![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражненийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами [11]). При развитии межполушарного взаимодействия происходит формирование всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи [13]. При развитии межполушарного взаимодействия дошкольников с ЗПР посредством кинезиологии, необходимо учитывать некоторые рекомендации: 1. Педагог должен показывать упражнения четко и последовательно. 2. Необходимо начинать с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным и требующим концентрации внимания. 3. Не стоит торопить ребёнка, он должен делать это с удовольствием. 4. Ускорять темп только после того, как движения становятся чёткими. 5. После того, как движения будут отработаны, необходимо предложить ребёнку самостоятельно произносить стихотворные тексты, сопровождая движения [19]. Для формирования или развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать такие кинезиологические упражнения с резинками: 1. Игра «Повтори за мной». Педагог надевает резинки на свои пальцы, дошкольник повторяет за ним. 2. Игра с резинкой «Перстенек». Надеваем и снимаем резинку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец. 3. Игра «Гибкая резиночка». Для этой игры используется резинка диаметром 4–5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Необходимо всеми пальцами передвигать резинку. Выполняется сначала одной рукой. Затем другой. Потом одновременно двумя. 4. Игра «Разноцветная пирамидка». Самодельная игра с резинками и коробкой из-под яиц. Цель игры: закрепление названий цветов, развитие мелкой моторики, развитие памяти и внимания. Оборудование и материалы: разноцветные резинки для волос, коробка из-под яиц, фломастеры, полоски бумаги. Ребёнок сам одевает цветные резинки для волос на имеющиеся возвышения в коробке из-под яиц, а потом самостоятельно рисует схему расположения резинок на бумаге. 5. Игра «Разноцветные ладошки». На листах нарисовать ладони, на них цветными карандашами – простые схемы одевания резинок на пальчики. Ребенок по схеме на своих пальчиках надевает и натягивает резинки. Игра способствует развитию логического мышления, памяти, внимания.
6. Игра «Веселые звуки, слоги, слова». Данная игра используется на этапе автоматизации звуков, слогов, слов. На большой палец и на указательный надеть резинку, тянуть ее, при этом произносится звук или слог, или слово. Необходимо использовать для более эффективного процесса автоматизации речевых единиц, разные положения резинки на пальцах: большой – средний, большой – безымянный, большой – мизинец. 7. Игра «Составляем рассказы». Данная игра используется для развития связной речи. Оборудование: разделочная доска с прикрепленными в ней канцелярскими кнопками, резинки, картинки с изображением предметов, признаков, действий. Ребенок натягивает от одной кнопки до другой резинку. Около каждой кнопки лежит картинка. По картинкам составляется рассказ. 8. Упражнение «Ухо – нос». Левая рука – взяться за кончик носа, правая рука – взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот». 9. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе [13]. Работа по развитию межполушарного взаимодействия оказывает положительное влияние на развитие дошкольников с ЗПР. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии информированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Выводы по второй главе Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов, оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у дошкольника с ЗПР будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Использование кинезиологических игр на развитие межполушарного взаимодействия на коррекционно-развивающих занятиях у дошкольников с ЗПР является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ними. Дети с задержкой психического развития часто имеют трудности поведения и концентрации внимания, поэтому целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР происходит активное развитие мозговых структур, поэтому кинезиологические упражнения развивают работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-воспитательного процесса организации обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Решение этой проблемы включает в себя улучшение методов и способов обучения, поиск новых, более эффективных способов обучения, универсальные учебные действия, которые принимают во внимание навыки детей и условия, в которых проходит их образовательная деятельность. Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений широко раскрыты в трудах А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, однако, следует отметить, что еще древняя философская система (Конфунций), учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии. Нарушения взаимодействия полушарий характерны для детей с задержкой психического развития, прежде всего, это проявляется в общей незрелости, низкой познавательной активности, которая касается всех видов деятельности, а также дефицит психических функций, особенности развития речи. У значительной части детей с ЗПР наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в ориентировании во времени и пространстве, также часто может отмечаться недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Все это нейрофизиологическая работа тела, которую отражает кинезиология. Именно при помощи кинезиологических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном мире. Главным вопросом в постановке проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР есть – укрепление межполушарного взаимодействия, что является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей – от 3 до 9 лет, так как в этот период кора больших полушарий еще полностью не сформирована, в связи с чем, в таком возрасте крайне важно развивать память, восприятие, мышление, внимание. Кинезиологические упражнения на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками с ЗПР позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является фундаментом развития интеллекта. В современном мире кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности детей с ЗПР и корректировать проблемы в различных областях их психики. Наиболее благоприятный период для интеллектуального развития – это тогда, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, поэтому очень важны такие упражнения именно в дошкольном возрасте. Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. Что касается функциональной асимметрии полушарий, то это свойство мозга, которое отражает различие в распределении нервно – психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов, а функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме детей с ЗПР происходят положительные структурные изменения, при этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения.
Кинезиологические упражнения на коррекционно-развивающих занятиях работают на положительную динамику у дошкольников с ЗПР, так как, такие упражнения повышают стрессоустойчивость детей, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс учения письма и чтения, повышается способность концентрации, происходит понижение тревожности. Для того, чтобы в процессе коррекционно-развивающих занятий у дошкольников с ЗПР был достигнут положительный результат, необходимо соблюдать важные требования использования таких упражнений. Так, для начала педагог самостоятельно должен освоить все упражнений до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма, а уже после этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия. Для того, чтобы выполнить кинезиологические упражнения, необходима осмысленность и высокий уровень саморегуляции, так как процесс осуществления нужных движений и качественное их выполнение возможно лишь при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервные возможности мозга. Учитывая все вышеперечисленные особенности, а также знания о том, что недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в будущей школе, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, мы пришли к выводу о том, что необходимость использования в коррекционно – образовательном процессе кинезиологических упражнений среди детей дошкольного возраста с задержкой психического развития крайне важна.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.68.92 (0.014 с.) |