Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации методов воспитания

Поиск

Классификации методов воспитания

КЛАССИФИКАЦИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

 

Классификация Г. И. ЩУКИНОЙ

 

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Главная функция этической беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

нельзя наказывать за неумышленные поступки;

нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

строго соблюдать педагогический такт;

опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

 

Л. И. Маленковой

 

Понятие и сущность метода воспитания

В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника (ков). Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воздействие, сколько взаимодействие, предполагающее активную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей.

В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко в обыденной педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия.

Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки; красочными и увлекательными праздниками и т. д. И лишь эпизодичным, сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: «В книге нельзя делать никаких пометок: сотри сейчас же свои пометки!» Или: «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».

Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.

Классификация методов воспитания

В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (а отношение выступает в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной), мы выделяем три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.

Методы убеждения

Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.

Можно выделить четыре основных группы метода убеждения:

· информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...);

· поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);

· дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);

· взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты).

Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них:

· компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;

· актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы;

· опора на имеющийся у школьника опыт;

· тщательный отбор содержания (интересность, увлекательность, уход от банальности);

· обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность);

· общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль);

· учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность;

· оснащенность пособиями, техническими средствами;

· этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).

Методы организации жизни и деятельности учащихся

Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения.

Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности. Назовем некоторые из них:

1. Педагогическое требование выступает перед учащимися как конкретная реальная задача в ходе выполнения деятельности. По форме предъявления требования могут быть прямые (предписание, инструкция, приказание, указание...) и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...).

2. Приучение как метод представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий...

3. Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения.

4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик ставится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения...

5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; соответствующая предметная и этико-эстетическая атмосфера; общественное мнение в форме социальных правил, предписаний, оценок, требований, обычаев, традиций и личного мнения окружающих и т. д.

Определенные методические правила позволяют педагогу инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые из них:

· цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников;

· коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной;

· обеспечение активности каждого участника деятельности;

· технологическая четкость (времени, места, объема действий, порядок их выполнения, оснащенность необходимыми материалами);

· сочетание повторяемости (традиционность) с разнообразием (возможность выбора) организующих форм;

· сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в организуемой групповой деятельности школьников;

· деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой;

· скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.

Возвратно-оценочные методы воспитания

Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методыодобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение – стимулирование положительных и торможение отрицательных качеств личности воспитанника.

По форме поощрения и наказания разнообразны.

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок...

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка...

В практике воспитания нередко бытует нарушение логики и тактики возвратно-оценочных методов, даже применение бестактных, а то и аморальных методов. Сошлемся на примеры, приведенные воспитанниками.

...«Меня не били – все было намного страшнее: со мной не разговаривали».

...«Однажды в начальной школе я забыла физкультурную форму, а наша учительница заставила меня заниматься в трусиках (нижнем белье). Я очень тогда страдала».

...«У моей первой учительницы был любимый педагогический прием: всех провинившихся она заставляла стоять. Стояли мы во время уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу... Частенько наказывался весь ряд, если кто-то один из нас провинился. Пока стоишь во время урока, записывать что-то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого-то упражнения не оказывалось на месте, виноват был хозяин тетради.

Мы стояли иногда почти по целому уроку, потому что учительница пыталась добиться, чтобы все ученики стояли по стойке «смирно». Но пока успокаивался один, уставал другой, третий засматривался в окно, так мы постоянно кого-то ждали.

В кошмар превращался процесс «персонального заслуживания сесть за парту». Мало того, что сесть нужно было заслужить, но если сидишь опять не так, то тебя опять поставят. Вот таким методом у нас добивались дисциплины на уроке. И это, пожалуй, самое яркое воспоминание о моем первом классе».

В качестве пожелания воспитателям хочется напомнить универсальный метод, придуманный еще Ж.-Ж. Руссо и успешно используемый мудрыми педагогами, – метод «естественных последствий», т.е. наказание (и поощрение тоже), инструментованное как неодолимое, находящееся вне воли педагога следствие, вызванное поступком воспитанника: уронил – подними, сломал – почини, не сделал – сделай, плохо делал – переделай.

В педагогическом наследии А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского и др. выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

· Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

· Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с убеждением и организацией жизни и деятельности детей.

· Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказания.

· Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

· Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания (особенно!) не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т. д.); не должно вредить здоровью; нельзя дважды наказывать за одно и то же; нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок – результат неумения и т.п.

· Есть ситуации, которые по своей природе являются детскими ошибками, а порой просто проявлением природы детства; взрослый должен их прощать детям, прощать великодушно: ревность, проказы, шалости, шутки, смешливость, веселость, резвость, глупость, самоутверждение, неумение, неопытность.

· И еще хорошо бы, наказывая, иметь в виду латинскую пословицу: «Наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому, что люблю».

Методика внушения

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в том, что некоторые аксиоматичные педагогические суждения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают в качестве одобрения, осуждения... если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно инструментующим свои воспитательные воздействия.

В. Леви считает внушение «воротами души». Особенно в детстве:

«Когда вы плакали, еще не помня себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали, убаюкивали – это было внушение;

Когда пугались чьего-то громкого голоса или сердитого лица; когда останавливались в ответ на оклик; когда смеялись от того, что кругом было весело и вас развлекали – это было внушение;

Когда подражали кому и чему попало, не замечая этого или нарочно стараясь, потому что вам нравилось, – это было внушение;

Когда узнали свое имя и простодушно поверили, что оно и вы – это одно и то же; когда поняли, что нужно ходить в туалет, что нельзя многое делать, многое трогать; когда начали понимать слова и верить словам; когда начали слушаться взрослых...

Когда играли со сверстниками...

Когда слушали музыку, когда смотрели кино...

Когда начали пить и курить, когда следовали за модой...

Когда влюбились... космос человеческих отношений, всепроникающий, вездесущий.

Внушаемость – ворота души: открытость Другому, способность верить».

В. Леви предостерегает совершенно справедливо: ругая ребенка, т.е. решительно и убежденно, что он: лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... – мы это внушаем. И ребенок верит. Оценивая, внушаем самооценку: ничего из тебя никогда не выйдет! Ты неисправим! Ненормальный! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери). Ведь это самое настоящее прямое внушение. Или еще: ты меня не любишь! Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума! Ты хочешь моей смерти! Вот и посеяны семена внутреннего разлада. А потом защищается: грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться, а продолжает... И есть у него два пути: либо смириться и вести себя соответственно, либо бороться, но как?

В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному внушению:

1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция... Дети не уважают суетливость.

2. Давать ему время... Примерно каждый второй из детей не справляется с темпами, требуемыми взрослыми, и каждый десятый – медлительнее остальных.

3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия таких «заботливых» предостережений...

4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения, что они – хорошие дети, несмотря ни на что. И не смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... Примем закон: «Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром».

5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жизни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистично. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...

6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уверен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все должно делаться и говориться уверенно.

7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 – в увещевательном и 50 – в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами).

8. Пример – под вопрос. Главное – не безупречность образца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверительны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяжкие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.

9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинственности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подглядывающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.

10. Учитывать состояние.

 

Н. Ф. Головановой

 

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания. По сей день это самая спорная теоретическая проблема.

Поскольку приходится учитывать особенности многообразия методов, встает вопрос: что же является общим для всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самими собой, то станет понятным, почему огромное множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в систему.

· Первая группа – методы формирования социального опыта детей.

· Вторая группа – методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.

· Третья группа – методы самоопределения личности ребенка.

· Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

Методы формирования социального опыта детей

Рассмотрим первую группу методов, которая служит накоплению детьми социального опыта. Известно, что социальный опыт приобретается ребенком и вне воспитательного процесса, за счет социализации. Воспитание призвано упорядочить влияние внешних факторов социализации и создать благоприятные условия для саморазвития личности ребенка.

Классическим методом этой группы является педагогическое требование. Это первый метод, который вводит ребенка в деятельность, сразу включает в нее.

Использование педагогического требования должно учитывать следующие условия:

1. Педагогическое требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания ребенка. Он должен чувствовать и быть уверен, что ваше требование – не от раздражения и беспомощности, а от силы, уверенности и знания.

2. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано. И совсем необязательно, чтобы ребенок замечал этот контроль. Если какое-то требование нельзя проконтролировать, лучше его не предъявлять.

3. Строгих, жестких требований, если воспитатель по-доброму относится к детям, должно быть очень немного.

4. Включить маленького ребенка в деятельность насильно довольно просто – этому служат прямые требования сильной формы. Но это – обманчивая простота авторитаризма: ребенок подчинился только силе и власти педагога. При гуманном взаимодействии с детьми необходимо настоящее педагогическое искусство предъявления требований.

5. Наиболее результативно детей включают в деятельность те педагогические требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми: «Правила доброго поведения» для своего класса, детские Конституции и всякие законы и заповеди, которые весело и интересно соблюдать, да и понятно, что требования эти разумны, полезны и необходимы.

Упражнение. В старые времена в педагогике этот метод чаще именовали «приучение».

Если педагогическое требование включает ребенка в деятельность, то «удержать» его в ней позволяет метод упражнений, обеспечивающий формирование – устойчивых качеств личности, навыки и привычки.

Эффективность метода упражнений зависит от следующих педагогических условий:

1. Упражнение должно быть доступным для данного ребенка, соразмерным его силам.

2. Необходима некоторая доля механических повторений действия в поведенческих упражнениях, но основная деятельность детей в ситуации упражнения требует осознанного, мотивированного участия. Ребенок, которого воспитатель приучает к новому действию, помогает ему выработать новые навыки и привычки, должен хорошо понимать, зачем ему такая привычка нужна, он должен очень захотеть ее иметь, стремиться к новой линии поведения.

3. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действия, где важны точность и последовательность, правильнее выполнить часть действий вместе с ребенком или с группой детей, обращая их внимание на достижения каждого.

4. Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль всех их действиями и в каждом необходимом случае – помощь. Как это сделать, чтобы не обидеть ребенка, не спугнуть его первый робкий успех, помочь справиться со страхом, что ничего не получится, подбодрить – область человеческого и педагогического творчества самого воспитателя.

Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, постоянными и временными.

Поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия. Через систему ролей у детей формируется разнообразный опыт деятельности и общественных отношений, ведь их собственная детская жизнь пока еще мало открыта настоящему социуму.

Ребенку должны быть понятны границы поручения, т.е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нужно делать, а что не входит в твои обязанности, перед кем ты ответствен, и кто тебе подчиняется. Но, главное, поручение должно предполагать активное действие ребенка. Иначе особое доверие взрослого, не предполагающее серьезного личностного усилия воспитанника, просто его развратит.

Условия реализации метода поручения:

1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл. «На пользу – кому, на радость – кому» – такой принцип поиска смысла ребячьих дел обосновал замечательный ленинградский ученый-педагог, автор методики коллективной творческой деятельности И.П. Иванов. Если самому воспитателю не очень ясно, для кого дети должны рисовать красочные открытки, следует или отменить задуманное дело, или лучше срочно найти живые объекты приложения детского творчества, тепла и заботы. А они рядом – бабушки одноклассников, ветераны войны и труда из соседних домов.

2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации «первичного успеха». Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею. И тогда пусть придут на помощь мамы и папы (воспитатель должен их специально посвятить в свои планы), бывшие выпускники, которые перешли в V класс.

3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. Совершенно недопустимы «пожизненные» поручения, о смене которых воспитатель попросту забыл. Дети к ним теряют интерес.

Смена поручений – специальная воспитательная ситуация: общий разговор и самоотчеты детей о том, что было сделано за прошедший срок, как получалось, что нравилось и что не нравилось, хочется ли еще раз выполнять это поручение.

4. Педагогическое мастерство воспитателя, использующего метод поручения, проявится и в том, какой выбор поручений он предложит детям. Условие простое: их должно быть столько, чтобы хватило на всех!

Пример. Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на психологическом механизме подражания. Трудно представить, как долго, мучительно и малорезультативно проходило бы взросление человека, если бы он с рождения все открывал сам, а не подражал взрослым.

Пример великого человека. Предъявление детям примера великой личности – очень тонкая методика. «Не сотвори себе кумира» – гласит библейская истина. Доведенный до абсурда пример великого человека становится холодным символом и начинает «работать наоборот», т.е. отвращать детей от своего примера, от своего сверхсовершенства.

Этот метод не дает результата и при слишком частом к нему обращении, он не терпит суеты, легковесности методической ситуации.

Пример взрослого. Как правило, для детей примером являются их родители, старшие члены семьи. Очень важен и пример педагога (воспитателя детского сада, учителя). Пример взрослого безнадежно «подавать» специально. Примером для ребенка можно только быть. А для этого необходимо любить ребенка, понимать его, иметь с ним глубокую духовную связь, тесные отношения и общие интересы. Взрослый, не являющийся для ребенка авторитетным человеком, не может быть и примером для подражания.

Пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы.

Воспитателю следует также помнить, что для успешного взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно пережить ситуацию, когда он стал примером для других. Не может в учебе, значит – в труде, в спорте, в пении или танцах, в улыбчивости или щедрости. Чем разнообразнее деятельность детей, которую организует воспитатель, тем больше у каждого из них возможностей хоть в чем-то стать примером для товарищей.

Ситуации свободного выбора. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Ведь в жизни люди постоянно встают перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для становления социального опыта ребенка чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по требованию и прямому указанию взрослого, в рамках его конкретного поручения, где все определено, не только ориентируясь на пример, образец, но и самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации, мог принять решение.

По своей инструментовке ситуации свободного выбора бывают естественными и искусственными (реальными и вербальными). Естественная ситуация свободного выбора – это что-то происходящее в жизни. Воспитатель только использует эти обстоятельства, а искусственную ситуацию он создает сам специально. В реальной ситуации, смоделированной воспитателем, выбор нужно сделать настоящий, в конкретных обстоятельствах своей жизни.

Воспитательное действие ситуации свободного выбора бывает порой так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка.

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Общей особенностью методов этой группы является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помощью слова описываются события и явления, порой еще не встретившиеся детям в жизни, формируются понятия, представления, собственное мнение и оценка происходящего. Кроме того, слово способствует осмыслению ими своего жизненного опыта, мотивации своих поступков.

Словесные методы некоторые педагоги-теоретики считают методами убеждения. Это не совсем так. Само по себе словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов воспитания не может сформировать устойчивых убеждений.

Методы самоопределения личности ребенка

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает перед воспитанием задачу – помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества. Результат воспитания в значительной мере определяется теми действиями, теми усилиями, которые прилагает сам ребенок в деле своего развития и воспитания. В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».

Первыми по значимости в группе методов самоопределения являются методы самопознания и самовоспитания.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя. Специальные методы воспитания помогут детям совместно с взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.

Соревнование. Часто воспитателя беспокоит угасание у детей активности в той или иной деятельности, особенно в учебной, скука, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответственность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей – соревнование.

Состязательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования.

У соревнования как метода большие воспитательные возможности:

· со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 2008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.022 с.)