Четвертая группа: методы психологического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности, побуждения детей к саморегуляции, самостимулированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертая группа: методы психологического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности, побуждения детей к саморегуляции, самостимулированию



И самовоспитанию

Четвертая группа включает в себя методы и приемы, являющиеся педагогическим способом активного воздействия на индивида или коллектив как субъектов жизнедеятельности. Это инструменты коррекции сознания, чувств, воли и поведения детей, стимулирования или торможения деятельности, побуждения к саморегуляции, прикосновения к личности в разнообразных жизненных ситуациях.

Педагогическое воздействие в воспитательной практике нередко осуществляется в условиях отчужденности детей от взрослых, острых противоречий между педагогом и воспитанниками. В этих случаях оно порождает формализм, углубляющий отчуждение, оказывающий подавляющее действие на личность ребенка.

Воспитательная эффективность педагогического воздействия, преодоление отчуждения и противодействия детей достигается тогда, когда оно реализуется как тонкий способ психологического прикосновения к личности, когда в коллективе развернута и в полную силу действует система методов организации коллективной жизни и повседневного взаимодействия.

Метод прямого и параллельного опосредованного педагогического воздействия предназначен для его применения в конкретных жизненных ситуациях с учетом психологического состояния детей. Он рассчитан на немедленный или ненадолго отсроченный психологический эффект. Воспитательное значение этого не только в педагогическом воздействии, в коррекции сознания, чувств, стимулировании воли, но и в обеспечении ребенка способами самовоспитания. Применяемый педагогом метод внутренне осваивается и присваивается детьми. Ребенок учится сам применять эти методы к самому себе, используя их для самоконтроля и самовоздействия. Внутри группы методов педагогического воздействия образуются три подгруппы.

Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к сознанию: пример, разъяснение, ожидание радости; актуализация мечты; снятие напряжения.

Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к чувству: обращение к совести, к чувству справедливости, к самолюбию и чести, к любви, к эстетическому переживанию, к состраданию и милосердию, к стыду, к страху, отвращению, брезгливости.

Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к воле и поступку: требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание. Владение методами и приемами воздействия требует подлинного педагогического мастерства.

Первая подгруппа методов воздействия

Обращение и самообращение к сознанию

Разъяснение – прием прямого вербального воздействия на детское сознание, формирования сознательности путем обращения к разуму, оказания помощи в осмыслении ребенком жизненной ситуации. Оно обеспечивает возможность отработки у учащихся нравственных и эстетических понятий, оказания прямого влияния на их поступки и поведенческий выбор.

Разновидностями разъяснения являются: наставление, поучение, назидание, увещевание, объяснение.

Ожидание радостиприем метода перспективы. Естественное стремление детей к радости используется педагогом для организации целесообразных воспитательно ценных практических общественно полезных дел. Ожидание близкой, завтрашней радости наполняет жизнь оптимизмом. Используя прием ожидания радости, педагогу важно учитывать уровень развития детских потребностей, уметь переключать установку ребят с ожидания удовлетворения материальных потребностей на стремление к овладению духовными ценностями.

Актуализация мечтыприем постановки дальней перспективы личности. Детская мечта активизирует духовные силы личности в процессе постепенного приближения к заветной цели. Педагогическое значение мечты заключается в формировании у школьников целеустремленности как качества личности, укрепления воли путем преодоления внутренних слабостей и внешних препятствий.

Снятие напряжения в отношениях как метод воспитания диктуется необходимостью восстановления нарушенных отношений, постоянного налаживания благоприятного психологического климата в коллективе, регулирования отношений ребёнка с педагогами, родителями, сверстниками. Снятие напряжения направлено на предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе, опасных психических напряжений у отдельных ребят, ослабление действия на детскую психику моральных потрясений и травм, переключение сознания, памяти, воображения, чувств ребенка с болезненно обостренного состояния в расслабленное.

Педагогическая и психологическая терапия осуществляется педагогом и ребенком в результате совместного обстоятельного анализа сложившейся ситуации, ее возможных последствий. Вырабатывается совместная нравственно-психологическая оценка поведения ребенка, осуществляется поиск путей выхода из кризисных положений, оказывается моральная помощь по восстановлению и улучшению его отношений с товарищами, с семьей, коллективом. Используя метод снятия напряжения, учитывая возрастные особенности воспитанника, воспитатель переходит от нейтрализации отрицательных последствий внешних конфликтов в младшем возрасте, к снятию душевного напряжения, острого психического переживания у подростков, девушек и юношей, введению их в состояние душевного равновесия.

Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству

Обращение к совести – метод воздействие на чувство человеческого достоинства ребенка, его личной ответственности перед самим собой и людьми. Оно реализуется как возбуждение в сознании и чувствах детей моральной неудовлетворенности своим поведением. На этой основе и формируется совестливость как качество личности. Обращение к совести, реакция ребенка дают педагогу информацию о состоянии нравственности ребенка в целом.

Обращение к чувству справедливости как метод воздействия опирается на присущее детям естественное стремление к честности, равенству и товариществу. Обращение к чувству справедливости детей воспитывает в ребенке независимость, стремление следовать велениям совести. Отношение школьников к идее и чувству справедливости дает педагогу информацию о гражданской зрелости воспитанников.

Обращение к самолюбию как метод воздействия опирается на эмоциональную оценку ребенком самого себя: своих сил, способностей, личной чести и достоинства. Педагог сравнением, сопоставлением, оценкой результатов деятельности детей поощряет прилежных, упрекает нерадивых, вызывает в них чувство неудовлетворенности собой и одновременно стремление добиться успеха, проявить настойчивость, упорство. Обращение к самолюбию позволяет педагогу выявлять отношение школьника к самому себе.

Обращение к чувству любви – действенный способ влияния на мотивы поведения и деятельности детей. Педагог воздействует на психически устойчивые, сильные, эмоционально окрашенные привязанности ребенка. Апеллирование к любви вызывает в детях активное стремление оказать помощь любимому существу, желание совершить самоотверженный поступок ради его интересов и потребностей. Обращение к любви обогащает педагога информацией о степени развитости в детях эмоциональности, чувства привязанности, гуманности.

Обращение к эстетическому чувству дает возможность, опираясь на врожденную тягу человека к красоте, воздействовать на мотивы, стимулы поведения и деятельности детей. Обращение педагога к эстетическому чувству дает ему уникальные сведения о степени развития эмоциональной сферы детей, эстетической требовательности к себе, способности откликаться на художественные и эстетические явления, что является важным условием успеха самовоспитания.

Обращение к состраданию и милосердию направлено на пробуждение в ребенке жалости, нравственного страдания при виде боли, горя, мучения человека, живого существа, на утверждение в его душе стремления оказать бескорыстную и самоотверженную помощь. Обращение к состраданию важно осуществлять в процессе активного привлечения детей к оказанию практической помощи нуждающимся. Обращение к состраданию дает педагогу возможность выявить уровень сформированности у детей качества человечности.

Обращение к стыду направлено на возбуждение в ребенке отрицательных эмоций, связанных с осознанием недостойности своего поведения и отсутствием права на уважение из-за безнравственного или безответственного поступка. Обращение к стыду осуществляется либо путем доверительного, конфиденциального разговора, либо путем придания гласности безнравственного поступка ребенка, возбуждения в нем переживания, вызванного общественным осуждением и презрением. Следует помнить, что злоупотребление упреками, возбуждающими стыд, отчуждает школьника от коллектива, ведет к замкнутости, уходу в себя.

Обращение к страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости как метод воздействия опирается на естественные человеческие чувства. Ребенок переживает страх перед опасностью, отвращение по отношению к безобразному и отвратительному. Педагог стремится помочь детям воспитать в себе смелость, преодолеть трусость как одно из самых унизительных и постыдных чувств. Эмоциональное, инстинктивное неприятие социальных зол вырабатывает в ребенке иммунитет против них. Злоупотребление устрашением развивает комплекс страха, особенно в подростковом возрасте. Воздействие страхом, позволяет выявить состояние нервной системы, психического здоровья ребенка, его нравственной воли, способности переходить от страха к преодолению и разумному волевому действию.

Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку

Требование – способ прямого воздействия на сознание и волю ребенка с целью организации или координации его поведения и деятельности. Оно понуждает к обязательному исполнению разумной, педагогически целесообразной воли воспитателя, коллектива, его доведенного лица, воспитывает способность предъявления требований к себе.

Внушение как метод воздействия – способ манипулирования детским сознанием. Оно достигается с помощью психологических средств навязывания мыслей и образов, понуждения к действию, запугивания, духовного возвышения или унижения личности, переоценки или недооценки ее физических и нравственных сил...

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, разнообразной деятельности, общения в коллективе... Упражнения организуются как активные, повторяющиеся действия или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях….

Поощрение – метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Поощрение возбуждает положительные эмоции, оптимистические психические состояния, развивает творческие силы детей, активную жизненную позицию.

Наказание представляет собой способ торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам окружающих деятельности. Таким образом, система методов и приемов воспитания в целостном педагогическом процессе трансформируется, воплощается в реальные отношения, которые и образуют высокоэффективную воспитательную среду48.

§Методы воспитания по классификации

О. С. Гребенюк, М. И. Рожков

Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее ему действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания». Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу используются для формирования взглядов, понятий, установок. Это методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. В предложенной информации учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание.

Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение, которое может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведения и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души» (В. А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

Методу дилемм соответствует метод самовоспитания – рефлексия, что означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти.

Таким образом, выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера)49.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.018 с.)