Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речь. Речь как процесс и речь как продукт речевой деятельности.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Речь. Речь как процесс и речь как продукт речевой деятельности. Речью называют и сам процесс говорения или письма, и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности. Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего — коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она, в отличие от языка, преднамеренна и ориентирована на определенную цель. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве, она всегда конкретна и неповторима. Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т. п. Письменная речь также может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и т. д. Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека — говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа. Речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств, выбирая наиболее подходящие сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями. В речи возможны ситуации, в которых слова и даже отдельные предложения получают совсем другой смысл, чем в языке, например, с помощью интонации. Речь может быть охарактеризована и через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, искренность. Речь бывает внешней (произнесенной или написанной) и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других). Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания. Речь-высказывание протекает в определенных речевых жанрах, например, письмо, выступление, прощание и т. д. Речь-текст должна строиться в соответствии с тем или иным функциональным стилем: научным, официально-деловым, публицистическим, разговорным или художественным. Речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно /частично истинно / ложно). К речи-тексту применимы эстетические (красиво / некрасиво /безобразно) и этические оценки (хорошо / плохо) и т. д.
Виды и формы общения. Фатическое – информационное. Вербальное – невербальное. Устное – письменное. Монологическое - диалогическое. Контактное – дистантное. Опосредованное - непосредственное. Межличностное - публичное – массовое. Частное - официальное. Свободное - стереотипное. Выделяет следующие виды общения: По цели: фатическое (то есть неинформационное) — информационное (нефатическое). Фатическое общение — принадлежность любой культуры. Оно существует во множестве вариантов — от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует цели создания общности в различных социально обусловленных ситуациях. Для информационного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, то есть обычно естественный национальный язык) — невербальное (несловесное — жесты, мимика и т. п.).Вербальное и невербальное общение также чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение — это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение — это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи — сочетание позы, жестов, мимики, интонации и т. п., а в письменной — расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т. д. По форме языка: устное — письменное. Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному, и аналогичным формам речи: устной и письменной. Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин: 1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения. 2. Особенностями, определяемыми формой речи. По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое — диалогическое. Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, — монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего. По положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное — дистантное. Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, то есть наличие непосредственного контакта между партнерами, или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции. По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное — непосредственное. Опосредованное и непосредственное разновидности общения тесно связаны с контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, не требующее дополнительных средств для его осуществления, — это общение непосредственное. А общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, требует «посредников», то есть является опосредованным. По количеству участников: межличностное — публичное — массовое. Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько партнеров принимают участие в общении. Если в общении принимают участие двое (формула «один +один»), то это общение межличностное. Если в общении принимают участие несколько человек (формула «один + немного»), то это публичное общение. Ответственность за речь и за ее последствия еще более повышается, когда реализуется массовое общение. Считается, что массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек (формула «один + много»). По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное — официальное. Официальное (должностное) общение — это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение — это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями. Различение этих видов общения обусловлено наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению. По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное — стереотипное. Стереотипный вид общения используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, то есть о типовом поведении в типовых ситуациях. Это могут быть как официальные ситуации, так и неофициальные, бытовые. В остальных ситуациях общение более свободно и предполагает творчество как в выстраивании взаимоотношений, так и в словесном оформлении.
Логичность речи. Логичность рассуждения и логичность изложения. Условия логичности на уровне предложения и текста. Логические ошибки и алогизмы. Намеренные отступления от соблюдения логичности в тексте. Логичность речи — это качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно, а если логичность соблюдена во всем, то она становится одним из важнейших достоинств речи. Основные определения логичности речи подчеркивают, что речь можно назвать логичной, если она соответствует законам логики. Тем самым признается, что для создания логичной речи и для ее оценки с этой точки зрения необходимо в первую очередь знать логику как науку. В то же время необходимо учитывать, что помимо логики мысли (которую изучает логика как наука) есть еще логика действительности (например, последовательность и причинно-следственная связь событий и явлений), также существенно влияющая на логичность речи. Плюс к этому есть еще логика текста, анализ которой во многом связан с анализом его структуры. И есть логика восприятия этого текста. Таким образом, получается, что логичной мы можем назвать только такую речь, которая соответствует всем этим направлениям и проявлениям логики. Это не всегда достижимо, тем более, что в конкретном тексте последовательность событий и последовательность их изложения иногда не совпадают. Следовательно, при оценке логичности речи нам необходимо использовать многоуровневый подход. Важно отметить, что в первую очередь логичность речи должна соответствовать логике коммуникации (стратегии и тактике общения). Логичность текста (его структура прежде всего) должна максимально облегчить его восприятие слушателем или читателем (если это не противоречит коммуникативным целям автора речи). Логичность речи требует умения правильно мыслить и, что не менее важно, передавать свои мысли правильно и тем самым вызывать у слушателей (читателей) запланированную реакцию. Многообразие задач, которые ставит требование логичности речи, определяется многоплановостью самого понятия «логичность». Логичность — это качество речи, согласующееся с законами логики, поэтому нам необходимо разобраться в том, каково значение слова «логика». Важно, что для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики, потому что закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, не противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы действуют в первую очередь в рассуждении, то есть в процессе логического мышления. Их нужно знать еще и потому, что эти законы помогают контролировать правильность речи с точки зрения логики и в процессе изложения речи, и в процессе ее восприятия. Тем более, что это соответствует самой сути логики как инструменту проверки истинности или ложности мышления. Закон тождества гласит: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, то есть любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное устойчивое содержание, чтобы не произошла подмена понятия. Закон непротиворечия заключается в следующем: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон исключенного третьего (он действует только относительно противоречащих друг другу суждений) предполагает, что: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль при-знается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль (факт и т. д.), из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Основные условия логичности на уровне текста предполагают соблюдение структурного единства и цельности, поэтому: 1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную структуру. 2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли. 3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой. 4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы, главы и т. д.). 5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию. В связи с логичностью речи важной проблемой как на уровне предложения, так и на уровне текста является последовательность составляющих его единиц. Основу для решения этой проблемы определил еще Аристотель, характеризуя в «Топике» «Предшествующее и последующее». Последовательность изложения может базироваться: — на хронологическом принципе; — на причинно-следственных отношениях; — на естественном порядке хода вещей; — на основе иерархических отношений; — на традициях рассмотрения подобного рода явлений; — на принципе первичности явлений действительности перед отношением к ним человека и т. д. В этическом отношении важно различать намеренные и ненамеренные логически ошибки, то есть паралогизмы (случайные ошибки) и уловки (намеренные, скрытые от адресата нарушения логики). Если первые нарушают только мыслительные, речевые и (часто) коммуникативные законы и нормы, то уловки — еще и этические. Например, двоичность как структурная форма таит в себе то, что под соответствие логике только маскируется. По этому принципу построены и логические уловки, такие, как альтернативный вопрос (например:«Какое из двух зол вы выбираете?»). Структура подобных вопросов как будто исключает из нашего сознания иные варианты, отличные от предложенных, и предполагает, что всегда есть что-то, что нужно выбрать как одно из двух. А ответ может быть совсем иным. Относительно других качеств и достоинств речи, нарушения логичности могут быть оправданными, если это намеренныелогические ошибки, которые могут служить и средством выразительности, если использование входит в коммуникативную задачу автора и соответствует жанру и стилю речи. Логичность не исключает и игру ума, которая воплощается в языковой игре — шутке, парадоксе, игре слов и т. д. Это остроумие, без которого немыслима по-настоящему хорошая речь по-настоящему культурного человека и которое проявляется в любом жанре и стиле. Высшее проявление логичности в риторическом плане — создание парадокса — свидетельство виртуозного владения логикой размышления и логикой изложения.
Невербальные средства речи. Несловесные (невербальные) средства — это средства, которые сопровождают или заменяют собой слова в речи. Эти средства очень разнообразны и так дополняют и уточняют друг друга, что правильно их интерпретировать можно только в комплексе и с учетом всей ситуации общения.Основные невербальные средства по каналу общения делятся на визуальные, акустические и тактильные. Невербальные средства общения позволяют сделать речь экономной, выразительной, эмоциональной, словом, живой, а поэтому — более доступной и эффективной. Визуальные невербальные средства — это те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Зрение является основным каналом поступления разнообразной информации для человека (по некоторым данным, через этот канал поступает до 80% всей информации). В визуальные невербальные средства поэтому включаются физический облик человека (постоянные его параметры: телосложение, национальные, возрастные параметры и т. п., и переменные (настроение, состояние здоровья и пр.); костюм (в том числе и украшения, прическа, макияж, всевозможные аксессуары и др.) как способ социального оформления внешности, манеры. Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют. Акустические невербальные средства — это средства, которые воспринимаются на слух. К невербальным акустическим средствам относятся, в основном, голос и интонация, а также ее слагаемые — темп, тембр, ритм, мелодика и др. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь. Кроме голосовых, к акустическим несловесным средствам могут быть отнесены и аплодисменты, хлопки, свист и другие разнообразные звуки. Тактильные невербальные средства — это средства, которые рассчитаны на осязание, то есть различного рода прикосновения. Тактильные средства, в отличие от визуальных и акустических, могут быть использованы только при непосредственном контактном общении. К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, различного рода рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский, но и этикетный характер. А в письменной — материал для письма (бумага, ткань, кожа и т. д.), способ ее обработки (тиснение, аппликация, прорези и пр.) и т. п. Кроме того, именно на тактильных средствах построена специальная азбука Брайля для слабовидящих. К сожалению, тактильные несловесные средства в лингвистике почти не изучены, вероятно, из-за того, что относятся преимущественно к сфере личного общения, тогда как в центре внимания исследователей находятся, в основном, ситуации публичной коммуникации. Невербальный знак, как и любой знак, может стать знаком и восприниматься как знак только в рамках какой-либо системы. Поэтому обычно говорят о невербальных средствах, которые объединяются в особый язык, включающий эти различные по каналам и по функциям сигналы в определенные уровни и все вместе—в систему несловесных коммуникативных знаков. Не случайно так часто в научно-популярной литературе используются сочетания «язык внешнего вида», «язык тела», «язык телодвижений», «язык мимики», «язык жестов» и др. Появилась особая область лингвистики — паралингвистика (от греч. para — около и лингвистика) — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Паралингвистика изучает универсальные невербальные средства (характерные для всех людей вне зависимости от их национального языка и культуры), этнолингвистические (то есть имеющие национальную или культурную специфику) и индивидуальные несловесные средства (свойственные отдельным личностям). Очень интересна в отношении невербальных средств этнолингвистика (как русская, так и других национальных культур), поскольку в разных культурах одно и то же значение может выражаться разными способами: один и тот же жест может иметь различные значения в различных культурах.Например, жест «О'кей!» в англоговорящих странах обозначает «все хорошо», во Франции — «ноль», в Японии — «деньги». Болгары выражают согласие покачиванием головы слева направо и отрицание — сверху вниз, то есть диаметрально противоположным образом, чем это принято в России. Следовательно, невербальные средства представляют собой язык (или, точнее, языки) разнообразных несловесных знаков.
Речь. Речь как процесс и речь как продукт речевой деятельности. Речью называют и сам процесс говорения или письма, и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности. Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего — коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она, в отличие от языка, преднамеренна и ориентирована на определенную цель. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве, она всегда конкретна и неповторима. Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т. п. Письменная речь также может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и т. д. Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека — говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа. Речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств, выбирая наиболее подходящие сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями. В речи возможны ситуации, в которых слова и даже отдельные предложения получают совсем другой смысл, чем в языке, например, с помощью интонации. Речь может быть охарактеризована и через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, искренность. Речь бывает внешней (произнесенной или написанной) и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других). Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания. Речь-высказывание протекает в определенных речевых жанрах, например, письмо, выступление, прощание и т. д. Речь-текст должна строиться в соответствии с тем или иным функциональным стилем: научным, официально-деловым, публицистическим, разговорным или художественным. Речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно /частично истинно / ложно). К речи-тексту применимы эстетические (красиво / некрасиво /безобразно) и этические оценки (хорошо / плохо) и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.024 с.) |