Трудового воспитания, обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудового воспитания, обучения



И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Трудовое и политехническое обучение учащихся имеет большое зна­чение для гармоничного развития детей и подростков, сохранения и укрепления их здоровья, а так же подготовки трудовых ресурсов страны. При воздействии посильного физического труда у детей и подростков улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаются обменные процессы, укрепляется костно-мышечная система. Занятия трудом оказывают тренирующее воздействие на нервно-мышечный аппарат: совершенствуются двигательные навыки и умения, координация движений, появляются новые условно-рефлекторные связи.

Однако это возможно только при соблюдении гигиенических требо­ваний к организации и условиям проведения трудового и политехническо­го обучения, контроль за которыми является одной из задач врачей по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемиологической службы.

Подготовка детей к труду начинается с дошкольного возраста, когда воспитывается положительное эмоциональное отношение к труду, в про­цессе освоения простейших навыков самообслуживания и занятий лепкой, аппликацией и конструированием происходит развитие основных систем организма, необходимых в дальнейшем для формирования функциональ­ных систем трудовой деятельности.

Основными формами трудового и политехнического обучения детей и подростков в образовательных учреждениях являются

- уроки ручного труда в 1-4 классах;

- уроки технологии в 5-9 классах;

- профессиональная подготовка учащихся 10-11 классов;

- комплексные уроки;

- обязательный общественно полезный производительный труд;

- работы по самообслуживанию;

- трудовая практика;

- добровольный труд в лагерях труда и отдыха.

 

8.5.1. Санитарно-гигиенические требования

к организации и проведению трудового и политехнического обучения в начальных классах образовательных учреждений

Занятия ручным трудом обеспечивают смену деятельности детей и тем самым способствуют повышению работоспособности детей, в связи с чем их целесообразно размещать в часы и дни врабатываемости и начи­нающегося утомления - понедельник (1 урок), среда, четверг (3-4 урок).

Предусматривается 2 урока ручным трудом в неделю. Сдваивание уроков ручного труда не допускается.

Продолжительность занятий 35 минут в 1 классе для детей, начавших обучение с 6 лет, и 40-45 минут для детей 2-4 классов и первоклассников, начавших обучение с 7 лет. Поскольку для облегчения адаптации перво­классников целесообразно введение "ступенчатого" режима, уроки труда в 1 классе для детей 7 лет могут сокращаться до 30 минут в I полугодии и 35 минут во II полугодии.

Выбирая материал для уроков ручного труда необходимо учитывать величину физических усилий для его обработки и для учащихся 1-4 клас­сов предусматривать относительно простые операции с материалами лег­ко поддающимися обработке - бумага, ткань, картон, пластилин, мягкая проволока.

В структуре занятия выделяют вступительную, основную и заключи­тельную части.

Вступительная часть занятия (5-7 минут) посвящается подготовке ра­бочего места, объяснению и показу преподавателя. Однако объяснение преподавателя не следует целиком сосредотачивать лишь в начале урока, необходимо после выполнения определенной части занятия объяснить следующий этап работы.

Основная часть посвящена непосредственно практической работе, ее продолжительность 20-25 минут - в 1-2 классах и 30-35 - в 3-4 классах начальной школы.

Заключительная часть - 5-10 минут посвящается подведению итогов работы и уборке рабочего места.

Оптимальное число трудовых операций - 3-5. Непрерывная продол­жительность операций определяется возрастом детей и материалом, с которым они работают и приведена в таблице 8.5.1.

Таблица 8.5.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.005 с.)