Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания



 

№ п/п Параметры урока и расписания Гигиенически рациональные характеристики параметров
1. Начало занятий и их сменность Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий – 8.30-9.00 с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещениях первой смены только через 30-40 минут после ее окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 минут. Желательно начинать занятия 2-ой смены не позже 14 часов. В общеобразовательных учреждениях, работающих в 2 смены, учащиеся 1,5 и выпускных классов должны обучаться в 1-ю смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в 1-ю смену.
2. Продолжительность урока Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 минут, в остальных классах – 45 минут.
3. Малые и большие перемены Малые перемены не должны быть менее 10 мин., а большие – 20-30 мин. Лучше иметь две большие перемены после 2 и 3 уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха в подвижных играх средней интенсивности.
4. Дневная и недель-ная нагрузка школь-ников в учебных часах. При 6-дневной учебной неделе максимально допустимое количество часов в неделю:  

 

 


Основной структурной единицей учебной работы детей и подростков в школе является урок. От уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учеб­ной деятельности.

Гигиенически правильная организация урока дает возможность дли­тельно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления. С помощью хрономет-ражных наблюдений проводится гигиеническая оценка урока по следую­щим показателям:

1. Плотность урока (% времени, затраченного школьниками на учеб­ную работу).

2. Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слуша­ние, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, реше­ние примеров).

3. Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах).

4. Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности).

5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиови­зуальный через ТСО, самостоятельная работа).

6. Место, длительность и условия применения ТСО.

7. Частота чередования видов преподавания.

8. Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разря­док (поговорка, знаменитое высказывание, веселое четверостишие, юмо­ристическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.)

9. Соблюдение правильной позы, ее соответствие виду работы и че­редование в течение урока.

10.Наличие, место, содержание и длительность физкультминуток.

11.Момент снижения учебной активности школьников как показа­тель утомления. Определяется в ходе хронометража по возрастанию дви­гательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Оценка соответствия урока гигиеническим требованиям проводится с использованием следующих показателей (таблицу 8.4.9).


 

В зависимости от гигиенической рациональности урока даются реко­мендации по его оптимизации.

Гигиенические требования к использованию

аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО)

и персональных компьютеров

При использовании в образовательных учреждениях аудиовизуаль­ных технических средств обучения длительность их непрерывного приме­нения в учебном процессе устанавливается согласно следующей схеме:

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должны превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) не должна превышать: для учащихся 1 класса - 10 минут, 2-5 клас­сов - 15 минут, 6-7 классов - 20 минут, 8-9 классов - 25 минут, для уча­щихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на вто­ром - 20 минут.

После занятий с компьютером необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется учащимися на рабочем месте, а после каж­дого урока на перемене - физические упражнения для профилактики об­щего утомления.

Все ВДТ должны иметь гигиенический сертификат, включающий оценку визуальных параметров. Кабинеты информатики и вычислитель­ной техники не должны располагаться в цокольных и подвальных поме­щениях. Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должна быть не менее 6 м2, а объем - не менее 24 м3.

Расположение рабочих мест по отношению к световым проемам должно соответствовать следующей схеме:

Расстояние между рабочими столами с ВДТ (в направлении тыла по­верхности одного ВДТ и экрана другого ВДТ) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями ВДТ - не менее 1,2 м.

Экран ВДТ должен находиться от глаз учащегося на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм.

Ширина поверхности для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры должна состав­лять не менее 750 мм (при наличии принтера ширина поверхности увели­чивается до 1200 мм) и глубина - не менее 550 мм.

Высота края стола и высота пространства для ног должна соответ­ствовать росту учащихся в обуви (таблица 8.4.10).

Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана.

Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основ­ные размеры которого должны соответствовать росту учащихся в обуви (таблица 8.4.11).

В помещениях с ВДТ и ПЭВМ должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата: температура 19-21°С, относительная влажность воздуха 55-62%, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с. Уровни шума не должны превышать 50 дБА.

Освещенность на поверхности стола должна быть 300-500 лк. Допус­кается установка светильников местного освещения для подсветки учеб­ных материалов. Местное освещение не должно создавать бликов на по­верхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.009 с.)