Общая характеристика правоприменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика правоприменения



Применение права — важнейшая форма реализации правовых норм. Взаимодействие государства и права при реализации государственно-властных функций и полномочий. Государство в лице своих органов и должностных лиц осуществляет деятельность по применению права. Применение права — деятельность компетентных органов, направленная на воплощение в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права.

Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

  • 1. Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
  • 2. Охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права.

Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, а в случае обнаружения правонарушения — принятие соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от иных форм реализации права (соблюдения, исполнения и использования) рядом характерных черт:

Применение права осуществляется специальными субъектами — государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов. Субъекты правоприменительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями, что подтверждает властный характер применения права. Выход за рамки своих полномочий, решение неподведомственных вопросов в процессе правоприменения является превышением своих полномочий и влечет недействительность актов.

Правоприменение осуществляется в рамках конкретных правовых отношений, которые получили название правоприменительные отношения. Они носят публично-правовой характер. Один из участников всегда является властный субъект — государственный, муниципальный орган или должностное лицо. Субъекты правоприменения действуют не в своих интересах, а в интересах государства и общества. Воздействуя на другого участника правоприменительных отношений, государство стимулирует его к правомерному проведению путем использования методов убеждения и принуждения.

Правоприменительная деятельность осуществляется в особой процессуальной форме. Это обеспечивает законность и правопорядок в государстве и обществе и, кроме того, обеспечивает защиту интересов личности. Форма правоприменения должна быть установлена законом. Несоблюдение форм влечет неправомерность всего процесса правоприменения.

Применение права — это не однократное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права. Наличие общих стадий позволяет структурировать правоприменительный процесс, принять законное и правильное решение по делу, обеспечить его исполнение.

Применение права сопровождается принятием или изданием индивидуального юридического акта — акта применения права. Субъект применения права материализирует властные полномочия через создание правоприменительного акта. Последний имеет определенные юридические последствия и влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Правоприменение представляет собой сложную и многообразную форму реализации права и осуществляется в сочетании с иными формами реализации. Эти формы взаимопроникают и в своей совокупности составляют содержание отношений в рамках государства и общества.

Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Правоприменение, как особая государственная деятельность, основывается на ряде принципов:

  • 1. Законность, которая предполагает четкое и безусловное соблюдение закона в процессе правоприменения;
  • 2. Целесообразность правоприменения означает учет конкретных условий и факторов, правовой ситуации для разрешения конкретного дела;
  • 3. Обоснованность правоприменения означает тщательное изучение оснований для правоприменения, исследование всех фактов, обстоятельств, выявление соразмерности акта его основе;
  • 4. Социальная справедливость при применении права подразумевает обеспечение интересов всего общества и его отдельных элементов, а не каких-либо социальных групп и коллективов;
  • 5. Гласность правоприменительной деятельности, обнародование содержания и результатов правоприменения для обеспечения права на получение достоверной информации о деятельности государства, открытости решений и действий властных органов. Таким образом, применение права — одна из наиболее актуальных и жизненных проблем реальной практики и теории права. Еще Н. Н. Фиолетов подчеркивал, что в вопросах применения права «особенно ярко и наглядно обнаруживаются те неразрывные нити, которые соединяют проблемы общей теории права с самой гущей конкретной правовой жизни, с самыми настоятельными вопросами юридической практики». Данная мысль, высказанная более семидесяти лет назад, не теряет своей значимости и теперь.

Правореализационная техника

Право – безусловно, величайшее достижение цивилизации, реальный инструмент защиты всего ценного, что создало человечество за свою многовековую историю, однако правом надо уметь пользоваться. Любая, даже самая совершенная техника, в руках дикаря не больше, чем инструмент для раскалывания кокосовых орехов, так и самые совершенные правовые нормы и приемы, если они не восприняты членами общества, не стали неотъемлемой частью их культуры и быта, не могут сами по себе изменить жизнь людей к лучшему. Отсюда и вывод: правом надо научиться пользоваться, переводить правовые предписания в способы правомерного поведения. Одна из особенностей права заключается в том, что его реализация имеет документальное оформление. Это односторонние сделки, договоры (двусторонние сделки), исковые заявления, кассационные жалобы, иные жалобы и обращения в компетентные органы, доверенности, завещания и т.д.

Правореализационная техника представляет собой совокупность способов и средств, с помощью которых осуществляется документальное оформление и осуществление права. Традиционно выделяют четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение. Однако у этой классификации есть нюансы. Так, Г. В. Назаренко предложил первые три элемента объединить общим понятием саморегуляции субъектом своего собственного поведения, что в юридической литературе получило наименование "непосредственная регуляция права"[1]. Эту позицию разделяют Μ. М. Рассолов, Л. Л. Беломестных, Т. В. Кашанина и др.[2] Правоприменительный (опосредствованный) тип осуществления права предполагает вмешательство в правоотношение субъектов права государственного органа или его представителя. В этом смысле указанные выше авторы рассматривают правоприменение не только в качестве одной из форм реализации права, но также и в качестве особого типа осуществления права. С этим трудно не согласиться, хотя, по нашему мнению, суть дела при этом не меняется. Правоприменение остается способом реализации права, но только, главным образом, со стороны государства и в общественно значимых целях. Такой точки зрения придерживаются, в частности, В. М. Сырых и В. И. Червонюк[3]. Правоприменение является важнейшей формой реализации правовых норм с точки зрения А. С. Пиголкина и А. Н. Головистиковой[4].

Каждый человек от рождения обладает всем комплексом неотчуждаемых естественных прав, а будучи гражданином своей страны, еще и комплексом политических прав. Реализация этих прав связана с возможностью их использования. Каждый человек потенциально может претендовать на любую должность, любой вид трудовой деятельности, на приобретение любой профессии, на выражение собственного мнения и т.д. Другое дело – возможность реализации. Зная свои возможности, человек может приложить все усилия для реализации своего нрава и добиться успеха, а может и отказаться. Чем свободнее общество, чем выше его демократический потенциал, тем больше предоставляется возможностей для использования права. Но когда человек заявляет, что он имеет право, он должен помнить классическую максиму И. Канта, что право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы[5]. Использование субъективного права не может осуществляться в ущерб другим людям и государству.

Подавляющее большинство людей придерживаются правомерного поведения, прежде всего, в силу своего воспитания, кто-то из соображений чисто рациональных, резонно полагая, что путь следования закону – наиболее короткий для достижения цели. Они соблюдают требование закона, т.е. реализуют право путем воздержания от социально вредных либо нежелательных действий. Соблюдение относится к так называемому пассивному способу реализации права (не нарушать), в отличие от использования (активного способа). Диапазон здесь достаточно широк: от предупреждения не переходить улицу на красный сигнал светофора до самых тяжелых статей Уголовного кодекса. Соблюдение как форма реализации помимо добровольности связано с возможностью государственного принуждения, имеет строго очерченные границы и явную социально-охранительную направленность. При требовании соблюдения человек не вправе выбирать способ поведения. Он обязан подчиниться закону. И, подчеркнем еще раз, большинство людей это делают добровольно. В этом случае можно говорить о законопослушном поведении, а действие правовой нормы (даже охранительной) имеет регулятивный, направляющий характер.

Если соблюдение носит главным образом пассивный характер, предостерегая лицо от опрометчивых противоправных деяний, то исполнение как форма реализации права носит строго императивный характер, не предусматривающий альтернативной формы поведения, и в этом смысле оно требует от субъекта права активных действий. Каждый должен платить налоги (равно физические и юридические лица), заботиться об окружающей среде. Государственные органы обязаны своевременно реагировать на жалобы, заявления и обращения граждан. Сотрудники правоохранительных органов, медицинских учреждений, МЧС – немедленно реагировать на разного рода нештатные ситуации. Неисполнение нормативных предписаний каждым, кому они адресованы, влечет за собой применение к нему негативных санкций.

Реализация права, особенно если речь идет об использовании, может вообще не иметь никакой фиксированной формы. Однако огромное количество действий в нашей жизненной практике сопряжено с документальным ее оформлением. Одни из самых распространенных документов, с которыми приходится сталкиваться в жизни абсолютному большинству людей – заявление о приеме на работу, об увольнении, о переводе на другую работу и другие документы, связанные с осуществлением трудовой деятельности. Разновидностью заявления может быть ходатайство, т.е. какая-либо письменная просьба, с которой лицо обращается в компетентный орган. Близким по смыслу к ходатайству является жалоба, с которой лицо, в отношении которого с его точки зрения (жалоба не всегда бывает обоснованной и может содержать элементы субъективизма) допущено нарушение его права, обращается за защитой в управомоченный орган.

Когда исчерпаны все средства разрешения конфликта путем обычной договоренности, то лицо прибегает к подаче искового заявления, в котором обращается к суду с ходатайством о защите нарушенного права. В заявлении должен быть указан ответчик и его адрес, суть конфликта, правовые основания требования и содержание просьбы, с которой истец обращается к суду.

В настоящее время значительно увеличилось число претензионных заявлений. Традиционно они обязательно предполагались в договоре перевозки. В связи с принятием Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и др. выросло число претензий к качеству туристических услуг и реализованной продукции. Претензия адресуется лицу, нарушившему обязательство с требованием компенсации ущерба, нанесенного потребителю. При этом предполагается возможность урегулировать правовой спор, не прибегая к судебному разбирательству. Потребитель, чье право нарушено, должен указать суть своего требования, желательный срок удовлетворения и предупредить, что в случае неисполнения его требований он оставляет за собой право на обращение в суд. Претензия должна содержать все необходимые реквизиты заявителя и документы, дающие основания для ее предъявления.

Все подобного рода документы должны удовлетворять общим для них требованиям: краткости, точности, ясности (определенности), исчерпывающей информационности (содержать все необходимые сведения).

50. Технико-правовые категории в юридической технике.

К юридической технике принято относить такие категории, как правовые аксиомы, правовые (юридические) презумпции, юридические фикции, преюдиции.

Правовые аксиомы -- это положения, принимаемые в юридической науке и практике без доказательств, в силу их очевидности, убедительности и истинности, например «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность», «никто не может быть судьей в своем деле» и др.

Юридическая презумпция представляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми и наличными фактами и подтвержденное предшествующим опытом.

Презумпция всегда носит предположительный характер. Это предположение недостоверное, но вероятное. Наиболее распространены презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта, пока он не отменен, и др.

Юридические фикции -- это положения, изначально лишенные истинности, однако признаваемые законодательством в качестве существующих и ставшие в силу такого признания общеобязательными.

Фикции широко применяются в гражданском законодательстве, например признание днем смерти гражданина, в судебном порядке объявленного умершим, дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Юридические фикции как прием юридической техники представляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции позволяют внести определенность в правовые отношения, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение правоотношений [18,c.311].

Преюдиции (дословный перевод с латыни -- отношение к предыдущему судебному решению) представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.

Например, осуждение лица за хищение имущества может служить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением. При этом факт хищения данным лицом не подлежит в данном гражданском деле оспариванию.

При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании. Но данный принцип действует только в отношении участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения. Иначе говоря, третьи лица могут оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали. Но преюдициальность может отпасть вообще при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам [19,c.48].

51. Юридические документы.

Юридические документы: понятие, виды и признаки

Юридический документ — понятие видовое. В теории права, да и во всех публичных отраслях, в основном упоминаются нормативные правовые акты и реже — акты правоприменения. В отраслях, относящихся к частным — различные виды договоров, а также иные документы — завещания, доверенности и т.д. Процессуальные отрасли права, помимо нормативных, имеют дело с целым рядом правоприменительных документов — протоколами, постановлениями, определениями, исковыми заявлениями, жалобами. Для прикладных наук также характерен достаточно больший массив юридической документации.

Анализ признаков разнообразных документов юридического толка позволяет сделать вывод о том, что признаки юридических документов, свойственные тому или иному его виду, не всегда являются подходящими для других видов. Поэтому довольно часто понятие «юридический документ» заменяют более четкими понятиями «правовой» или «юридический акт». Действительно, в правовом поле далеко не во всех случаях можно оперировать таким широким понятием, как «документ», так как не все документы являются юридическими.

Юридический документ — это документ особого вида, при помощи которого оформляются решения и действия органов и организаций, должностных лиц и граждан.

Уточнение «юридический» наделяет слово документ дополнительным смыслом — т.е. имеющий отношение к правовым нормам.

Слово «документ» происходит от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство[1]. В толковом словаре Ожегова документ — деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь. Энциклопедические словари определяют документ многозначно, например:

  • • как различные виды актов, имеющих юридическое значение (учредительные документы обществ и товариществ, завещания, доверенности, дипломы о высшем и среднем образовании, разнообразные удостоверения личности, документы фиксирующие специальное право гражданина и т.д.);
  • • в качестве документа, удостоверяющего личность, а также определенные права (пенсионное удостоверение, водительские права);
  • • в виде письменных свидетельств о каких-либо исторических событиях;
  • • как материальный носитель определенных данных (бумага, кино-, фото- и видеопленка, магнитная лента, перфокарта, дискета, диск и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.

Документы могут фиксировать тексты, математические и иные формулы, изображения, звуки и т.д.

Обобщенно под документом следует понимать материальный носитель записи с зафиксированными на нем информационными данными, предназначенными для их передачи во времени и пространстве. В более узком смысле документ — это деловая бумага, юридически подтверждающая и удостоверяющая определенный юридический факт либо определенное право. При этом не совсем верно определять документ только как письменное доказательство, которое выдано или заверено компетентными государственными органами или должностными лицами в установленном законом порядке.

Все вышеперечисленные формулировки сходятся в том, что документ есть письменный источник, зафиксированный на материальном носителе. Причем если ранее иод таким носителем во всех случаях понималась бумага (или иной материал, предназначенный для механического нанесения информации), то в современных условиях, благодаря развитию информатизации и компьютерных технологий, стало появляться и активно использоваться большое количество документов на иных материальных носителях, предназначенных для фиксации данных иными способами. Так, в информатике под документом подразумевается материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде, имеющий обращение в информационных системах.

Часто определение документа фиксируется в нормативных актах и государственных стандартах, например Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в ст. 1 определяет документ как материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Своеобразие документа как материального объекта состоит в следующем:

  • • документ всегда появляется в процессе и является результатом целенаправленной человеческой деятельности;
  • • он фиксирует определенный элемент, фрагмент окружающего мира (явление, процесс), определенные сведения или комплекс этих элементов;
  • • фиксация может осуществляться различными способами с помощью применения специальных знаний, навыков, умений или технических средств;
  • • документ закреплен на материальном носителе.

Сегодня при определении юридического документа используются разнообразные подходы. Так, в соответствии с одним из них, первичным в определении документа является материальность носителя информации. Другой подход в качестве основы понимания сущности документа предполагает саму информацию, т.е. его содержательность. Очевидно, что если признавать основным именно носитель информации, то к числу документов нельзя будет отнести те, в которых материальный носитель не находится в неразрывной связи с зафиксированной на нем информацией (электронный документ), и может быть перемещен с одного накопителя информации на другой, т.е. его носитель может быть заменен другим. Поэтому более правильным будет комплексный подход к определению документа, согласно которому документ следует рассматривать в органичном единстве формы и содержания и не отрывать информацию (содержание) от материального носителя (формы). Из-за этого дополнительного уточнения и разъяснения требуют приобретающие все более важное значение для современного мира понятия «электронный документ» и «электронный документооборот».

Термин «электронный документооборот» с правовой точки зрения отличается от электронного обмена данными, поскольку основу такого документооборота составляет легитимность (законность) электронных документов, а значит, наиболее значимую роль в процессе создания и легитимации электронного документа играет его правовая обеспеченность, суть которой заключается в присвоении данным, создаваемым и передаваемым электронным способом юридического статуса официального документа.

Однако главное в юридическом документе — это то, что он содержит правовую информацию, которая может быть официальной и неофициальной. Неофициальная информация связана со всеми сведениями о правовых явлениях, отраженных в неофициальной юридической литературе. В свою очередь, каждый официальный документ помимо содержательной информации, включает в себя определенную совокупность элементов реквизиты. В качестве реквизитов юридического документа выделяют герб, название документа, дату и место составления, подпись и др. Реквизиты придают юридическую силу документу. Для электронных документов предусматриваются дополнительные реквизиты: код лица, отвечающего за правильность документа, электронная подпись.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью[2] или неквалифицированной электронной подписью[3], признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами или соглашением между участниками электронного документооборота. Такие акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначны документам на бумажных носителях, подписанным собственноручно, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи.

В том же федеральном законе информация, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью[4], признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними подзаконными актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Юридический документ:

  • • имеет реквизиты;
  • • обладает юридической силой;
  • • имеет правовое значение;
  • • вовлечен в процесс правового регулирования;
  • • содержит правовую информацию;
  • • соответствует определенным требованиям (ясность, своевременность, полнота и др.);
  • • передает информацию во времени и пространстве;
  • • является средством укрепления законности и правопорядка.

Рассмотрим эти признаки подробнее.

Как мы уже отмечали, различные юридические документы включают в себя разный набор реквизитов, характер и содержание которых зависят от целей создания документа и установленных требований.

Помимо реквизитов, важным признаком юридического документа нужно признать его юридическую силу. Юридическая сила документа — это не только его правильное оформление. Необходимо, чтобы документ исходил от субъекта, обладающего соответствующей компетенцией. Если же документ предполагает подписание его рядом уполномоченных лиц, юридическую силу он приобретает только после проставления всех подписей.

Вообще под юридической силой документа понимают свойство документа выступать в качестве подлинного доказательства зафиксированной в нем информации.

Можно выделить две категории юридических документов — законные и незаконные. Законные юридические документы обладают юридической силой, создаются в соответствии с законом и влекут определенные правовые последствия. Незаконный юридический документ не обладает юридической силой и попадает в сферу правового регулирования лишь потому, что создается с нарушением действующего законодательства. Однако незаконный документ, также как и законный, может влечь за собой юридические последствия, например, административную или уголовную ответственность, служить доказательством вины в суде.

Любой юридический документ имеет правовое значение, означающее его необходимость для юридических отношений. Юридические документы могут позволить восстановить нарушенное право, способствовать разрешению юридических конфликтов или же повлечь негативные последствия (например, исполнительный лист о взыскании).

Такие документы могут создаваться не только юристами, но и простыми гражданами, например при заключении гражданско-правового договора.

Создание юридического документа — это комплекс действий субъектов юридической практики.

Большой массив документов издается в ходе властной деятельности уполномоченных субъектов публичного управления, волеизъявления которых являются обязательными для адресатов конкретного документа. Однако любое волеизъявление в юридическом документе должно соответствовать закону.

Важным признаком юридического документа является его вовлеченность в процесс {механизм) правового регулирования.

Механизм правового регулирования — это совокупность юридических средств, в том числе и юридических документов, которые сопутствуют всем стадиям правового регулирования.

Особую роль в механизме правового регулирования, безусловно, играет закон.

Такой признак, как вовлеченность в процесс правового регулирования, позволяет признать в качестве юридических документов различные виды письменных доказательств, документов личного характера (например, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о заключении брака). Правила их оформления и подготовки регламентируются нормативными правовыми актами.

Одним из признаков юридических документов является соответствие юридического документа определенным требованиям, к которым относят:

  • • ясность;
  • • авторитарность;
  • • своевременность;
  • • полноту.

Особые требования предъявляются к закону, среди которых:

  • • точность;
  • • определенность формы (формальная определенность);
  • • ясность и доступность языка изложения;
  • • конкретность и полнота регулирования соответствующей сферы общественных отношений;
  • • унификация и типизация структуры и формы.

Многие юридические документы наделяют своих адресатов соответствующими правами и обязанностями, но этот признак не является общим для всей совокупности подобных документов. Есть и такие документы, которые служат для фиксации определенного процесса (служебные записки, протоколы), подтверждают определенный факт (нотариально заверенная копия), или даже устанавливают поражение в правах (приговор суда о лишении специального права, об ограничении свободы, принудительных работах).

Признак передачи информации, содержащейся в правовом документе, во времени и в пространстве, напротив, слишком расширяет объем понятия, поскольку не только юридические документы передают информацию во времени и в пространстве. Поэтому данный признак необходимо рассматривать в совокупности с другими, например признаком вовлеченности в правовое регулирование.

Важным функциональным признаком значительного ряда юридических документов является их необходимость как средства укрепления законности и правопорядка. Законность понимается чаще всего как неукоснительное исполнение всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, представляющего собой не что иное, как совокупность юридических документов, которые могут выступать в качестве средства обеспечения законности и правопорядка. В свою очередь, правопорядок определяется в виде основанной на праве и сложившейся в результате осуществления принципов законности упорядоченности общественных отношений, выражающейся в правомерном поведении их участников.

Выделение всех вышеперечисленных признаков позволяет понимать юридический документ как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле юридический документ — это имеющий юридическое значение документ, вовлеченный в процесс правового регулирования и правоприменения посредством практической деятельности участников правовых отношений.

Данное определение позволяет относить к этой категории даже такие письменные доказательства, которые не являются процессуальными и могут составляться вне юридического процесса, в том числе и незаконные (принятые с нарушением установленных требований, превышением полномочий или поддельные).

В узком смысле юридический документ — это имеющий юридическое значение и соответствующий определенным требованиям документ, созданный в процессе юридической деятельности участниками правовых отношений.

52. Систем права и структурные элементы права.

Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Структурными элементами системы права являются:

- норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное)

-институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

Виды институтов:

-материальные (регулируют отношения между людьми и распоряжением имуществом)

-процессуальные (порядок разрешения споров)

-отраслевые (нормы одной отрасли права)

-смешанные (нормы двух и более отраслей права)

-простые (небольшой, не содержит подразделений)

-сложные (имеет в своем составе субинституты)

-регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение).

-субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права (институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.078 с.)