Фактический юридический состав в механизме правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактический юридический состав в механизме правового регулирования



Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1.

1. норма права;

2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3. правоотношение;

4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

На второй стадии механизма правового регулирования, после формулирования общего правила поведения, происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент".

Пример

Юридический состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий.

Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты:

1.

1. достижение определенного возраста;

2. трудовой стаж;

3. решение компетентного органа о назначении пенсии.

Виды фактических юридических составов:

·

    • завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов),
    • простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности; причем их накопление проходит в определенной последовательности).

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

63. Реализация права. Формы реализации права.

Понятие и формы реализации права

Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности ежедневно сталкивается с необходимостью реализации различных правовых норм: оплачивая проезд в автобусе или обращаясь с заявлением в государственные органы, участвуя в выборах или получая основное общее образование. Причем в большинстве подобных случаев, человек даже не задумывается, что совершает юридически значимые деяния, которые регулируются правовыми нормами.

Однако не только граждане и их объединения, но и государство реализует правовые нормы. Причем следует обратить внимание на то, что государство реализует их в первую очередь. Каким же образом?

Прежде всего, путем законотворчества, которое предполагает принятие законов. Причем наиболее важным моментом является необходимость формулирования в законах объективных требований, соответствующих месту и времени их принятия.

Так, например, закон, обязывающий муниципальные образования обеспечивать лекарственными средствами определенные категории граждан, при отсутствии возможности закрепления соответствующей статьи расходов в бюджете муниципального образования, в связи с отсутствием денежных средств, фактически не будет действовать. Это обусловлено тем, что его требования не соответствуют имеющимся в распоряжении муниципального образования финансовым средствам.

Следует обратить внимание на тот факт, что в праве встречаются пробелы, которые нс урегулированы законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим существует необходимость их восполнения. Эта функция возложена, как правило, на высшие судебные инстанции. Безусловно, в большинстве случаев судебные органы реализуют право в форме применения, однако иногда им приходится формулировать правовые нормы в процессе принятия решения по определенному делу. Это характерно для англо-саксонской правовой системы, где принятые высшими судебными инстанциями судебные решения становятся обязательными для принятия решений по аналогичным делам в будущем.

Своеобразной формой реализации права является деятельность государственных органов по толкованию правовых норм. Этот процесс предполагает сначала уяснение смысла правовой нормы для себя тем, кто ее интерпретирует, а затем разъяснение ее другим путем создания интерпретационного акта – акта толкования нормы права.

Право официального толкования правовых норм принадлежит определенным государственным органам. Например, Конституционному суду РФ дано право толкования Конституции РФ. В данном случае реализация права будет выражена в форме акта толкования нормы права, так называемого интерпретационного акта.

Итак, правовые нормы, которые облечены в форму закона или подзаконного нормативного правового акта, а также интерпретационные акты воплощаются в жизнь не только гражданами при осуществлении правомерной деятельности, но и всеми другими субъектами права (государственными органами, должностными лицами, коммерческими организациями и т.д.). Реализация права, в данном случае, представляет собой деятельность субъектов права, соответствующую воле, выраженной в законе. Ее можно рассматривать как процесс и конечный результат.

В случае достижения полного соответствия между требованиями норм права о совершении каких-либо действий либо воздержании от их совершения и деяниями, которые в результате были осуществлены, следует вести речь о реализации права как конечном результате.

Например, для управления транспортным средством в качестве водителя необходимо совершение ряда правомерных действий:

  • – получение медицинской справки о допуске к управлению транспортным средством;
  • – успешная сдача экзаменов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
  • – получение водительского удостоверения государственного образца.

Причем, дальнейшие действия водителя, например, купит ли он после получения удостоверения собственный автомобиль или возьмет его напрокат, уже выходят за рамки реализации права в данном примере.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны – это совершение определенных действий, предусмотренных нормами права. С субъективной – это отношение субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий (заинтересованность, долг, страх последствий и т.п.).

Выделяют следующие признаки реализации правовых норм.

Во-первых, реализация нрава всегда связана только с правомерным поведением субъектов права, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. Это могут быть как активные положительные действия, так и бездействие. Таким образом, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, тогда как неправомерное – нарушает.

Во-вторых, эта деятельность связана с достижением определенного результата, предусмотренного нормой права. При этом не имеет значения, исполняет ли субъект, реализующий право, обязанности или не нарушает запреты, установленные законодательством, результатом являются наступающие в связи с этим юридические последствия. Это свидетельствует о том, что цели права, как юридическая, так и фактическая, достигнуты.

В-третьих, это волевое поведение, когда субъект нрава согласует свое поведение с требованиями правовых норм. В данном аспекте важным является отношение субъекта к совершаемому им деянию. В большинстве случаев для признания поведения правомерным с юридической точки зрения, мотивы такого поведения, в принципе значения не имеют.

В праве существует два метода, приводящие к реализации требований нормативных правовых актов: убеждения и принуждения. И для законодателя, без сомнения, важно, как требования закона реализуются: добровольно или лишь под страхом наказания. Можно, например, принять закон, который отменит любые отсрочки от службы в вооруженных силах. Однако при этом не будут учтены интересы населения страны. Это приведет к необходимости нарушения данного закона, поскольку людям необходимо получать высшее образование, воспитывать детей и т.д.

Поскольку в правовом государстве цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей, необходимо установление соответствия между государственной волей и волей субъектов реализации права. В этом случае отпадает необходимость применения принуждения с целью реализации права.

Структура реализации права состоит из субъектов, объектов и содержания.

Субъектами (кто реализует) являются все адресаты права.

Объектом (что реализуют) выступает вся система законодательства.

Содержанием (как реализуют) является правомерное поведение, а именно, формы реализации права.

По разным основаниям выделяют различные формы реализации норм права.

В соответствии с субъектом реализации права можно выделить две формы реализации: индивидуальную и коллективную.

С точки зрения внешнего проявления выделяют активную и пассивную формы реализации права.

По уровню реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:

  • реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях фиксирующих общие задачи и принципы права;
  • реализацию вне правоотношений общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
  • реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

Исходя из метода государственного воздействия на поведение субъектов, различают добровольное и принудительное осуществление права.

Одной из основных является классификация форм реализации права по характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием самой правовой нормы. По этому основанию выделяют четыре формы реализации права:

  • – соблюдение;
  • – исполнение;
  • – использование;
  • – применение.

Соблюдение – это воздержание от тех действий, которые запрещены правовыми нормами. Путем соблюдения реализуются запрещающие нормы. Например, останавливаясь перед светофором, если загорается красный сигнал, пешеход таким образом соблюдает норму правил дорожного движения о запрете перехода на запрещающий сигнал светофора.

Исполнение – это совершение активных действий с целью осуществления юридических обязанностей, которые установлены правовыми нормами. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы права. Например, ежегодная оплата налога на собственность.

Использование – это активное и пассивное поведение субъекта права с целью использования предоставленных ему прав. Путем использования реализуются управомочивающие правовые нормы. Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан иметь в собственности землю предоставляет субъекту права возможность самому решать, приобретать земельный участок или нет.

Особое место в числе форм реализации права занимает применение права – это властная деятельность по реализации правовых норм уполномоченными субъектами. В отличие от исполнения нрава, предписывающего совершение необходимых действий, эта форма реализации права предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия и не устанавливает ответственности за неиспользование такой правовой нормы.

При этом государство не обещает и наград лишь за сам факт использования управомочивающей нормы. Это связано с тем, что реализация содержания управомочивающих норм удовлетворяет субъектов права, их использующих. Результат же использования правовой нормы приносит желаемый результат.

Что касается исполнения обязанностей, в этом случае государству необходимо стимулировать субъектов права путем обещания каких-либо благ. Например, в соответствии с ТК РФ определенные категории работников обязаны работать сверхурочно в случае необходимости устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи. Но сверхурочная работа должна оплачиваться за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Это, безусловно, является стимулом для работы сверхурочно.

Правовые же запреты реализуются в большинстве случаев под угрозой наступления неблагоприятных последствий, таких как штраф, лишение свободы, увольнение, запрет занимать определенные должности и др.

Таким образом, под реализацией права понимается перевод норм права в правомерное поведение субъектов права, осуществляющих свои права, исполняющих юридические обязанности или соблюдающих запреты, которое приводит к юридическим последствиям, значимым для субъектов права, а также достижению целей нрава.

64. Правоприменение как особая форма правореализации.

Применение права как особая форма реализации

Иногда для полной реализации закрепленных в нормах права положений необходимо вмешательство компетентных государственных органов, поскольку деятельность обладателя права не в состоянии обеспечить такую реализацию. В подобных случаях необходимо говорить о применении права. Оно представляет собой особую форму реализации права.

Применение нрава — это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуациям и индивидуально определенным лицам.

Применение права обладает рядом свойственных ему признаков, среди которых основные:

  • • правоприменительную деятельность осуществляют только специально на то уполномоченные компетентные государственные органы и должностные лица или уполномоченные государством органы местного управления (к таким органам и лицам относятся суд, милиция, командиры воинских частей, префектура);
  • • применение норм права осуществляется в точном соответствии с законом. Закон устанавливает процедуру правоприменительной деятельности, требования, предъявляемые к итоговым актам, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы;
  • • результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания);
  • • деятельность по применению норм права носит государственно-властный характер. Государство наделяет субъектов правоприменительной деятельности властными полномочиями, которые выражаются в их способности принимать обязательные для физических и юридических лиц решения. Например, суду принадлежит право признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание в соответствии с тяжестью содеянного. Это право суд осуществляет при вынесении обвинительного приговора.

Необходимость в применении норм права обусловливается различными обстоятельствами, возникающими в общественной жизни. Весь набор обстоятельств может быть сведен к следующим ситуациям, которые выступают основанием для применения права (рис. 23.2):

  • • когда необходимо за совершенное правонарушение установить определенному лицу конкретную меру юридической ответственности или определить другие меры государственного принуждения. Акт применения (приговор суда, постановление начальника милиции, приказ директора предприятия) вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием регулирования;
  • • когда требуется официально установить наличие фактов или признать их юридически значимыми (например, только в судебном порядке можно признать того или иного гражданина безвестно отсутствующим, восстановить права по утраченным документам на предъявителя);
  • • когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов (например, регистрация нотариальными органами некоторых сделок между гражданами: купли-продажи жилого дома, автомобиля);
  • • если возникает спор о праве и определенные стороны не могут сами прийти к согласованному решению (например, наследники не могут решить вопрос о том, кому же должны принадлежать личные вещи наследодателя);
  • • если ненадлежащим образом используются права и обязанности (например, когда совершеннолетние дети не содержат своих нетрудноспособных, нуждающихся в помощи родителей, суд по иску соответствующих лиц обязан определить размер участия каждого из детей в содержании родителей);
  • • в случаях неисполнения кем-либо своих обязанностей в добровольном порядке (так, если родитель не исполняет обязанности по содержанию детей, с него приказом или решением суда могут быть взысканы алименты).

В зависимости от исполняемых государством функций выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права представляет собой властную исполнительно-распределительную дея-

Рис. 23.2. Применение права: обстоятельства необходимости

и стадии

дельность государственных органов по реализации предписаний норм права посредством позитивного регулирования конкретных правоотношений, т.е. издания индивидуальных актов.

Правоохранительная форма применения права выражается в деятельности компетентных органов (суда, прокуратуры, милиции и т.д.) по охране и защите права от нарушений.

65. Правоприменительные акты.

Правоприменительные акты

Юридическим итогом деятельности по применению нрава является правоприменительный акт. В правоприменительных актах закрепляются, оформляются решения, принятые в процессе применения права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.021 с.)