Подзаконные нормативные акты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подзаконные нормативные акты



Подзаконный нормативный правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Подзаконный нормативный правовой акт – понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативные правовые предписания – от актов высших представительных органов, Президента РФ, Правительства РФ

до актов органов местного самоуправления. Всем этим актам присуще одно общее свойство – подзаконность.

В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативных правовых актов.

Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской ФедерацииФедерального Собрания РФ. Речь идет об актах Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме законов, принимаемых Государственной Думой и одобряемых Советом Федерации, эти палаты принимают постановления – подзаконные акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия. Эти акты весьма разнообразны. Это и постановления Государственной Думы о принятии закона в окончательном варианте, либо законопроекта в нервом или втором чтении, либо его отклонении; постановления Совета Федерации об одобрении закона.

Чаще всего нормативные постановления палат Федерального Собрания посвящены урегулированию организационно-технических, процедурных вопросов.

Палаты Федерального Собрания наряду с нормативными принимают и постановления индивидуального порядка. Например, постановление Совета Федерации о назначении на должность судьи Конституционного или Верховного Суда; постановление Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий какого-либо депутата и др.

Акты Президента РФ. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является главой государства и наделен весьма широкими полномочиями. Реализуя их, он издает указы и распоряжения. Президент РФ издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента РФ о награждении государственными наградами Российской Федерации, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.).

Нормативные указы и распоряжения Президента РФ довольно сложно разграничить по объекту регулирования, хотя распоряжения более тяготеют к решению текущих, организационно-технических, процедурных вопросов (например, распоряжение о поощрении определенного лица или коллектива и др.).

Указ – наиболее характерный для Президента РФ подзаконный нормативный правовой акт. В случае его противоречия Конституции РФ и федеральным законам решением Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть признан полностью или частично неконституционным. В этом случае он или отдельные его положения утрачивают силу.

Акты Правительства. Правительство РФ является органом государственной власти и осуществляет исполнительную власть в нашем государстве. Оно руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Организуя реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, осуществляя регулирование в социально-экономической сфере и реализуя иные полномочия, Правительство издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Акты федеральных органов исполнительной власти. Система таких органов в России установлена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерства наделены правом вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативное правовое регулирование в своей сфере деятельности. Функционирующие в составе министерств федеральные службы и федеральные агентства издают в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты. Нормативное правовое регулирование эти органы могут осуществлять в соответствии с указами Президента РФ. Таким правом наделены, например, ФНС России, ФТС России, ФСБ России и др.

Федеральные органы исполнительной власти, наделенные нормотворческой компетенцией, разрабатывают разнообразные нормативные правовые акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы и т.д. В системе этих актов ведущую роль играют приказы и инструкции. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Инструкции же регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников.

Инструкции всегда нормативны. Приказы же могут быть и ненормативными, т.е. индивидуальными (приказы министра о назначении того или иного лица на руководящую должность, о поощрении конкретных сотрудников и др.).

Акты федеральных органов исполнительной власти подчинены актам Президента РФ или Правительства РФ и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Однако многие из них имеют внешнюю сферу действия, т.е. выходят за рамки министерств и являются обязательными для граждан, их объединений, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Такие акты подлежат государственной регистрации в Минюсте России. При регистрации подобного акта проверяется его законность: не ущемляет ли он права и свободы граждан, не возлагает ли на них дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности, не вышел ли орган, издавший акт, за пределы своей компетенции. При этом в самом акте указывается дата его регистрации в Минюсте России и регистрационный номер.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат официальному опубликованию (кроме актов и положений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера) в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; па указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

По мере укрепления и развития правовой основы российского государства ведомственное регулирование должно быть существенно сокращено. Вопросы, затрагивающие общегражданские права, политические и личные свободы, обязанности человека и гражданина, должны регулироваться законом или хотя бы правительственными актами. Это позволит избежать ведомственного диктата в правовом регулировании.

Этот процесс начался уже давно. Так, постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 № 359 "Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей" были отменены ведомственные правовые акты, в том числе инструкции, регулирующие отношения в области прав потребителей.

Акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Субъекты РФ, реализуя свою законодательную и исполнительную власть, занимаются в пределах своей компетенции правотворческой деятельностью. Строится она на основе конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и иных субъектов РФ.

Все акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, являются подзаконными.

Законодательные органы субъекта РФ (они в разных субъектах называются по-разному – Законодательное собрание, областная дума и проч.) принимают законы и постановления. Порядок подготовки этих актов, рассмотрения и принятия устанавливается регламентом законодательного органа. Принятые законы, как правило, вступают в силу со дня их опубликования либо в иной срок, указанный в самих законах. Постановления вступают в силу со дня принятия, если в них не предусмотрено иное. Акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее 10 дней после их официального опубликования.

Актами исполнительной власти (администрации) субъекта РФ являются указы, постановления, распоряжения, приказы, вступающие в силу, как правило, с момента их подписания или утверждения законодательным органом, если иное не определено в самом акте.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают постановления, решения, распоряжения.

Все указанные акты имеют локальную сферу действия – они распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов РФ и местного самоуправления. Срок действия многих из них не превышает срока полномочий соответствующих представительных органов местного самоуправления, руководителей администраций.

Акты государственных и негосударственных организаций. Реализуя свои функции, эти организации разрабатывают и принимают (издают) такие виды нормативных правовых актов, как приказы (издаются руководителем организации), различного рода уставы, положения, на основе которых они действуют (устав предприятия, ассоциации, объединения, акционерного общества открытого или закрытого типа, утверждаемый участниками или принимаемый на общем собрании, конференции трудового коллектива). Эти акты, замыкая систему подзаконных нормативных правовых актов, действуют в рамках организации и обязательны только для ее членов.

39. Нормы права.

Понятие нормы права и ее структура

Право, как его ни понимать, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения мыслится в качестве определенных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности.

Норма права – особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы – обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права – критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи.

Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.

Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Речь идет о властности веления, его обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государственной воли, то нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из различных предписаний, содержащихся порой в разных статьях одного, а то и разных нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы отождествляется со словесным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь выразить суть правила, другие – условия применения данного правила, а третьи – последствия несоблюдения государственной воли. Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, па те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, однократное действие, конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права, которые хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.

Вопрос о структурных элементах правовой нормы – один из спорных, дискуссионных в теории государства и права. Проблема далеко не исчерпывается изложенными взглядами. Более двух веков назад классик английской юриспруденции Блэкстон выделял в составе закона четыре части: объявительную, повелевающую, способствующую и наказательную. Различные суждения по данному вопросу высказывались и в русской дореволюционной литературе, и юристами советского периода (подробнее обо всех точках зрения на проблему, а также библиографию см. в работах: Нормы советского права: проблемы теории. Саратов, 1987. С. 97–101; Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 54–61).

В отечественной юридической науке определенное распространение получила точка зрения, в соответствии с которой норма права состоит из двух элементов; в одних случаях это гипотеза и диспозиция, а в других – диспозиция и санкция (или: гипотеза – диспозиция, гипотеза – санкция). Отдельные авторы считают необязательными такие структурные элементы, как гипотеза и санкция. Тенденции к сокращению структурных элементов правовой нормы в отдельных работах противостоит стремление к их увеличению. Дополнительно предлагается выделять субъектный состав (т.е. указание на субъектов, подпадающих под действие нормы), субъект и объект, цель правовой нормы.

Специфическую точку зрения предлагает Б. И. Путинский, утверждая, что к норме права неприменимы попытки установления структуры, т.е. совокупности однородных связей частей нормы. Выработанная в теории концепция структуры правовой нормы не соответствует правовой реальности, не находит выражения на практике. Правовая норма – цельное правовое установление, сформулированное в виде, допускающем его самостоятельное применение для регулирования тех или иных типических ситуаций (см.: Пугипский Б. И. О норме права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1999. № 5. С. 25–27).

О структурных элементах правовых норм см. также: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т. 2. С. 146–164.

По строению сами структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными, альтернативными или сложно-альтернативными.

Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, при наличии которого данная правовая норма начинает действовать, в простой диспозиции или санкции содержится одно правило поведения. Вот пример правовых норм с простой гипотезой и диспозицией: "По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность" (ч. 3 ст. 89 ГК РФ).

Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, только в своей совокупности являющихся условиями действия правовой нормы. В сложной диспозиции или санкции содержится несколько правовых последствий, которые обязательно должны наступить при наличии определенных условий, изложенных в гипотезе: "Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них" (ч. 1 ст. 87 СК РФ). Правовая норма со сложной санкцией выглядит следующим образом: "Грабеж, совершенный: а) организованной группой; б) в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового" (ч. 3 ст. 161 УК РФ).

В альтернативной гипотезе содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Альтернативные диспозиция или санкция предусматривают наступление одного из нескольких изложенных правовых последствий. Вот правовая норма с альтернативной гипотезой и диспозицией: "В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора" (ч. 3 ст. 484 ГК РФ). Правовая норма с альтернативной санкцией: "Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет" (ч. 1 ст. 158 УК РФ).

Иногда элементы норм права имеют одновременно и сложность, и альтернативность и называются в этом случае сложно-альтернативными. Сложно-альтернативный характер носит, к примеру, санкция нормы, содержащейся в ч. 4 ст. 159 УК РФ: "Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, – наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового".

40. Структура нормы права.

Структура правовой нормы — это ее внутреннее строение, деление на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой (такое деление характерно для правовых норм, содержащих правила возможного, должного, недопустимого поведения и оказывающих непосредственное регулятивно-охранительное воздействие на общественные отношения. — Р. Р.).

Структура норм права отражает специфику соответствующего вида социального поведения, которое:

  • — во-первых, связано с определенными жизненными обстоятельствами, обусловливающими совершение людьми различных поступков, в зависимости от обстоятельств, признаваемых социально полезными (правомерными) либо социально вредными (противоправными);
  • — во-вторых, содержит в себе конкретное правило (образец, стандарт) возможного, должного, недопустимого (запрещенного) поведения;
  • — в-третьих, предполагает наступление определенных социально значимых последствий как поощрительного, так и наказательного характера по отношению к лицам, совершающим те или иные поступки[1].

В соответствии с этим структура правовой нормы представлена тремя взаимосвязанными элементами: гипотеза, диспозиция, санкция.

Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «еслитозначит». «Если» — это условие действия правила, закрепленного в норме права; «то» — само правило поведения; «значит» — юридические последствия реализации правила.

Гипотеза часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении ( ненаступлении ) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

Другими словами, это конкретная жизненная ситуация, из которой вытекает возможность, долженствование или запрещение совершения каких-либо действий или воздержание от какого-либо поведения. К таким юридически значимым условиям относятся, например, факт рождения или факт смерти, наступление определенного (например, пенсионного) возраста, совершение правонарушения, стихийное бедствие и т. д.

В зависимости от структуры гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные.

Простая — в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы.

Пример

Статья 37 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» 1996 г. гласит, что «признание выпуска эмиссионных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг». В данной статье законодатель определяет единственное условие — факт признания выпуска эмиссионных бумаг несостоявшимся, с которым связывается реализация правового предписания (прекращение договора на рекламу ценных бумаг).

Сложная — гипотеза связывает реализацию правового предписания с наличием нескольких взаимосвязанных условий.

Пример

Статья 126 ГПК РФ определяет перечень условий, которым должно соответствовать исковое заявление. К числу таких условий, в частности, относятся: письменная форма; обязательное отражение в исковом заявлении ряда моментов (реквизитов) — наименование суда, наименование истца, наименование ответчика, доказательства, подтверждающие позицию истца ит.п.; подпись истца. Таким образом, для того чтобы иск был принят судом к рассмотрению, он должен соответствовать всем перечисленным в названной статье условиям.

Альтернативная — в гипотезе содержится перечень нескольких условий, каждое из которых является достаточным для реализации закрепленного нормой правового предписания.

Пример ления: 1) если заявление не подлежит рассмотрению в судах;... 7) если дело неподсудно данному суду; 8) если заявление подано недееспособным лицом и др.». В данном случае для вступления в силу закрепленного в норме права предписания достаточно одного из перечисленных условий.

По наличию (отсутствию) закрепляемых юридических фактов (фактических составов) гипотезы делятся на положительные и отрицательные.

Положительная — связывает реализацию правового предписания с наличием определенных условий.

Пример

Статья 12 Семейного кодекса РФ содержит перечень условий, необходимых для заключения брака: «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».

Отрицательная — предполагает, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий.

Пример

Статья 157 ГПК РФ гласит: «В случае неявки в судебное заседание кого- либо из лиц, участвующих в деле... разбирательство дела откладывается». В данном случае условием отложения разбирательства по делу является отсутствие в судебном заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле).

Диспозиция часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

Таким образом, диспозиция указывает, во-первых, на кого рассчитано правило поведения, т. е. субъектов нормы права, во-вторых, что представляет собой само правило поведения.

В зависимости от способа выражения диспозиции бывают простыми, описательными, ссылочными, бланкетными.

Простая диспозиция называет вариант поведения, но не раскрывает его содержания в силу очевидности закрепленного в диспозиции поведенческого стандарта.

Пример

Статья 153 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за подмену ребенка, совершенную из корыстных или иных низменных побуждений. При этом описания указанного в статье преступного деяния законодатель не дает, полагая, что его сущностный смысл раскрывается в самом названии.

Описательная диспозиция включает в себя не только наименование варианта поведения, но и перечень его основных признаков.

Статья 125 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за оставление в опасности. Диспозиция названной статьи содержит детальное описание данного преступления и называет характеризующие его признаки: «заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».

Ссылочная диспозиция содержит наименование варианта юридически значимого поведения, однако не дает его описания, отсылая правоприменителя к другой статье этого же нормативно-правового акта либо к другому акту, содержащему необходимую информацию.

Пример

Диспозиция ст. 159 УК РФ закрепляет определение мошенничества и перечисляет квалифицирующие признаки этого преступления. Пункт 6 данной статьи гласит: «деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи...». Таким образом, законодатель отсылает правоприменителя к другой части этой же статьи, в которой содержится необходимая информация.

Бланкетная диспозиция указывает на факт существования того или иного правила (стандарта), однако не раскрывает его содержания и не содержит данных о документе, в котором это правило изложено. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу своей профессиональной компетенции.

Пример

Статья 215 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики. В чем суть установленных правил и в каком документе эти правила опубликованы, законодатель не сообщает, полагая, что обладание такой информацией является составной частью функциональных обязанностей правоприменителя.

При помощи отсылочных и бланкетных диспозиций законодатель минимизирует число необоснованных повторов нормативного материала и оптимизирует объем соответствующих правовых документов.

В зависимости от характера властного предписания диспозиции делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

Управомочивающие диспозиции закрепляют варианты возможного поведения, реализация которых осуществляется в рамках добровольного волеизъявления заинтересованных лиц.

Пример

Статья 27 Конституции РФ определяет, что: «1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».

Обязывающие диспозиции закрепляют варианты должного поведения, следовать которым субъекты обязан независимо от собственного отношения к правовому предписанию под страхом наказания за отказ от его выполнения.

Пример

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Запрещающими называются диспозиции, в которых закрепляются варианты недопустимого поведения. Основной задачей запретов является предостережение субъектов от совершения правонарушений, а также их информирование о видах и мерах ответственности в отношении правонарушителей.

Пример

Статья 13 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Санкция часть правовой нормы, определяющая, какие юридические последствия наступят в отношении субъекта, реализовавшего вариант поведения, предусмотренный диспозицией данной нормы [2].

Как правило, под санкцией понимаются меры негативного характера, применяемые от имени государства в отношении правонарушителей[3], вместе с тем следует выделять и позитивные санкции, предусматривающие наступление благоприятных последствий за общественно полезные деяния (вознаграждение за трудовую деятельность, поощрение за разумную инициативу и т. п.).

По содержательному характеру последствий выделяются карательные (штрафные), поощрительные.

Карательные ( штрафные ) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) — активная принудительная мера правового воздействия, направленная на наказание правонарушителя.

Поощрительные санкции (благодарность, премия, награждение ценным подарком, государственной наградой и др.) подразумевают наступление благоприятных последствий за совершение общественно полезных деяний. Данный вид санкций направлен как на стимулирование социально активного правомерного поведения, так и на выражение общественного признания лицу, совершившему соответствующий поступок[4].

Пример

В статуте ордена «За заслуги перед Отечеством» (утвержден Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099) закрепляется положение, в соответствии с которым «Орденом “За заслуги перед Отечеством” награждаются граждане за особо выдающиеся заслуги, связанные с укреплением российской государственности, социально-экономическим развитием страны, научно-исследовательской деятельностью, развитием культуры и искусства, выдающимися спортивными достижениями, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, за значительный вклад в укрепление обороноспособности страны».

В свою очередь, карательные санкции также могут быть классифицированы по ряду критериев.

По степени определенности (т. е. по объему и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные — санкции, в которых в четкой конкретной форме закрепляется вид и размер наказания, применяемого к правонарушителю.

Пример

Пункт 3 ст. 11.18 КоАП РФ определяет, что «Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей».

Относительно определенные — санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения правоприменителя.

Пример

Статья 11.11 КоАП РФ определяет, что «Нарушение правил погрузки и разгрузки судов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

Альтернативные — санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно — наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.

Пример

Пункт 1 ст. 158 УК РФ определяет, что «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Кумулятивные — санкции, предполагающие объединение нескольких видов наказаний (основного и дополнительного).

Пример

Пункт 1. ст. 290 УК РФ определяет, что «Получение должн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.091 с.)