованию.

При работе на тропе удобно использовать методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий, составленных педагогом в зависимости от задач занятия. Очень удобно - читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки – благодатный материал для активизации мышления и творческой деятельности детей, причём, не только младших школьников. Особенно, если сказки составлены детьми, как и те, с которыми можно ознакомиться ниже.

СКАЗКИ ПРО КАМНИ

Введение

Первое, что нужно помнить о камнях – в их жизни все гораздо медленнее. Они живут гораздо дольше. Но твердость свою сохраняют. Это первый вывод о камнях.

У камней нет родителей. Они рождаются из недр земли, оформляясь из лавы самостоятельно. Конечно, может произойти и так, что несколько самостоятельно оформившихся камней будут вынуждены слиться в один, так как подкатились друг к другу слишком близко, пока были еще горячие и не понимали, что делают. Но потом они все равно должны стать одним камнем. Видимо, таким образом получаются горы.

Подкатившись слишком близко друг к другу и поняв, что неизбежно придется образовать один камень, они, вероятно, решают, кто из них станет главным, когда они сольются. Одни, кончено, сильно противятся – они хотят сохранить самостоятельность. Другие в растерянности, не все ведь знают, что делать в экстренной ситуации. Но когда среди них находится камень-лидер, он дает понять, что он будет главным, и все соглашаются и обнимаются покрепче, так как все равно придется подчиниться зову природы и лучше дружить.

Вот таким образом получаются готовые камни. Но на это у них уходит очень много времени. Ведь надо остыть, затвердеть по-настоящему и подружиться внутри.

Это второй вывод камней – всегда лучше по-дружному.

Вначале камни сильно красные и снаружи и внутри, это пока они еще сохраняют самостоятельность и спорят, кто будет старшим. Потом их корочка начинает чернеть, чтобы создать твердый панцирь, чтобы камням внутри было безопасно. Тут им помогают ветер и дождь. Они заботливо мочат и обдувают камень снаружи. Тогда под воздействием внешних обстоятельств камни начинают успокаиваться, и становятся более мирными внутри и твердыми снаружи. Потом, когда проходит много времени, все камни под корочкой уже настолько близки и привыкли друг к другу, что уже чувствуют себя единым целым. Тогда этот Камень уже твердый, уже настоящий Камень, который мы привыкли видеть. Но к этому моменту у него уже очень большой жизненный опыт. Он уже много повидал, ему есть, что рассказать молодым, только что образовавшимся камням. Например, про первое скатывание с горы.

Первое скатывание с горы

Когда еще сотрясалась земля и когда камни только-только перестали ссориться внутри и почувствовали себя единым целым, земля потряслась опять, и Камень начал скатываться вниз. Он катился, подскакивал, то стукаясь о кочки на земле, то взлетая в воздух. У него закружилась голова, и он начал уже теряться, не зная, закончится ли это стремительное движение. Вокруг также катились и прыгали другие камни. Было слышно, как некоторые кричали:

     - «Сколько можно?» или «Когда это закончится?»

Других, наоборот, движение забавляло. Эти кричали в восторге:

      - «Э-ге-гей! Мы летим! Разойдись!»

     Человеку их звуки показались бы каменистым стуком, он бы не различил многоголосия камней, и даже попытался бы от них спрятаться.

     Вдруг Камень подбросило особенно высоко. Он долго летел, пока не упал на плоскую прибрежную полосу.

     А вокруг падали другие камни. Каждый их них хотел найти место получше, и еще подлетая, они кричали друг другу:

     - «Это мое место будет – не занимайте!» или «А я хочу вон туда!»

     Вспоминая это путешествие потом, Камень придумал третий вывод из жизни камней: когда теряешь контроль от радости, будь уверен, что тебе не свалится что-нибудь на голову, особенно - большое и тяжелое, тоже потерявшее голову от радости.

     Наконец, все камни заняли свои места, и тяжело дышали, вспоминая свое приключение. Поскольку камни медленны, на то, чтобы успокоиться у них ушел не один день. Потом они стали осматриваться, и каждый камень понял уникальность своего положения. Некоторые упали лицом к скале, некоторые к морю. Некоторым повезло меньше, и они упали лицом вверх, к небу. Как потом оказалось, упавшие вверх лицом камни станут самыми загадочными, ведь ночью им будут видны звезды и тайны вселенной.

     Когда все камни отдышались и затихли, то впервые услышали звуки природы, которые еще не слышали никогда.

     - «Привееет! Подползайте ближшшеее, ближшшеее» - шептали им волны.

     Камни вначале не поняли, что это. Особенно те, что упали спиной к морю. Поэтому они решили распределить свои роли, чтобы изучить окружающее и поделиться друг с другом.

     Те, что были ближе к морю, увидели, как волны накатывают на берег, как они оказываются то ближе, то дальше, и как они охлаждают камни вокруг своими брызгами. Брызги были солеными и оставляли на корочке камня частички соли. Волны перекатывали камни, попавшиеся им, делая их со временем более гладкими и приятными на ощупь. Кроме того, камни, попав в воду, темнели и становились более скользкими. Все это зрелище завораживало.

     Как и предполагалось, самыми загадочными стали камни, которые лежали лицом в небо. С одной стороны уже только от одного этого они видели мир не так, как все, а перевернутым. С другой – они общались со звездами, которые видели ночью и узнавали тайны вселенной.

Камень и море

     Камень и не заметил, что со временем подкатился уже близко к морю. В этот раз шторм был особенно сильным, и волны действительно подкатывались все ближе и ближе. Они катили с собой туда-сюда другие камни, которые хотели попасть внутрь моря, но немного боялись, поэтому пока оставались в промежуточной стадии и шептались между собой, рассуждая, как им страшно.

     Волны подхватили Камень, и какое-то время он катался с промежуточными камнями.

     - «Там так страшно, в море!»

     - «Не известно, что там ждет…!» - говорили они.

     Камень не стал их слушать, решил убедиться сам и позволил волнам перекатить его в глубину. Вначале вокруг были пузырьки воздуха, блокирующие видимость, но потом все успокоилось. Камень медленно опускался на дно. Наверху можно было видеть, как колышутся массы воды. Вода была мокрая и плотная и двигала камень все дальше. Вокруг обнаружились еще камни, которые не испугались попасть в глубину. Со временем морская вода и морские организмы окутали эти камни илом, они выглядели смешно. Поскольку лежать на морском дне веками было скучновато, особенно, если нельзя двигаться (камни ведь не двигаются) и все время смотришь на заиленного соседа, самые смелые камни начали прикалываться над другими. Деваться было некуда, и «другим» камням пришлось пытаться острить в ответ. Поэтому за долгие годы они мастерски отточили чувство юмора. Глядя на все это, камень сделал еще один вывод: нужно уметь радоваться обстоятельствам.

     А вокруг годами шли бои между обитателями морских глубин. Жуткого вида создания имели возможность перемещаться в водном пространстве. Вначале они были очень маленькими, примитивными. Потом стали видоизменяться, разделяться на тех, кто ел морскую травку, и тех, кто ел тех, кто ел морскую травку. У последних были зубы. Чем зубы были крепче, тем больше было шансов покушать. Этим они и занимались целыми днями – ловили и убегали от преследований. Камню это было удивительно, ведь имея очень короткую жизнь и возможность двигаться, эти существа двигались только затем, чтобы покушать.

     Когда Камню стало казаться, что он уже много повидал из жизни морских обитателей, в один прекрасный день произошло нечто удивительное. Деревянная конструкция, плывущая по поверхности моря и перевозящая грузы и людей, не выдержала нагрузки и опустилась прямо на морское дно, рядом с камнем. От удара о дно поднялись клубы ила, они надолго заволокли все вокруг. А когда ил осел, Камень увидел, что вокруг него рассыпаны удивительные сокровища, монеты и украшения. Они выпали из сундука, ударившегося о морское дно.

А еще через пару сотен лет, когда монеты и украшения покрылись скользким илом, с поверхности воды опустилась механическая рука-ковш, и зачерпнула Камень вместе с монетами наверх в лодку.

Камень внутри

У каждой девушки внутри живет камень. Он как песчинка попадает в нее случайно. С дыханием или с пищей, или как случайная соринка в глазу. И постепенно с кровотоком достигает центра ее существа. Это где-то рядом с сердцем, я думаю.

Так вот, этот камень сначала очень мешает жить. Он неудобный и колючий. Все время чешется, а иногда и болит. Он впитывает и втягивает в себя все самое ценное, что есть в девушке. И постепенно он обрастает, превращается, принимает очертания и форму.

Иногда этот камень превращается в соленую ледышку, потому что самое ценное в девушке – вода.

Иногда он становится речной галькой, так как девушка состоит из речного песка.

Иногда это алмаз или бриллиант, так как в девушке много внутреннего давления.

А иногда это стекло, так как, состоит из речного песка, а от внутреннего жара песок переплавляется в стекло.

И что же останется со временем? Ледяной камень растает и убежит в землю.  Речная галька затеряется в сотне таких же неприметных речных камней. Бриллиант найдут люди и украсят им корону какого-нибудь короля. А стекло? Затеряется в траве и будет поблескивать ночами в лунном свете, пугая случайных путников и притягивая лесных нимф.

Куколка

Лежал на земле камень. Крупный и бугристый. Любил он на солнышке греться и за живыми наблюдать.

Вот пролетела далеко в небе птица. Задумался камень: так и обжечься недолго, вон как солнышко к ней близко.

Проползла змея. Ворчит камень: зачем шкурой рисковать, живот царапать?!

Вдруг осторожно села на камень дивная бабочка. Крылышки расправила, усики вытянула и рассмеялась.

     - Я такой смешной? – удивился камень.

- Нет, просто жить весело! – не переставая хихикать, ответила красавица.

     - Нет ничего веселого. Глупость одна. Ну какой смысл бегать, ползать, летать? Все равно потом конец. А я вечный, потому что не делаю ничего бессмысленного.

     - Так ты вообще ничего не делаешь! – задорно пощекотала усиками бабочка горячую шершавость камня.

     - Я тысячу лет лежу, за жизнью наблюдаю, обо всем рассуждаю.

     - Зачем?!

     - Знания накапливаю. Мудрею. А ты, глупенькая, проживешь один день и исчезнешь. Как будто и не было. Так и не узнаешь, как мир устроен, - хвастался твердостью убеждений великий «мудрец».

Бабочка перестала смеяться. Лишь легкая таинственная улыбка украсила ее прекрасный лик, и таинственная грусть слегка скользнула по ее ресницам.

     - Я хочу рассказать тебе один прекрасный добрый сон, а ты послушай, - сказала бабочка. Она прикрыла глаза и начала рассказывать.

Вчера я видела закат, как солнце в лоне угасало,

А ночью громом бил в набат небесный царь.

Потом устало лился дождь, сверкая жемчугом рассвета,

И вел мустангов диких вождь на водопой...

Просил ответа старый жук у юной медленной улитки,

И замыкался тайный круг, шифруя смысл,

Секунды в слитки золотые превращая...

Бабочка увлеченно рассказывала, пронизывая чувством каждое слово. Камень внимательно слушал.

 И потом долго молчал, наблюдая, как ветер подхватывал легкие лепестки сна красавицы бабочки и бережно развеивал их.

     - Ты не боишься проснуться? – решился камень прервать молчание.

     - Пока спишь, не думаешь о пробуждении. Ведь тогда кончится сон!

 Бабочка в последний раз нежно коснулась шершавых боков камня, затрепетала на прощание крылышками и улетела. Навсегда.

А камень еще тысячу лет вспоминал каждое слово, каждый жест милой гостьи, не замечая ничего вокруг. Больше всего на свете ему хотелось умереть.

Сказка про камень

Жил-был камень. Лет ему было столько же, сколько и Земле, из которой он родился.

 Много всего было в его длинной-длинной жизни. Помнил он даже время; многого, что сейчас есть, просто не было. Камень весь состоял из памяти, потому что все события, происходившие вокруг, отпечатывались на нем. По нему можно было прочесть, что место, где он жил, сначала было пустыней, потом льдом, потом морем, потом теплым и цветистым лугом.

Над камнем проносилось время, ветры, дожди — и Камень все уменьшался в размере. Он отдавал себя земле и был счастлив, потому что счастье — это быть частью чего-то значительного.

В один прекрасный день его подняли и понесли, а потом он почувствовал рядом со своим боком бок своего брата. И вот тут-то начинается главное чудо.

Наш Камень стал частью фундамента храма. Представляете его счастье?

Когда на колокольне звонят колокола, не только воздух принимает благодатный звук, но и стены, и фундамент храма, а через него и вся матушка-Земля принимает благую весть. В такие минуты наш Камень поет со своими братьями. Все остальное время он держит на себе весь храм — это его служба.

Сушеные камни

Вышел на поляну медведь. На поляне лежат серые камни. Может, тысячу лет лежат. Но вот пришёл медведь и принялся за них. Поддел лапищей, перевернул — сразу стал камень двухцветным. То была одна сухая верхушка видна, а теперь и сырое тёмное донышко. Понюхал медведь двухцветный камень — и дальше. Второй камень перевернул мокрым донышком кверху. Потом третий. Четвёртый.

Всю поляну обошёл, все камни перевернул. Все камни — мокрым донышком к солнцу. А солнце печёт. Задымили мокрые камни, парок от них пошёл. Сохнут. Смотрю я на медведя и ничего не пойму. Для чего он камни, как грибы, на солнце сушит? Зачем ему сухие камни?

Спросить бы, да боязно. Медведи — они подслеповаты. Ещё не разглядит, кто спрашивает. Придавит сослепу. Молчу и смотрю. И вижу: подошёл медведь к последнему, самому большому камню. Сгрёб его, навалился и тоже перевернул. А сам скорей носом в лунку.

Ну, вот и спрашивать не надо. И так всё понятно. Не камни зверь сушит, а поживу под камнями ищет! Жуков, слизняков, мышей. Дымят камни. Чавкает медведь. Не лёгкая у него пожива! Сколько камней перевернул — одного мышонка добыл. А сколько нужно перевернуть, чтобы брюхо набить? Нет, ни одному камню в лесу не пролежать тысячу лет без движения. Чавкает мишка и прямо на меня косолапит. Может, и я ему камнем показался? Чихнул я, кашлянул, свистнул, обушком по дереву застучал. Охнул мишка и пошёл кусты ломать. Остались на поляне я да сушёные камни.

Стоун-терапия

Восхитительная процедура, ласкающая с головы до ног – это стоун-терапия! Она представляет собой особую технику массажа с использованием различных природных камней, основанную на чередовании горячих и холодных воздействий на организм. Рожденные землей, отшлифованные водой, солнцем и ветром, камни - это источник природной и космической энергии.

 Специфическая энергия камней устраняет напряжение и стресс, нейтрализует негативную энергию, перераспределяет энергию из областей, где она находится в избытке в те области, где ее недостаточно. Использование природных камней гарантирует не только эффективность процедуры, но и полную степень релаксации. Массаж горячими камнями способствует расслаблению мышц, увеличивает интенсивность обменных процессов, приносит ощущение физического покоя и душевного равновесия.


Вопросы мозгового штурма

v Что обозначает усеченный черный треугольник в центре герба? (Много угля – черного золота)

v Что обозначает корона – чаша над щитом герба Кемеровской области? (Область богата – полная чаша)

v Что обозначают красные треугольники на щите герба? (Расплавленная сталь)

Вопросы о полезных ископаемых

v Где в области имеются большие запасы железных руд? (Горная Шория)

v Есть ли моря в Кемеровской области? (Подземное пресное горячее море, рукотворное Беловское озеро – море)

v Что особенного нашли ученые на севере области у Щербаковских болот? (Кладбище динозавров)

v Какие горы в переводе с шорского обозначают «Пестрые горы»? (Кузнецкий Алатау)

v Какие подземные богатства применяются при лечении желудочно – кишечного тракта? (Минеральная вода, уголь, угольные таблетки)

v Из чего образуется каменный уголь? (М иллионы лет назад он образовался из остатков отмерших растений)

v Какой металл ценится во много раз дороже золота? (Радий)

Тест

Выберите правильный вариант ответа.

v Перегнившие остатки болотного мха: торф, уголь, яшма.

v Алхимики называли его «царём металлов»: алмаз, кварц, золото.

v Горный хрусталь: кварц, мрамор, агат.

v Камень, являющийся гибким инструментом в руках дизайнера: мрамор, марганец, песок.

v Этим камнем украшались предметы церковного обихода и одежды священников: гранит, аметист, яшма.

v Какой камень отличается большим разнообразием окраски, включающий все тона, кроме чисто-синего: лазурит, алмаз, яшма.

v Происхождение этого минерала связано с рекой Ахатес в Сицилии: известняк, железная руда, агат.

v Ископаемое, образовавшееся из древних растений под землёй без доступа кислорода: уголь, нефть, алмаз.

Наукой не объяснить

Для многих, казалось бы, непонятных явлений в природе, детям предлагается придумать разные варианты объяснений от сказочных до научных. Поиск таких явлений в различных информационных источниках - тоже дело познавательное.

В истории встречается много рассказов о ползающих камнях, якобы тоже способных выделывать всякие чудеса. Например, знаменитые валуны в Долине смерти в Калифорнии, оставляющие глубокие борозды при своем движении. В России это Синь-камень на Плещеевом озере неподалеку от Переславля-Залесского. В языческие времена он был одной из главных здешних святынь. Однако с приходом православия от камня было решено избавиться. Его топили в озере, зарывали в землю, много раз увозили за тридевять земель... Однако согласно преданию камень всякий раз возвращался на свое место. Лежит он там и сейчас.

Авторитетное мнение - Анатолий Акимов, директор Института теоретической и прикладной физики РАЕН:

- Синь-камень и другие подобные ему мегалиты - во многом загадка для современной науки. Если считать, что их движение не розыгрыш, то, как им это удается? Ведь речь идет о махинах весом в несколько тонн. Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить такое странное поведение. Одна из них - подводные течения и ветер, которые якобы двигают камни. Другая - теория геомагнитных полей, согласно которой камни «ходят» в местах наибольшего геомагнитного возмущения. Но каким образом геомагнитное поле становится антигравитационным, толкающим целые глыбы? Многие геофизики полагают, что «места обитания» таких камней расположены на пересечении так называемых лей-линий - энергетических потоков, которые опутывают земной шар. Но и здесь доказательств недостает.


     Раскрашивание камней – увлекательный процесс, доступный даже младшим школьникам. Тем более, что такие изделия прекрасно дополняют различные композиции по маршруту «Сказочные тропы Кузбасса».

 

ТРИЗ: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 


     Как решать задачи с помощью ТРИЗ?

1.Определить тип задачи.

Изобретательская задача – «Почему? Как происходит?»

Исследовательская задача – «Как быть?»

2.Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат (ИКР).

«Система сама выполняет нужное действие, не допуская нежелательных

эффектов».

3.Выявить ресурсы: во времени, в структуре, во взаимосвязях.

4.Применить приёмы и способы разрешения противоречий.

5.Проанализировать решение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.079 с.)