И условиям проведения трудового и политехнического обучения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И условиям проведения трудового и политехнического обучения



в 5-9 классах образовательных учреждений

Основными формами трудового и политехнического обучения в 5- 9 классах являются уроки технологии, занятия обязательным общественно-полезным трудом, ежегодная трудовая практика, работы по самообслужи­ванию, а также комплексные уроки - например, биологии и работы на пришкольном участке, физики и электротехники и т.д.

Согласно "Образовательным стандартам Российской Федерации" существует базовая программа по технологии, которая дополняется в ре­гионах в соответствии с их социально-экономическими и культурно-историческими особенностями. Однако в подавляющем большинстве случаев в школах преподается обслуживающий труд для девочек и сле­сарное и столярное дело для мальчиков, что определяется наличием обо­рудованных мастерских этого профиля.

Уроки технологии для учащихся 5-9 классов проводятся 1 раз в неде­лю в виде сдвоенных уроков, и их, так же как и уроки ручного труда целе­сообразно размещать в дни и часы начинающегося утомления. Однако, учитывая ограниченную пропускную способность школьных мастерских оптимальное расписание должно быть предоставлено учащимся 5 (адаптация к кабинетной системе обучения) и 9 (выпускные) классов, а также учащимся, занимающимся во вторую смену.

Занятия общественно полезным трудом должны начинаться не ранее, чем через час после окончания уроков по расписанию, в дни недели, в учебном расписании которых не было занятий трудом.

Продолжительность уроков 40-45 минут. В структуре урока выделя­ют вступительную, основную и заключительную части.

Вступительная часть посвящается подготовке рабочего места и тео­ретическим занятиям - объяснению педагога, записи в тетради (не более 25% времени).

Основная часть - это практическая работа школьников, которая должна занимать 55-65% всего времени занятия.

Заключительная часть посвящается подведению итогов и уборке ра­бочего места (10-15% времени).

Оптимальное число трудовых операций 3-5. Непрерывная продолжи­тельность наиболее трудоемких операций представлена в таблице 8.5.2.

Следует учитывать, что столярные работы отличаются большим ди­намическим компонентом и рекомендуются для учащихся 5-7 классов, а слесарные работы, как более тяжелые и с преобладанием статического компонента - для 8-9 классов.

С гигиенических позиций рационально для 8-9 классов организовы­вать единое занятие по технологии длительностью 4 часа, объединяя часы, предусмотренные по технологии и выделенные на занятия общественно-полезным трудом.

В 8-9 классах занятия должны включать 1 час теории и 3 часа прак­тики, с 10 минутным перерывом после часа теории и 5 минутными пере­рывами после каждых 30 минут практики в 8 классах, 10 минутным пере­рывом после 45 минут практики в 9 классах. После 2 часов практических занятий в 8-9 классах рекомендуется обеденный перерыв 30 минут.

Обучение девочек шитью на швейных машинах рекомендуется начи­нать на ручных машинках, а затем переходить к ножным и электрическим. Плотность уроков при занятии швейным делом должна быть 50-70%, кулинарией - 60-80%, столярными и слесарными работами - 70-90%. Плотность первого урока должна быть выше плотности второго урока.

Рекомендуется следующий режим работы на уроках труда: в столяр­ных и слесарных мастерских необходимы организованные перерывы для учащихся 5 классов через каждые 12 минут, 6 классов - 18, 7 классов - 20 минут, на занятиях швейным делом через 20-22 минуты необходим пере­рыв с проведением физкультминутки.

Во время обучения учащиеся должны придерживаться оптимальной рабочей позы.

При ручных работах за столом, шитье на швейных машинках поза такая же, как и на теоретических занятиях.

При пилении у учащихся ноги должны быть раздвинуты на длину стопы, колени выпрямлены, корпус тела наклонен вперед, спина прямая (рисунок 8.5.1.). При строгании учащийся должен стоять вполоборота к верстаку, выдвинув левую ногу вперед на расстояние двойной длины сто­пы, развернув правую ступню по отношению у левой на 70-80 градусов и слегка наклонив корпус с прямой спиной.

При опиливании металла учащийся становится вполоборота к тискам, на 45 градусов к их оси, ноги расставляет на ширину ступни, выдвинув левую ногу на полступни вперед. Правое плечо с предплечьем образуют прямой угол, при этом ось локтевой кости должен совпадать с осью на­пильника.

Учитель должен обучать соблюдению правильной позы, проводить инструктаж и контроль за ее соблюдением.

При преподавании должны чередоваться словесный, наглядный спо­собы и самостоятельная работа.

 

Для соблюдения благоприятного психологического климата на уро­ках должна быть эмоциональная разрядка.

Рисунок 8.5.1. Положение тела учащегося при строгании и пилении А - правильное; Б – неправильное

 

В начале прохождения новой темы проводится развернутый инструк­таж по технике безопасности, в начале каждого урока - краткий инструктаж.

Все работы в мастерских выполняются в халатах и беретах, в кабине­тах обслуживающего труда - в фартуках и косынках. В мастерских должен быть также набор защитных очков.

Уроки труда для учащихся 5-7 классов должны проводиться только в учебных мастерских и кабинетах обслуживающего труда. Допускается оборудовать совмещенную мастерскую по обработке металла и дерева в школах менее чем на 20 классов. Допускается также совмещать мастер­ские швейного дела и кулинарии в одном помещении, однако оптималь­ным является выделение 2 помещений.

Расчетная площадь всех мастерских - 6,0 квадратных метров на одно­го учащегося (из расчета на 15 учащихся).

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними долж­но быть не менее 80 см в передне-заднем направлении (рисунок 8.5.2. и 8.5.3.)

В слесарных мастерских рекомендуется также левостороннее осве­щение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене, расстояние между рядами одноместных верстаков - 1 м., двух­местных - 1,5 м., тиски крепятся к верстакам на расстоянии 90 см между их осями, обязательно оснащение слесарных верстаков предохранитель­ной сеткой высотой 65 см. (рисунок 8.5.4. и 8.5.5.).

Рисунок 8.5.2. Планировка столярной мастерской и размещение оборудова­ния в ней (верстаки стоят перпендикулярно к окнам)

1 - верстаки; 2 - токарный станок; 3 - сверлильный станок; 4-7 - точило; 5 -дисковая пила с

фуговальным станком; 6 - место хранения механического лобзика; 8 - плитка для варки клея;

9 - монтажный стол; 10 - стол; 11 - помост; 12 - секционные шкафы; 13 -стеллажи для пиломатериалов; 14 - раковина; 15 - встроенные шкафы; 16 - клас­сная доска.

Рисунок 8.5.3. Планировка столярной мастерской и размещение оборудова­ния в ней (верстаки под углом 45° к окнам) Обозначения те же, что на рисунке 2.

 

Рисунок 8.5.4. Планировка слесарной мастерской и размещение оборудова­ния в ней (1-й вариант)

1 - верстаки слесарные; 2 - сверлильный станок; 3 - точильный станок; 4 - то­карный станок.

 

 


Рисунок 8.5.5. Планировка слесарной мастерской и размещение оборудова­ния в ней (2-й вариант)

1 - верстаки слесарные; 2 - помост; 3 - стол преподавателя; 4 - стул; 5 - элек­трическая муфельная печь; 6 - сверлильный станок; 7 - стуловые ножницы; 8 токарно-винторезный станок; 9 - электрическое точило.


Высота верстаков должна соответствовать росту учащихся. Для определения необходимой высоты столярного верстака учащийся стано­вится боком к торцу верстака, свободно опускает руку и кладет ладонь на верстак, при этом рука не должна сгибаться в локте (рисунок 8.5.6.).

При определении необходимой высоты слесарного верстака, учащий­ся согнутую в локте правую руку кладет на губки тисков, при этом вы­прямленные пальцы должны касаться подбородка (рисунок 8.5.7.).

В столярных мастерских для обеспечения соответствия верстаков ро­сту учащихся следует использовать подставки для ног размером 5, 10, 15 см и 2-3 верстака для взрослых (для высокорослых учащихся старших классов). В слесарной мастерской рекомендуется иметь подставки для ног, рабочие места следует также оборудовать сиденьями. Для работы в сто­лярной мастерской учащихся 5 классов следует использовать заготовки из сосны и многослойной фанеры, в 6-7 классах возможно использование древесно-стружечных плит. Для работы в слесарных мастерских толщина стали должна составлять для учащихся 5-6 классов 0,5 мм, 7 классов - 1 мм.

Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ должны соответствовать возрасту учащихся (таблица 8.5.3.).

С 15 лет учащимися могут использоваться инструменты для взрос­лых.

Швейные машинки в мастерских по обработке тканей устанавли­ваются так, чтобы свет падал на лапку машинки слева или спереди. При правильной рабочей позе за швейной машинкой локоть работающего должен находиться на 4-5 см выше поверхности стола. Оптимальным является оснащение кабинетов обслуживающего труда столами и стулья­ми с изменяющейся высотой. При отсутствии такой возможности в каби­нете должна быть мебель 3 размеров.

Электрические или газовые плиты должны оборудоваться местными отсосами.

Для работы в швейных мастерских учащиеся не должны использо­вать ткани, имеющие формальдегидсодержашие пропитки.

 


Оптимальной ориентацией помещений являются юг, юго-восток. Ко­эффициент естественного освещения должен быть не менее 1,5%, что достигается при световом коэффициенте не менее 0,25 и коэффициенте заглубления не менее 0,5.

Уровень искусственного освещения на рабочих поверхностях в сто­лярных и слесарных мастерских и кабинете домоводства должен состав­лять 300 лк, а на доске и рабочей поверхности в кабинете по обработке тканей - 500 лк. Такая освещенность может быть достигнута при удельной электромощности в мастерских и кабинетах обслуживающего труда 64 вт/м2, при использовании ламп накаливания и 20 вт/м2 для люминесцент­ных ламп, а в кабинете по обработке тканей - 80 вт/м2 и 32 вт/м2 соответ­ственно.

Обязательным является местное освещение доски, освещение свер­лильных, точильных и токарных станков. Для общего освещения реко­мендуется использовать светильники типа ЛСО6, ЛПР, Л2010М, для местного - светильники с лампами накаливания НКС - 1.

Оптимальная температура в кабинетах обслуживающего труда и ку­линарии 18-20°С, в столярной мастерской - 14-16°С, в слесарной мастер­ской - 16-17°С, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость дви­жения воздуха не более 0,2 м/сек. Оптимальным является оборудование слесарной и столярной мастерских изолированной системой вытяжной вентиляции, а точильных станков и плит - местной вытяжной вентиляци­ей.

Проветривание всех помещений осуществляется во время перемен, для его эффективности необходим коэффициент аэрации не менее 0,02.

В кабинетах и мастерских должны быть оборудованы уголки техники безопасности с наглядными материалами, аптечки, укомплектованные кровоостанавливающим жгутом, раствором бриллиантовой зелени, лейко­пластырем и бинтом.

В мастерских устанавливаются раздельные ящики для деревянной и металлической стружки, обтирочных материалов, в кабинетах обслужи­вающего труда (кулинарии) - бачки с крышками для пищевых отходов.

Санитарное состояние и содержание помещений не отличается от та­ковых для основных помещений образовательных учреждений.

Медицинский контроль за трудовым и политехническим обучением школьников включает:

- учет состояния здоровья учащихся по данным медицинских осмот­ров,

- решение вопроса о допуске их к урокам труда,

- соблюдение сроков допуска к занятиям после болезни,

- контроль за содержанием и организацией уроков труда, соблюдени­ем техники безопасности (раз в квартал),

- санитарным состоянием мастерских и кабинетов (ежедневно),

- комплектование аптечек,

- анализ причин травматизма.

Работа по самообслуживанию и общественно полезный труд уча­щихся 5-9 классов помимо видов работ, разрешенных для учащихся на­чальной школы, может включать мытье полов, подоконников, радиаторов, дежурство в буфете, изготовление и ремонт пособий, оборудования, рабо­ту в огороде, оранжереях, саду, уход за птицей и кроликами, стирку, гла­жение и ремонт одежды.

При необходимости учащиеся должны быть обеспечены специальной одеждой, обувью и инвентарем соответствующего размера.

Иные виды работ по технологии, самообслуживанию и общественно-полезному труду, их режим и условия проведения должны быть согласо­ваны с центром Госсанэпиднадзора.

8.5.3. Санитарно-гигиенические требования к организации и условиям проведения профессионального обучения учащихся 10-11 классов

Трудовое и политехническое обучение учащихся 10-11 классов включает профессиональную подготовку учащихся по конкретным про­фессиям на базе школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, межшкольных учебно-производственных комбинатов, мастерских ПТУ, учебных и общих цехов предприятий; об­щественно-полезный производительный труд в течение учебного года, ежегодную трудовую практику, а также комплексные уроки, в основном по естественным наукам.

Перечень профессий для обучения учащихся 10-11 классов регламен­тируется постановлением Государственного комитета по труду и социаль­ным вопросам от 25.07.78. "Об утверждении списка производств, профес­сий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запре­щается применение труда женщин", от 10.09.80. "О списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", от 01.06.85. "О внесе­нии изменений в список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", а также перечнями противопоказаний к работе и про­изводственному обучению подростков.

Для профессионального обучения школьников могут выделяться специальные дни недели, или это обучение может сочетаться с занятиями в школе. Выбранный вариант должен быть постоянным в течение полуго­дия для формирования у школьников динамического стереотипа. С этой же целью необходимо начинать занятия в то же время, что и в школе.

У учащихся 10-11 классов занятия в УПК включают: 2 часа теории с 10 минутным перерывом после каждого часа и 4 часа практики с 30 ми­нутным перерывом после 2 часов работы.

Плотность рабочего времени должна составлять 60-80%, нормы вы­работки 40% почасовой нормы взрослых для 14 летних подростков, 60% -для 15-16 летних, 80% - для 17 летних.

При организации профессионального обучения с занятиями в школе общая продолжительность нагрузки не должна превышать 6 часов.

Педагоги должны обучать учащихся работе в оптимальных рабочих позах и контролировать их соблюдение.

В процессе профессионального обучения необходимо введение гим­настики перед началом практической работы, направленной на облегчение врабатывания и активное развитие ключевых профессиональнозначимых функций; физкультминутки в середине каждого часа практической рабо­ты, направленные на активацию дыхания, кровообращения, активный отдых мышц, испытывающих наибольшую динамическую или стати­ческую нагрузку и физкультпаузы, проводимые во время 10 минутных перерывов и включающие еще и упражнения профессиональной приклад­ной физической направленности.

Необходимы уголки и стенды по технике безопасности, а также про­ведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте. Инструк­таж по технике безопасности каждый раз должен проводиться и при объ­яснении новой темы.

Производственные мастерские должны иметь аптечки, укомплекто­ванные перевязочными средствами (бинт, лейкопластырь), антисептиче­скими средствами (раствор бриллиантовой зелени), жгутом.

Все учащиеся должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты (спецодеждой, спецобувью, очками, масками, антифонами).

Площади кабинетов, мастерских, вспомогательных помещений, рас­становка в них оборудования регламентируется СНиП 2.08.02.89. "Общественные здания и сооружения", справочными пособиями к нему, а

также отраслевыми нормами технологического проектирования соответ­ствующих отраслей промышленности.

Естественное и искусственное освещение в помещениях нормируют­ся согласно СНиП-23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" с увеличением КЕО на 1 разряд и минимальным его значением 1%; ис­кусственной освещенности на 1 ступень шкалы, если освещенность от системы общего освещения составляет менее 300 лк.

Температура воздуха в кабинетах и лабораториях должна составлять 17-20°С, в мастерских по обработке металлов и древесины, рекреациях 16-18°С, относительная влажность 40-60%, скорость движения воздуха 0,1 м/сек.

Оптимальные показатели микроклимата в производственных мастер­ских и цехах должны соответствовать Санитарным нормам микроклимата производственных помещений (N 4088-86 от 31.03.86).

Поддержание соответствующих микроклиматических условий долж­но обеспечиваться эффективными средствами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05.89 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".

Содержание химических веществ в воздухе не должно превышать предельно допустимые концентрации, указанных в списке предельно до­пустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны с изменениями и дополнениями (N 4617-88 от 26.05.88). Однако, учитывая особую чувствительность подростков к многим химическим веществам, в процессе обучения должен быть полностью исключен их контакт с ве­ществами 1 класса опасности, а также веществами, обладающими канце­рогенным, мутагенным, тератогенным, эмбриотропным, аллергенным и раздражающим действием, сильным запахом.

Воздействие шума на организм подростков регламентируется в соот­ветствии с "Методическими указаниями по профилактике неблагоприят­ного воздействия производственного шума на организм подростков" от 1.06.1981 года. Нормируемым шумом для подростков 16-17 лет является предельный спектр 65 дбА (ПС-65). Превышение нормативного параметра до ПС-95 допускается при ограничении длительности работ, использова­нии индивидуальных средств защиты, соблюдении режима труда и отдыха в соответствии с приведенными выше рекомендациями. При параметрах шума ПС-95 и выше подростки к обучению и работе не допускаются.

Подростки не допускаются также к работе с виброопасным оборудо­ванием и в помещениях, где уровень излучений превышает ПДУ для жи­лых зданий.

Санитарное состояние и содержание помещений не отличаются от таковых для основных помещений образовательных учреждений.

Учащиеся допускаются к профессиональному обучению только после медицинских осмотров, проводимых в соответствии с "Перечнями

медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков" и "Межотраслевыми методическими рекомендациями по психофизиологическому профессиональному отбору". Кроме того, при проведении врачебно-профессиональной консультации следует учитывать и специфику профессионального обучения в данном УПК или цехе базо­вого предприятия, для чего необходимы санитарные характеристики имеющихся профессий.

Медицинский персонал УПК, школы, базового предприятия обя­зан также контролировать санитарно-гигиенические условия в помещени­ях, комплектовать аптечки первой помощи, проводить работу по гигиени­ческому воспитанию.

8.5.4. Санитарно-гигиенические требования к организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.004 с.)