Организационно-методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-методические указания



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению

учебной дисциплины

                                          Теории Управления

                                    Для специальности 080504

                   «Государственное и муниципальное управление»

 


 

Целевая установка

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

· Исторические и философские основы управления;

· Концептуальные основы понятия управления, системы управления, цели и функции управления, управленческие решения и управляющие воздействия, внутренняя и внешняя среда в управлении, свойства организационного управления;

· Теоретические основы закономерностей, принципов, методов, видов управления;

· Методологические основы выработки (принятия) решения, планирования, организации, мотивации, контроля и коммуникации в управлении.

 

 

Уметь:

· Анализировать системы и методы управления с позиций теории управления;

· Использовать основные положения и методы теории управления для совершенствования системы управления и повышения эффективности организации с учетом динамики внешней среды;

· Разрабатывать системные концепции, реализующие организационные резервы совершенствования систем управления;

· Осуществлять проектирование основных элементов планирования, организации, мотивации, контроля и коммуникации в управлении.

Иметь представление:

· Об эволюции взглядов на сущность и структуру управления;

· О предмете и объекте теории управления;

· Об особенностях управленческой деятельности.

 Распределение часов по темам дисциплины

Срок обучения 5 лет, очная форма обучения

Название темы

Распределение часов

Всего

Аудиторных

Самос-

Тоятельная работа

Лекции

семи-нары

Раздел 1. Исторические и философские основы теории управления

Тема 1. Философские аспекты теории управления

8

2 2 4
Тема 2. Исторические тенденции мирового развития и наука управления

8

2  2- 4
Тема 3. Основоположники управления и их научный вклад

12

2 4 6

Раздел 2. Концептуальные основы теории управления

Тема 4. Понятие управления

8

2 2- 4
Тема 5. Понятие системы управления. Цели и функции управления.

24

6  6 12
Тема 6. Понятие «управленческое решение» и «управляющее воздействие»

12

4 4 4
Тема 7. Внутренняя и внешняя среда в управлении

8

2 2 4
Тема 8. Свойства организационного управления

8

2 2 4

Раздел 3. Теоретические основы теории управления

Тема 9. Содержание и механизм проявления законов управления

8

2 2- 4
Тема 10. Сущность и содержание принципов управления. Методы управления.

16

4 4 8
Тема 11. Основные виды управления

8

2 2- 4
Тема 12. Требования к управлению

8

2 2- 4

Раздел 4. Методологические основы управления

Тема 13. Сущность и содержание процесса по выработке решения. Ситуационный подход к управлению

16

4 4 8
Тема 14. Организация процесса планирования. Сущность и содержание планирования

12

2 4- 6
Тема 15. Понятие организации

8

2 2 4
Тема 16. Коммуникация в процессе управления

8

2 2 4
Тема 17. Мотивация деятельности

8

2 2 4-
Тема 18. Методология и организация процесса контроля

4

2 - 2
Тема 19. Системный подход. Исследование систем управления и их проектирование

6

2 1 3
ИТОГО:

190

46 49 95
           

 

Содержание И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Исторические и философские основы теории управления.

 

Тема 1. Философские аспекты теории управления.

Сущность и содержание теории управления. Классическое представление об управлении (менеджменте). Российская и японская философии управления. Менеджмент как система управления.

Тема 2. Исторические тенденции мирового развития и науки управления.

История развития управленческой мысли. Новая управленческая парадигма. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.

РаЗдел 2. Концептуальные основы теории управления.

Тема 4. Понятие управления.

Классификация социального управления. Функциональное разделение управленческого труда. Понятие субъекта и объекта управления. Особенности процесса управления. Понятие «организационная система». Свойства и особенности организационных систем.

Тема 9. Содержание и механизм проявления законов управления.

    Понятие содержания и механизма проявления законов управления. Закон синергии, дополнения, поддержания пропорциональности, композиции, самосохранения, информированности, необходимого разнообразия, онтогенеза.

 

    Тема 10. Сущность и содержание принципов управления. Методы управления

    Понятие и сущность принципов управления. Классификация принципов управления. Методы управления как система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект. Классификация методов управления по признаку их содержания. Экономические методы управления, организационно-распорядительные методы управления, социально-психологические методы управления.

 

    Тема 11. Основные виды управления.

    Управление техническими, эргатическими и организационными системами. Основы кадровой политики на предприятии, активизация человеческого ресурса, условия и факторы результативной работы менеджера, культура и стиль.

 

Тема 12. Требования к управлению.

    Требования применительно к организационному управлению. Государственная служба, управление и этика, специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента. Затраты на управление, управление нововведениями и развитием теории управления.

 

    РАЗДЕЛ 4. Методологические основы управления

    Тема 13. Сущность и содержание процесса по выработке решения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

                        «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Основные понятия и принципы теории управления.

Принципы, соблюдаемые при управлении:

· Непрерывности. Принцип непрерывности подразумевает под собой то, что процесс управления должен быть непрерывен, планы должны идти последовательно, при этом каждый последующий план начинается,  когда создано начальное условие для его реализации в процессе исполнения предыдущего плана.

· Гибкости. Принцип гибкости состоит в том, что в процессе принятия управленческих решений, решения принимаются с учётом того, что необходимо адекватно реагировать на:

- изменение внешних условий управленческой среды

- непредвиденные обстоятельства, возникшие в процессе  реализации

- изменение цели управленческих решений.

· Точности. Принцип точности заключатся в том, что каждое конкретное решение должно максимально точно отвечать цели управления и соответствовать конкретным внешним условиям и управленческим целям.

Выбор управленческих структур и подходов определяется в зависимости от экономической, политической, социальной, демографической, физико-географической, техногенной и информационной характеристикой объектов управления.

Объектом управления называются социальные, экономические, политические, физико-географические предметы или группа предметов, взаимосвязи и подходы, приобретение которых является целью управленческих решений.

 

Наука об управлении.

Управленческая мысль развивалась с общественно–экономической формацией и общие подходы к ней формировались исходя из анализа социально – экономических отношений, религиозных представлений в данной формации.

В современном мире сформировалась управленческая парадигма.

Новая управленческая парадигма базируется на основных конфликтах (требования принятия новых управленческих решений):

· Социальная – различия в уровнях жизни, производства, потенциальных возможностей уровней производства среди основных групп государств мира.

· Экономическая – различия в экономическом потенциале и возможностях государств мира. Она вызвана человеческими, интеллектуальными, физико-географическими, природными ресурсами.

· Национально-религиозная – необходимость учета более интенсивного развития отдельных религиозных учений или этносов в некоторые моменты.

В основу современной управленческой парадигмы, положен принцип камарильности. Принцип камарильности означает, что существует чёткое разбиение управленческих задач, решений, обязанностей каждого управленца, конкретной ответственности за принятое решение, чёткое бюджетирование средств на выполнение управленческих задач.

Исходя из политико–экономических реалий настоящего времени, принцип камарильности начинает видоизменятся в принцип управления по задачам, управленческие решения принимаются исходя из задач, вне зависимости от используемых в данный момент управленческих функций, в основу принятых решений ложится задача.

К основным проблемам управления относятся:

· Высокая степень социально–экономической ответственности управленца за принимаемое решение

· Недостаток имеющихся полномочий, либо недостаток знаний об имеющихся полномочиях.

· Наличие у управленца  недостаточно высокого уровня специфических знаний.

· Неумение управленца работать с большими массивами информации, и осуществлять  при этом принятие быстрых обоснованных решений

· Способность управленца к прогнозированию, будущего состояния ситуации в условиях быстро меняющихся технологических и социальных реалий.

При прогнозе необходимо предусмотреть возможности изменения   ситуации, не предусмотренные прогнозом.

Теоретические основы менеджмента:

· Философское воззрение на проблему управления.

· Экономическая стадия развития общества.

· Политическая система.

· Уровень интеллектуального развития общества.

· Национально- культурные традиции.

· Взятая за основу в данном обществе управленческая структура.

· Прогнозирование изменений экономической и политической культуры.

ТЕМА 9. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАКОНОВ УПРАВЛЕНИЯ.

К основным законам управления относится:

1. Закон синергии;

2. Закон дополнения;

3. Закон поддержания пропорциональности;

4. Закон композиции;
5. Закон самосохранения;

6. Закон информированности;

7. Закон разнообразия;

8. Закон онтогенеза.

Закон синергии характеризует процесс внутреннего и внешнего обмена энергоинформированными предметами (вещами)

Закон дополнения – управляемая и управляющая подсистемы дополняют друг друга

Закон поддержания пропорциональности характеризует взаимосвязи между управляемой и управляющей подсистемами.

Закон композиции – сочетание различных предметов и способов воздействия на них с целью формулирования единого понимания цели.

Закон самосохранения – характеризует степень действий внутри управленческих решений, выше которой наступают нарушение этой системы управления.

Закон информированности характеризует объём и время поступления информации, необходимый на каждом уровне при принятии решений.

Закон разнообразия – требования к наличию ряда решений для одной задачи.

Закон онтогенеза – характеризует улучшения уровня принятых решений с течение времени.

 

ТЕМА 10. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Принципы управления - набор подходов, характеризующий собой воздействие на объекты управления, неизменные по набору и изменяющиеся по приоритетности.

В принципиальную схему управления включается:

1. Создание условий для принятия решений;

2. Анализ условия принятия решений и постановка задачи;

3. Принятие решения;

4.Стратегические решения (на всё время действия данного управленческого решения);

5. Среднесрочные решения;

6. Краткосрочные решения;

7. Реализация решений;

8. Контроль и корректировка решений.

Принципы управления различаются по:

- объектам управления;

- методологии управления;

- процессам управления.

1) По объектам управления различают:

- прямые;

- косвенные;

- опосредованные применения принципов управления,

2) Определяются совокупным менталитетом общества и заключаются в общности подходов к управлению проектами. Методологическая связь управления с функциональным менталитетом выражается в выделении объекта управления и способов управления.

3) Процессы управления различают по:

- методам управления;

- фазам управления;

- моделям управления;

- структурам управления;

-горизонтам управления;

- целям управления;

- философии управления;

- участникам управления;

-эффективности управленческих воздействий

  Методы управления – это система способов и приёмов воздействия на объект управления, определяемые принятой моделью управления и поставленными задачами.

Классификация методов управления:

- жёсткие (авторитарные): принятые методы управления неизменны;

- гибкие: методы меняются в зависимости от поставленных задач;

- матричные: управление частями системы;

- творческие: система управления выстраивается неформальным путем внутри группы единомышленников.

Фазы управления бывают:

- фаза планирования и разработки управленческого решения;

- фаза осуществления;

- фаза завершения.

ТЕМА 12. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ.

Основными фактическими результатами работы менеджера является недопущение конфликтных ситуаций при условии выполнения поставленных вспомогательных и основных задач.

Культура управления менеджера зависит от:

- мотивации побуждений к творческому коллективному труду;

- комплекса мер к труду путём материального стимулирования;

- комплекса мер принуждения к труду путём морального стимулирования;

- чувства причастности к деятельности организации;

- восприятие своей работы как общественно полезного труда;

- уровня образованности.

Стиль менеджмента зависит от:

1) принятого в обществе подхода к управлению;

2) национально-культурной особенности менеджмента;

3) коммуникативной сферы;

4) координации функционирования организации;

5) способности к прогнозированию социально-экономических последствий, социально- экономических решений;

6) индивидуальных особенностей менеджера.

Относительно организации управления выделяют следующие требовании я:

1. Всеобъемлемость;

2. Чёткое распределение обязанностей;

3. Способность к прогнозированию, разработке и принятию решений;

4. Координирование и взаимодействие;

5. Контроль и способности к регулированию отношений и изменению структуры управления.

В государственной службе применяются специфические требования, которые определяются большим влиянием государственных структур, а также ответственностью государственных структур за обеспечение социально-экономических потребностей всего населения.

На государственные структуры в условиях рыночной экономики возлагаются следующие основные обязанности:

1) сохранение территориальной целостности и экономической самостоятельности государства;

2) обеспечение обороноспособности страны;

3) сохранение внутренней безопасности;

4) сохранение и поддержание международных связей, их развитие;

5) поддержание в работоспособном состоянии и обновление производственной и социальной структуры общества;

6) обеспечение функционирования системы социальной защиты населения;

7) контроль и обеспечение работы судебно правовой системы.

Специфические требования, предъявляемые к государственному     аппарату:

1. Обеспечение его деятельности;

2. Наличие устойчивой организационной структуры, обеспеченной необходимыми ресурсами;

3. Заинтересованность государственных служащих в творческом отношении к коллективному труду, направленному на выполнение служебно-должностных обязанностей с наибольшей эффективностью;

4. Координация и информирование своей деятельности с населением страны;

5. Развитие инфраструктуры управления;

6. Регулирование изменений в структуре деятельности государственных органов с общественными организациями и доведение информации о произошедших изменениях до общественности.

 Специальные требования к государственным служащим:

1. Способность к коллективному труду, направленному на благо общества;

2.  Компетентность;

3.  Честность;

4.  Способность и стремление к повышению образовательного уровня;

5.  Способность к восприятию чужого опыта;

6.  Способность к прогнозированию социально-экономических последствий управленческих решений.

    С точки зрения теории управления, при реализации управленческих нововведений или инноваций, основным является наиболее полное удовлетворение социально-экономических потребностей общества, обеспечение минимизации затрат на процесс управления, анализ и контроль результатов инновационной деятельности в процессе управления.

К основным факторам, определяющим эффективность менеджмента,относится: 1) принятие управленческой парадигмы, реализующейся исходя из запросов практики;

2) возможность влияния работника на условия труда;

3) самостоятельное распределение работникам ресурсов и контроль за их использованием;

4) наличие обратной связи и знаний, оценки результатов своего труда;

5) возможность профессионального роста, повышение квалификации, изменение специальности или переподготовки в зависимости от требований рынка;

6) эффективное решение вопросов материального стимулирования труда;

7) поддержание доброго имиджа организации, локализация эгоизма и поощрение коллективного отношения к труду;

8) стимулирование поощрения инновационного подхода к труду и прогноз социально-экономических последствий принимаемых решений.

 С целью поддержания эффективности менеджмента используются координирующая, мотивирующая и регулирующие функции.

  

ТЕМА 13. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЯ. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ.

Ситуационный подход к управлению основан на принятии решения исходя из конкретной складывающейся ситуации, исходя из анализа внешних и внутренних факторов организации, методологии разрешения управленческих задач, принятой организационной модели управления, стиля и культуры менеджмента и личных качеств управленца, социально-экономической ситуации в обществе.

Управление является процессом, содержащим в себе совокупность осознанных действий, направленных на достижение поставленных целей, при этом процесс управления зависит от поставленных целей, моделей, принятых для реализации целей и применяемых для её достижения методов.

 Основными моделями принятия решений являются:

    1. Аналитические, которые подразделяются на:

а) индивидуальные;

б) групповые;

- метод “круглого стола”;

- метод “мозгового штурма”;

- метод “от противного”.

2. Статистические;

3. Математическое моделирование;

    К моделям управления относится:

- автократическая;

- демократическая;

- олигархическая;

- комбинированная.

 При принятии решений в процессе управления учитываются следующие требования к решению:

1) выделение или миссия решений;

2) внешняя и внутренняя среда организации;

3) типы организационных структур управления;

4) основные тенденции эволюции ведения решения, видоизменение организационных структур управления, видоизменение кадрового потенциала (уровень образованности, мотивация, численность, кадровый резерв);

5)  совокупность экономических, социально-психологических и организационно-распорядительных методов воздействия;

6)  Этика управления;

7) Затраты на управление решением;

8)  Реализация нововведений (инноваций) и развитие теории управления.

 

 

ТЕМА 14. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ.

При планировании выделяют следующие основные временные параметры:

1. Общая постановка задачи календарного планирования;

2. Определение перечня работ с указанием времени;

3. Разработка расписания;

4. Определение взаимосвязи и продолжительности.

 Основное содержание процесса управления на этой стадии заключается в его планировании.

Планирование  – это непрерывный процесс определения наилучшего способа достижения поставленных целей с учётом обстановки, складывающейся внутри и снаружи реализуемой задачи.

Планирование должно осуществляться таким образом, чтобы были получены ответы на вопросы:

· что и когда необходимо делать;

· кто, что, и взаимодействуя с кем, должен делать;

· сколько и каких ресурсов, для чего, когда и откуда должно поступить;

· что сколько стоит, когда должно быть оплачено и за счёт каких средств;

· каковы лимиты ресурсов и бюджета;

· какое требуется качество;

· каковы риски;

· что выполнено на данный момент, что не выполнено;

· кем и какие сроки нарушены;

· что необходимо сделать, чтобы проект был выполнен в срок.

Чтобы получить ответы на эти вопросы необходимо решение следующих задач планирования:

· разработка предметной области реализуемой задачи (ее результатов);

· определение состава, последовательности и сроков проектных работ;

· разработка календарного плана (расписания) работ;

· планирование необходимых ресурсов и их стоимости;

· разработка бюджета;

· разработка сводного плана.

Кроме того, существуют задачи планирования, определяемые природой реализуемой задачи:

· планирование качества;

· организационное планирование (распределение ролей);

· подбор кадров;

· планирование коммуникаций между участниками;

· планирование рисков;

· планирование поставок и контрактов;

· разработка сводного плана управления.

Для эффективного решения всех задач необходимо соблюдение следующих принципов планирования:

1) все действия в рамках проекта должны планироваться в соответствии с его целями и задачами;

2) планирование должно охватывать весь комплекс проектных работ;

3) все планируемые работы должны быть обеспечены ресурсами;

4) планирование работ должно учитывать существующие между ними и внешними факторами взаимосвязи;

5) должна быть некоторая свобода при планировании показателей реализуемой задачи и критериев их оценки, учитывающая вероятностный характер событий и процессов в рамках задачи;

6) планирование должно охватывать все функции управления реализуемой задачей;

7) разрабатываемые планы должны быть не только приемлемыми, но оптимальными;

8) планирование должно быть персонифицированным и ответственным;

9) плановые решения должны быть преемственными и взаимоувязанными;

10) планирование должно сопровождаться мониторингом, контролем и, при необходимости, пересмотром плановых решений. При этом основные цели и ограничения проекта должны быть неизменны.

ТЕМА 19. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

Функционирование организационных систем в современных условиях связано со многими трудностями. Сложность внешней среды объективно вызывает сложность решения задач в процессе функционирования и развития организаций. В теоретическом плане рассмотрение проблем развития организаций в течение длительного периода времени осуществляется на основе специально выведенных теорией инструментов познания. Имея широкий арсенал, теория обладает возможностями решения самых разнообразных проблем организации, имеющих практический характер. Одним из эффективных инструментов исследования проблем организаций является системный подход, позволяющий комплексно подойти к решению актуальных задач современности.

Системный подход представляет собой разъяснительное выражение процедур описания, объяснения, предвидения, разработки. Иногда под системным подходом понимается некоторая совокупность системных принципов. Системный подход является также направлением современной методологии научного познания и социальной практики. В его основе лежит рассмотрение анализируемых объектов как систем. Данный подход предполагает раскрытие целостности объекта, выявление многообразных взаимосвязей в нём и сведение их в единую теоретическую картину. Основу системного подхода составляют методы и средства, позволяющие исследовать свойства, структуру и функции анализируемых объектов и процессов в целом.

Факторы, являющиеся базисом системного подхода: современные научные, фундаментальные и прикладные исследования с подходом целостности, организованности объектов исследования (кибернетика, биология, психология, лингвистика); современная сверхсложная техника и программное обеспечение, в которых системный подход представляет ведущий принцип разработки сложных структурных объектов; организация производства и управления когда проводится анализ экономических, экологических, социологических, организационных, психологических, правовых и этических аспектов.

Логика системного подхода.При использовании системного подхода исследование объекта проходит в определённом порядке. На первом этапе исследуются функции системы. Далее определяются связи функций системы с множеством взаимодействующих элементов, рассматривается структура системы не как отношение (взаимосвязь, взаимодействие), а как определённым образом упорядоченное расположение одних элементов по отношению к другим.

 Принцип системного подходасостоит в рассмотрении элементов системы как взаимосвязанных и взаимодействующих с целью достижения глобальной цели функционирования системы. Особенность системного подхода состоит в том, что в его ходе осуществляется оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей анализируемой системы в целом. Системный подход используется как на этапе анализа систем, так и на этапе синтеза данных систем.

Системный подход основывается на принципах:

- единства (совместного рассмотрения системы как единого целого и как совокупности частей);

-  развития (учёта изменяемости системы, её способности к развитию, накапливанию информации с учётом динамики среды);

- глобальной цели (ответственности за выбор глобальной цели, оптимум подсистем не является оптимумом всей системы);

-  функциональности (совместного рассмотрения структуры системы и функций с приоритетом функций над структурами);

- сочетания децентрализации и централизации; иерархии(учёта соподчинения и ранжирования частей);

-   неопределённости (учёта вероятностного наступления события);

-  организованности (степени выполнения решений и выводов).

 

 

СЕМИНАРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ».

 

 Раздел 1. Исторические и философские основы теории управления.

 

Семинар 9. Содержание и механизм проявления законов управления.

1. Понятие содержания и механизма проявления законов управления.

2. Закон синергии.

 

    Семинар 10. Сущность и содержание принципов управления. Методы управления.

1. Понятие и сущность принципов управления.

2. Классификация принципов управления.

    3. Методы управления.

4. Классификация методов управления по признаку их содержания.

5.  Экономические методы управления.

6. Социально-психологические методы управления.

 

    Семинар 11. Основные виды управления.

1. Управление техническими системами.

2. Управление организационными системами.

3. Основы кадровой политики на предприятии.

 

Семинар 12. Требования к управлению.

1. Требования применительно к организационному управлению.

2.  Государственная служба.

3. Требования к государственному аппарату и его работникам.

4. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента.

5. Затраты на управление.

 

    ГЛАВА 4. Методологические основы управления.

    Семинар 13.  Сущность и содержание процесса по выработке решения. Ситуационный подход к управлению.

1. Требования методологии ситуационного подхода к управлению.

2. Классификация факторов, влияющих на организацию.

    3. Управление как процесс.

 4.Методы принятия решений.

        

     Семинар 14. Организация процесса планирования. Сущность и содержание планирования.

1. Понятие плана.

2. Сущность планирования.

3. Содержание планирования.

4. Формы плана.

 

    Семинар 15. Понятие организации.

1. Сущность и содержание организации.

2. Признаки организации.

3. Процесс создания организационной формы и структуры управления.

4. Типы организационных структур управления.

5. Основные тенденции эволюции организационных структур управления.

 

    Семинар 16. Коммуникация в процессе управления.

1. Понятие коммуникации.

2. Виды коммуникаций.

3. Взаимосвязь коммуникаций и информации.

4. Системный анализ сущности и содержания коммуникации в процессе управления.

 

    Семинар 17. Мотивация деятельности.

1. Понятие мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Сущность теории иерархий потребностей.

4. Сущность теории потребностей высших уровней.

5. Процессуальные теории мотивации.

6. Анализ человеческого фактора в управлении организациями.

 

    Семинар 18. Системный подход.

    1. Исследование систем управления.

     2..Проектирование систем управления.

 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Философские аспекты теории управления. Исторические тенденции мирового развития и наука управления.

2. Основоположники управления и их научный вклад. Концепции школ управления. Эволюция управленческой мысли.

3. Школа научного управления (1885-1920).

4. Классическая или административная школа в управлении (1920-1950).

5. Школа человеческих отношений. Поведенческие науки (1930-1950).

6. Наука управления или количественный подход (1950 – по настоящее время).

7. Российская духовно-ориентированная школа управления.

8. Понятие управления.

9. Разновидности управленческого труда.

10. Особенности процесса управления.

11. Организационная система, как общественная (социальная) система.

12. Свойства организационной системы.

13. Особенности организационной системы.

14. Управление организацией.

15. Понятие системы управления.

16. Особенности систем управления.

17. Цели и функции управления.

18. Классификация целей.

19. Функции управления.

20. Понятие управленческое решение и управляющие воздействия.

21. Внутренняя среда организации.

22. Внешняя среда организации.

23. Основные свойства организационного управления.

24. Содержание и механизм проявления законов управления.

25. Понятие и сущность принципов управления.

26. Классификация принципов управления.

27. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

28. Принцип коллегиальности.

29. Принцип единоначалия.

30. Принцип системности и комплектности.

31. Принцип научной обоснованности.

32. Принцип духовной ориентации управления.

33. Принцип пропорциональности.

34. Принцип единства распорядительства в управлении.

35. Принцип экономии времени.

36. Принцип приоритета функций управления.

37. Принцип делегирования полномочий.

38. Принцип плановости.

39. Принцип мотивации.

40. Принцип обратной связи.

41. Методы управления. Экономические методы управления

42. Методы управления. Организационно-распорядительные методы управления.

43. Методы управления Социально-психологические методы управления.

44. Основные виды управления.

45. Классификация организационного управления.

46. Требования к управлению.

47. Ситуационный подход к управлению.

48. Сущность и содержание процесса по выработке решения.

49. Методика работы руководителя по выработке решения.

50. Организация процесса планирования. Сущность и содержание планирования.

51. Содержание планирования. Содержание плана. Формы плана.

52. Понятие организация Сущность и содержание организации.

53. Признаки организации.

54. Процесс создания организационной структуры.

55. Основные правила разработки организационной структуры.

56. Типы организационных структур управления.

57. Бюрократическая структура управления.

58. Линейно-функциональная структура управления.

59. Линейно-штабная структура управления.

60. Дивизиональные структуры управления.

61. Адаптивные структуры управления.

62. Партисипативная структура управления.

63. Основные тенденции эволюции организационных структур.

64. Коммуникация в процессе управления. Понятие коммуникации.

65. Мотивация в процессе управления.

66. Контроль в процессе управления.

 

 ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература

1. Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

2. Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин – М.: Экзамен, 2002. – 256 с.

3. Управление организацией: Учебник/ Под редакцией А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999;

4. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании/ Пер. с англ.; Гос. ун-т управления; Национальный фонд подготовки кадров. – 2000.

5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н.Каптуревского. - СПб.: Издательство «Питер», 2000;

6. Кноринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.298 с.)