Тема 1. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.



Тема 1. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.

(1час)

 

План.

 

1.Особенности процесса обучения в условиях современности.

2.Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.

3.Двусторонний и личностный характер процесса обучения: преподавание (деятельность учителя), учение (деятельность ученика), самообразование. Назначение и структура деятельности учителя. Учение как специфический вид познавательной деятельности учащихся. Единство преподавания и учения.

4.Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, дифференцированное, индивидуальное, компьютерное. Методологическая основа различных видов обучения.

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

3. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

6. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008.

7. Уман А.И. Технологический подход к обучению.- М., 2007.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

7. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

8. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

Тема 2. Категория «содержание образования». Сущность содержания образования и его истории (1 час)

План.

1.Категория «содержание образования». Сущность содержания образования и его исторический характер.

2.Теории формирования содержания образования.

3.Различные подходы к конструированию целей и содержания образования: знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный,

4.Компетентностный подход к конструированию целей и содержания образования. Возрастная адекватность содержания образования.

 

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

3. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

6. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008.

7. Уман А.И. Технологический подход к обучению.- М., 2007.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

7. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

8. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

9. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М., 1983.

10. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.

 

Тема 3. Современные концепции содержания образования. Различные подходы к конструированию целей и содержания образования

(1 час)

 

План.

 

1.Принципы, критерии и источники отбора содержания общего образования. Социальный опыт — основной источник отбора содержания образования.

2.Общий, профессиональный и политехнический характер содержания образования.

3.Современные документы, регламентирующие цели и содержание образования. Государственный образовательный стандарт второго поколения.

4.Основные уровни формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. Учебный план. Учебная программа. Учебная литература. Творческий подход учителя к использованию учебных планов, программ и учебной литературы в образовательном процессе.

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

3. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002

  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008.
  2. Уман А.И. Технологический подход к обучению.- М., 2007.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

7. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

8. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

9. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М., 1983.

10. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.

Тема 4 (2 часа)

Методы, формы и средства обучения как необходимые компоненты процесса обучения в современном общеобразовательном учреждении

План.

  1. Понятие о методе и приеме обучения.
  2. Проблема классификации методов обучения. Требования к методам обучения.
  3. Характеристика отдельных методов осуществления процесса обучения и пути их активизации. Нетрадиционные методы и приемы осуществления процесса обучения.
  4. Понятие о средствах осуществления процесса обучения. Функции средств обучения. Проблема классификации средств. Основные требования к отбору и использованию средств осуществления педагогического процесса. Современные тенденции в развитии методов и средств обучения
  5. Форма обучения Развитие организационных форм педагогического процесса в истории педагогики. Классификация форм организации процесса обучения в современной российской школе.
  6. Урок - основная форма обучения: сущность, логика и структура уроков, типология и виды, требования к современному уроку. Проблема классификации уроков.

 

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М., 2009

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии.- М., 2007

5. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

6. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Практическое руководство. Пер. с англ. З.С. Замчук. — СПб., 2001.

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

7. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

8. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

9. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

10. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

 

Тема5 (2часа)

Контроль, проверка и оценка учебных достижений обучающихся

В процессе обучения

План.

  1. Контроль, проверка, оценивание – обязательные компоненты процесса обучения.
  2. Сущность контроля, проверки и оценивания, их взаимосвязь в процессе обучения. Основные функции контроля. Классификации видов контроля. Требования к контролю. Технология контроля, проверки и оценки.
  3. Оценка и отметка – основные формы выражения результатов контроля и проверки достижений обучающихся, эффективности компонентов процесса обучения. Требования к оценке и отметке. История отметочного оценивания. Безотметочные технологии.
  4. Проблема диагностики обученности и обучаемости школьников: сущность, общее и особенное. Проблема неуспеваемости обучающихся в современной школе. Пути повышения эффективности контроля, проверки и оценки учебных достижений школьников.

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения .- М., 2009

3. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

4. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

5. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Практическое руководство. Пер. с англ. З.С. Замчук. — СПб., 2001.

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

7. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

8. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

9. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

10. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990

Раздел 3. Теория воспитания

План.

1.Воспитание как социокультурное явление.Воспитание как часть целостного педагогического процесса.

2.Сущность, характерные особенности, движущие силы и закономерности процесса воспитания. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия процессов воспитания, обучения, самосовершенствования и развития личности.

3.Основные структурные компоненты процесса воспитания.

4.Иерархия взаимосвязанных структурных компонентов процесса воспитания как главное условие его целостности, системности, механизмы и логика развития процесса воспитания как системы.

Основная литература

 

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Москва-Ростов-на-Дону, 1999.

2. Воспитание? Воспитание… Воспитание. Под ред. Селивановой Н.Л. - М., 2001.

3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону, 2002.

  1. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2007.

5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

6. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. / Под ред. Зимней И.А.– М., 2001

7. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.

 

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

10. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. - М., 2001

 

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте . -М., 1968.

3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии – Под ред. Щурковой Н.Е. - М., 1998.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии.- М., 1987

5. Зимняя И.А., Боденко Б.Н. Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России.- М., 1998

6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания .- М., 1995.

8. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

9. Широкова Е.В., Шептенко П.А. Будущему педагогу-воспитателю о личностно-ориентированном взаимодействии педагога со школьниками.- Барнаул, 2000

10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

Тема 1.

План.

  1. Современные концепции воспитания. Системный подход как условие оптимального прогнозирования хода и результатов воспитательного процесса в профессиональной деятельности педагога.
  2. Развитие воспитательной системы как единства педагогического управления, ученического самоуправления и саморегуляции.
  3. Феномен гуманистической воспитательной системы школы. Основные характеристики гуманистической воспитательной системы. Авторские воспитательные системы (П. Гехееб – Оденвальская школа, Германия; Я. Корчак – Наш дом, Польша; В.А. Сухомлинский – Павлышская СШ:, Украина и др.)
  4. Тенденции развития воспитательных систем в современных условиях: трудности и противоречия. Рождение новых вариантов воспитательной системы школы. Компетентностный подход к построению воспитательной системы школы.

Основная литература

 

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Москва-Ростов-на-Дону, 1999.

2. Воспитание? Воспитание… Воспитание. Под ред. Селивановой Н.Л. - М., 2001.

3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону, 2002.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - М.-Ростов-на-Дону, 2000.

5. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2007.

6. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

7. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. / Под ред. Зимней И.А.– М., 2001

8. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

9. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

11. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. - М., 2001

 

Дополнительная литература

 

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте . -М., 1968.

3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии – Под ред. Щурковой Н.Е. М., 1998.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии М., 1987

5. Зимняя И.А., Боденко Б.Н. Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. М., 1998

6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.

8. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

9. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

10. Широкова Е.В., Шептенко П.А. Будущему педагогу-воспитателю о личностно-ориентированном взаимодействии педагога со школьниками.- Барнаул, 2000

11. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

Тема 2 (2 часа)

Воспитательного процесса

План.

  1. Цель и ценности воспитания и их место в целостном воспитательном процессе.
  2. Виды целей воспитания, иерархия целей воспитания. Взаимосвязь целей, задач и содержания воспитания.
  3. Содержание воспитания: сущность, структура, основные характеристики.
  4. Культура личности как качественная характеристика целостности ее отношения к миру, к себе, как показатель степени усвоения содержания воспитания и реализации собственного внутреннего потенциала.
  5. Базовая культура личности воспитанника как ядро содержания воспитания.Компоненты базовой культуры, их сущность и особенности. Мировоззренческая подготовка. Воспитание умственной культуры школьников.
  6. Трудовая подготовка воспитанников. Самообслуживающий, общественно-полезный и производительный труд в учебно-воспитательном процессе. Система профессиональной ориентации учащихся в структуре целостного учебно-воспитательного процесса. Экономическое воспитание как часть процесса трудовой подготовки школьников. Народные традиции в трудовом воспитании.
  7. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Воспитание гражданственности как процесс: его цели и задачи, содержание, методы, средства и формы.
  8. Формирование основ нравственной культуры. Формирование экологической культуры учащихся.Формирование эстетической культуры учащихся. Воспитание физической культуры учащихся

 

Основная литература

 

1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону, 2002.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - М.-Ростов-на-Дону, 2000.

  1. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2007.

4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

5. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. / Под ред. Зимней И.А.– М., 2001

6. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М., 2001.

 

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н. Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. М., 1998

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.

5. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.

6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М.. 1975,

7. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

8. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

9. Примерное содержание воспитания школьников. Под ред. Марьенко И.С. - М., 1984.

10. Широкова Е.В., Шептенко П.А. Будущему педагогу-воспитателю о личностно-ориентированном взаимодействии педагога со школьниками.- Барнаул, 2000

11. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

 

Тема 3 (2 часа)

План.

1.Методы, приемы и средства воспитания. Единство методов воспитания и самовоспитания. Классификации методов воспитания. Требования к использованию методов и приемов воспитания.

2.Понятие о форме организации воспитательного процесса. Классификация форм. Требования к выбору и реализации формы воспитания.

3.Понятие о средствах осуществления воспитательного процесса как вещных компонентах (предметах): реальных, образных, словесных, символических, смоделированных, которые, воздействия на органы чувств, способствуют достижению поставленной цели.

4.Классификация средств воспитательного процесса. Использование в процессе воспитания компьютеров, мультимидийных средств, аудиовизуальных рядов и пр. Основные требования, предъявляемые к отбору и использованию средств воспитательного процесса.

 

 

Основная литература

 

1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону, 2002.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - М.-Ростов-на-Дону, 2001.

  1. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2007.

4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.Я. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.

6. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М., 2001.

 

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать М., 1992.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии – Под ред. Щурковой Н.Е. М., 1998.

5. Закатова И.Н., Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Организация внеурочной деятельности школьников по самосовершенствованию.- Школьные технологии.- №6 – 1999

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания .- М., 1995.

8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М.. 1975,

9. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

10. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

11. Широкова Е.В., Шептенко П.А. Будущему педагогу-воспитателю о личностно-ориентированном взаимодействии педагога со школьниками.- Барнаул, 2000

12. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993.

 

 

Тема 4 (2 часа)

План.

1.Система коллективного взаимодействия как ведущее условие и средство социализации личности и ее саморазвития. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов (С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, современные авторы).

2.Понятие о группах и коллективах. Признаки коллектива. Структура коллектива, этапы и закономерности его развития. Интегративные характеристики коллектива.

3.Взаимодействие личности и коллектива. Воспитывающие и деструктивные взаимоотношения. Отношение к воспитаннику в коллективе как субъекту собственного развития.

4.Основные пути формирования первичного коллектива. Динамика и этапы развития коллектива. Проблема самоуправления и самодеятельности в коллективе, динамика развития.

Основная литература

 

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. - М., 2001.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону, 2002.

  1. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2007.

4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.Я. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.

6. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008

10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

 

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать М., 1992.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии – Под ред. Щурковой Н.Е. М., 1998.

4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

5. Ильин Е.Н. Путь к ученику М., 1988.

6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания .- М., 1995.

7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М.. 1975,

8. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

9. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

10. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива М., 1982.

11. Широкова Е.В., Шептенко П.А. Будущему педагогу-воспитателю о личностно-ориентированном взаимодействии педагога со школьниками.- Барнаул, 2000

12. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса М., 1993.

Раздел 4. Управление образовательными системами

Тема 1 (2 часа)

Педагогическая система

План.

  1. ДОУ, школа как педагогическая система. Системообразующие факторы педагогической системы, ее структурные и функциональные компоненты.
  2. Образовательное учреждение как объект управления. Основные тенденции управления развитием современных образовательных систем
  3. Внутренняя и внешняя среда учреждений образования. Компоненты среды.
  4. Развитие среды. Функционирование и развитие учреждений образования. Развитие учреждения как наращивание его потенциала. Стадии развития образовательной системы: становление, зрелость, распад. Конструирование образовательной системы.
  5. Общие принципы управления педагогическими системами. Принципы демократизации и гуманизации управления. Принципы системности в управлении. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации. Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении школой. Принц Целеполагание и планирование как функция управления, его сущность, содержание и в управленческом цикле. Этапы планирования: выявление проблемы, поиск решения, определение целей, разработка планов действий по их достижению. Принцип объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами.

6.Организация в управлении педагогическими системами. Организационные формы управленческой деятельности. Типы и виды организационных структур управления школой.

  1. Контроль как функция управления. Сущность, задачи и содержание контроля. Место контроля в управленческом цикле. Виды и формы контроля. Процесс и методика регулирования.

8.. Основная литература

1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами.- М., 2008

2. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании.- М., 2008

3. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании.- М., 2008.

4. Проектирование систем внутришкольного управления. Под ред. Моисеева А.М.- М., 2001.

5. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. – М., 2001.

6. Управление качеством образования. /Под ред. Поташника М.М. - М., 2006

7. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008

8. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами.- М., 2002.

 

 

Дополнительная литература

  1. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика.- Москва-Белгород, 1995.
  2. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления.- Белгород, 1997.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М., 2000.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М., 2009.
  5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.
  6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.
  7. Сластенин В.А., Подымова Л.С Педагогика: инновационная деятельность.- М., 1997.
  8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. Караковского В.А.- М., 1999.

Семинарские занятия

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Наименование семинарских работ Всего часов
1.     Дидактика Особенности дидактики как науки. Основные категории дидактики. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.
2.     Дидактика Современные концепции содержания образования. Различные подходы к конструированию целей и содержания образования
3.     Теория воспитания Воспитание как социокультурное явление и процесс. Гуманистический подход к воспитанию – главная парадигма социализации подрастающего поколения в условиях современности
4.     Теория воспитания Современные цели и ценности в содержании воспитания. Формирование базовой культуры личности как основа содержания воспитательного процесса
5. Управление образовательными системами ДОУ, школа как педагогические системы. Особенности их функционирования и управления в условиях модернизации.
  ИТОГО:  

Практические занятия

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Наименование лабораторных работ Всего часов
6.   Дидактика Методы, средства и формы обучения как необходимые компоненты процесса обучения в современном общеобразовательном учреждении
7.   Дидактика Контроль, проверка и оценка учебных достижений обучающихся в процессе обучения
8.   Теория воспитания Методы, средства и формы воспитания личности современного школьника
9.   Теория воспитания Педагогический мониторинг в управлении современными образовательными системами
10.      
  ИТОГО:  

 

Тема 1. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.

(1час)

 

План.

 

1.Особенности процесса обучения в условиях современности.

2.Компетентностный подход к проектированию и реализации процесса обучения.

3.Двусторонний и личностный характер процесса обучения: преподавание (деятельность учителя), учение (деятельность ученика), самообразование. Назначение и структура деятельности учителя. Учение как специфический вид познавательной деятельности учащихся. Единство преподавания и учения.

4.Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, дифференцированное, индивидуальное, компьютерное. Методологическая основа различных видов обучения.

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

3. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

6. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008.

7. Уман А.И. Технологический подход к обучению.- М., 2007.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

7. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

8. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

Тема 2. Категория «содержание образования». Сущность содержания образования и его истории (1 час)

План.

1.Категория «содержание образования». Сущность содержания образования и его исторический характер.

2.Теории формирования содержания образования.

3.Различные подходы к конструированию целей и содержания образования: знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный,

4.Компетентностный подход к конструированию целей и содержания образования. Возрастная адекватность содержания образования.

 

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

3. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002.

6. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008.

7. Уман А.И. Технологический подход к обучению.- М., 2007.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

7. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

8. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

9. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М., 1983.

10. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.

 

Тема 3. Современные концепции содержания образования. Различные подходы к конструированию целей и содержания образования

(1 час)

 

План.

 

1.Принципы, критерии и источники отбора содержания общего образования. Социальный опыт — основной источник отбора содержания образования.

2.Общий, профессиональный и политехнический характер содержания образования.

3.Современные документы, регламентирующие цели и содержание образования. Государственный образовательный стандарт второго поколения.

4.Основные уровни формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. Учебный план. Учебная программа. Учебная литература. Творческий подход учителя к использованию учебных планов, программ и учебной литературы в образовательном процессе.

Основная литература

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2004

2. Осмоловская И.М. Дидактика.- М., 2008

3. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993-1999

4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.- М.. 2008

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов.- М., 2002

  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М., 2008.
  2. Уман А.И. Технологический подход к обучению.- М., 2007.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.- СПб, 2001

 

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагоги­ческий аспект.- М., 1977.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1993.

5. Педагогика. Хрестоматия.- М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1998.

7. Дидактика средней школы. Под. ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982

8. Познавательные интересы и способности в обучении. Под. ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

9. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М., 1983.

10. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.

Тема 4 (2 часа)

Методы, формы



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.027 с.)