Проблемы и пути их решения при применении таможенных процедур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и пути их решения при применении таможенных процедур



Единство таможенной территории пяти стран означает перемещение товаров внутри нее без таможенного декларирования, что привело к прямой экономии временных и финансовых затрат участников ВЭД. Для предпринимателя отпала необходимость в хранении товаров на складах временного хранения, в использовании услуг таможенных представителей, в уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Во взаимной торговле также не применяются запреты и ограничения. Важно, что между государствами - членами ЕАЭС можно перемещать не только товары внутреннего производства, но и иностранные товары при условии их выпуска в свободное обращение. Таким образом, свобода движения товаров - основа механизма функционирования ЕАЭС.

Соблюдение требований таможенного законодательства обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов (Глава 51 и статья 263 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018).[15]

Следует отметить, что с проявлением безответственности в таможенных решениях импортёры и экспортёры продолжают сталкиваться и в условиях нового таможенного законодательства также часто, как и прежде. Получая от таможенного поста очередной запрос, уведомление или решение, участник ВЭД, по таможенному законодательству - декларант, не имеет возможности оперативно и аргументированно возразить или узнать причину принятого решения. Так как в настоящее время не предусмотрено технологий электронного обмена сведениями, несмотря на то, что таможенное декларирование в электронном виде в России применяется с 1 января 2010 года.

Между тем, декларант ограничен сроками. Сроки выпуска таможенной декларации, сроки оплаты, сроки поставки и другие. Кроме того, сроки также подразумевают ответственность, которая выражается в суммах денежных средств. При обнаружении просрочки оформления внешнеэкономической сделки ожидаемая прибыль может обернуться убытками. Процедура таможенного оформления внешнеторговой сделки несет много рисков, уровень которых возрастает, если производится, например, ввоз заводского оборудования, затем сырья для работы этого завода и деталей для гарантийного ремонта. Равно как и вывоз произведённой в России продукции, которая может оказаться в списке запрещённых или ограниченных к вывозу товаров, либо вывоз монтажного оборудования для наладки очень сложных узлов и агрегатов. Если случится поломка какой-то детали и нужна её гарантийная замена, то вероятность пройти таможенный контроль без потерь приблизится к абсолютному нулю. Причем крайняя форма риска - административная или даже уголовная ответственность за нарушение таможенных правил.

В настоящий момент нет таможенного органа для помощи участнику ВЭД в решении подобных вопросов, хотя действующее законодательство предусматривает бесплатное консультирование участников ВЭД.[16]

Само законодательство в сфере таможенного регулирования двухуровневое: наднациональное (в рамках Евразийского экономического союза) и национальное (в России - российское, в других странах Союза - своё). Российским законодательством предусмотрено, что таможенные органы - и посты, и таможни, и управления, и Федеральная таможенная служба - способствуют упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза. Значит к ним, прежде всего, и необходимо обращаться. Но обширная судебная практика по таможенному регулированию делает широко известными случаи наложения необоснованных обременений на тех, кто реализует таможенную политику - на участников ВЭД. При этом таможенниками используются весьма простые приёмы - те, что нельзя проверить. В Арбитражных судах обжалуются безосновательно повышенная таможенная стоимость товаров, изменение кода товара на основании субъективного мнения неизвестного таможенника, проводится углублённый таможенный досмотр в случаях, когда у таможенников срабатывает абсолютно закрытая для участников ВЭД «система управления рисками». Одним словом, для ужесточения давления на бизнес не надо конкретных фактов, достаточно одних предположений и уверенности в собственной безнаказанности контролёров. Как следует из материалов доклада экспертов РАНХиГС и ВАВТ, опубликованного на сайте Центра стратегических разработок, из более 40 тысяч действующих профилей риска, установленных ФТС России, 85% являются стоимостными, то есть содержат информацию о минимальной стоимости товара, классифицируемого одним кодом и ввозимого из отдельных стран.[17]

Следующей проблемой коммуникации в таможенной сфере является невозможность реагирования участником ВЭД на решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.

На защите установленных законом интересов предпринимательского сообщества-стоят надзорные органы, привлекаемые к проверкам фактов нарушения требований таможенного законодательства и ущемления прав предпринимателей. Напрямую обращаться в надзорные органы не всегда правильно, хотя бы потому, что зачастую факты нарушения законодательства остаются неувиденными за эмоциями обращающегося с жалобой. Для бесстрастной помощи бизнесменам создан государственно-правовой институт уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте России. Силами аппарата уполномоченного и его общественных помощников из эмоциональной сферы жалобы предпринимателей переводятся в юридические формы и передаются в прокуратуру. Положительные примеры разрешения конфликтных ситуаций и прекращения административного и уголовного преследования бизнеса по необоснованным поводам настраивают на такую форму эффективного взаимодействия.

Ещё одним нововведением во взаимодействии с участниками ВЭД стала замена формата Общественно-консультативного совета при ФТС России на Экспертно-консультативной совет по реализации таможенной политики при ФТС России. Это не просто смена названия, а новый вид взаимодействия деловых кругов и таможенного ведомства.

Решая вопрос, каким образом участникам ВЭД можно сократить объём таможенного контроля и качественно улучшить взаимодействие с таможенными органами, приходим к очередной коммуникационной проблеме, обозначим её как профессионализм участников ВЭД.

Таким образом, нами выделены системные проблемы коммуникации в таможенной сфере:

- иерархия решений таможенных органов;

- отсутствие в структуре ФТС органа для помощи участнику ВЭД в решении сложных вопросов;

- невозможность своевременного реагирования участником ВЭД на решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

- отсутствие алгоритмов действий при возникновении спорных ситуаций при таможенном оформлении;

- профессионализм участников ВЭД.

Все эти проблемы ложатся в большей степени именно на участников ВЭД, и сегодня нет инструментария их решения. В связи с этим нами предлагается новый механизм коммуникации на основе рационализации функционирования Личного кабинета участника ВЭД. Как предусмотрено в новом Федеральном законе «О таможенном регулировании» важным инструментом анализа и контроля собственного «рейтинга» по реализации требований законодательства и требований таможенных органов становиться Личный кабинет участника ВЭД. Практически любая внешнеэкономическая деятельность требует оформления таможенной декларации в электронном виде.[18]

Личный кабинет предназначен для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами и предлагает ряд информационных сервисов:

- формировать электронные документы (декларации, уведомления, отчёты, описи и др.);

- отправлять электронные документы в таможенный орган;

- хранить электронные документы;

- запрашивать и получать информацию из таможенного органа.

При этом, если привязать имеющуюся электронную подпись к профилю участника ВЭД в Личном кабинете, то весь спектр электронных услуг ФТС России станет доступным. Сейчас обеспечен доступ к 32 сервисам, причём три из них для физических лиц (Калькулятор, Пассажирская декларация и Задолженности и штрафы физических лиц). Войдя на страничку портала с выбранным сервисом можно ознакомиться с его кратким описанием, прочитать справочные материалы и нормативные документы, относящиеся к данному сервису.

Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании»[19] предусмотрено широкое использование Личного кабинета участника ВЭД. Значит, возможности сервиса будут расширяться по мере необходимости. Формирование пожеланий к сервису и его преобразование в ближайшем времени станут ещё одной формой коммуникации в таможенной сфере.

Таким образом, большое значение для успешной и экономически выгодной деятельности участников ВЭД сегодня имеют следующие факторы:

1) своевременность и прозрачность их информирования о возможностях онлайн-сервиса Личный кабинет участника ВЭД;

2) самоконтроль декларантов посредствам решения проблем, освещенных авторами статьи, при взаимодействии с контролирующими органами, в частности:

- скорость выпуска товаров,

- количество запросов при декларировании (на которые дан автоматизированный ответ и не дан автоматизированный ответ),

- выявленные ошибки (устранённые в процессе декларирования и отложенные для исправления на время после выпуска товаров),

- типовая поставка или уникальная и т.п.;

3) систематическое повышение профессиональных знаний специалистов по таможенным операциям как в области таможенного и валютного законодательства, так и в области информационных технологий, онлайн сервисов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении проведенного исследования на тему «Анализ практики применения различных таможенных процедур» можно сделать следующие выводы:

Изучив особенности таможенной процедуры, можно попытаться определить ее как закрепленную в нормах таможенного права модель вовлечения товара, перемещенного через таможенную границу, в экономический или культурный оборот, позволяющую обеспечить баланс публичных и частных интересов. Нормативное определение таможенной процедуры возможно сформулировать следующим образом: «Таможенная процедура - система условий вовлечения товаров во внутренний или внешний оборот, обеспечивающая соблюдение запретов и ограничений, а также взимание таможенных платежей при реализации права на перемещение товаров через таможенную границу».

Правильный выбор соответствующей таможенной процедуры имеет большое практическое значение и экономическое влияние на результаты деятельности предприятия. Обобщая изложенное, следует признать незыблемым факт того, что применение таможенных процедур «позволяет в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств применять к ним различные инструменты правового регулирования. Это позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.

Порядок совершения таможенных операций при ввозе на единую таможенную территорию ЕАЭС и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, что применялся в РФ до вступления в ЕАЭС. В настоящее время ФТС РФ продолжает проводить работу по упрощению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых всеми видами транспорта.

Отраженные в анализе тенденции 2019 года, а также 2020 года, говорят о необходимости изменения модели внешнеэкономической деятельности России. Важно продолжение программ поддержки отечественного производителя, в особенности в сфере сельского хозяйства, где у России имеются значительные сравнительные преимущества, а также отвечающих вновь актуализированному пандемией критерию продовольственной безопасности. Но основой любого успешного ориентированного на экспорт экономического развития является ориентация на высокотехнологичную продукцию.

Таким образом, большое значение для успешной и экономически выгодной деятельности участников ВЭД сегодня имеют следующие факторы:

1) своевременность и прозрачность их информирования о возможностях онлайн-сервиса Личный кабинет участника ВЭД;

2) самоконтроль декларантов посредствам решения проблем, освещенных авторами статьи, при взаимодействии с контролирующими органами, в частности:

- скорость выпуска товаров,

- количество запросов при декларировании (на которые дан автоматизированный ответ и не дан автоматизированный ответ),

- выявленные ошибки (устранённые в процессе декларирования и отложенные для исправления на время после выпуска товаров),

- типовая поставка или уникальная и т.п.;

3) систематическое повышение профессиональных знаний специалистов по таможенным операциям как в области таможенного и валютного законодательства, так и в области информационных технологий, онлайн сервисов.

В заключение стоит отметить, что предложения, освещенные в этой работе являются вполне реальными к внедрению, при этом незначительные по затратам, а самое главное позволят усовершенствовать внешнеэкономическую деятельность предприятия в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                           Нормативные акты

1. Конституция РФ. М.: Проспект, 2021.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11 апреля 2017 г. // Российская газета от 6 декабря 2019 г. N 276.

3. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // Российская газета от 8 апреля 2011 г. N 75.

4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ. 2010. N 48 ст. 6252.

5. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ от 6 августа 2018 г. N 32 (часть I) ст. 5082.

Учебная и научная литература

6. Алябьева К. В. Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования // Молодой ученый. 2016. № 20 (124).

7. Андреева Л.В. Создание системы прослеживаемости товаров в евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. №2 (15).

8. Воротынцева Т.М. Таможенные операции: учебное пособие / СПб: Троицкий мост, 2018.

9. Джабиев А.П. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России: возможности и перспективы качественных изменений. М.: Креативная экономика, 2019.

10. Капранов А.В., Коршунов Д.А. Актуальные проблемы и пути их решения в таможенной сфере // Научные проблемы водного транспорта. 2018. №57.

11. Ксенофонтова, Е.М. Основы таможенного дела: учебное пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2017.

12. Кутковская Е.Ю. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5.

13. Павлов А.П., Чермянинов Д.В. Таможенное регулирование и надзорные мероприятия, реализуемые таможенными органами РФ // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №6 (108).

14. Ситдиков А.Т. Административная ответственность в области таможенного дела: некоторые вопросы теории и практики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2).  

15. Тугушев А.К. К вопросу о понятии и классификации таможенных процедур в ЕАЭС // Административное и муниципальное право. 2017. №7.

16. Халипов С.В. Таможенный контроль в праве Евразийского экономического Союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №1.

17. Шевченко Ж. Д. О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 8 (142).

Материалы из интернета

18. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России // [Электронный ресурс]. URL:  https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2021)

19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ // [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru/  (дата обращения: 12.05.2021)

20. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ // [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 12.05.2021)


[1] Тугушев А.К. К вопросу о понятии и классификации таможенных процедур в ЕАЭС // Административное и муниципальное право. 2017. №7. С. 74.

[2] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11 апреля 2017 г. // Российская газета от 6 декабря 2019 г. N 276.

[3] Шевченко Ж. Д. О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 202.

[4] Алябьева К. В. Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования // Молодой ученый. 2016. № 20 (124). С. 253.

[5] Андреева Л.В. Создание системы прослеживаемости товаров в евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. №2 (15). С. 52.

[6] Воротынцева Т.М. Таможенные операции: учебное пособие / СПб: Троицкий мост, 2018. С. 237.

[7] Кутковская Е.Ю. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5. С. 17.

[8] Халипов С.В. Таможенный контроль в праве Евразийского экономического Союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №1. С. 81.

[9] Павлов А.П., Чермянинов Д.В. Таможенное регулирование и надзорные мероприятия, реализуемые таможенными органами РФ // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №6 (108). С. 25.

[10] Ксенофонтова, Е.М. Основы таможенного дела: учебное пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2017. С. 98.

[11] Ситдиков А.Т. Административная ответственность в области таможенного дела: некоторые вопросы теории и практики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). С. 43.

[12] Официальный сайт Федеральной таможенной службы России // [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2021)

[13] Официальный сайт Министерства экономического развития РФ // [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 12.05.2021)

[14] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ // [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru/ (дата обращения: 12.05.2021)

[15] Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ от 6 августа 2018 г. N 32 (часть I) ст. 5082.

[16] Джабиев А.П. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России: возможности и перспективы качественных изменений. М.: Креативная экономика, 2019. С. 154.

[17]

[18] Капранов А.В., Коршунов Д.А. Актуальные проблемы и пути их решения в таможенной сфере // Научные проблемы водного транспорта. 2018. №57. С. 88.

[19] Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ. 2010. N 48 ст. 6252.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.035 с.)