Контрольно-счетные органы в РФ: система, правовое положение, Функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-счетные органы в РФ: система, правовое положение, Функции.



Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и. подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Задачами Счетной палаты РФ являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; 6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях; 7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

 

Функции:

· Контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

 · Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности

· Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются: 1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды; 2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества. В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

 Наряду со Счетной палатой РФ созданы и функционируют аналогичные по решаемым задачам и выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах РФ. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ. Основные задачи Контрольно-счетной палаты: 1) выявление незаконного, нерационального и неэффективного использования средств городского бюджета органами государственной власти, предприятиями; 2) контроль за законностью и своевременностью движения средств городского бюджета в финансово-кредитных организациях.

18. Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

1. предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2. текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

4. получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

5. получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

6. утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

7. создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

8. вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами власти, либо по их поручению. Один из наиболее важных видов финансового контроля. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом. Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством РФ, а также отчеты о внебюджетных государственных (федеральных) фондах.

Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

Правовой основой контрольной деятельности последних являются: законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы о местном самоуправлении); уставы или положения о местном самоуправлении соответствующего уровня.

Финансовый контроль представительных органов власти.

Представительные органы власти на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения:

· А) проектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· Б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; а также

· В) при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов федерального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне.

В Федеральном Собрании РФ особая роль в деле финансового контроля принадлежит Комитету по бюджету, налогам, банкам и финансам, образованному Государственной Думой, а также комитету по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Федеральным Собранием РФ образован постоянно действующий орган государственного финансового контроля - Счетная палата Российской Федерации.

Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году: комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственной Думы по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, организации; банки, страховые компании и др.

Методами работы Счетной палаты являются ревизии и проверки. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемые субъектами представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Во всех субъектах РФ имеются Счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на основании уставов муниципальных образований.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.007 с.)