Понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия



Для того, чтобы понимать суть кинезиологических упражнений, в первую очередь, необходимо определить понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое.

Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, которое отражает различие в распределении нервно – психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов, а функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики [3].

Головной мозг является высшей частью центральной нервной системы (ЦНС), регулирует деятельность внутренних органов организма и обеспечивает координацию высших психических функций, это касается языка, памяти, мышления, восприятия. Это не все тело. Мозг делится на правое и левое полушария, которые связаны мозолистым телом. Ранее предполагалось, что половинки мозга взаимодействуют друг с другом и выполняют аналогичные функции. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Левое полушарие контролирует двигательную активность и чувствительность правой половины тела, правое полушарие – левой половины тела. Так как зачастую ведущим полушарием является левое, преобладающее большинство людей являются правшами с левополушарным мышлением. Левшей насчитывается менее 9 %. Однако, несмотря на контроль моторных функций правым полушарием, у 60% левшей высшими психическими функциями управляет левое полушарие [9].

Функциональная асимметрия между полушариями основана на различиях в типе мышления. Общепринято, что правое полушарие отвечает за абстрактное логическое мышление, а левое – за форму пространства. Распределение доминирующего полушария индивидуально.

Основные функции левого полушария связаны с эволюцией человека и специализацией самого человеческого мозга, во всем мире преобладают люди с мышлением в левом полушарии и амбидекстерами – люди, в которых оба полушария одинаково ответственны за выполнение высших психических функций.

Таблица 1.2.1

Функции левого и правого полушарий представлены на таблице 1.2.1

Левое полушарие Правое полушарие
Речь Оценка неречевых звуков, музыкальные способности
Аналитическое, абстрактное мышление Эмоциональная окраска речи  
Последовательное восприятие Пространственная ориентация
Последовательную обработку информации Обработка невербальной информации  
Восприятие времени Воображение (фантазии, мечты, художественные способности)  
Идентификация и нахождение сходства предметов Восприятие зрительных объектов  

 

Межполушарная асимметрия мозга, понимаемая как различная по природе и имеющая различие в важности участия правого или левого полушарий в реализации психических функций, является не глобальной, а частичной. В разных системах характер функциональной асимметрии может быть разным. Как известно, различают моторную, сенсорную и «психическую» асимметрии и каждая из них подразделяется на множество типов.

Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной).

Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

В настоящее время описаны такие виды взаимодействия полушарий:

1. Сотрудничество – распределение нагрузки между полушариями.

2. Компарация – сравнение информации, полученной разными полушариями.

3. Метаконтроль – контроль не всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию, суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, возбуждение и торможение.

В норме, возможно, передача зрительной информации из правого полушария в левое полушарие происходит хуже, чем в обратном направлении.

В целом выделяют 32 типа функциональной организации мозга, однако, если смягчить схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, можно выделить три основных типа организации мозга.

1. Левополушарный тип. В случае если преобладает левое полушарие у ребенка проявляется склонность к обобщению и абстрагированию и словесно-логический характер познавательных процессов. В данном случае, полушарие определяется словами, символами, а также отвечает за письмо, важно отметить, что поступившая информация в левое полушарие, - воспринимается медленно, целенаправленно.

2. Правополушарный тип. Такой тип определяет склонность к творческим способностям, а его функцио­нирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

3. Равнополушарный тип. Такой тип определяется отсутствием ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления, а также существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности.

Врожденные данные – это лишь начальные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов и прежде всего в семье, поэтому интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое, при активизации левого полушария правое полушарие быстрее вовлекается в работу.

 

Выводы по первой главе

Кинезиология является научным направлением, которое синтезирует в себе новые знания и методы из различных отраслей наук, главными из которых являются: медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и так далее. Иными словами,
кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, данное направление существует уже 2000 лет во всем мире и пользуется большой популярностью.

Главным вопросом в постановке проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР есть – укрепление межполушарного взаимодействия, что является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития. Это связано с тем, что полушарная асимметрия мозга позволяет любому человеку, не важно какого он возраста, быть существом разумным и выполнять те функции, которые отличают его от других живых существ, - иметь речь, культуру, производство, прямохождение. От того, как взаимодействуют полушария между собой, и от их слаженной работы зависит психическое и физическое развитие человека, его здоровье, поведение

Кинезиология включает в себя упражнения, позволяющие развивать ребенка во всех направлениях, такой метод развивает у детей с ЗПР как левое, так и правое полушарие. В результате развития левого и правого полушарий, происходит:

– улучшение памяти, внимания и речи;

– снижение утомляемости;

– повышение способности к произвольному контролю;

– повышение работоспособности;

– активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организме детей с ЗПР происходят положительные структурные изменения, при этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Такой вид работы помогает выявить скрытые способности ребенка с ЗПР и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)