Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы воспитания по классификации ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
(А. М. Сидоркин, И. П. Иванов) Современный опыт показывает, что воспитательный процесс (как в конкретном учебном заведении, так и в «парном воспитании», где участвуют один педагог и один ученик) всегда протекает в рамках воспитательной системы и опосредуется ею. С учётом этого положения можно предложить подход, позволяющий выделить три группы методов по отношению к деятельности учащихся, их общению и компонентам воспитательной системы. Первую группу составляют методы изменения деятельности и общения – наиболее существенные в воспитании. К ним относятся методы воспитания: введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения. Введение новых видов деятельности и общения применяется, как правило, при создании нового детского коллектива (класса, школы, кружка и т. п.) и при необходимости перестройки, смены существующего воспитательного процесса. Кроме того, некоторые виды деятельности и общения по мере взросления школьников перестают соответствовать потребностям воспитанников и исчерпывают себя. У детей появляются новые интересы. Так, ролевые детские игры сменяются формами молодёжного досуга и др. Метод изменения содержания деятельности и предмета общения помогает педагогу совершенствовать воспитательную работу с учащимися. Многие проблемы воспитания возникают в результате несоответствия устаревшего содержания деятельности не только возросшим детским интересам, но и современное культурной ситуации в обществе. Обычно педагог выступает инициатором совершенствования форм деятельности и общения. Например, организация сводных отрядов, советов, коллективных творческих дел по коммунарской методике позволила повысить воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Один из наиболее эффективных методов воспитания – метод изменения смысла видов деятельности и общения, помогающий преодолеть ситуацию, когда деятельность перестаёт быть привлекательной для детей. На протяжении школьной жизни смысл учебной и внеурочной деятельности сменяется несколько раз: от стремления в первом классе играть роль ученика через самоутверждение в учебной и внеурочной деятельности – к осознанному самообразованию и самовоспитанию в старших классах. Задача педагога – помочь ребёнку в этом закономерном процессе приобрести новый смысл деятельности и общения в нужный момент, с тем, чтобы развитие личности шло в направлении самосовершенствования.
Ко второй группе относятся методы изменения отношений. Интегральные отношения (стиль жизни, социально-психологический климат коллектива и др.) изменяются через демонстрацию отношений, более притягательных для детей по сравнению с существующими (личный пример или пример коллектива; специально создаваемые воспитательные ситуации; средства сильного эмоционального воздействия, например, метод «взрыва» А. С. Макаренко, коммунарский сбор, ключевые общешкольные дела). Деловые отношения изменяются через разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива и др. Деловой атмосфере способствуют сменность детского актива, устойчивость коллектива, отсутствие чрезмерной педагогической опеки и др. Наиболее сложным является метод изменения неформальных межличностных отношений, который осуществляется с помощью традиционных методов воспитания – убеждения, внушения, беседы, а также метода воспитывающих ситуаций, направленных на изменение положения ребёнка в коллективе, повышение групповой сплочённости и единства коллектива, метода коллективного самоанализа и др. Большое значение имеют приёмы социально-психологического тренинга, психологической игры, обучающие деловые и организационно-деятельностные игры и др. Третья группа объединяет методы изменения компонентов воспитательной системы (коллективных целей, в т. ч. педагогических; представлений коллектива о самом себе и о своём месте в окружающем мире, об истории и перспективах дальнейшего развития). Педагоги могут влиять на эти компоненты, ставя перед учащимися новые цели, разъясняя смысл идей развития коллектива, стимулируя детскую фантазию, создавая новые традиции и т. д. Все три группы составляют целостное единство, взаимосвязаны и взаимодополняемы. Они помогают создавать условия для развития личности50.
Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека. В этой группе можно выделить три подгруппы. В первую входят следующие методы и приемы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и радость другим людям и себе: · увлечение радостной перспективой – ближней, средней, дальней; · увлечение добрым делом; · увлечение творческим поиском; · увлечение героическим; · увлечение прекрасным в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей; · увлечение необычным, таинственным, загадочным; · увлечение смешным, веселым (юмором); · товарищеское поощрение; · товарищеская похвала; · товарищеская награда. Ко второй группе методов и приемов относятся те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей: · товарищеское требование; · товарищеский контроль; · товарищеское напоминание; · товарищеская помощь; · товарищеское осуждение (его виды: товарищеское порицание словом, взглядом, мимикой, жестом; · товарищеская критика – развернутое обоснованное порицание; товарищеское наказание – лишение человека права на участие в общих действиях). К третьей подгруппе относятся те методы и приемы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности: · доверие к человеку; · товарищеское внушение; · обращение к человеку, как к товарищу, за помощью. Методы и приемы товарищеского приучения С помощью этих методов в упражнениях (т.е. повторяющихся действиях, происходящих в стабильных обстоятельствах) развиваются умения, навыки и привычки человека, действенная сторона его личности: · оптимальный режим жизни – осуществление жизненно важных функций в определенное время, в определенной последовательности, без ущерба друг для друга; · товарищеское творческое поручение; · творческая товарищеская игра; · товарищеское соревнование; · товарищеские традиции (традиции товарищеской заботы, традиции коллективной чести); · товарищеский личный пример. Особую роль в воспитании играет товарищеский личный пример как комплексный метод воспитательной заботы о других людях – заботы прямой, и, по преимуществу, скрытой. Товарищеский личный пример – это методы побуждения и приучения в их единстве. Методы и приемы товарищеского убеждения С помощью этих методов у человека развивается понимание важности, красоты тех или иных действий, формируются взгляды, убеждения, т.е. развивается познавательно-мировоззренческая сторона личности, сторона сознания: · короткое товарищеское разъяснение; · рассказ-размышление; · беседа-размышление; · убеждение на собственном опыте; · обсуждение собственного опыта и опыта других; · товарищеский спор.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.008 с.) |