Консолидация – такая форма систематизации, при которой нормативные правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативный правовой акт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консолидация – такая форма систематизации, при которой нормативные правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативный правовой акт.



Консолидация проводится с целью устранения ненужных повторов или противоречий, сокращения количества нормативных актов, для удобства нахождения последних и пользования ими. Этот вид систематизации нормативных актов – нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. Результатом консолидации, как и при кодификационных работах, является один нормативный акт, однако сам нормативный материал не перерабатывается, возможна лишь редакторская правка, исключение отдельных правовых норм для устранения противоречий.

Удачный пример, ставший классическим в учебной литературе но теории государства и права, – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих документов в свое время вводился то г или иной праздничный или памятный день, а принятый Указ, не изменяя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ. Подобные мероприятия проводятся компетентными государственными органами, и поэтому в данном случае консолидация носит официальный характер.

Таким образом, систематизация нормативных правовых актов может быть направлена на совершенствование либо содержания правовых норм (так называемая внутренняя систематизация), либо расположения нормативного материала (так называемая внешняя систематизация). Инкорпорация представляет собой только внешнюю систематизацию; кодификация охватывает и внешнюю и внутреннюю: консолидация – это прежде всего внешняя систематизация и в небольшой степени – внутренняя.

Иной точки зрения придерживается В. К. Бабаев. Он утверждает, что традиционное деление систематизации на виды не отражает реального положения вещей, поскольку систематизация как деятельность по упорядочению законодательства имеет дело с уже готовым нормативным материалом, а кодификация – это, по сути, создание новых нормативных правовых актов. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства (см.: Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. С. 331-332).

Развитие компьютерных технологий открывает широкие возможности для быстрой и правильной ориентации в нормативном материале, скорейшего нахождения нужных документов. Поэтому, говоря о систематизации нормативных правовых актов, следует иметь в виду существование различного рода справочных компьютерных программ. За рубежом такие программы разрабатываются с 1960-х гг., в Советском Союзе исследования в этом направлении активизировались в 1980-х гг. Самая крупная на то время система правовой информации – АИПС (автоматизированная информационно-поисковая система) "Законодательство" – была создана в Научном центре правовой информации Министерства юстиции СССР (см.: Правовая информатика и кибернетика: учебник / под ред. Н. С. Полевого. М., 1993. С. 258-270, 390^408).

Используемые в настоящее время информационно-справочные правовые системы (КонсультантПлюс, Гарант и т.п. – в России сейчас разрабатываются и используются не менее 15 подобных систем) содержат несколько тысяч нормативных правовых актов и позволяют вести поиск нормативного правового акта по его данным (вид акта, название, орган, принявший нормативный правовой акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации), по данным о публикации в периодических изданиях, по слову в тексте или в заголовке нормативного правового акта. Возможны также просмотр старых редакций нормативных правовых актов, создание тематических подборок, создание сборного документа на основе фрагментов нормативных правовых актов, вывод на печать всей информации и многое другое. Подобные информационнопоисковые системы могут оказать неоценимую помощь при составлении различных инкорпорированных сборников, консолидированных актов и при кодификационных работах.

48. Юридическая техника.

одержание нормативных правовых актов излагается посредством определенных правил, языковых средств, приемов формулирования, рассмотрения, принятия и обнародования юридических актов. Совокупность правил, средств и приемов подготовки, разработки, оформления и систематизации нормативных правовых актов составляет содержание понятия юридическая техника.

Ее использование при издании правовых норм необходимо для адекватного выражения воли законодателя, понятного простым гражданам, и единообразного применения их. Высокий уровень юридической техники отражает состояние правовой культуры общества, обеспечивает эффективность права и соблюдение законности.

В зависимости от юридической силы и назначения нормативных правовых актов можно выделить три вида юридической техники:

  • законодательная (правотворческая) техника — совокупность правил, средств и приемов их систематизации. Целью использования этих правил является доведение законодательства до известного совершенства, при котором отсутствуют пробельность, двусмысленность юридических формулировок, противоречивость нормативных правовых актов;
  • правоприменительная (правореализационная) техника включает в себя набор правил, приемов и средств формулирования и принятия индивидуальных правовых актов (приговора суда, приказа ректора и т.д.);
  • интерпретационная техника — совокупность правил, средств и приемов разъяснения смысла правовых норм, указаний по их применению. Эта разновидность юридической техники используется, например, в постановлениях Конституционного Суда РФ, в письмах инструктивно-разъяснительного характера, направляемых министерствами нижестоящим организациям, И т.д.

На каждой стадии нормотворческой процедуры, включая этапы разработки и формулирования норм права, построения, оформления и образования нормативного правового акта, существуют правила его внешнего изложения. Можно выделить три группы требований, которым должен соответствовать нормативный акт.

1. На стадии разработки и формулирования нормативного правового акта важно адекватно выразить волю законодателя посредством использования юридических понятий и терминов.

При подготовке нормативных правовых актов законодатель должен опираться на следующие правила:

  • • простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность и исчерпывающая полнота;
  • • единство терминологии, тождественность использования общеупотребительных, специальных и юридических терминов, обозначений в разных нормативных правовых актах;
  • • использование юридических конструкций (например, состав преступления, состав правоотношения, юридическое лицо) в соответствии с определенными правилами, позволяющими избежать противоречий, пробелов и коллизий в нормативно-правовом акте, достичь связи нормативных предписаний между собой;
  • • оправданное использование способов изложения элементов правовых норм (прямой, отсылочный, бланкетный) в конкретном акте;
  • • краткость и компактность изложения нормативного материала, исключение дублирования, включение в юридический акт однородного нормативного материала.
  • 2. При изложении содержания нормативного акта используются обычно абстрактный и казуистический способы (приемы) формального выражения права. Абстрактный прием внешнего изложения права заключается в том, что при формулировании нормы права используются обобщенные родовые понятия. Казуистический способ описывает совокупность возможных юридических фактов путем указания на конкретные, индивидуальные признаки и условия действия нормы права. Несмотря на то что абстрактный прием изложения характеризует более высокий уровень юридической техники, он страдает излишней декларативностью, что снижает эффективность правового регулирования.
  • 3. Юридическая техника включает в себя не только способы подготовки нормативных правовых актов, но и правила, средства их построения. Среди правил построения актов можно выделить:
    • • оправданную рубрикацию нормативного акта, деление текста на части — преамбулу, разделы, главы, статьи;
    • • отсутствие противоречий между частями нормативно-правового акта, которое возможно благодаря следованию определенным правилам — в начале акта излагаются нормы материального права, а затем процессуального; первоначально прописываются общие нормы, затем — конкретизирующие;
    • • логическую последовательность и однородность нормативного материала, включенного в акт;
    • • согласованность и непротиворечивость между нормативными правовыми актами, регламентирующими однородные и сходные общественные отношения.

Юридическая техника охватывает и правила оформления и обнародования нормативных правовых актов:

  • • в тесте акта указываются его обязательные реквизиты: наименование, орган, издавший его, дата и место принятия, печать, подписи;
  • • определяются сроки введения в действие принятого акта и отмены ранее действовавших актов;
  • • указывается официальный печатный орган, где опубликован полный текст нормативного правового акта.

49. Законодательная, правоприменительная и правореализационная техника.

Законодательная техника

Законодательная техника – важнейшая составная часть (наряду с правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

Законодательная техника – совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативных правовых актов.

Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:

  • – выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы). Здесь речь идет прежде всего о терминах, конструкциях, символах, неопровержимых презумпциях и фикциях;
  • – формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способах изложения норм, о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона и др.;
  • – структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения. Кодексы, как правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления - на пункты;
  • – процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых актов). Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, первое, второе и третье чтения законопроекта и др.;
  • – опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования, порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная сила закона и др.;
  • – систематизации законодательства. В строгом смысле слова это уже не законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей обработкой нормативного правового материала. Речь идет о правилах, приемах и средствах кодификации, инкорпорации, консолидации.

Все названные нами приемы, средства и правила законодательной техники подробно рассмотрены в соответствующих темах данного учебника. Поэтому охарактеризуем лишь языковые, логические и технико-юридические средства, способы и приемы выражения воли законодателя: о них ничего более не говорится в настоящем курсе, и они мало освещены в учебной литературе.

Юридическая терминология. Юридические термины (от лат. terminus – предел, граница) – это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

  • 1. Общеупотребительные термины – слова обычного литературного языка ("жилое помещение", "доля", "захват" и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.
  • 2. Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: "правоотношения", "подсудимый", "истец", "прокурор", "преюдиция" и др. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем ("алименты", "иск", "договор", "правоспособность" и др.).
  • 3. Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке ("перевозка", "кибернетика", "эпизоотия", "венерическая болезнь" и др.).

Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются.

Юридическая терминология должна отвечать требованиям: точности в обозначении того или иного понятия; единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько значений); краткости, ясности и простоты.

Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски. "В законе нужен ровный, спокойный тон изложения, не окрашенный субъективным переживанием, не зависящий от характера трактуемого предмета, без пышной торжественности, нервной взволнованности, романтической приподнятости или бытовой заземленности"[1].

Для законодательства, к примеру, привычен термин "государство", но не употребляются близкие ему по смыслу слова "отечество", "родина", "держава". Законодатель оперирует термином "смерть", но не использует слова "гибель", "кончина" и т.д.

По образному замечанию известного русского правоведа С. В. Пахмана, "для того, кто уже успел близко освоиться с юридической наукой, сухость ее не отталкивает его, напротив, строгие и точные ее начала и без всякой окраски социального или политического характера, будут для него столь же привлекательны, как числовые формулы для математика"[2]. Эта же мысль, но другими словами: "для юриста слова-термины – то же, что для астронома условные буквы; как с теми, так и с другими приходится ознакомиться приступающему к изучению"[3].

Юридическая конструкция – специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.

Сфера и особенности регулируемых правом общественных отношений определяют и тип связи нормативного правового материала, иными словами, своеобразие той или иной юридической конструкции.

Для гражданского права, имеющего дело главным образом с имущественными отношениями, типичны такие юридические конструкции, как "договор", "право собственности", "добросовестный владелец" и др. Уголовное право, имеющее своим предметом преступление и наказание, оперирует конструкциями состава преступления, невменяемости, освобождения от уголовной ответственности и т.д.

Как и нормы права, юридические конструкции моделируют общественные отношения специфическими правовыми средствами и тем самым значительно сокращают, упрощают и стабилизируют процесс правового регулирования многообразной социальной жизни.

Например, в случае совершения преступления лицо, осуществляющее предварительное расследование, исходит из конструкции состава преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Эта конструкция четко определяет программу и порядок действий дознавателя, следователя или судьи, избавляет его от излишней работы, нс имеющей отношения к делу.

Конструкция гражданско-правового договора (например, купли-продажи, дарения и др.) однозначно определяет положение сторон, их права и обязанности.

"Прикладывая" юридические конструкции к тем или иным общественным отношениям, люди упорядочивают свою социальную жизнь, удовлетворяют разнообразные интересы, нормализуют общественный порядок. Хорошо продуманные и эффективно работающие юридические конструкции – необходимое условие стабильности правовой системы.

Правовые символы – это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика – своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности. Символам как разновидности искусственных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие.

Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых систем. Используются юридические символы и в современных законодательных системах.

В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн – как символы государства, вставание присутствующих в зале судебного заседания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом РФ присяги – как символа служения народу и т.д.

Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству наряду с лаконичностью, строгостью определенную образность.

Особенно велика роль символов в праве была в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. "Каждый символ был необходимым и естественным выражением мысли и имел священно-историческое значение. Что после осталось только символом, то в древности было самой материей действия или содержанием"[4].

Многочисленные примеры правовых символов можно найти в древнем праве, а упоминание о некоторых из них есть в Ветхом Завете: "Прежде был такой обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля"[5].

В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения собственности – "меди и весов". В присутствии пяти свидетелей – совершеннолетних полноправных граждан и еще одного – шестого, державшего весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).

По-видимому, в еще более далекие времена, когда деньги отмерялись на вес, обряд этот не был формальным (символическим), а являлся действительным актом купли-продажи[6].

Своеобразный обряд определения зерна за убитую собаку существовал у англосаксонских крестьян. Если была убита собака, то се необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока зерно полностью не покроет собаку[7]. В период зарождения земельной собственности в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею.

С развитием правовых систем, совершенствованием юридической формы символические действия уступали место правовым понятиям, конструкциям, терминологии.

Правовая презумпция – предположение (в сфере права либо только в связи с правом) о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, и подтвержденное предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер. Презумпция – это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между предметами и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных процессов.

Роль презумпций в праве велика, и было бы неправильным видеть в них только средство юридической техники.

Некоторые общеправовые презумпции приобрели значимость правовых принципов: презумпция знания закона; презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности обвиняемого и др.

К средствам законодательной техники можно отнести только неопровержимые презумпции. По своему характеру они также имеют вероятный характер и в принципе могли быть опровергнуты, но закон возможность их опровержения исключает.

Так, в соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, а за некоторые виды преступлений (тяжких и особо тяжких и некоторых других) – с четырнадцатилетнего возраста.

В основе этой нормы лежит презумпция непонимания общественной опасности своего деяния лицом, не достигшим к моменту совершения преступления возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность. Неопровержима эта презумпция с точки зрения ее юридической значимости. Это означает, что если даже в силу каких-то причин (раннего психического развития, например) малолетний правонарушитель и осознавал общественную опасность своего деяния, он все равно не будет привлечен к уголовной ответственности, поскольку закон не устанавливает такой возможности. Презумпция в данном случае опровергаться не будет, ее опровержение не имеет совершенно никакого юридического значения и смысла.

Аналогична, как технико-юридический прием, презумпция недееспособности лица, нс достигшего определенного законом возраста, в гражданском праве.

Весьма оригинальным приемом законодательной техники являются фикции.

Правовая фикция – несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Фикции – это положения заведомо неистинные. Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической).

Применялись правовые фикции уже в древних правовых системах. Таковой, в частности, была фикция римского права о признании "по вымыслу" иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках.

Фикции известны и отечественному праву. Так, ч. 3 ст. 45 ГК РФ устанавливает: "Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим".

Является ли истинным положение о том, что днем смерти гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим?

Нет, конечно, ибо оно не соответствует действительности. Более того, можно с уверенностью сказать, что оно даже не вероятно. И если иногда день вступления решения суда в законную силу может совпасть с днем действительной смерти гражданина, то это будет совершенно случайное совпадение.

Следовательно, в норме устанавливается положение, которое заведомо лишено истинности, т.е. признается существующим то, чего на самом деле не существует.

Фиктивные положения закрепляются также в ст. 42 ГК РФ, устанавливающей время начала безвестного отсутствия лица, в ст. 118 ГПК РФ, определяющей, что при отсутствии сообщения суду лицами, участвующими в деле, о перемене их адреса во время производства по делу, повестка им посылается по последнему известному суду месту жительства и считается доставленной, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает и не находится.

Фиктивным является и положение уголовного законодательства, в силу которого судимость лица признается несуществующей, если она снята либо погашена в установленном законом порядке и др.

Необходимость фикций в отечественном праве и в других правовых системах обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование общественных отношений, в правовое положение личности.

Признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим, несудимым и другие подобные обстоятельства – это юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. И всякая неопределенность в их наличии или отсутствии недопустима. Поэтому фиктивное законодательное установление и закрепление таких положений является не только оправданным, но и необходимым в правовой системе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.047 с.)