Организация работы санитарных врачей в области гигиенического воспитания и обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы санитарных врачей в области гигиенического воспитания и обучения



Гигиеническое воспитание и обучение является обязательным разде­лом деятельности всех медицинских учреждений и их сотрудников, в том числе и врачей по гигиене детей и подростков.

Вся работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения в отделениях центров Госсанэпиднадзора по гигиене детей и подростков строится по следующим разделам:

1) Организационная, включающая комплексное оперативное плани­рование этой работы, постановку и заслушивание вопросов по этой работе в вышестоящих организациях, проведение контроля за постановкой и эффективностью работы в контролируемых учреждениях;

2) Методическая, включающая изучение уровня санитарной культуры населения и подготовку методических материалов;

3) Работа по гигиеническому обучению населения, включающая кур­совую работу по гигиенической подготовке персонала детских учрежде­ний и массовую работу среди населения.

Организация гигиенического обучения и воспитания в учреждениях для детей и подростков

в детских дошкольных учреждениях

Гигиеническое воспитание детей осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду".

Основной задачей такой работы, проводимой воспитателями и няня­ми, является выработка гигиенических навыков, что достигается нагляд­ным показом с неоднократным повторением, а так же включением этих навыков и простейших гигиенических сведений в игры. Большое значение имеет и личный пример взрослых. Медицинский персонал в основном оказывает методическую помощь, готовит наглядные материалы, однако, также может проводить беседы, викторины, игры на гигиенические темы. Контроль эффективности гигиенического воспитания и обучения детей производится с помощью наблюдений за детьми и бесед в старших груп­пах.

Гигиеническое обучение родителей в детских дошкольных учрежде­ниях в основном ведется с помощью индивидуальных средств - бесед, консультаций, а также наглядных материалов - плакатов, бюллетеней, информационных листков.

Большое значение имеет наличие научно-популярной литературы, памяток для родителей и медицинских работников. Наиболее актуальны­ми темами для работы с родителями являются: "Адаптация ребенка в дет­ском саду и охрана нервно - психического здоровья дошкольника", "Профилактические прививки", "Режим и питание ребенка в выходные дни", "Закаливание в дошкольном возрасте", "Готовность к обучению и подготовка к школе".

При организации курсовой работы по гигиеническому обучению пер­сонала наиболее рациональным является поэтапное обучение с соблюде­нием преемственности.

Первый этап обучения - прохождение перед поступлением на работу инструктажа в учреждениях санэпидслужбы.

Второй этап - теоретическая и практическая подготовка персонала, проводимая силами медицинских работников детских учреждений.

Третий этап - зачетное занятие, которое проводится в виде опроса или программированного контроля в присутствии представителя центра Гос­санэпиднадзора.

Основные темы занятий: "Санитарные требования к детскому до­школьному учреждению", "Личная гигиена дошкольников", "Организация питания и режима дня детей", "Профилактика и борьба с инфекционными заболеваниями", "Организация оздоровительных мероприятий для детей с отклонениями в здоровье", "Личная гигиена персонала".

Уровень гигиенической культуры персонала можно проверить при помощи выборочных наблюдений или специальных тестов, однако, более объективным показателем следует считать процент санитарных наруше­ний, связанных с неправильным гигиеническим поведением, выявляемых при анализе актов обследований.

Обязательным для гигиенического обучения персонала следует счи­тать наличие у медицинского персонала ДДУ санитарных норм и правил, гигиенических рекомендаций, инструкций, научно-популярной литерату­ры, наглядных пособий.

Все виды работы по гигиеническому обучению и воспитанию должны фиксироваться в журнале по учету санитарно-просветительной работы (ф. N 038-у) с обязательным указанием даты, формы, темы, Ф.И.О. прово­дившего, числа слушателей.

в образовательных учреждениях

Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных уч­реждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персона­лом учреждений, членами обществ Красного Креста и Красного Полуме­сяца, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными про­граммами, методическими рекомендациями. В основном гигиенические вопросы освещаются в процессе преподавания природоведения, основ безопасности жизнедеятельности, труда, физической культуры, естествоз­нания, биологии (образовательные учреждения), а также охраны труда, техники безопасности (образовательные учреждения с профессиональным обучением). Тематика занятий определяется учебными программами.

Внеклассная и внешкольная работа включает организацию санитар­ных постов и бригад, занятия на факультативах и в кружках "Юный ме­дик", проведение бесед, лекций медицинским персоналом, индивидуаль­ных консультаций. Следует шире использовать просмотр кино- и видео­фильмов. Однако более эффективным является организация игровых (особенно в младших классах) и состязательных форм обучения и воспи­тания: викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, кон­курсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске санбюллетеней, листовок. Для старше­классников хорошим способом обучения и воспитания является организация конференций, диспутов, круглых столов. Мощным средством гигие­нического воспитания является участие школьников в работе клубов, об­щественных объединений гигиенической и экологической тематики, на­пример, таких как "Антивес" (для имеющих избыточный вес), "движение зеленых" и т.д.

Для проверки эффективности гигиенического обучения и воспитания можно использовать данные успеваемости по дисциплинам, где препода­ются разделы гигиены, контрольные, тестирование и анкетирование, од­нако, нельзя отказываться и от наблюдений (особенно в младших классах) за сформированностью гигиенических навыков и умений.

Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и кон­сультаций. Необходимо также и наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей.

Наиболее актуальными темами для работы с родителями являются: "Как облегчить адаптацию первоклассника к школе", "Режим дня школь­ника", "Выбор профессии и здоровье", "Гигиена полового воспитания", "Профилактика вредных привычек", "Охрана нервно-психического здоро­вья школьников", "Физкультура и здоровье".

Гигиеническое обучение персонала ведется по нескольким направле­ниям. Для учителей организуются лекции, беседы, индивидуальные кон­сультации, обязательной формой является посещение медицинским пер­соналом уроков с последующей их гигиенической оценкой и разбором с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях. Необхо­дима и подборка соответствующей литературы для учителей и воспитате­лей. Для технического персонала наиболее рациональным является по­этапное обучение с соблюдением преемственности.

Основные темы занятий с персоналом: "Санитарные правила по уст­ройству и содержанию помещений и участка", "Санитарно-гигиенические требования к организации работы детей по самообслуживанию", "Личная гигиена персонала", "Важнейшие меры профилактики инфекционных заболеваний", "Гигиенические требования к организации педагогического процесса", "Организация оздоровительных мероприятий для детей с от­клонениями в состоянии здоровья", "Личная гигиена школьника" (для учителей).

Уровень гигиенической культуры персонала проверяется так же как в детских дошкольных учреждениях.

Регистрация всей работы по гигиеническому воспитанию и обучению проводится в аналогичном для детских дошкольных учреждений журнале для регистрации санитарно-просветительной работы (ф. 038-у).

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.007 с.)