Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, средства и формы воспитания личности современного школьника

Поиск

План.

1. Методы, приемы и средства воспитания. Единство методов воспитания и самовоспитания. Классификации методов воспитания. Требования к использованию методов и приемов воспитания.

2. Понятие о форме организации воспитательного процесса. Классификация форм. Требования к выбору и реализации формы воспитания.

3. Понятие о средствах осуществления воспитательного процесса как вещных компонентах (предметах): реальных, образных, словесных, символических, смоделированных, которые, воздействия на органы чувств, способствуют достижению поставленной цели.

4. Классификация средств воспитательного процесса. Использование в процессе воспитания компьютеров, мультимидийных средств, аудиовизуальных рядов и пр. Основные требования, предъявляемые к отбору и использованию средств воспитательного процесса.

 

 

Основная литература

 

1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону, 2002.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - М.-Ростов-на-Дону, 2001.

  1. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2007.

4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.Я. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.

6. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М., 2001.

 

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать М., 1992.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии – Под ред. Щурковой Н.Е. М., 1998.

5. Закатова И.Н., Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Организация внеурочной деятельности школьников по самосовершенствованию.- Школьные технологии.- №6 – 1999

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М., 1995.

8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М.. 1975,

9. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

10. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

11. Широкова Е.В., Шептенко П.А. Будущему педагогу-воспитателю о личностно-ориентированном взаимодействии педагога со школьниками.- Барнаул, 2000

12. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993.

 

 

Тема 4 (2 часа)

Развитие идеи воспитательного коллектива в условиях современности

План.

1. Система коллективного взаимодействия как ведущее условие и средство социализации личности и ее саморазвития. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов (С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, современные авторы).

2. Понятие о группах и коллективах. Признаки коллектива. Структура коллектива, этапы и закономерности его развития. Интегративные характеристики коллектива.

3. Взаимодействие личности и коллектива. Воспитывающие и деструктивные взаимоотношения. Отношение к воспитаннику в коллективе как субъекту собственного развития.

4. Основные пути формирования первичного коллектива. Динамика и этапы развития коллектива. Проблема самоуправления и самодеятельности в коллективе, динамика развития.

Основная литература

 

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. - М., 2001.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону, 2002.

  1. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2007.

4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.Я. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.

6. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008

10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

 

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать М., 1992.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии – Под ред. Щурковой Н.Е. М., 1998.

4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

5. Ильин Е.Н. Путь к ученику М., 1988.

6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М., 1995.

7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М.. 1975,

8. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

9. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

10. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива М., 1982.

11. Широкова Е.В., Шептенко П.А. Будущему педагогу-воспитателю о личностно-ориентированном взаимодействии педагога со школьниками.- Барнаул, 2000

12. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса М., 1993.

Раздел 4. Управление образовательными системами

Тема 1 (2 часа)

Педагогическая система

И особенности ее функционирования в условиях модернизации.

План.

  1. ДОУ, школа как педагогическая система. Системообразующие факторы педагогической системы, ее структурные и функциональные компоненты.
  2. Образовательное учреждение как объект управления. Основные тенденции управления развитием современных образовательных систем
  3. Внутренняя и внешняя среда учреждений образования. Компоненты среды.
  4. Развитие среды. Функционирование и развитие учреждений образования. Развитие учреждения как наращивание его потенциала. Стадии развития образовательной системы: становление, зрелость, распад. Конструирование образовательной системы.
  5. Общие принципы управления педагогическими системами. Принципы демократизации и гуманизации управления. Принципы системности в управлении. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации. Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении школой. Принц Целеполагание и планирование как функция управления, его сущность, содержание и в управленческом цикле. Этапы планирования: выявление проблемы, поиск решения, определение целей, разработка планов действий по их достижению. Принцип объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами.

6. Организация в управлении педагогическими системами. Организационные формы управленческой деятельности. Типы и виды организационных структур управления школой.

  1. Контроль как функция управления. Сущность, задачи и содержание контроля. Место контроля в управленческом цикле. Виды и формы контроля. Процесс и методика регулирования.

8.. О сновная литература

1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами.- М., 2008

2. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании.- М., 2008

3. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании.- М., 2008.

4. Проектирование систем внутришкольного управления. Под ред. Моисеева А.М.- М., 2001.

5. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. – М., 2001.

6. Управление качеством образования. /Под ред. Поташника М.М. - М., 2006

7. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008

8. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами.- М., 2002.

 

 

Дополнительная литература

  1. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика.- Москва-Белгород, 1995.
  2. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления.- Белгород, 1997.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М., 2000.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М., 2009.
  5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.
  6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.
  7. Сластенин В.А., Подымова Л.С Педагогика: инновационная деятельность.- М., 1997.
  8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. Караковского В.А.- М., 1999.

Семинарские занятия

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Наименование семинарских работ Всего часов
       
1.     Дидактика Особенности дидактики как науки. Основные категории дидактики. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.  
2.     Дидактика Современные концепции содержания образования. Различные подходы к конструированию целей и содержания образования  
3.     Теория воспитания Воспитание как социокультурное явление и процесс. Гуманистический подход к воспитанию – главная парадигма социализации подрастающего поколения в условиях современности  
4.     Теория воспитания Современные цели и ценности в содержании воспитания. Формирование базовой культуры личности как основа содержания воспитательного процесса  
5. Управление образовательными системами ДОУ, школа как педагогические системы. Особенности их функционирования и управления в условиях модернизации.  
  ИТОГО:    

Практические занятия

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Наименование лабораторных работ Всего часов
       
6.   Дидактика Методы, средства и формы обучения как необходимые компоненты процесса обучения в современном общеобразовательном учреждении  
7.   Дидактика Контроль, проверка и оценка учебных достижений обучающихся в процессе обучения  
8.   Теория воспитания Методы, средства и формы воспитания личности современного школьника  
9.   Теория воспитания Педагогический мониторинг в управлении современными образовательными системами  
10.      
  ИТОГО:    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.01 с.)