Юридическая ответственность в системе юридических категорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность в системе юридических категорий



Важное научное и практическое значение имеют отграничение ответственности от сходных правовых феноменов, определение ее места в системе юридических категорий. Как правовое явление юридическая ответственность органически и функционально взаимосвязана с иными правовыми явлениями. По-своему выражаясь в них, она не теряет при этом своей специфики.

Прежде всего юридическая ответственность связана с юридической обязанностью. Некоторые авторы (например, С.Н. Братусь) вообще рассматривают ответственность как принудительное исполнение обязанности. С подобным пониманием нельзя согласиться, ибо здесь ответственность, по сути, отождествляется с мерами защиты.

Юридическая ответственность действительно несет в своем содержании обязанность. Но это новая, ранее не имевшаяся у правонарушителя обязанность претерпеть меры принуждения за правонарушение. Такой обязанности у законопослушного субъекта нет и быть не должно. И если он сам хотя бы и под угрозой принуждения или непосредственно под принуждением выполнил свою обязанность, никакой дополнительной обязанности у него не возникает. Не претерпевает он и никаких негативных последствий, лишений, что свойственно ответственности.

Неотделима юридическая ответственность и от санкций юридических норм. Санкция, как известно, – структурная часть нормы, содержащая указания на вид и меры государственного принуждения, которые должны наступить при нарушении требований диспозиции. Но до правонарушения формально закрепленные в санкции принудительные меры остаются потенциальными. Таким образом, юридическую ответственность можно трактовать как реализацию санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу.

Большое количество ученых трактуют юридическую ответственность как специфическое охранительное правоотношение между государством и правонарушителем.

Правонарушение как юридический факт порождает, конечно, охранительное правоотношение, в рамках которого и реализуется ответственность. Однако без правоприменительной деятельности компетентного органа ответственность может быть лишь потенциальной.

В последнее время в юридической науке стала популярной концепция так называемой позитивной юридической ответственности. Под ней отдельные авторы понимают активную реализацию юридических обязанностей, т.е. ответственное правомерное поведение в правовой сфере. На наш взгляд, в данном случае налицо не совсем корректное использование термина «юридическая», отнесение к юридическим таких явлений, которые не имеют свойственных праву признаков. Как известно, всякое правовое явление характеризуется связью с правом и государством, а отсюда – формальной определенностью, государственной принудительностью и процессуальной формой реализации. Этими признаками не обладает ответственность в ее позитивном, проспективном значении. Это явление социальное, а не правовое. И тот факт, что общесоциальная позитивная ответственность выражается в деятельности людей в правовой сфере, не делает ее юридической. Юридическая ответственность, конечно, суть разновидность социальной ответственности. Но правовое опосредование придает ей специфические признаки, позволяющие ее трактовать только в негативном (ретроспективном) плане. Сказанное еще раз говорит о том, сколь важны углубленное научное развитие правовых явлений, всестороннее исследование проблем теории государства и права.

 

76. Принципы и виды юридической ответственности(см вопрос 75)

77. Правосознание

Теоретики государства и права по-разному характеризуют функции правосознания как основные направления его функционирования. При этом отмечают, что правосознание осуществляет ряд основных функций, то есть осуществляет познавательную, оценочную и регулятивную функции. Одновременно отдельные ученые выделяют еще идеологическую, нормативно-прогностическую функции, а также функцию правового моделирования, информационную, воспитательную, целевую, мотивационную. Каждая из указанных функций в той или иной мере присуща правосознанию, многое здесь зависит от авторского видения проблемы.

Все же у правосознания могут быть основные и неосновные функции.

К основным функциям правосознания, на наш взгляд, следует отнести: познавательную, информационную, регулятивную и оценочную функции.

Познавательная функция правосознания связана с познанием людьми права, ее норм, институтов, подотраслей и отраслей, правотворчества, правореализации, проблем законности, на основе анализа самых разных правовых источников и данных. И выработкой на базе всего этого людьми своего отношения к праву.

Информационная функция правосознания направлена на сбор и получение людьми необходимой для анализа и оценки правовых явлений и процессов разнообразной правовой информации; на разработку целесообразных для работы в этой сфере социально-юридических программ, алгоритмов и моделей.

Регулятивная функция правосознания состоит в выработке действенного механизма регулирования поведения тех или иных людей. При этом данный механизм должен функционировать с учетом правовых установок и ориентаций. Он придает устойчивый, целенаправленный характер поведению конкретного человека, группы людей, фиксируя необходимый стереотип (модель) действий человека в конкретной правовой ситуации.

Оценочная функция правосознания направлена на оценку юридически значимых событий, действий, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе правовыми ценностями или представлениями конкретных людей, либо групп людей, об этих обстоятельствах. Ученые обычно выделяют три вида оценок: к праву, его нормам, принципам, институтам; к поведению – собственному и окружающих; к деятельности правоохранительных органов – суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции. Осуществление в жизни данной функции позволяет выработать правовую установку личности, т.е. предрасположенность ее к приведению в соответствии с оценкой полученной правовой и иной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая является его внутренней моделью поведения в той или иной обстановке.

В качестве неосновных функций правосознания (хотя это условно) могут выступать:

  • – идеологическая функция (механизм правосознания в ходе своего действия помогает обществу и государству формировать нужную идеологию, нужные национальные идеи);
  • – нормативно-прогностическая функция (правильно относящиеся к праву граждане будут способствовать разработке и принятию в перспективе "потребных" обществу норм права, прогнозировать их реализацию);
  • – правового моделирования (позволит создавать нужные модели правового воздействия на поведение людей);
  • – воспитательная функция (направлена на воспитание граждан в духе уважительного отношения к праву);
  • – целевая функция (связана с функционированием действенной системы целей правосознания).

В теории государства и права правосознание классифицируется на разные виды, исходя из разных оснований.

С позиции уровня правосознания в нем обычно выделяют обыденное и теоретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом того или иного человека, который располагает информацией о правовых нормах, права, способах размещения правовых споров, дел, а также обычаями, традициями, "моделями" поведения, которыми он руководствуется. Обыденное правосознание, определяя поступки множества людей, имеет большое социальное значение. В отдельных случаях оно раньше, чем научная теория, поднимается до уровня понимания необходимости соответствующих преобразований в сфере права. С развитием культуры и образования обыденное правосознание все более обогащается за счет распространения научных знаний, повышения уровня научного сознания правовых явлений и процессов.

Теоретическое (научное) правосознание есть результат творческой, научной деятельности человека и оно отражает содержание правовой материи более глубоко, вскрывает ее закономерности и существенные связи. В обществе имеются научные понятия, представления, не получившие стройного закрепления и отражения в качестве определенной правовой теории, ясно сформулированного правового требования. Наличие подобных научных правовых идей и понятий свидетельствуют о научном правосознании как реальном явлении жизни. Благодаря научности правосознания, его теоретическому уровню, люди имеют возможность предвидеть потребности юридической практики, правильно объяснить сущность правовых явлений.

С точки зрения субъектного состава, т.е. исходя из того, кто выступает носителем правосознания, ученые обычно выделяют: индивидуальное, групповое, общественное и профессиональное правосознание.

Индивидуальное правосознание – это правовые взгляды, понятия, представления и чувства отдельного индивида, определяющие его отношение к праву, законности, правопорядку, к правовым требованиям в соответствии с которыми осуществляются субъективные права и юридические обязанности. Оно – результат непрерывного воздействия многих факторов (семьи, школы, среды, индивидуальных способностей, восприятия законодательства), оно вырабатывается в процессе формирования личности под воздействием многочисленных социальных факторов при самом активном участии самого индивида. Благодаря индивидуальному правосознанию становится возможным правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое через поведение личности. Здесь, наряду с внешними факторами правового регулирования (авторитетом власти, принуждением, указанием), действуют и внутренние мотивы, основанные на сложившемся индивидуальном правосознании – правовые взгляды, утверждения, представления. Не случайно ст. 60 УК РФ при назначении наказания требует учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Групповое правосознание отражает правовые особенности той или иной группы людей. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) определяет единообразное восприятие всеми действующих норм права, одинаковые представления о должном поведении, о нарушениях норм. В результате складывается свойственное именно данной группе людей правосознание. Таковым, например, является правосознание коллектива, предприятия, учреждения, фирмы, члены которых отличаются нетерпимостью к нарушениям норм права, к их соблюдению, игнорированию.

Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившийся в том или ином обществе в целом. Когда в обществе складывается нормативное сочетание общественных и личных интересов, нормы права исполняются большинством населения добровольно. Прогрессивное общественное правосознание рассматривает право как полезное явление, как социальную ценность, которая должна служить интересам всех и каждого. Поэтому оно, с одной стороны, предъявляет высокие требования к изданию норм права, а с другой стороны, формулирует принцип всеобщности соблюдения законов, иных нормативных правовых актов. Общественное правосознание фокусируется в групповом правосознании, а последнее, в свою очередь, накладывает отпечаток на индивидуальное правосознание того или иного человека.

Профессиональное правосознание – это правосознание самых различных профессиональных групп и любая профессиональная деятельность служит существенным фактором на него влияющим. Как разновидность правосознания социальных групп, в качестве критерия выделения которых выступает принадлежность к определенной профессии, т.е. роду занятий, трудовой деятельности, может быть рассмотрено и правосознание юристов. Можно говорить о профессиональной юридической, педагогической, врачебной деятельности. Это значение термина "профессиональный" – содержательное и важное, поскольку оно подчеркивает не только качественно более высокий уровень профессионального труда по сравнению с непрофессиональным, но и профессиональный характер отношения той или иной социальной группы, личности к их собственной трудовой деятельности.

В строго научном смысле под профессиональным правосознанием может пониматься правовое сознание, носителем которого являются юристы, профессионально занимающиеся юридической деятельностью. Отсюда понятно качественное отличие правосознания юристов от правосознания других профессиональных групп и их отдельных представителей. Исходя из этого значения термина, правосознание других социально-профессиональных групп не является профессиональным. Оно может рассматриваться как таковое лишь в первом, широком значении термина "профессиональный".

Говоря о профессиональном правосознании можно исходить из того, что оно присуще только юристам. Что же касается правосознания представителей других профессиональных групп, то оно предопределяется спецификой их профессии. Оно не профессионально в узком смысле, с точки зрения обусловленности характером деятельности, которая не является юридической. Можно, например, говорить о специфике профессионального правосознания учителей, журналистов, но нельзя утверждать, что оно является профессиональным. Правосознание же юристов является таковым как в широком, так и в узком смыслах, с точки зрения как его обусловленности содержанием труда, так и принадлежности к профессиональной группе. Правосознание юристов можно определить как одну из коллективных форм правового сознания, выступающую как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки. Внутри правового сознания юристов можно рассматривать специализированное правосознание судей, адвокатов, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, судебных приставов, судебных экспертов, имеющее свои особенности

78. Юридическая культура

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом, вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права.

Под правовой культурой понимается также обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Понятно, что правовая культура — это один из элементов общечеловеческой культуры и, подобно тому как национальная духовная культура придает целостность и интегрированность обществу в целом, правовая культура определяет принципы правового поведения личности, систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Правовая культура — емкое общественно-политическое и правовое явление, характеризующее всю структуру политической системы государства и его жизнь с точки зрения роли права в общественно-политических процессах. Цементирующим и основополагающим началом правовой культуры выступает принцип юридической справедливости. Подлинная правовая культура и юридическая справедливость гармонически взаимосвязаны.

Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура социальных групп и правовая культура общества в целом.

Правовая культура личности — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, его поведение в соответствии с требованиями норм права.

Правовая культура социальных групп — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания той или иной социальной группы, общественного слоя, особых социальных групп. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, "мемориалом" накопленных человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводятся ценность и своеобразие национальных правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе "генетический код" отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности. Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры. Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т.д.).

Высокий уровень правовой культуры — важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависят степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в деятельности государства, контроль за его деятельностью, высокая гражданская ответственность за происходящее в государстве, формирование институтов гражданского общества.

Правовая культура оптимизирует систему правовой охраны и защиты прав личности, упреждает недоверие между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Правовая культура характеризует аксиологический аспект права, его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Правовая культура, таким образом, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения.

Явление правовой культуры так же объективно, как объективна правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. По это — особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. Правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание — определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

Правовая культура — это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. В реальной жизни культура правосудия не находится еще на достаточно высоком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура — это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры — фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности — это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. Когда совершено преступление и преступник понес наказание, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо — законности уже нет. Необходимо, чтобы виновный был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала.

Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура является непременным элементом правового государства, без последней любая форма правления может переродиться в антидемократическую, что чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой культуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативных правовых актах международного характера.

79. Правовой нигилизм и правовой идеализм (романтизм)

Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах, теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа.

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих

Рис. 24. Правосознание и правовая культура

масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания ("в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно полагал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, но еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.039 с.)