Анализ общей и специальной психолого – педагогической литературы по проблеме исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ общей и специальной психолого – педагогической литературы по проблеме исследования



Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном мире, поэтому в настоящее время она разрабатывается разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и нейропсихологией. Определенные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке.

Главным вопросом в постановке проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР есть – укрепление межполушарного взаимодействия, что является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития. Это связано с тем, что полушарная асимметрия мозга позволяет любому человеку, не важно какого он возраста, быть существом разумным и выполнять те функции, которые отличают его от других живых существ, - иметь речь, культуру, производство, прямохождение. От того, как взаимодействуют полушария между собой, и от их слаженной работы зависит психическое и физическое развитие человека, его здоровье, поведение [13].

Кинезиология – это наука о развитии мозга через движение. Это перспективное научное направление, в котором синтезируются знания и методы из многих отраслей науки, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует из философских систем древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей [4].

Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребёнка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

Автор А.Н. Леонтьев полагал, что под определенным воздействием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, следует отметить, что чем интенсивнее будет нагрузка, тем лучше будет результат [11].

Педагогом И. Г. Песталоцци была выявлена некая связь между духовным и физическим развитием детей с ЗПР, в свое время, он также выделял тот факт, что духовное воспитание занимает особую роль в жизни ребенка, так как духовное воспитание несет в себе также телесные силы. Отсюда, следует, что телесное воспитание влияет на становление духовной и нравственной личности, включая обе такие стороны – это приводит к гармоничному состоянию [14].

Кинезиология в современном мире опирается на труды
Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова, которые раскрывали данные о влияния движений и мышечной деятельности на поведение, мыслительные процессы и психику в целом.

Основным методологическим принципом кинезиологии является:

Постулат И. П. Павлова о том, что процессы, происходящие в коре головного мозга, являются физиологической основой – всей психической деятельности человека, важным здесь есть психические процессы, которые составляют основу формирования мышления, поведения и деятельности и относящихся не к области врожденных, а развиваемых при жизни [3].

Не менее важным постулатом кинезиологии есть теория уровней построения движения Н.А. Бернштейна, где за уровни приняты морфологические «слои» ЦНС [7]. Предметом исследования кинезиологии есть влияние двигательных действий на физиологические системы организма человека, сама кинезиология направлена на выявление и устранение нарушений, возникающих между: мышцами, меридианами и отдельными органами.

В настоящее время дети с умственной отсталостью встречаются еще чаще, наряду с интеллектуальными нарушениями проблема исправления их проблем эмоционально-волевого развития не менее актуальна для специалистов, работающих в системе специального образования. Нарушение по типу задержанного психического развития запускает механизм возникновения качественного своеобразия в развитии ребенка, проявляющегося и в личностных особенностях и межличностном взаимодействии, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте, на этапе подготовки к обучению в школе.

В настоящее время кинезиология является не только важным инструментом, но и одной из самых экологичных отраслей медицины, психологии, физической культуры и педагогики, при этом используя, безопасность, точность, мягкость, индивидуальный подход, профилактика.

Важная связь между интеллектом, чувствами и телом, которая помогает ученику положительнее и легче усваивать информацию, при этом успешно усваивать самые сложные задачи, как интеллектуальные, так и прочие, является самой главной задачей образовательной кинезиологии.

Как уже отмечалось выше, кинезиология важна для развития детей с ЗПР, однако, стоит отметить, что именно она помогает расширить уровень интеллекта детям с ЗПР, а также помогает восстановить полноценную речь таким детям. Не менее важным здесь есть тот факт, что кинезиология помогает сильно уменьшить нагрузку на организм ребенка с ЗПР, развивать его интеллект при условии, что с детьми занимается должный специалист.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей – от 3 до 9 лет, так как в этот период кора больших полушарий еще полностью не сформирована, в связи с чем, в таком возрасте крайне важно развивать память, восприятие, мышление, внимание. Бывают случаи, когда родители или педагог, вместо психологического развития ребенка, занимаются его информационным развитием, то есть преждевременные занятия математикой, языками, а в результате можно получить минимальную мозговую дисфункцию (один участок мозга развивается быстрее за счет другого), что является опасным для будущего ребенка, так как это может послужить к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере [10].

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что такой инструмент для работы с детьми с ЗПР, как кинезиология, весьма актуальна в современном мире как никогда, потому, что мы живем в то время, когда стресс, напряжение и непредсказуемые ситуации встречаются ежедневно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.007 с.)