Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы воспитания по классификацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Б. Т. Лихачева Педагогическая классификация методов воспитания исходит из логики целостности педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей, их взаимоотношений с воспитателями и между собой, стимулирования самодеятельности и самовоспитания. Педагогический процесс реализуется в рамках организации детского воспитательного коллектива как основной формы, содержания и условия эффективности всей учебно-воспитательной работы. Это и обусловливает необходимость выделения в классификации в качестве первой группы методов воспитания способов педагогической организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива. В коллективной деятельности образуются и развиваются многообразные взаимодействия отношений, формы общения. Все это требует своевременного методического реагирования и оформления. Возникает необходимость выделения в общей классификации второй группы методов, являющихся способами организации повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Дети участвуют в воспитательном взаимодействии не только и не столько в качестве объектов педагогического воздействия. Они активные субъекты жизнедеятельности, общения, отношений, самоорганизации. В процессе постепенного становления сознания детям необходимо овладевать и пользоваться методами самопознания, саморегулирования, самовоспитания и самосовершенствования. Из этого логически вытекает необходимость выделения в общей классификации третьей группы – методов детской самодеятельности. Главной организующей фигурой воспитательного процесса, регулятором и координатором деятельности детского коллектива, всех отношений в нем является педагог. Он с помощью детей обеспечивает эффективное действие методов организации коллектива, повседневного общения и взаимодействия, самодеятельности. Пользуясь специальными методами, воспитатель прибегает к прямому воздействию на сознание, волю, чувства детей, стимулирует или тормозит их деятельность, отношения, взаимодействия. Этим обусловлена необходимость выделения в классификации четвертой группы – методов педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию. Формализованная структура любого педагогического метода состоит из его сущности и назначения, прямых и косвенных функций, сферы применения, приемов и форм применения (техника); результатов: организационно-делового, психологического, педагогического, диагностического и возрастного аспекта применения. Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива Назначение методов первой группы состоит в развитии детского сообщества как педагогической целостности, детской коллективной самодеятельности и самоорганизации. Коллективная перспектива как метод представляет собой отдаленную во времени цель, порождающую стремления и добровольную увлекательную деятельность коллектива. Она бывает близкой, средней и дальней, характеризуется педагогической целесообразностью и романтичностью. При выборе перспективы учитываются особенности детского возраста, ее способность удовлетворить коллективные и личные потребности и интересы детей. Реализация перспектив дает педагогу информацию о состоянии духа и настроениях ребят, их стремлениях, интересах, мечтах, об уровне и качестве их общественно-ценных ориентации. Коллективная игра как метод воспитания способствует организации жизни и деятельности детей путем вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают детским потребностям, интересам и добровольным стремлениям, обогащают нравственный опыт школьников, развивают эстетическое отношение к действительности. Игровая деятельность, свободное проявление сущностных сил детей в игровом творчестве дают педагогу возможность увидеть проявление их индивидуальности и способностей. В игре обнаруживается активность, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм одних ребят и пассивность, индивидуализм, конформизм – других. Коллективные единые требования как метод организации и самоорганизации детской жизни являются формой педагогического выражения общественных норм поведения. Они способствуют вовлечению школьников в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. У учащихся формируются организованность, привычки культурного, эстетического поведения. В процессе реализации единых требований педагог получает четкие представления о состоянии сознательной дисциплины школьников, их умении самостоятельно устанавливать порядок. Коллективное самоуправление школьников – метод доступной детям самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива. Участие детей в самоуправлении укрепляет их веру в свои силы, создает условия для разрешения любого вопроса, проблемы, конфликта. Ученическое самоуправление представляет педагогу возможность сквозь призму реальных поступков детей установить степень сформированности у них важнейших для обновляющегося общества гражданских качеств. Коллективное самообслуживание является методом развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию личных бытовых нужд, потребностей близких людей, коллектива. Оно охватывает школьный и домашний быт, организацию учебных занятий в лаборатории, кружках, секциях, во время походов и экскурсий. В ходе самообслуживания педагог узнает о степени сформированности у школьников трудовых навыков, эстетических вкусах ребят, их организаторских умениях. Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия Каждый метод второй группы, из исходного, разового делового и нравственно-психологического контакта, постепенно расширяется и превращается в способ повседневного взаимодействия и общения. Общая функция и тенденция развития методов взаимодействия в том, чтобы от исходных педагогических способов отношений перейти к всеобъемлющей гуманистической системе сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи, сопереживания, взаимной требовательности. Система этих отношений и является питательной средой формирования подлинно человеческой сущности детской личности. Метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания) постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей. Уважение формирует доброжелательный, эстетически привлекательный тон и стиль отношений, оптимистическую, мажорную нравственную атмосферу в коллективе. В диагностическом плане развитие уважения в общении обнаруживает для педагога состояние уважительности школьников к людям, навыков и умений содержательного, культурного, эстетического поведения. Педагогическое требование как метод отношений постепенно перерастает во взаимную требовательность детей и педагогов, в их сознательную саморегуляцию. Требование используется для организации ведущих и обязательных видов детской деятельности, а также в сфере нравственно-эстетических отношений. В отношениях друг с другом дети используют такие формы требования как общественное поручение, задание, запрет, систематическая проверка и оценка исполнения, распоряжение органов самоуправления и его представителей. Убеждение трансформируется в сознательность детей и их убежденность. Убеждение широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Диагностическое значение метода убеждения в том, что его использование обнаруживает состояние способности детей самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды, активно убеждать своих товарищей, развивать в себе убежденность. Обсуждение разнообразных вопросов жизни – один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины. Оно дает возможность вырабатывать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям. Учащиеся в процессе обсуждения учатся культуре диалога, дискуссии, умению принимать согласованные решения. Понимание – также прием убеждения. Понимание педагогом чувств, переживаний, настроений, психических состояний детей создает особый психолого-педагогический климат взаиморасположения и симпатии, эффективности педагогического контакта. В результате утверждения взаимопонимания воспитатель узнает о душевных состояниях детей, их подлинном образе мыслей, степени духовной зрелости, настроениях и мотивах поведения. Доверие как прием убеждения – способ вовлечения детей в такую жизненную ситуацию, которая ставит их перед необходимостью совершения самостоятельного ответственного поступка, рационального поведения при отсутствии контроля со стороны взрослых. В ситуации доверия ребенок, исходя из сознания собственного человеческого достоинства, опираясь на свои физические и духовные силы, стремится проявить все лучшее в своей личности. Особую воспитательную силу и ценность имеет доверие, оказываемое детям в критических и экстремальных ситуациях, когда от проявленного мужества, самоотверженности ребят зависит спасение людей, материальных ценностей. Побуждение как прием убеждения заключается в стимулировании детей к активной деятельности и творчеству. Побуждение обнаруживает в ребенке запас естественных внутренних сил и стимулов жизнедеятельности, помогает педагогу понять направленность детской личности. Внешнее педагогическое побуждение постепенно переходит во внутреннюю способность школьников к самопобуждению. Сочувствие как прием убеждения – способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживания ребенком успехов и радостей, а также постигших его неудач, неприятностей или горя. Сочувствие развивает у детей сопереживание и сострадание, формирует в отношениях человечность, искренность, доброту. Сочувствие позволяет педагогу глубже изучить эмоциональные реакции детей, степень развития у них гуманных чувств и милосердия. Предостережение как прием убеждения – способ тактичного предупреждения, профилактики и торможения возможных безнравственных поступков, криминального поведения школьников. С помощью предостережения педагог привлекает внимание детей к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком. Отношение ребят к предостережению педагога проявляет степень развитости у них самоторможения, внутренней самодисциплины. Критика – форма метода убеждения, способ выявления и анализа недостатков, ошибок, просчетов в мышлении и поступках детей и педагогов. Критикой выражается негативное, нетерпимое отношение к безнравственному поведению и одновременно осуществляется побуждение личности к позитивному действию. Обоюдная тактичная критика детей и педагогов в деловых, нравственных отношениях формирует гражданское мужество, открытость, принципиальность, создает условия для своевременного устранения недостатков. Состояние критики в детской среде убедительно показывает педагогу степень гражданской зрелости коллектива и личности, выявляет уровень духовно-нравственной воспитанности. Конфликтные ситуации как метод воспитания заключаются в использовании в педагогических целях противоречий, возникающих в деловых и нравственных отношениях детей. Конфликты, их естественные негативные последствия в виде разобщенности, антипатии и агрессии заставляют коллектив активно искать способы их предотвращения. Самостоятельность школьников в преодолении противоречий воспитывает умение объективно разбираться в сложных переплетениях коллективных и личных отношений. Педагог активно вмешивается в разбор конфликтной ситуации в случае ее обострения в процессе преодоления ее детьми. Конфликты и способы их разрешения детьми ярко высвечивают для педагога состояние отношений в коллективе, нравственные черты отдельных ребят, их способность осуществлять жизнь на самодеятельных началах и преодолевать собственные трудности. Таким образом, методы и приемы повседневного общения, взаимодействия и взаимоотношений педагогов с детьми, детей между собой являются гибкими и эффективными способами многостороннего взаимодействия. Наряду с рассмотренными выше методами в арсенале творчески работающего педагога должны быть самостоятельно разработанные приемы. Третья группа: методы детской самодеятельности К третьей группе методов детской самодеятельности в первую очередь относятся способы самоорганизации духа, чувства и разума, воли и поведения. К этой группе методов относятся: самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение. Они обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования. Сущность метода самоанализа заключается в том, что по мере взросления и усиления интереса ребенка к самому себе он все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру, собственным поступкам, дает нравственную оценку желаниям и потребностям. Среди способов самоанализа важное место занимают: оценка своего конкретного поступка, формирование непредвзятого мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями, учителями. Самоанализ укрепляет верховенство разума над эмоциями, комплексами, инстинктами в поведении. Метод самокритики позволяет ребенку на основе самоанализа обрести способность не только размышлять, но и критически оценивать себя, свои отношения в обществе, природе, коллективе, в семье, с учителями. Критическая самооценка у ребят бывает эмоциональной, изменчивой, недостаточно объективной: у одних она практически отсутствует, вытесняет и глушится самомнением, гордыней, у других, напротив, преобладает самоуничижение, комплекс неполноценности. Подростки и юноши подвергают критическому осмыслению свое поведение и внутренний мир как с помощью внутреннего монолога (интроверты), так и в доверительных беседах с друзьями, в высказываниях о себе в кругу товарищей, на собраниях, диспутах (экстраверты). В результате самокритики совершается сложный духовный процесс приближения индивида к объективной самооценке. Назначение метода самопознания – превращение ребенка в субъект воспитания. В результате самоанализа и самокритики у ребят проявляется стремление к созданию цельного образа собственного «Я» у подростков, юношей и девушек самопознание способствует формированию жизненных планов, выбору профессии. Важным методом духовного самостановления человека является нравственное самоочищение. В душе ребенка как следствие самоанализа и самокритики, понимания несоответствия между должным и желаемым в поведении накапливаются угрызения совести, недовольство собой, тревожность и обеспокоенность. Назревает внутренний духовный, душевный кризис. Ребенок хочет начать новую жизнь, в душе его совершается самоочищение как важный и верный признак нарождающейся духовности. Самоанализ, самокритика, самопознание и самоочищение представляют собой главные слагаемые и механизмы духовно-нравст-венного самосовершенствования, формирующего внутренний мир человека. Все духовные процессы протекают в душе ребенка не изолированно, а в тесном единстве и органической взаимосвязи, что позволяет объединить рассмотренные методы и процессы в едином потоке самосовершенствования духа. Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы: · самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы, как самовоспитание, самообучение (и взаимообучение), венчающиеся самообразованием. · самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности. В их числе: самообладание, самоограничение, самоконтроль, самостимулирование, самоторможение в единстве с самонаказанием. Эти методы трансформируются в высокоразвитую индивидуально-личностную самодисциплину. Сущность метода самообладания состоит в способности самонаблюдения и контроля за внутренними интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами. В ребенке необходимо развивать умение даже в острой экстремальной ситуации не допускать верховенства страстей над доводами рассудка. Составной частью метода самообладания является самоограничение. Его сущность заключается в умении отказаться от личного удовольствия, удобства, наслаждения в пользу интересов дела или других людей. Самоограничение не может развиваться в ребенке как нравственное качество без систематического самоконтроля, напоминания самому себе о данных обещаниях, без борьбы с самооправданием, самообманом, отступничеством и предательством. Самоконтроль обеспечивает удержание себя в рамках, принятых и внутренне одобренных правил. На помощь самоконтролю нередко приходит такой способ обеспечения самообладания, как самостимулирование. Его суть заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное. Воспитанные ребята испытывают потребность и в самоторможении, самонаказании. Сущность самоторможения в том, чтобы в ситуации сильного соблазна или бездумного безнравственного действия найти в себе волю и мужество, вопреки психологии толпы, опасности подвергнуться презрению товарищей, остановить себя, запретить себе то, что делают другие. Самоторможение осуществляется как внутренний запрет, самоприказ, а также и как самонаказание, лишение себя удовольствия за проявленную слабость. В результате укрепляется воля, налаживается действенное внутреннее самоуправление. Методы самоорганизации воли и поведения обнаруживаются в детской личности в виде действенной самодисциплины, добросовестного отношения к делу, людям, самому себе. Самоорганизация духа, чувства и разума, воли и поведения вместе с методами организации коллектива, общественного взаимодействия и прикосновения педагога к личности ребенка активно формирует внутреннюю, духовно-нравственную личность, обладающую интеллектуальной свободой, свободой нравственного выбора и поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.008 с.) |