Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами [11]). При развитии межполушарного взаимодействия происходит формирование всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи [13]. При развитии межполушарного взаимодействия дошкольников с ЗПР посредством кинезиологии, необходимо учитывать некоторые рекомендации: 1. Педагог должен показывать упражнения четко и последовательно. 2. Необходимо начинать с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным и требующим концентрации внимания. 3. Не стоит торопить ребёнка, он должен делать это с удовольствием. 4. Ускорять темп только после того, как движения становятся чёткими. 5. После того, как движения будут отработаны, необходимо предложить ребёнку самостоятельно произносить стихотворные тексты, сопровождая движения [19]. Для формирования или развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать такие кинезиологические упражнения с резинками: 1. Игра «Повтори за мной». Педагог надевает резинки на свои пальцы, дошкольник повторяет за ним. 2. Игра с резинкой «Перстенек». Надеваем и снимаем резинку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец. 3. Игра «Гибкая резиночка». Для этой игры используется резинка диаметром 4–5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Необходимо всеми пальцами передвигать резинку. Выполняется сначала одной рукой. Затем другой. Потом одновременно двумя. 4. Игра «Разноцветная пирамидка». Самодельная игра с резинками и коробкой из-под яиц. Цель игры: закрепление названий цветов, развитие мелкой моторики, развитие памяти и внимания. Оборудование и материалы: разноцветные резинки для волос, коробка из-под яиц, фломастеры, полоски бумаги. Ребёнок сам одевает цветные резинки для волос на имеющиеся возвышения в коробке из-под яиц, а потом самостоятельно рисует схему расположения резинок на бумаге. 5. Игра «Разноцветные ладошки». На листах нарисовать ладони, на них цветными карандашами – простые схемы одевания резинок на пальчики. Ребенок по схеме на своих пальчиках надевает и натягивает резинки. Игра способствует развитию логического мышления, памяти, внимания.
6. Игра «Веселые звуки, слоги, слова». Данная игра используется на этапе автоматизации звуков, слогов, слов. На большой палец и на указательный надеть резинку, тянуть ее, при этом произносится звук или слог, или слово. Необходимо использовать для более эффективного процесса автоматизации речевых единиц, разные положения резинки на пальцах: большой – средний, большой – безымянный, большой – мизинец. 7. Игра «Составляем рассказы». Данная игра используется для развития связной речи. Оборудование: разделочная доска с прикрепленными в ней канцелярскими кнопками, резинки, картинки с изображением предметов, признаков, действий. Ребенок натягивает от одной кнопки до другой резинку. Около каждой кнопки лежит картинка. По картинкам составляется рассказ. 8. Упражнение «Ухо – нос». Левая рука – взяться за кончик носа, правая рука – взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот». 9. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе [13]. Работа по развитию межполушарного взаимодействия оказывает положительное влияние на развитие дошкольников с ЗПР. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии информированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Выводы по второй главе
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов, оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у дошкольника с ЗПР будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Использование кинезиологических игр на развитие межполушарного взаимодействия на коррекционно-развивающих занятиях у дошкольников с ЗПР является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ними. Дети с задержкой психического развития часто имеют трудности поведения и концентрации внимания, поэтому целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР происходит активное развитие мозговых структур, поэтому кинезиологические упражнения развивают работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-воспитательного процесса организации обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Решение этой проблемы включает в себя улучшение методов и способов обучения, поиск новых, более эффективных способов обучения, универсальные учебные действия, которые принимают во внимание навыки детей и условия, в которых проходит их образовательная деятельность. Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений широко раскрыты в трудах А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, однако, следует отметить, что еще древняя философская система (Конфунций), учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии. Нарушения взаимодействия полушарий характерны для детей с задержкой психического развития, прежде всего, это проявляется в общей незрелости, низкой познавательной активности, которая касается всех видов деятельности, а также дефицит психических функций, особенности развития речи. У значительной части детей с ЗПР наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в ориентировании во времени и пространстве, также часто может отмечаться недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Все это нейрофизиологическая работа тела, которую отражает кинезиология. Именно при помощи кинезиологических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной.
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном мире. Главным вопросом в постановке проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР есть – укрепление межполушарного взаимодействия, что является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей – от 3 до 9 лет, так как в этот период кора больших полушарий еще полностью не сформирована, в связи с чем, в таком возрасте крайне важно развивать память, восприятие, мышление, внимание. Кинезиологические упражнения на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками с ЗПР позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является фундаментом развития интеллекта. В современном мире кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности детей с ЗПР и корректировать проблемы в различных областях их психики. Наиболее благоприятный период для интеллектуального развития – это тогда, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, поэтому очень важны такие упражнения именно в дошкольном возрасте. Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. Что касается функциональной асимметрии полушарий, то это свойство мозга, которое отражает различие в распределении нервно – психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов, а функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.
Под влиянием кинезиологических упражнений в организме детей с ЗПР происходят положительные структурные изменения, при этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Кинезиологические упражнения на коррекционно-развивающих занятиях работают на положительную динамику у дошкольников с ЗПР, так как, такие упражнения повышают стрессоустойчивость детей, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс учения письма и чтения, повышается способность концентрации, происходит понижение тревожности. Для того, чтобы в процессе коррекционно-развивающих занятий у дошкольников с ЗПР был достигнут положительный результат, необходимо соблюдать важные требования использования таких упражнений. Так, для начала педагог самостоятельно должен освоить все упражнений до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма, а уже после этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия. Для того, чтобы выполнить кинезиологические упражнения, необходима осмысленность и высокий уровень саморегуляции, так как процесс осуществления нужных движений и качественное их выполнение возможно лишь при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервные возможности мозга. Учитывая все вышеперечисленные особенности, а также знания о том, что недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в будущей школе, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, мы пришли к выводу о том, что необходимость использования в коррекционно – образовательном процессе кинезиологических упражнений среди детей дошкольного возраста с задержкой психического развития крайне важна.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.012 с.) |