Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проф. Русановского В.А. и проф. Гусаровой Л.Ф.

Поиск

Саратов

ИЦ «Наука»

2015

ББК 01.я7

С 23

Авторский коллектив: проф., д.э.н Русановский В.А; проф., д.э.н Бабайцева И.К.; проф., д.э.н Гусарова Л.Ф.; проф., д.э.н Сытник А.А.; проф., д.э.н Латков А.В.; проф., д.э.н Барашов Н.Г.; доц., к.э.н Данилова Н.Ф.; доц., к.э.н Лахнова Т.В.;. доц. к.э.н Водяненко О.И, доц., к.э.н. Панков Н.В.

С 23 Сборника задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / проф., д.э.н Русановский В.А; проф., д.э.н Бабайцева И.К.; проф., д.э.н Гусарова Л.Ф.; проф., д.э.н Сытник А.А.; проф., д.э.н Латков А.В.; проф., д.э.н Барашов Н.Г.; доц., к.э.н Данилова Н.Ф.; доц., к.э.н Лахнова Т.В.;.доц., к.э.н Водяненко О.И доц., к.э.н. Панков Н.В. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-136 с.

ISBN

Рецензенты:

 

доктор экономических наук, профессор Долгий В.И.

доктор экономических наук, профессор Суханова И.Ф.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

 ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

 

Сборник задач состоит из двух разделов: «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Для хорошего усвоения и прочного закрепления изучаемого материала в издании имеется большое количество задач и ситуационных заданий с полным или частичным решением. Эти задачи могут использоваться в учебном процессе для текущей и итоговой проверки знаний по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика.

Сборник задач содержит задачи трех уровней сложности и предназначен для студентов бакалавриата, магистрантов, а также может использоваться в системе дистанционного и послевузовского образования.

 

ISBN

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика» предназначено для студентов бакалавриата и магистрантратуры, изучающих курс Экономическая теория: микроэкономика и макроэкономика. Пособие представляет собой сборник задач по темам курса согласно программе. Решение представленных задач, их анализ на практических занятиях позволит не только проверить знания студентов в области экономической теории, но и поможет более глубоко изучить ее основные категории и положения, развить навыки аналитической работы в сфере экономики.

Особое внимание заслуживает использование по ходу постановки задач графического метода анализа, что позволяет достичь определенной наглядности и простоты изучения предлагаемого материала, облегчает его усвояемость.

В пособии представлены задачи по 9 темам по микроэкономике и по 7 темам по макроэкономике. Каждая тема включает разное количество задач в зависимости от уровня сложности. Из трех уровней сложности, первый и второй (более трудный второй), предназначены для студентов бакалавриата, а третий уровень (самый сложный)- для студентов магистратуры.

В ходе решения задач студенты должны не только проводить самостоятельный экономический анализ, но и использовать собственный опыт, а также исследовать различные хозяйственные ситуации. При этом на практических занятиях преподаватель должен оценивать степень усвоения студентами теоретического материала, применения знаний при обосновании выбранного хода решения задачи, стремление студента размышлять, анализировать, комментировать и использовать имеющиеся теоретические знания. В конце каждой задачи предложено ее решение.

Главной задачей сборника задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика является оказание помощи студента в познании экономических процессов, умении применить теоретические знания на практике.

 

 


____________________________Т Е М А 1_____________________________

КАТЕГОРИИ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА

Первый уровень

Задача 1. Для окраски летнего дачного домика Вам потребуется 50 банок краски. У Вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется не­окрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?

Решение. Полезностью для Вас обладает толькокомплект, т. е. набор банок, состоящий именно из 50 штук в данном случае. 1,2,3, или 49 банок будут для Вас одинаково бесполезны, так же, как и костюм без одного рукава.

 

Задача 2. Ценность современных денег определяется:

а) их золотым содержанием;

б) уровнем цен;

в) абсолютной ликвидностью;

г) количеством денег, находящихся в обращении;

д) золотым запасом страны.

Дайте правильный ответ

Решение. Ценность современных денег определяется количеством денег, находящихся в обращении;

Задача 3. Каждое из трех натуральных хозяйств производит для собственных нужд 50 пар обуви, 100 м. ткани и 5000 кг. зерна. С разделением труда и взаимным обменом первое хозяйство занялось исключительно пошивом обуви, второе – ткацким делом, третье – выращиванием зерна. Определите сколько обуви, ткани и зерна стали производить эти хозяйства, если общий объем обуви составил 150%, ткани и зерна по 120%.

Решение. До разделения труда все хозяйства производили 150 пар обуви (50×3), 300 м. ткани (100×3) и 15000 кг зерна (5000×3). Для того чтобы определить сколько стали производить хозяйства благодаря разделению труда переведем проценты в коэффициенты 150 % =1,5, 120% =1,2. Таким образом, обуви стали производить 150×1,5=225 пар, ткани 300×1,2=360 м., зерна 15000×1,2=18000 кг.

 

Задача 4. Муж, жена и сын приехали на дачу собрать яблоки и посадить цветы. Поработать на участке они могут только 6 часов. Отец собирает 8 кг яблок в час, жена – 7 кг/час, сын – 5 кг/час. С посадкой цветов жена справляется за 4 часа, сын – за 7 часов, муж – за 6 часов. Как семье распределить работу, чтобы собрать как можно больше яблок, с обязательным условием успеть посадить цветы? Сколько яблок будет собрано?

Решение. У жены альтернативная стоимость сбора 1 кг яблок наибольшая среди всех членов семьи. Таким образом, жена имеет сравнительное преимущество в посадке цветов на клумбы. Чтобы семья собрала наибольшее количество яблок, именно жена должна заняться посадкой цветов. Потратив на эту работу 4 часа, оставшиеся 2 часа жена будет собирать яблоки. Таким образом, яблок будет собрано: жена: 2 часа × 7 кг. = 14 кг.; муж: 6 × 8 = 48 кг.; сын: 6 × 5 = 30 кг. Всего семья соберет: 14 + 48 + 30 = 92 кг яблок.

Задача 5. За 8 часов рабочего дня, 30 работников предприятия производили 2000 деталей. После установки на предприятии конвейера, что потребовало коренных изменений в разделении труда в рамках предприятия, потребовалось дополнительно нанять еще 20 рабочих и объем производства возрос до 8000 деталей. Рассчитайте, на сколько изменилась производительность труда одного работника.

Решение. Производительность труда 1 работника можно посчитать по формуле П=(К/ч)/P, где П – производительность, К- количество произведенной продукции, ч – время, P-количество работников предприятия, т.о. первоначальная производительность 1 работника (2000:8):30=8,3 деталей/ч., после установки конвейера производительность 1 работника составила (8000:8):50=20 деталей/ч. Таким образом после установки конвейера производительность труда 1 работника возросла в 2,4 раза (20:8.3).

Задача 6. Рабочий день составляет 8 часов, норма прибавочной стоимости (m,) – 100%. Чему будет равна норма прибавочной стоимости, если стоимость предметов потребления в результате роста производительности общественного труда понизилась вдвое?

Решение. При норме прибавочной стоимости 100% необходимое и прибавочное рабочее время равны и составляют каждое 4 часа. При снижении общественной стоимости предметов потребления в два раза, необходимое рабочее время составит 2 часа (4:2), а прибавочное – 6 часов (8-2). Следовательно, m,=m/V∙100%=6:2∙100%=300%.

 

Задача 7. На швейной фабрике производится 60 тыс. платков в год. Цена одного платка 9 руб. В результате совершенствования производства на данной фабрике удалось снизить стоимость одного платка до 6 руб. При этом объем выпуска платков остался без изменения. Определите массу избыточной прибавочной стоимости.

Решение. Цена одного платка представляет собой денежное выражение общественной стоимости, т.е. 9 руб. Избыточная прибавочная стоимость представляет собой разницу между общественной и индивидуальной стоимостью товара. Следовательно, избыточная прибавочная стоимость, получаемая от реализации одного платка, составит 3 руб. (9-6). Вся масса избыточной прибавочной стоимости от реализации 60 тыс. платков составит 180 тыс. руб. (3×60000).

 

Второй уровень.

Задача 8. Стоимость рабочей силы (V) составляет 1000 руб. в день. За час рабочий создает новой стоимости на 400 руб. В течение восьмичасового рабочего дня расходуются средства производства (С) на 4000 руб. Стоимость продукта, созданного за рабочий день и величина прибавочной стоимости соответственно составит:

Решение. Стоимость продукта исчисляется по формуле W=C+ V+ m, где m – прибавочная стоимость. Из условия задачи можно рассчитать величину вновь созданной стоимости: 400×8=3200 руб., а прибавочная стоимость – 2200 руб.(400×8-1000). Следовательно, W = 4000+1000 + 2200 = 7200 (руб.).

Задача 9. Если годовые издержки постоянного капитала предприятия составляют 160 тыс. руб., а переменного капитала – 40 тыс. руб., средняя норма прибыли равна 15%, то цена производства данного предприятия составит:

Решение. Цена производства исчисляется как сумма издержек производства и средней прибыли: Цпр = (С+ V) + Рср., где (C+V) – издержки производства; Рср. – средняя прибыль. Средняя норма прибыли, получаемая предприятием, исчисляется как . Следовательно, капитал в размере 200 тыс. руб. (160+40) приносит среднюю прибыль равную 30 тыс. руб. (0.15×200). Т.о. Цпр = (160 + 40)+(30)=230 тыс.руб.

 

Третий уровень

Задача 10. Если исходить из принципа поэлементной оценки предельной полезности, то рыночная цена кирпичного дома на основе использования принципа предельной полезности составит:

 

 

Потребительские свойства

Блага, тыс. pуб.

Палатка Хижина Бревенчатый дом Кирпичный дом
Защита от непогоды 1 5 20 40
Способность сохранять тепло   2 14 140
Наличие водоснабжения     10 100
Комфорт и другие удобства       180

Решение. Предельная полезность кирпичного дома на основе поэлементных рыночных предельных оценок складывается из защиты от непогоды (1 тыс. руб.), способности сохранять тепло (2 тыс. руб.), наличия водоснабжения (10 тыс. руб.), комфорта и других удобств (180 тыс. руб.). В итоге рыночная цена кирпичного дома, на основе использования принципа предельной полезности элементов блага, составит 193 тыс. руб.

Задача 11. Пенсионер Федор Михайлович полагает, что ему одинаково полезно еженедельно выпивать как 12 стаканов молока и 6 стакана кефира, так и 8 стаканов молока и 7 стакана кефира. Чему в этом случае равна предельная норма замещения молока кефиром?

Решение. Предельная норма замещения представляет собой то количество одного товара Y (кефира), которое потребитель готов заменить единицей другого товара X (молоком): . Если сокращение потребления кефира (К) на один стакан (с 7 до 6 стаканов) приведет к увеличению потребления молока (М) на четыре стакана (с 8 до 12 стаканов), то MRS=∆K/∆M= ¼, 1 стакан молока может заменить 1/4 стакана кефира. Следовательно, предельная норма замещения кефира на молоко равна 1/4.

Задача 12. Цена товара Х составляет 8 руб. Цена товара У составляет 4 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара У в 80 ютил. и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х и У, тогда он должен принять предельную полезность товара Х за:

Решение. Соотношение цен товаров равно соотношению их предельных полезностей: Mux / Muy = Px / Py. Поэтому Mux = Muy × (Px : Py) = 80× (8:4) = 160 (ютил).

 

Задача 13. Предположим, что потребитель имеет доход в 120 руб. Цена товара А равна 4 руб., а цена товара В – 2 руб. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

Решение. Следует исходить из условия бюджетного ограничения:

Ра×А + Рв×В = Y.

Таким образом, 4×20 + 2×20 = 120.

 

Задача 14.  Предприятие «Салют» производит игрушки, которые продает на совершенно конкурентном рынке по 5 у.е. за единицу товара. Производственная функция задана уравнением: Q = 30L - 0,5 L 2 где Q — количество игрушек в месяц; L — количество работников.

Выполнить следующие задания:

а) написать формулу для расчета стоимости предельного продукта труда на данной фирме;

б) определить, сколько работников наймет фирма, если текущая ставка заработной платы составляет 50 у. е. в месяц.

Решение:

а) возьмем производную от производственной функции по L и, умножив ее на цену одной единицы продукции, получим функцию спроса на труд W= (30 - L) × 5;

б) приравняем в формуле предельный продукт труда, который и есть функция спроса на труд, и заработную плату (30 - L) × 5 = 50, получим L = 20 чел.


 

____________________________Т Е М А 2_____________________________

СОБСТВЕННОСТЬ

Первый уровень

Задача 1. Опишите распределение полномочий (каких и между кем), возникающее при найме квартиры, используя подход А. Оноре.

Решение.

Правомочия Съемщик Владелец Муниципалитет
I. Право владения  2; Право пользования 3. Право управления 4. Право на доход 5. Право на капитальную стоимость 6. Право на безопасность 7;' Право на наследование 8. Бессрочность 9. Запрещение вредного использования 10. Ответственность в виде взыскания 11. Остаточный характер   + + + + + + + + + + +     +

 

Задача 2. «Сведенный к основной своей сути, институт собственности заключается в признании за каждым человеком права на исключительное распоряжение предметами, которые этот человек, мужчина или женщина, создал собственным трудом или получил, либо в дар, либо по справедливому соглашению без применения силы или обмана, от людей, создавших эту вещь» (Дж.С.Милль).

«Современный капиталистический хозяйственный строй—это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае, для него как отдельного индивида, раз и навсегда данными и неизменными. Индивид в той мере, в какой он входит в сложное переплетение рыночных отношений, вынужден подчиняться нормам капиталистического хозяйственного поведения…».(М.Вебер)

Детально рассмотрите представленные фрагменты и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Каково содержание категории частной собственности в рыночной экономике?

2. Является ли институт частной собственности непременным атрибутом рыночного хозяйства?

3. Каким образом частная собственность детерминирует экономическую обособленность товаропроизводителей в условиях рынка. 

Решение. Именно форма частной собственности в наибольшей степени адекватна категории экономической обособленности, без чего невозможно рыночное хозяйство (пункты 1—3).

Второй уровень

Задача 3. Опишите распределение правомочий, возникающих при трасте (доверительном управлении банком вашими средствами) используя подход А. Оноре.

Решение.

Правомочие Клиент Банк Государство
1. Право владения 2. Право пользования 3. Право распоряжения 4. Право на доход 5. Право на капитальную стоимость 6. Право на безопасность 7. Право на наследование 8. Бессрочность 9. Запрещение вредного использования 10. Ответственность в виде взыскания 11. Остаточный характер +     + + + + + + +     + + +       +

Третий уровень

Задача 4. В экономической теории принято различать юридические, реальные и моральные права (см., например, П. Хейне. Экономический образ мышления. М., 1991. С.363). Представьте себе огромную очередь в кассу за товаром повышенного спроса. Без очереди к кассиру пробиваются:

а) продавщица из соседнего отдела магазина;

б) пожилой мужчина с орденами на груди и удостоверением об инвалидности;

в) бабушка без всяких документов, оправдывающаяся плохим самочувствием.

На какие права рассчитывает каждый из этих людей? Будут ли они реализованы на практике.

Решение. а) — на реальные права, б) — на юридические права, в) — на моральные права. Что касается реализации этих прав, то, скорее всего, реализует свое «обычное» право продавщица, безусловно — инвалид, и полная неопределенность - у бабушки.

____________________________Т Е М А 3_____________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.008 с.)