Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление санитарных характеристик профессий
Одним из условий полноценного осуществления врачебно-профессиональной консультации является хорошее знание характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму работающих, содержатся в профессиограммах - санитарных характеристиках профессий. Составляются они по следующей схеме: 1. Название отрасли, профессии. 2. Последовательное описание трудового процесса и отдельных операций. 3. Характеристика применяемых материалов, оборудования и инструментов. 4. Характеристика рабочей позы. 5. Указание о наличии работы, включающей подъем и перенос тяжестей (масса, расстояние). 6. Указание о наличии требований к центральной нервной системе, отдельным анализаторам, статокинетической устойчивости, органам и функциональным системам, с учетом степени их напряженности. 7. Указание о возможности производственного травматизма. 8. Указание о возможности и уровнях воздействия производственных факторов. В составлении профессиограмм принимают участие врачи ЦГСЭН, врач подросткового кабинета, инженер по технике безопасности и охране труда. При составлении санитарной характеристики профессии необходим анализ документов - квалификационной характеристики, технологических карт, инструкций, перечней навыков и умений; литературы - учебников, руководств, методических пособий и разработок; опрос - экспертов - высоко успешных стажированных специалистов, руководителей, педагогов и инструкторов; описание и хронометраж профессиональной деятельности, кино - фотосъемка; изучение степени напряженности труда, выявление основных органов и систем, на которые приходится нагрузка, с помощью психофизиологических методик; анализ заболеваемости и травматизма, изучение причин аварий, нарушений технологического процесса, брака, ошибок. Использование перечней медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков Для осуществления врачебно-профессиональной консультации необходимо уметь пользоваться перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (приложение 8.5.1.). Эти перечни разработаны для профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка квалифицированных кадров в ПТУ и средних общеобразовательных школах, и представляют собой сборник медицинских противопоказаний по отдельным отраслям промышленности с учетом пола, возраста и форм производственной подготовки.
Каждый сборник состоит из следующих разделов: 1. "Методические указания к расписанию заболеваний и функциональных отклонений"- цель которых уточнить содержание некоторых статей расписания болезней для правильной постановки диагноза и решения вопроса о профессиональной пригодности. 2. "Перечень абсолютных медицинских противопоказаний", в который включены хронические заболевания в стадии декомпенсации, тяжелые последствия перенесенных заболеваний, отравлений и травм. 3. "Список профессий по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих в ПТУ", в котором для основных рабочих профессий указан пол принимаемых на обучение, срок обучения, уровень получаемой квалификации. 4. "Перечень относительных противопоказаний", в котором каждому заболеванию и функциональному отклонению соответствуют противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса и противопоказанные конкретные профессии отраслей промышленности этого сборника. В качестве примера приведем фрагмент перечня относительных медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям строительства, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Таким образом, графа 4 перечня относительных противопоказаний используется для решения вопроса о профотборе на конкретные профессии, а графа 3 для профконсультации, то есть для подбора групп рекомендуемых профессий.
Определение профессиональной пригодности по психофизиологическим критериям Помимо исследования и оценки состояния здоровья подростков необходимо и изучение у них уровня развития психофизиологических функций (приложение 8.5.2.). Успешное освоение профессии происходит в результате формирования рабочего динамического стереотипа - сложной рефлекторной системы, подчиняющейся общим законам формирования функциональных систем. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями (КПЗФ). Они разделяются на следующие группы: 1. Анализаторные: точность глазомера, цветовая, слуховая, обонятельная и тактильная чувствительность; мышечная точность. 2. Двигательные: мышечная сила и выносливость, быстрота реакции, скорость и точность движений; мышечная и физическая работоспособность, теппинг тест. 3. Аттенционно-мнемические: механическая, смысловая, оперативная память, способность к концентрации и переключению внимания. 4. Интеллектуальные - уровень развития вербального и невербального интеллекта, мышления. 5. Индивидуально-типологические свойства высшей нервной деятельности - сила, лабильность, подвижность и уравновешенность нервной системы. 6. Характерологические особенности личности выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и т.п. Уровни развития некоторых КПЗФ для рабочих профессий у подростков 15 лет представлены в приложении 8.5.3. Этапы разработки медико-физиологических критериев профессиональной пригодности и её определения у подростков При определении профессиональной пригодности по медико - физиологическим критериям выделяют следующие этапы: 1. Составление санитарной характеристики профессии (профессиограммы). 2. Выявление основных органов, систем органов и функциональных систем, на которые приходится нагрузка, выделение КПЗФ. 3. Выделение заболеваний и функциональных отклонений, являющихся противопоказанием для данной профессии. 4. Выбор адекватных методов и методик для клинического и лабораторного обследования и исследования КПЗФ. 5. Проверка правильности гипотезы: изучение изменения состояния органов и систем органов у лиц данной профессии, их профессиональной заболеваемости и травматизма, а также особенностей течения у них заболеваний. Изучение уровня развития КПЗФ у высокостажированных рабочих данной профессии и лиц других профессий. 6. Изучение уровня развития КПЗФ у подростков, приступающих косвоению данной профессии. Изучение особенностей клинических проявлений течения заболеваний у подростков. 7. Составление перечня медицинских противопоказаний для данной профессии.
8. Анализ данных с учетом успешности освоения подростками профессии и определение границ уровня развития КПЗФ, необходимых для успешного освоения профессии (составление психофизиологического портрета). 9. Медицинское и психофизиологическое обследование подростка. 10.Анализ состояния здоровья испытуемого с помощью перечня медицинских противопоказаний, сравнение уровня развития КПЗФ с психофизиологическим портретом испытуемого, расчет количественной вероятности освоения профессии. 11.Составление врачебно-профессионального заключения. 12.Рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий, развитию КПЗФ. Выделение основных органов и систем органов, на которые приходится нагрузка, производится на основе санитарной характеристики профессии с помощью общепринятых психофизиологических методик, применяемых в физиологии и гигиене труда, анализируется динамика показателей в течение смены, недели, месяца, а так же кроскорреляционная связь этих показателей и ее динамика. Исходя из результатов этих исследований и проводится выявление КПЗФ, заболеваний, функциональных отклонений, являющихся противопоказаниями к освоению профессии. Исследование этих функций должно проводиться безвредными для физического и психического здоровья испытуемых методами. Методики для их изучения должны быть валидными (то есть коррелировать с успешностью профессиональной деятельности), надежными (при повторных исследованиях должны получаться близкие результаты), пригодными для массовых исследований (быстрыми, простыми, дешевыми). При проверке правильности гипотезы следует обратить внимание на выделение группы высоко успешных рабочих. В профессиях, где нет прямых показателей производственной успешности - производительности труда (операторы, медицинские работники, технологи и т. д.), для выделения такой группы следует пользоваться мнением экспертов, в роли которых выступают мастера, начальники смен, цехов, старшие технологи, заведующие отделениями, педагоги. Существует целый ряд способов оценки деятельности с помощью экспертов (парное сравнение, ранжирование и т.д.). В качестве группы сравнения для проверки гипотезы о правильности выделения КПЗФ следует выбирать рабочих таких специальностей, характер деятельности которых резко отличается от данной профессии. Группы должны быть однородны по полу, возрасту, состоянию здоровья, содержать не менее 30 человек каждая. После выделения медицинских противопоказаний и КПЗФ для данной профессии по результатам обследования взрослых рабочих необходимо обследование подростков, так как уровень развития психофизиологических функций и течение заболеваний у них отличается от взрослых.
При определении границ уровня развития КПЗФ, необходимых для успешного освоения профессии, следует постараться учесть возможность компенсации одних функций за счет хорошего развития других. Для этого используются различные математические методы обработки (факторный и дисперсионный анализ, распознавание образа по Ваальде), в результате чего каждой функции присваивается определенный коэффициент (в зависимости от степени важности ее для освоения профессии) с последующим вычислением суммарного показателя развития всех функций (приложение 8.5.4.). Медицинское и психофизиологическое обследование проводится с учетом особенностей исследований для нужд профессиональной консультации. При медицинском обследовании необходим активный сбор жалоб; применение скринингов, функциональных и лабораторных методов исследования для оценки функционального состояния основных систем и органов. При наличии у подростка хронического заболевания необходимо привлечение узких специалистов (эндокринолога, аллерголога, ревматолога и т.д.) или даже врачебно-консультационной комиссии (туберкулезного, психоневрологического диспансера). Исследование психофизиологических функций должно проводиться по унифицированным методикам в одинаковых для всех условиях с целью максимального исключения влияния тренированности и функционального состояния организма. При составлении заключения следует учитывать, что профессиональную пригодность определяет не только диагноз заболевания, но и оценка его степени тяжести, тенденции течения и компенсаторных возможностей организма. Важно объективно оценить не только отрицательное влияние на больного производственных вредностей, но и положительную реабилитационную роль труда. Встречающиеся болезни можно условно разделить на 2 основные группы: заболевания, склонные к прогрессированию (ревматизм, пороки сердца, хронические заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, почек, печени и пр.) и, так называемые, физические дефекты, клинически неосложненные (деформации или укорочение конечностей, отсутствие пальцев руки; последствия травм, параличей и т.д.). При заболеваниях первой группы решающим моментом при определении профессиональной пригодности являются не столько компенсаторные возможности организма, сколько прогноз заболевания с учетом влияния профессиональных факторов на организм. При заболеваниях второй группы решающим моментом являются компенсаторные возможности организма, поэтому при таких нарушениях речь идет скорее не о противопоказаниях к работе, а, в основном, доступна она для выполнения или нет.
Оценивая уровень развития КПЗФ так же следует учитывать возрастные тенденции их развития, возможность тренировки. Помимо составления заключения врач должен дать и рекомендации по проведению лечебных (санация очагов инфекции, хирургическое лечение, ЛФК, психотерапия, коррекция нарушений слуха, зрения, протезирование) и профилактических (закаливание, занятия физкультурой и спортом, рационализация режима дня, питания, борьба с вредными привычками) мероприятий. Необходим также и комплекс мер по тренировке КПЗФ - занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, упражнения на специальных тренажерах, развитие аттенционно-мнемических функций и интеллекта с помощью специальных приемов запоминания и анализа материала. Примеры определения профессиональной пригодности по медико-физиологическим критериям. При обследовании девушки К. - 15 лет в школе выявлен следующий уровень развития психофизиологических функций. Показатель А (отношение ЛПЗМР в начале серии сигналов к такому же показателю в конце серии) - 96 у.е. Показатель Т (отношение числа нарушений дифференцировки зрительных реакций к общему числу реакций) - 0,43 КЧСМ - 30 гц Ошибка воспроизведения заданного отрезка - 4 мм. Ошибка воспроизведения заданного движения - 4 градуса. Число касаний за 1 секунду - 0,8 Мышечная сила - 30 кг. Мышечная выносливость - 40 сек. Точность воспроизведения мышечного усилия - 2 мм рт. ст. Порог тактильной чувствительности - 1,4 у.е. Количество знаков - 415 Количество ошибок на 500 знаков - 7,4 Время переключения внимания - 178 сек Объем механической памяти - 0,5 Объем смысловой памяти - 0,7 Результаты диспансеризации: Окулист - OS, ОД - 1,0. Здорова. Отоларинголог - практически здорова. Хирург ортопед - практически здорова. Психоневролог - практически здорова. Гинеколог - альгодисменоррея. Педиатр - биологический возраст отстает от паспортного, морфо-функциональное состояние гармоничное. Д-з: хронический пиелонефрит (последнее обострение 4 месяца назад). Группа здоровья-4. Анализ крови - без патологических изменений. Анализ мочи: лейкоциты -3-5 в поле зрения, следы белка. Флюорография грудной клетки - без патологических изменений Врачу необходимо дать рекомендации по выбору профессии. По имеющимся у девушки заболеваниям - хр. пиелонефрит и альгодисменоррея ей противопоказаны значительное и умеренное физическое и нервно-психическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, воздействие токсических веществ, вибрация, все виды излучения, вынужденная рабочая поза, невозможность соблюдения режима питания, предписанный темп работы, длительное нахождение на ногах. Сравнивая уровень развития психофизиологических функций девушки с представленными в приложении 8.5.3., можно установить, что она имеет хорошее (выше среднего) развитие следующих функций - глазомера, кинестетической чувствительности, координации движений (низкие показатели ошибки воспроизведенного отрезка и движения, число касаний), мышечной выносливости и точности воспроизведения мышечного усилия, тактильной чувствительности. Ей, таким образом, могут быть рекомендованы профессии лаборанта, чертежницы, сборщицы, швеи, закройщицы ткацко-прядильного производства. Однако учитывая состояние здоровья ей не следует рекомендовать профессии ткацко-прядильного производства (значительное физическое напряжение, длительное пребывание на ногах, возможность воздействия токсических веществ, вибрации), работу сборщицы, швеи-мотористки на конвейере (предписанный темп работы, вынужденная поза), лаборанта (контакт с химическими веществами). Таким образом, ей могут быть рекомендованы профессии лаборанта (без контакта с химическими веществами), закройщицы, наладчицы, швеи по ремонту мелких изделий (без работы на конвейере), чертежника. Для тренировки слаборазвитых функций следует рекомендовать упражнения с кистевыми эспандерами (мышечная сила кистей рук), работу с тренажером - аттенциометром, компьютерными играми (внимание), обучение приемам мнемотехники (память), занятия аутотренигном. Юноша К., 17 лет, хочет осваивать профессию аппаратчика химического производства. Протокол психофизиологических исследований: Общая тревожность - 17 у.е.; тревожность социально-общественного положения - 3 у.е.; способность к логическому мышлению (число ошибок при выполнении буквенного теста) - 5,8; скорость быстрочтения шкал приборов - 0,098; оперативная память - 36; внимание (интегральный показатель при работе на аттенциометре) -0,558. По данным предварительного медицинского обследования окулистом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, психоневрологом, подростковым терапевтом, лаб. исследования мочи, крови, флюорографии - юноша относится к 1 группе здоровья. Необходимо дать заключение о возможности освоения профессии.
Подросткам, суммарный уровень развития всех функций которых не превышает 5,5 балла, не стоит рекомендовать освоение профессии аппаратчика. Поскольку у подростка К. суммарный уровень развития всех функций - 7 баллов, он может осваивать эту профессию. Поскольку у К отмечен высокий уровень тревожности ему следует рекомендовать обследование и занятия у психолога, обучение приемам аутотренинга. 8.6. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.214.207 (0.037 с.) |