Виды толкования по субъектам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды толкования по субъектам



Такое толкование является толкованием-разъяснением, даваемое официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.

Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории.

Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и на легальное (даваемое специально уполномоченным органом). При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования. При легальном толковании акт-разъяснение имеет силу в том случае, если определенный орган наделен специальной компетенцией.

Казуальное толкование – это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса). Оно формально обязательно только для конкретного разрешения дела. В ряде случаев действительное значение актов казуального толкования, которое дается вышестоящими инстанциями, распространяется и на другие случаи, например, на аналогичные дела, рассматриваемые нижестоящими судебными инстанциями (правоприменительное толкование). В этом случае эти акты приобретают значение прецедентов судебного толкования, которые не являются прецедентами в собственном смысле слова, так как формально их не обязательно применять к сходным случаям.

В некоторых случаях имеет место – делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.

Неофициальное толкование – это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).

Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина – наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права – сохраняется в некоторых государствах религиозных правовых систем. Но доктринальное толкование в большинстве стран имеет значение в силу научной аргументации, которую используют другие субъекты правотворческого и правоприменительного процессов. Научные рекомендации помогают тем самым официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).

Виды толкования по объему

Толкование по объему (результат толкования) связано с толкованием-интерпретацией. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. Результаты толкования выражаются в юридических оценках и интерпретационных нормах. Интерпретационные акты являются результатом толкования органов, имеющих право на официальное толкование. Результат толкования характеризуется не только по содержанию, но и по объему, который определяется его соотношением с текстом нормы.

По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным.

Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным.

Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста.

Ограничительное толкование – это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения.

Расширительное и ограничительное толкование является исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. В остальных случаях подобное толкование является отступлением от принципа и режима законности. Например, при расширительном толковании смысл нормы в целом исходит из ее текста, т.е. данный смысл предполагается, но он не выражен прямо, непосредственно. Этим отличается толкование от аналогии закона, когда делается отсылка к другой норме. Аналогия необходима в силу того, что юридические факты не охватываются ни текстом, ни смыслом нормы права. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Например, ограничительное толкование может быть основано на наличии специальной нормы права, которая применяется в случае конкуренции с общей нормой (специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы).

Распространительно толкуются незавершенные положения норм, связанные с аналогичными условиями, обстоятельствами или с определенными предполагаемыми категориями субъектов (например, перечень законных представителей лица, перечень условий, сопутствующих заключению договора и т.д.). Нельзя расширительно толковать завершенные нормой права перечни или наоборот – ограничительно толковать незавершенные перечни. Нельзя ограничительно или расширительно толковать легальные дефиниции. Во всех случаях подобного толкования задача субъекта толкования состоит в правильном раскрытии содержания нормативно-правового акта с учетом прежде всего воли законодателя, выраженной в тексте нормы права.

69. Акты толкования правовых норм

Акты толкования

В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права – это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм.

Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений».

Различаются следующие виды актов толкования:

· в зависимости от типов официального толкования они делятся на акты нормативного и казуального толкования;

· в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов;

· в зависимости от конкретных органов, осуществляющих толкование, различают акты суда, прокуратуры, администрации и др.;

· в зависимости от формы – это постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т.д.;

· в зависимости от предмета правового регулирования – акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.;

· в зависимости от характера – на материальные и процессуальные интерпретационные акты.

Самостоятельное значение прежде всего имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно-правовым и индивидуальным актам.

70. Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования

Правовое регулирование осуществляется посредством особой последовательности правовых средств, которые в совокупности образуют специфическую систему, получившую в теории права наименование «механизм правового регулирования».

Механизм правового регулирования — это последовательная система взятых в единстве правовых средств, применяемых на каждой из стадий правового регулирования, посредством которой абстрактное нормативное предписание воплощается в объективной действительности. [1] [2] [3] [4] [5]

5) обосновать необходимость совершенствования средств и методов правового регулирования в обществе.

Механизм правового регулирования — это:

  • 1) комплекс правовых средств, различных по своей природе и функциям (формальный признак);
  • 2) комплекс системный — правовые средства расположены по местам, по специализации и выполняемым функциям, т.е. представляют собой технологию (технологическую схему) правового регулирования (структурный признак);
  • 3) комплекс, обеспечивающий организационное воздействие, позволяющее достичь поставленных целей, правового результата (содержательный признак).

Основными рабочими частями (элементами) механизма правового регулирования, позволяющими реализовываться праву в объективной реальности, являются разнообразные правовые средства.

Правовые средства — это различные правовые явления, выраженные в форме юридических инструментов и конструкций, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей.

Правовые средства делятся на средства-инструменты и средства-конструкции. В первом случае — это некие простые юридические элементы — права, обязанности, запреты, льготы, наказание и т.д. Во втором случае — это более сложные процедурные образования — правотворчество, правоприменение, составление и заключение договора, подача иска и т.д.

Признаки юридических средств:

  • 1) выражают обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов нрава в достижении поставленных целей;
  • 2) отражают властно-волевые качества права;
  • 3) формируют системообразующие структуры, выступают основными частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования и правовых режимов;
  • 4) с той или иной степенью результативности приводят к определенным юридическим последствиям, обеспечивают эффективность правового регулирования;
  • 5) устанавливаются и обеспечиваются государством.

Классификация правовых средств:

  • 1) в зависимости от степени сложности:
    • — простые (первичные, элементарные) — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты,
    • — сложные (комплексные, составные) — договор, норма, институт, правовой режим;
  • 2) по функциям:
    • — регулятивные — дозволения, обязывание,
    • — охранительные — запреты, меры защиты, пресечения;
  • 3) по предмету правового регулирования:
    • — конституционные,
    • — административные,
  • — гражданско-правовые,
  • — уголовные и др.;
  • 4) по содержанию:
    • — материальные — договор,
    • — процессуальные — иск;
  • 5) по значимости последствий:
    • — обычные — штраф,
    • — исключительные — смертная казнь;
  • 6) по времени действия:
    • — постоянные — гражданство,
    • — временные (разовые) — премия;
  • 7) по характеру закрепления;
  • — нормативные — закреплены в нормах права,
  • — индивидуальные — закреплены в правоприменительных актах, актах реализации прав и обязанностей;
  • 8) по психологической направленности:
    • — стимулирующие — льготы, поощрения,
    • — ограничивающие — запреты,
    • — предостерегающие (предупреждающие) — протест прокурора;
  • 9) по сфере правового регулирования:
    • — частноправовые — договор,
    • — публично-правовые — административный протокол, приговор суда.

Особым комплексным правовым средством выступает правовой режим.

Правовой режим - э го специфический порядок правового регулирования, выражающийся в особом сочетании способов, методов и типов правового регулирования и комплексном использовании различных правовых средств в целях создания желаемого социального состояния и конкретной степени благоприятности (или неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим может включать в себя все способы, методы, типы правового регулирования, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно раскрывается при учете соотношения в них стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. В первом случае создаются благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, во втором — проявляется нацеленность на комплексное сдерживание нежелательных для государства проявлений.

Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования, основным признаком которого выступает развитая система льгот и поощрений (например, свободные экономические зоны), и режим наибольшего неблаго- приятствования, в качестве которого можно рассматривать заградительные таможенные пошлины при протекционистской политике государства.

Исходя из стадий правового регулирования обычно выделяют четыре основных компонента (правовых средства) механизма правового регулирования:

  • — норму права;
  • — юридический факт;
  • — правоотношение;
  • — акты реализации прав и обязанностей.

В механизме правового регулирования нормы права:

  • 1) определяют круг субъектов, на которых распространяются их действия;
  • 2) формулируют обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются их предписаниями;
  • 3) раскрывают содержание самого правила поведения;
  • 4) устанавливают меры юридической ответственности;
  • 5) являются каналом связи между управляющими и управляемыми;
  • 6) устанавливают методы и способы правового регулирования.

Значение юридического факта в механизме правового регулирования

заключается в обеспечении перехода от абстрактной, неконкретизирован- ной нормы права к индивидуализированным связям и отношениям. Норма права не может проявить свое реальное действие до тех пор, пока не произойдет конкретное жизненное обстоятельство, которое запустит ее регулятивное воздействие. До наступления этого обстоятельства в регулятивном воздействии нормы права просто нет необходимости. Юридический факт инициирует процесс «обвеществления» нормы права в объективной действительности.

Как особый компонент механизма правового регулирования правоотношения выполняют три функции:

  • 1) конкретизируют круг лиц, на которые распространяет свое действие соответствующая норма права;
  • 2) переводят абстрактные права с обязанности в сферу прав и обязанностей конкретных лиц;
  • 3) устанавливают основания для применения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей субъектами в конкретной ситуации.

В механизме правового регулирования акты реализации прав и обязанностей служат:

  • 1) итоговым состоянием, тем результатом, который должен быть достигнут при реализации нормы права;
  • 2) индикатором соответствия воли законодателя по урегулированию правоотношения и реально достигнутого результата.

Особое внимание в механизме правого регулирования следует обратить на роль и место актов применения права и правосознания. Акты применения норм права в механизме правового регулирования имеют разное положение и значение. Они могут выступать:

  • — в роли юридического факта — обеспечивают возникновение правоотношений;
  • — быть непосредственно актом реализации — проводят требования норм права в жизнь;
  • — выступать условием осуществления акта реализации — обеспечивать и гарантировать осуществление прав и обязанностей.

Правосознание играет специфическую роль:

  • 1) оказывает регулирующее воздействие через волю и сознание людей;
  • 2) приводит в движение всю систему правового регулирования, выступая фактором существования, взаимодействия и развития его элементов;
  • 3) служит источником права (идеологическим), отражающим объективные потребности развития общества;
  • 4) является фактором обеспечения правомерного поведения и установления режима законности.

Своеобразие правосознания в механизме правового регулирования заключается в том, что оно является:

  • — нематериализованным элементом правового регулирования;
  • — универсальным элементом — действует на всех этапах правового регулирования;
  • — субъективным элементом.

71. Функционирование механизма правового регулирования и его эффективность.

Правовое регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Общественные отношения как предмет правового регулирования можно подразделить на две большие группы. Первую группу составляют отношения людей по производству, обмену, использованию материальных и нематериальных благ (ценностей). В этих отношениях наиболее четко проявляются индивидуальные интересы, их сочетание с интересами общесоциальными. Они реализуются, как правило, по добровольному взаимному согласию сторон и отражают частноправовой характер регулирования. Вторую группу составляют отношения организационного, управленческого и охранительного характера, которые относятся к публично-правовой сфере регулирования. Эти отношения обусловлены необходимостью осуществления властных полномочий, восстановления нарушенных прав, обеспечения надлежащего правопорядка в обществе. Они отражают прежде всего обще-социальные, общегосударственные интересы в их сочетании с интересами индивидов.

Методы правового регулирования детерминированы характером общественных отношений и правовым статусом их участников.

Метод децентрализованного регулирования предполагает определенную самостоятельность частей целого, согласование целей и интересов сторон в правоотношениях. Используется этот метод преимущественно в гражданском, гражданско-процессуальном, предпринимательском, трудовом праве, реже - в конституционном и муниципальном праве.

Метод централизованного регулирования отражает публичный, державный интерес и применяется, как правило, в административно-правовых, уголовно-правовых, налоговых отношениях.

По степени категоричности различают диспозитивный метод, позволяющий субъектам правоотношения самостоятельно устанавливать правила "игры", если иное не предусмотрено в законе или договоре, и императивный метод, при котором субъекты правоотношения должны действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе.

Способы правового регулирования отражают конкретизацию нормативно-правовых предписаний относительно поведения участников правоотношения. Можно выделить три способа:

  • 1) управомочивание, когда управомоченному лицу предоставляются права на совершение определенных действий (например, собственник жилого дома может жить в нем, сдавать в аренду или продать - ст. 288 ГК РФ);
  • 2) обязывание означает возложение на одного из участников правоотношения обременения в виде обязанности совершить необходимые действия (например, вовремя заплатить налоги - п. 1 ст. 45 ПК РФ);
  • 3) запрещение - запрет на совершение каких-либо действий (например, работодателю запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, - ст. 253 ТК РФ).

Тины правового регулирования объединяют общие, наиболее повторяемые черты способов регулирования в правовой системе общества.

Общедозволительный тип регулирования соответствует формуле "дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе". Он отражает сущностную природу права, связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека па выбор средств и способов достижения поставленных целей. Например, в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Разрешительный тип регулирования соответствует формуле "запрещено все, кроме прямо разрешенного в законе". Этот тип характерен для отраслей публичного права (административное, уголовное). Здесь в целях обеспечения прав и свобод граждан, недопущения административного произвола и злоупотребления властью устанавливается исчерпывающий перечень полномочий, за пределы которого выходить категорически запрещено. Примером может служить ст. 3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний".

Типы правового регулирования представлены на рис. 21.

При сочетании и взаимодействии различных методов, способов, типов правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений может сложиться своеобразный правовой режим. Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управ

Рис. 21. Типы правового регулирования

ленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Правовое регулирование осуществляется при помощи всей совокупности юридических средств, т.е. механизма правового регулирования. Последний выражает функционально-динамическую сторону правовой системы. В качестве его составных частей рассматривают юридические нормы, их внешнюю форму выражения - нормативные правовые акты, юридические факты, правоотношения, акты реализации и применения права, акты официального толкования, правосознание, режим законности. Каждая из составных частей механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, по-своему воздействует на поведение людей на разных стадиях процесса регулирования.

На первой стадии издаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы. В них определяется правовой статус субъектов правоотношений, т.е. круг возможных прав, свобод и обязанностей. Так, ст. 152 ГК РФ предоставляет право гражданину или организации требовать но суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На второй стадии правового регулирования после наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные правовые отношения. У участников данных правоотношений возникают конкретные права и обязанности. Допустим, если деловая репутация гражданина А. была опорочена гражданином Б., то согласно ст. 152 ГК РФ гражданин А. обращается с иском в суд, а суд принимает исковое заявление к рассмотрению.

На третьей стадии происходит реализация, воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права. Так, цель правовой защиты деловой репутации гражданина А. будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут но решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки.

Анализ динамической, функциональной стороны правовой системы позволяет определять оптимальный набор правовых средств для регулирования общественных отношений в то или иное время, на том или ином пространстве, выявлять противоречия процесса регулирования, а также прогнозировать пути дальнейшего развития правовой системы.

Участники и стадии правового регулирования представлены на рис. 22.

Рис. 22. Правовое регулирование в правовой системе общества

72. Правомерное поведение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.042 с.)