Понятие и система государственных и муниципальных расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и система государственных и муниципальных расходов



 - конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.

 - составная часть финансовой деятельности государства и МО по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.

 Рассматриваем расходы в 4 аспектах:

  1. Материальный (распределение децентрализованных и централизованных фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций
  2. Процедурный (процесс выделения и использования финансовых ресурсов, находящихся в бюджетах различных уровней и гос. внебюджетных фондах
  3. Экономический аспект (совокупность общественных отношений, связанных с финансированием гос и мун затрат)
  4. Правовой аспект (урегулирование нормами права деятельность государственных органов (ОМСУ))

  Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджет денежные средства, за исключением средств являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

 Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами

 Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами

 К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (мун) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ не являющимися государственными учреждениями и гос унитарными предприятиями; предоставление субсидий ЮЛ (за исключением субсидии гос. учреждениями), ИП ФЛ; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание гос. долга и др.

  Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

 В зависимости от источника финансирования выделяют три вила расходных обязательств:

  1. Расходные обязательства РФ
  2. Расходные обязательства субъекта РФ
  3. Расходные обязательства МО

 Органы государственной власти и ОМСУ обязаны вести реестры расходных обязательств.

  Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (с 1 января по 31 декабря)

 Публичные обязательства – обусловленные законом, иным НПА расходные обязательства публично-правового образования перед ФЛ или ЮЛ, иным публично-правовым образованием и подлежащие исполнению в установленном размере или имеющие порядок его определения (расчета, индексации)

 Публично нормативные обязательства – публичные обязательства перед ФЛ, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат ФЛ, предусмотренных статусом государственных (МУН) служащих, а также лиц замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности работников казенных учреждений военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих проход службу по призыву) лиц обучающих в мун или гос организациях осущ образовательную деятельность.

  Денежные обязательства – обязанность получателя бюдж средств оплатить бюджету, ФЛ и ЮЛ за счет средств бюджета определенные денежные средства в соотв с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключ в рамках его бюджетных полномочий, или в соотв с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения

 Получатель бюджетных средств – это орган Гос власти, орган управления ГВФ, ОМСУ, орган местной администрации и находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право на принятие или исполнение бюджет обязательств от имени публично- правового образования за счет средств соотв бюджета.

 Гос и мун расходы получают свое выражении в соотв фин-прав институтах. Указанные институты тесно связаны с институтами бюджетного права, гос и мун внебюджетных фондов, фин гос и мун учреждений и предприятий.

Гос и мун расходы представляют в своей совокупности систему и классифицируются по разным основаниям:

  1. В зависимости от формы собственности субъектов, осущ публичные расходы: государственные (фед и субъектов) и муниципальные
  2. В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования: централизованные, осущ за счет бюджета и государственных (мун) внебюджетных фондов и децентрализованные, осущ гос и мун орг за счет средств, полученных
  3.  В зависимости от х-ра участия в общественном производстве: расходы на финансирование оборотных средств (текущ расходов), основных фондов (капитальных вложений), на создание резервов
  4. По функционал признаку:

· отрасли экономики

· социально-культурную сферу и науку

· оборону

· охрану окр природной среды

· правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и функционирования суд системы

· международная деятельность и тд.

  1. По срокам:

· расходы на год

· расходы на среднесрочную перспективу

· долгосрочную перспективу

 Код классификации расходов бюджета состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов

 Перечень главных распорядителей средств фед бюджета, бюджета субъекта рф и бюджетов гос внебюджетных фондов, а также местного бюджета уст законом (решением) о соотв бюджете в составе ведомственной структуры доходов.

Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджет ассигнований, предусмотренных законом о бюджете, по главным распорядителям бюджет средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам, видам расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджет средств, разделам, подразделам и целевым статьям программам, и программным направлениям д-ти, группам видов расходов, классификаций расходов бюджетов.

Направления гос и мун расходов опр ежегодными посланиями президента рф, программах концепциях и стратегиях, основных направлениях.

В финансовых правоотношениях, связ. с расходами, участвуют:

- гос и мун предприятия (унитарные и казенные), организации, учреждения (бюджет казенные автономные) и их вышестоящие органы

- банк кредит организации

- фед казначейство и его террит органы

 

Финансирование

 Финансирование гос или мун расходов – это урегулированное прав нормами выделение гос и мун денежных средств, как правило на безвозмездной и безвозвратной основе для д-ти и развития предприятий и организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источниками финансирования гос и мун расходов явл:

  1. Средства гос и мун бюджетов
  2. Средства гос внебюджетных фондов
  3. Средства отраслей экономики – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные фин ресурсы предприятий, учреждений
  4. Заемные и привлеченные средства
  5.  Финансирование объектов на конкурсной основе
  6. Выделение грантов (единовременное безвозмездное и безвозвратное пособие с условием соблюдения опр требований)
  7. Многоканальная система финансирования гос программ с исп средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников
  8. Предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств фед бюджетов как условие выдачи кредита.

Общие принципы финансирования гос и мун расходов:

1. плановость

2. соотв планируемых расходов объем гос и мун доходов

3. целевое направление средств

4. соотв финансируемых расходов правам и интересам граждан, организаций, государства, МО

5. соотв финансируемых расходов требования эко, санит гигиен и др нормам

6. безвозвратность и безвозмездность выделения средств

7. прозрачность расходования средств

8. контроль за исполнением гос и мун средств и ответственность за правонарушения в этой сфере.

Порядок финансирования гос и мун расходов различается в зависимости от:

- источников финансирования

- предметно- целевого направления средств (порядок финансирования кап вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др)

- субъектов финансирования

 Основные правовые режимы финансирования в зависимости от субъектов, исп средства:

  1. финансирование гос или мун коммерческих орг-ий на праве хоз ведения
  2.  финансирование гос и мун учреждений, состоящих на бюджете и относящиеся к некоммерческим орг, действую на праве оперативного управления имуществом
  3. Финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления
  4. Бюджетное основание

С помощью механизма бюджетного финансирования расходов учреждений и налоговой политики осущ воздействие на дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения д-ти учреждения.

Финансирование расходов гос или мун учреждения осущ на основе ед принципов:

- безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств

- целевое исп фин средств

- получение максимального эффекта при минимуме затрат

  • Соблюдение финансовой дисциплины
  • Финансирование по мере выполнения работ услуг, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований, а также специальных принципов получения финансовых средств из бюджета
  • И др. смотри сам

 Показатели гос и мун задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных и мун услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.

 Финансовое обеспечение выполнения заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных ГВФ, местных бюджетов.

 Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами исключительно через лицевые счета, которые ведутся ФК.

 Для казенных учреждений действует сметно-бюджетное финансирование; для автономных и бюджетных учреждений – финансовое обеспечение деятельности учреждения по выполнению гос. задания.

 По кругу казенных учреждений и охватываемых ими мероприятий бюджетные смета можно классифицировать на: индивидуальные сводные и счеты централизованных мероприятий.

 Индивидуальная смета – составляется каждым казенным учреждением с учетом особенностей и определением объёмов его финансовой деятельности.

 Финансово-плановый акт бюджетного или автономного учреждения имеет юридическое заключ в определении и конкретизации прав и обязанностей учреждения в области осущ финансовой деятельности, цель которой обеспечение выполнения гос (мун) задания, предоставления гос услуг.

Основными методами планирования расходов гос и мун учреждений явл программно-целевой и нормативно.

 Программно-целевой заключается в системном планировании. Выделении бюджетных средств на основании целевых программ для решения социально-экономических задач.

 Планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление финансово плановых актов гос и мун учреждений в значительной мере основано на использовании нормативного метода.

 Нормативы расходов – это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу.

 Принято подразделять на:

  1. Обязательные
  2. Необязательные (расчетные)
  3. Материальные
  4. Денежные

(см фото лера)

 

  Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, ЮЛ, иностранным ЮЛ и гос-ву на возвратной и возмездной основе.

 Предоставление бюджетного кредита осущ на основании гражданско-прав договора.

 Основным условием предоставления бюджетного кредита явл: отсутствие у заемщика просроченной ЗД по денежным обязательствам перед соотв бюджетом, а для ЮЛ также по обязат платежам в бюджет систему рф, за искл случаев реструктуризации ЗД.

 Кроме того, в отношении ЮЛ-заемщика обязательно проведение предварит проверки фин состояния, его гаранта и поручителя. Проверка фин состояния, целевого использования бюдж кредита,

 А также учет основного и обеспеч обязательств ведется в теч срока действия договора о предоставлении бюдж кредита.

 

 

67.   Финансово-правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. (есть у тебя на листах)

Ими признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ, МО.

 Типы:

ü Бюджетные

ü Автономные

ü Казённые.

Бюджетные учреждения.

  Бюджетные учреждения - НКО, созданная государством или МО для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соотв органа гос. власти, органа субъекта РФ или органа МО в сферах науки, образования, занятости, физической культуры и спорта.

 Они формируются для осуществления функций учредителя. БУ не вправе отказаться от выполнения гос (мун) задания. Они вправе выполнять иные виды деятельности, связанные с получением оплаты (оказание платных образовательных услуг, сдача в аренду имущества).

 Финансовое обеспечение выполнения гос. и мун. задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов. Оно осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества.

 Бюджетные учреждения имеют лицевые счета, открываемые в ТО Фед казначейства

 Имущество бюджетного учреждения, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является публично-правое образование.

 Есть ограничение по крупной сделке.

Автономные учреждения.

Автономные учреждения - НКО, созданная для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, СМИ.

 Они явл юр лицом. АУ вправе открывать лицевые счета в КО.

 Имущество закрепляется на праве оперативного управления. ЗУ предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования.

 Нет ограничений по совершению крупной сделки (на сумму более 10% от балансовой стоимости)

 

Казённые учреждения.

 Казённые учреждения - они осущ оказание гос (мун) услуг, выполнение работ или исполнение гос. (мун) функций в целях обеспечения реализации предусм законодательством полномочий гос. или мун органа, финансовое обеспечение деятельности которого осущ за счёт средств сост в бюджета, на основании бюджетной сметы - документа, утр в в сто в с классификацией расходов бюджетные лимиты бюджетных обязательств КУ (объём пара в денежном выражении)

 Финансовое обеспечение деятельности КУ осущ за счёт средств соотв бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Другую деятельность (по получению прибыли) они могут осущ, если это указано в уставе. Субсидирования и предоставления бюджетного кредита здесь нет.

 При недостаточности лимитов могут предост доп средства. КУ не могут брать кредиты, приобретать ценные бумаги.

 

68.   Внебюджетные источники финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

 Дополнительные источники финансирования привлекаются государственными (муниципальными) учреждениями двумя путями.

  Первый — осуществление государственным (муниципальным) учреждением приносящий доход деятельности. Сюда относятся доходы от платных услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.

 Второй путь привлечения специальных дополнительных средств не связан напрямую с результатами деятельности государственного (муниципального) учреждения и выражается во взаимодействии с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу учреждения. Сюда же относят доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей).

В современных условиях дополнительные (внебюджетные) до ходы учреждений, полученные от приносящей доход деятельности, приобрели исключительно важное значение. Организациям не только позволили заниматься с деятельностью по образованию дополнительных источников финансирования, но и значительно расширили права по их распределению и использованию.

 Понятие приносящая доход деятельность для некоммерческих организаций дано в ст. 24 Закона N 7-ФЗ. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждения. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

 На основании ст. 41 БК РФ приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) в казенных учреждениях (в бухгалтерском учете отличительный признак "2") относится к неналоговым доходам бюджета:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.051 с.)