Материальное и процессуальное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальное и процессуальное право



В силу специфики регулятивного воздействия права его принято делить на материальное и процессуальное. В первом случае право включает правовые предписания, устанавливающие общие правила поведения, во втором — нормы, обеспечивающие реализацию материальных правовых предписаний с наибольшей эффективностью.

предоставляя субъектам (посредством прав, обязанностей и запретов) возможность удовлетворять или защищать их материальные (а не процессуальные) интересы.

Материальное право:

  • 1) представляет собой совокупность норм права, которая обеспечивает регулятивные и охранительные функции права (уголовно-правовые, гражданско-правовые);
  • 2) определяет правовой статус субъектов права;
  • 3) закрепляет материальный интерес (собственность, строй, структуру государственных органов, права и обязанности граждан и организаций);
  • 4) отражает статику права;
  • 5) является главным регулятором общественных отношений;
  • 6) отвечают на вопрос, что делать и чего не делать.

Процессуальное право — система норм права, регламентирующая порядок и процедуры при разрешении правовых споров или при определении ответственности за правонарушения.

Процессуальное право:

  • 1) представляет собой совокупность норм права (отраслей), которые определяют процедуру применения норм материального права;
  • 2) является формой реализации материального содержания;
  • 3) обязано своим возникновением материальному праву;
  • 4) в нем особое значение имеют принципы. Они настолько важны, что нуждаются в закреплении в виде обособленных предписаний;
  • 5) обеспечивает государственно-властную реализацию норм материального нрава;
  • 6) закрепляет процессуальный интерес (разрешение правовых споров, юридической ответственности и т.п.);
  • 7) отражает динамику права;
  • 8) от базиса (социальных отношений) оно расположено дальше, чем материальное, надстраивается над ним;
  • 9) менее зависимо от экономики и объективно не реагирует на ее изменения;
  • 10) выполняет служебную роль, производную от основных, материальных отраслей;
  • 11) адресуется субъектам, имеющим властные полномочия по применению материальных норм отраслей;
  • 12) отвечает на вопрос, как делать.

Процессуальное право — база юридического процесса. Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальную реализацию материальных норм права в целях удовлетворения и гарантирования интересов субъектов права.

В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный.

В зависимости от природы принимаемых решений юридические процессы делятся:

  • 1) на правотворческие (например, принятие законов парламентом);
  • 2) правоприменительные (например, вынесение приговора по уголовному делу);
  • 3) праворазъяснительные, с помощью которых принимаются интерпретационные акты (например, акты Конституционного Суда РФ по вопросу толкования положений Конституции РФ).

 

56. Внутригосударственное (национальное) и международное право.

Международное и национальное (внутригосударственное) право

Международное и национальное (внутригосударственное) право – это самостоятельные правовые системы, хотя тесно взаимосвязанные. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих стран; установления конституций учитываются при согласовании положения договора о порядке вступления его в силу и т.д.).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, в части обеспечения основных прав человека, защиты окружающей среды).

Принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории, всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Система мер, обеспечивающая такое выполнение, называется имплементацией.

Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории (это называют генеральной рецепцией). Предусмотреть, что в случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.

Государство нередко включает положения взятых на себя международных обязательств в национальное законодательство. Такой метод именуется трансформацией.

Государство в общем случае не может ссылаться на свое национальное законодательство (в том числе на конституцию) для оправдания несоблюдения международного обязательства. О единственном исключении (именно о положениях национального права, касающихся компетенции заключать международные договоры) речь пойдет в гл. 12.

То есть национальное право влияет на действенность международного права.

В теории поставлен вопрос о примате международного права над национальным или наоборот. Согласно распространенной точке зрения примат международного права означает его главенствующую роль в сопоставлении с национальными правовыми системами. Вместе с тем у каждого государства имеются свои национальные интересы, которые объективно могут быть конкурентными. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его в основу гармонизации разных национальных интересов государств.

Теория

В плане оценки соотношения международного и национального (внутригосударственного) права существуют разные мнения. Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются параллельно, никогда не пересекаясь.

Преобладающее мнение состоит в акценте на взаимодействии права международного и национального. С точки зрения нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно связаны.

57. Система права и система законодательства

Система права и система законодательства

Система права - внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия - объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Особо подчеркнем, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с пей связана.

Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридических норм.

С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативных правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Эти же критерии лежат в основе дифференциации права на частное и публичное. Первое направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, второе охраняет общие интересы государства.

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой даст возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).

Исторический взгляд, раскрывая генетические связи системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени и пространстве. Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесь проявляется влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними. В данном контексте выделяются, например, системы мусульманского права, индусского права.

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений п целенаправленностью их правового опосредования. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря универсальному, сквозному значению норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен -трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты. Это отношения жизненно важные для человека и его объединений; волевые, целенаправленные (разумные); устойчивые, повторяющиеся и типичные; поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикцией).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод попроси на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система - это внешнее выражение системы права. Система права получает свое реальное бытие именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями.

На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство) и т.п.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативных правовых актов Российской Федерации стоит Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативных правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Российской Федерации); законодательство субъектов РФ - республик в составе Российской Федерации (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства - статья нормативного акта.

Рис. 17. Система права и система законодательства

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант - включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 СК РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10 и 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27 и 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

Соотношение системы права и системы законодательства представлено на рис. 17.

58. Правовые отношения.

Понятие и признаки правовых отношений

Проблема правовых отношений является центральной в общей теории права, и именно она вызывает наибольшие споры в юридической науке – начиная с определения данной категории и заканчивая более детальными вопросами и положениями.

Правовые отношения – это отношения в связи с правом, на основе права. Они возникают вместе с природными правами и обязанностями, а с появлением государства важнейшие из них получают законодательное оформление. Как естественное право – идеал права позитивного, так и существующие в связи с ним отношения – идеал законодательно урегулированных отношений. Различая отношения на основе норм естественного и позитивного (законодательно оформленного) права, можно избежать не приносящих особой практической пользы споров о том, что первично – норма или правоотношение.

В природе человека, в человеческом общежитии процесс формирования естественных прав и свобод, правил поведения, правоотношений идет параллельно, без особой строгой зависимости. В позитивном праве взаимозависимость юридической нормы и правоотношения довольно жесткая.

Все имеющиеся в юридической, да и в философской литературе исследования правоотношений сориентированы на позитивные правоотношения. Так же поступает и автор этой главы.

Правовым отношениям присущи следующие признаки.

1. Правоотношениеэто общественное отношение, т.е. отношение между людьми и неразрывно связанное с их деятельностью, поведением. Именно между людьми, а не между ними и предметами материального мира. Собственник вещи имеет совокупность прав на нее, но обретают свою жизнь эти права только в отношениях с другими людьми: им собственник может продать вещь, уступить право владения, подарить, от них же он требует соблюдения своего права собственности.

В обществоведении, в том числе и юридической науке, понятия "общественные отношения", "общественная связь" нередко разграничиваются, но чаще всего отождествляются, что представляется наиболее правильным. Как и любые общественные отношения, правоотношения – результат сознательной деятельности человека. Правовые связи между людьми сознательны и являются результатом разумной человеческой деятельности.

Правоотношение как специфическое общественное отношение обусловлено социальной жизнью во всем ее многообразии. По словам К. Маркса, "правовые отношения так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях..."[1].

Вряд ли можно оспорить это положение, разве только немного уточнить: правовые отношения коренятся не только в материальных, но и во всех жизненных обстоятельствах, вызывающих к жизни право. Поэтому уместны верные в своей сути слова известного русского философа Вл. Соловьева: "Что правовые отношения в историческом порядке следуют за насильственными, – это так же несомненно, как и то, что в истории нашей планеты органическая жизнь явилась после и па основе процессов неорганических... Игра естественных сил в человечестве есть лишь материал правовых отношений..."[2].

В качестве характерной черты правоотношений называют обычно их идеологический характер.

Современное право России все больше начинает выражать общечеловеческие начала, теряя свои классовые черты. Значит ли это, что, утрачивая классовость, оно перестает быть идеологическим явлением?

Полагаем, что нет. Идеология выражает классовые интересы и стремления, но с классовостью не совпадает, ибо представляет собой систему разнообразных взглядов на социальную жизнь. Тоталитарное стремление к жесткому централизованному регулированию хозяйственной жизни – это идеология; переход к рынку и свободное предпринимательство – это идеология; отношение государства, общества к церкви, стремление обеспечить малоимущие слои населения – это тоже идеология.

Право и сопутствующие ему правоотношения всегда будут явлениями идеологическими. Главное здесь – чтобы идеология выражала не сугубо классовые, групповые, а общечеловеческие начала и интересы, и не демагогически (на словах), а реально.

2. Правоотношение – это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей.

Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость – в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает юридическая норма. В строгом смысле слова, правоотношения – это законоотношения.

Ситуация, правда, существенно меняется в настоящее время.

С введением в действие в сфере экономики принципа "разрешено все, что не запрещено законом" жесткая зависимость правоотношения от нормы права значительно ослабевает. В хозяйственной жизни предприятий, иных коллективных субъектов, в имущественных отношениях граждан возникают и постоянно будут возникать многочисленные правоотношения, либо прямо не предусмотренные юридическими нормами, либо вообще не урегулированные законодательством.

Сохраняет свое значение и институт аналогии. В гражданском праве, например, к отношениям, прямо не урегулированным законодательством или соглашениями сторон, и при отсутствии применимого к ним правового обычая, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начат и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (ст. 6 ГК РФ). В остальном же действует правило: есть норма права – возникает правоотношение, нет нормы – нет и правоотношения.

3. Правоотношение – это связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах объективного права.

Носитель субъективного права (т.е. тот, кому принадлежит право) – лицо управомоченное, носитель юридической обязанности – лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган или государство в целом. В этом смысле правоотношение является связью индивидуализированной.

Индивидуализация при этом осуществляется двояко:

  • – поименно, когда субъекты права называются своим полным именем (фамилией) или полными реквизитами (применительно к организациям), таковы, к примеру, семейно-брачные отношения, отношения между организациями по поставке продукции, перевозке и т.д.;
  • – по названию социальных ролей. Во втором случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: продавец – покупатель, работник полиции – гражданин. Именно этот тип индивидуализации субъектов правоотношений характерен, например, при купле-продаже в магазине, на рынках.
  • 4. Правоотношениеволевое отношение. Это означает, что помимо нормы права, которая сама по себе уже выражает определенную волю, для возникновения правоотношения необходима воля его участников.

Причем есть правоотношения, для возникновения которых необходима воля всех участников (вступление в брак возможно лишь при согласии обеих сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.д.), и есть правоотношения, для возникновения которых достаточно воли одного субъекта (уголовное дело, возбуждаемое по воле правоохранительного органа).

5. Правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Государство, обеспечивая, в конечном счете, выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества.

Итак, правоотношение – это охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

59. Предпосылки возникновения правоотношений.

Предпосылки возникновения правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения

Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.

Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:

  • 1) материальные (общие);
  • 2) юридические (специальные).

К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет) и соответствующее поведение участников правоотношений.

К юридическим предпосылкам относятся:

  • - норма права;
  • - правосубъектность;
  • - юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство).

Без названных предпосылок правоотношение невозможно.

Взаимосвязь между нормой права и правоотношением может проявляться в следующем:

  • - норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования;
  • - норма права - основа возникновения правоотношения;
  • - норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;
  • - норма права в гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения;
  • - норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения;
  • - норма права в санкции содержит указание на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения).

Таким образом, правоотношение - это форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.

Существуют различные точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения. По мнению большинства ученых, правоотношение есть результат воздействия нормы права на общественные отношения (последовательность здесь такая: норма права - общественные отношения - правоотношения). Согласно другой позиции, правоотношение - это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права - правоотношения - общественные отношения).

Субъекты правоотношений

Субъекты правоотношений - это такие их участники (стороны), индивиды, организации и т.д., которые в соответствии с законодательством могут выступать в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Все субъекты права условно делятся на три группы: 1) физические лица; 2) юридические лица; 3) государство и его органы.

К первой группе относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России. Граждане - основная категория субъектов российского права. Они обладают всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства - это лица, находящиеся либо проживающие на территории России, не имеющие российского гражданства и имеющие либо гражданство иностранного государства, либо не располагающие доказательством принадлежности к какому-то гражданству. Все они попадают под действие норм российского права, однако могут участвовать, по сравнению с российскими гражданами, в ограниченном круге правовых отношений. Эти субъекты имеют социально-экономические, личные, гражданские права, которые в рамках нашего законодательства позволяют удовлетворять их интересы, в том числе - в сфере предпринимательства, частной, научной, литературной или иной практики. На них могут налагаться дополнительные обязанности, например, соблюдать особые правила передвижения в некоторых регионах территории РФ.

Ко второй группе субъектов российского права - юридическим лицам - относятся организации, которые обладают следующими признаками:

  • 1. Имущественная обособленность, то есть наличие у организации обособленного имущества, находящегося на праве собственности, в оперативном управлении, хозяйственном ведении, аренде и т.д. Такие организации имеют самостоятельный бухгалтерский баланс или смету, расчетный или текущий счет в банке.
  • 2. Самостоятельная имущественная ответственность, что означает обособленность не только имущества, но и долгов, кредитов и т.д. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Финансируемое собственником юридическое лицо, имеющее имущество на праве оперативного управления, отвечает по обязательствам всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
  • 3. Способность выступать в гражданском обороте, в суде, арбитражном суде от собственного имени. Юридические лица могут создаваться как в рамках одной, так и смешанной форм собственности.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К третьей группе субъектов права относятся государство и его органы. Государство и его структуры участвуют как во внутреннем, так и во внешнем экономическом обороте. Кроме экономических, на нем лежат иные функциональные обязанности.

В связи с принятием нового законодательства о собственности, установлением полной самостоятельности России как субъекта международного права, заключением Федеративного договора от 31 марта 1992 года, разделением государственной собственности на федеральную, республиканскую, муниципальную, отпало единство субъекта государственной собственности, а вместе с ним исчезло абстрактное понятие государства как единого субъекта гражданского права. На его месте возникло множество самостоятельных участков гражданских правоотношений: Российская Федерация, республики в составе РФ, национально-территориальные (автономная область, автономные округа) и административно-территориальные образования (край, область, Москва, Санкт-Петербург). Для непосредственного участия в административных, гражданских и, прежде всего, конституционных правоотношениях они создают соответствующие органы, предусмотренные Конституцией РФ.

К числу органов, участвующих главным образом в гражданском обороте (правоотношениях), относятся Фонд госимущества РФ и её субъектов, комитеты и ведомства, создаваемые Правительством Российской Федерации, республиками в её составе и т.д. Именно фонды госимущества становятся отчуждателями при проведении разгосударствления и приватизации государственного имущества, держателями принадлежащих государству акций и долей в акционерных и других хозяйственных обществах с государственным участием. Интересы государства в иных правоотношениях представляют соответствующие министерства и ведомства, их структуры на местах.

Таким образом, государство и его органы выступают в качестве самостоятельных субьектов в следующих видах правоотношений:

  • 1) межгосударственных отношениях, регулируемых международным правом;
  • 2) федеративных отношениях, регулируемых Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними договорами Федерации и республик, входящих в её состав;
  • 1) отношениях с гражданами и общественными организациями;
  • 2) имущественных отношениях.

Для характеристики юридических особенностей субъектов права существуют понятия "правоспособность" и "дееспособность".

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве сп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.06 с.)