Определение функциональной готовности детей 6-ти летнего возраста к поступлению в школу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение функциональной готовности детей 6-ти летнего возраста к поступлению в школу



Определение готовности детей к обучению в школе проводится вра­чом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад).

Определение степени готовности детей к школе проводится по меди­цинским и психофизиологическим критериям.

Медицинские критерии:

1. Уровень биологического развития.

2. Состояние здоровья в момент осмотра.

3. Острая заболеваемость за предшествующий год.
Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций:

1. Результаты выполнения теста Керна-Иразека, состоящего из трех заданий: нарисовать человека, срисовать короткую фразу ("Он ел суп"), срисовать группы точек (рисунок 8.4.1).

2. Качество звукопроизношения (наличие дефектов).

3. Результаты выполнения монометрического теста "вырезание кру­га".

 

Работа врачей по определению готовности детей к школе проводится в 2 этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций.

Первое углубленное обследование детей проводится в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Углубленный ме­дицинский осмотр (плановая диспансеризация) проводится в детском саду или детской поликлинике. В те же сроки врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое исследование развития школьно-необходимых функций.

Результаты первого углубленного медицинского и психофизиологи­ческого обследования детей заносится в медицинскую карту развития ре­бенка.

Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции. Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осу­ществляются врачами-специалистами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом-логопедом.

Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и т.д.) могут проводиться воспитателями детского сада или родителями.

Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролиру­ет выполнение назначенных мероприятий.

Повторный медицинский осмотр всех детей осуществляется перед поступлением их в школу (в апреле-мае, теми же специалистами).

Одновременно врачом детского дошкольного учреждения или дет­ской поликлиники проводится повторное психофизиологическое обследо­вание детей, признанных не готовыми к школе при первом обследовании.

Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей 6-ти летнего возраста:

I. Заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

1) инфекционный гепатит,

2) пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит,

3) миокардит неревматический,

4) менингит эпидемический, менингоэнцефалит,

5) туберкулез,

6) ревматизм в активной фазе,

7) болезни крови,

8) острые респираторные вирусные заболевания 4 и более раз.

II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:

1) вегетососудистая дистония по гипотоническому типу (АД 80 мм рт.ст.) или гипертоническому типу (АД 115 мм рт.ст.),

2) порок сердца ревматический или врожденный,

3) хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмо­ния (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года),

4) язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обострения, с частыми ре­цидивами и неполной ремиссией),

5) анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7-8,0 г%),

6) гипертрофия небных миндалин III степени,

7) аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит,

8) тонзиллит хронический (токсико-аллергическая форма),

9) эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и пр.),

10) неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и пр.),

11) задержка психического развития,

12) детский церебральный паралич,

13) травма черепа, перенесенная в текущем году,

14) эпилепсия, эпилептиформный синдром,

15) энурез,

16) экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменени­ях),

17) миопия с наклонностью к прогрессированию (более 2,0 Д).

При других заболеваниях вопрос о поступлении в школу решается комиссией в составе заведующего педиатрическим отделением с привле­чением соответствующих специалистов.

Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отста­ванием биологического развития: 1) рост ниже М - 1σ по местным стан­дартам физического развития, 2) прибавка в росте за последний год менее 4 см, 3) полное отсутствие постоянных зубов.

После проведения повторного обследования выносится окончатель­ное решение о готовности ребенка к школе.

Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в со­стоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также выпол­няющие тест Керна-Иразека с оценкой 9 и более баллов и имеющие де­фекты звукопроизношения.

Заключение о готовности к школе производится на основании ре­зультатов первого и второго обследования, занесенных в медицинскую карту развития ребенка.

К началу учебного года медицинский персонал информирует учите­лей о готовности ребенка к обучению. Детям, не готовым к школьному обучению, желательно предоставить временную отсрочку поступления в школу.

В порядке исключения, может быть проведено дополнительное ме­дицинское или психофизиологическое исследование детей непосредствен­но перед началом учебного года.

Во время повторного обследования детей или школьным врачом на этапе приема (записи) детей, поступающих в 1 класс общеобразователь­ной школы (март-апрель) целесообразно также проведение анкетирования родителей на предмет выявления у детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который существенно затрудняет обучение этих детей и требует проведения для них дополнительных медико-профилактических мероприятий. В настоящее время в стране среди детей 6-7 лет синдром дефицита внимания с гиперактивностью выявляется у 25-28% детей.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей (приложение 8.4.1), а также данных анкетирования учителей (приложение 8.4.2), по прошествии 1-2 месяцев после начала обучения.

Анкета предусматривает оценку каждым родителем своего ребенка' по серии стандартных 14 вопросов, которые относятся к характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности. При 8 положи­тельных ответов на вопросы анкеты выставляется диагноз - синдром дефи­цита внимания с гиперактивностью.

Близкой к анкете родителей является и анкета для учителей, в сово­купности эти две анкеты позволяют достаточно надежно диагностировать легкую дисфункцию мозга с гиперактивностью. Анкета учителей оцени­вается по 30-балльной шкале. Синдром дефицита внимания у мальчиков диагностируется, если ими набрано 15 и более баллов, а у девочек 11 и более баллов.

Дети с диагнозом синдрома дефицита внимания, установленным в процессе срининг-тестирования, направляются в поликлинику к педиатру, кроме того, с ними проводятся все медико-профилактические мероприя­тия, предусмотренные при синдроме дефицита внимания с гиперактив­ностью.

8.4.2. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в детских и подростковых учреждениях

Характерной особенностью развития нашего общества является по­следовательное проведение линии на воспитание и подготовку высокооб­разованных людей, способных как к физическому, так и умственному тру­ду, активной деятельности в различных отраслях народного хозяйства, различных областях общественной и государственной жизни, сфере науки и культуры.

Практически эта линия осуществляется в рамках системы непрерыв­ного образования. Важнейшими компонентами непрерывного образования его среднего звена являются школы, в которых решаются задачи форми­рования гармоничной, разносторонне развитой личности и обеспечивается творческое развитие каждого учащегося.

Выполнение этой задачи осуществляется в системе учреждений, включающей как массовые общеобразовательные школы, так и специали­зированные, охватывающие все области воспитания, обучения, трудовой подготовки, физического и эстетического развития.

Наиболее распространены общеобразовательные школы. За макси­мальную вместимость городских общеобразовательных школ рекоменду­ется принимать число классов, равное трем параллелям учащихся I-XI классов, в селе - равное двум параллелям классов при наполняемости класса 24 человека.

Гигиенические требования к содержанию образовательных учреждений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.011 с.)