Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выразительность речи. Экспрессивность и импрессивность, их роль в оценке выразительности речи. Выразительность произнесения речи. Языковые и речевые средства выразительности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выразительной называется такая речь, в которой выражение своего отношения к предмету и/или форме речи соответствует коммуникативной ситуации, а речь в целом оценивается как удачная и эффективная. Главное условие выразительности — наличие у автора речи своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Выразительность обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность, поэтому выразительная речь — речь всегда новая, «свежая», творческая. Именно этим она способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначается. Степень выразительности, средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания. Отличие выразительности от других достоинств речи состоит прежде всего в том, что оно — единственное качество, обладать которым может только текст целиком. При этом выразительность всегда является достоинством речи, а не только ее качеством. Кроме того, выразительность — достоинство речи прежде всего в коммуникативном аспекте, поскольку оно оценивает впечатление, оказанное текстом на конкретных слушателей или читателей в конкретных условиях общения. Следовательно, вывод о выразительности/невыразительности текста делает только адресат. Выразительность осуществляет и специфическую роль относительно других качеств речи: эстетическую. И богатство, точность, логичность, доступность, правильность речи как ее коммуникативные качества являются вспомогательными средствами выразительности в этом отношении.Выразительность речи, как правило, — следствие осознанного стремления ее автора говорить (писать, читать, слушать) выразительно. Выразительность более всех других качеств отвечает сути культуры. И культуры в целом, и культуры общения, и культуры речи в частности. В этом плане выразительность — это прежде всего то, что культивируется, что приближается к искусству речи — риторике. Выразительность возникает тогда, когда автор осознает себя как индивидуальность, поэтому выразительность тесно связана с ее проявлением в речи. Выразительность удовлетворяет креативные потребности человека, личности, то есть потребности в творчестве. Причем как говорящего (пишущего), так и слушателя (читателя). И каждый это делает в силу своих способностей и возможностей. Кроме того, выразительность предполагает желание что-то выразить, потребность в этом. А это влечет за собой неизбежную повышенную потребность в общении. Чем эта потребность сильнее, тем интенсивнее должно протекать общение. Следовательно, выразительность — это всегда и активный поиск отклика. В этом отношении важно, что коммуникативным ответом выразительности (экспрессии) становится впечатление (импрессия). Импрессия, ее интенсивность и есть главный критерий оценки выразительности, потому что как таковое расценивается только то, что производит благоприятное, положительное впечатление (или способно его произвести). Для оценки выразительности/невыразительности необходим текст, поскольку во фрагменте высказывания мы, чаще всего, можем констатировать наличие или отсутствие экспрессии, выделено, но не удачность/неудачность использования конкретного средства выразительности относительно всего контекста. Общий вывод о выразительности/невыразительности текста складывается и из оценки удачности/неудачности использованных автором средств повышения экспрессивности, соответствия их коммуникативной задаче автора, стилю и жанру высказывания. Но и в этом выразительность подчиняется уместности, поскольку неуместно употребленное выделенное на общем нейтральном фоне средство еще заметнее в своей неуместности и потому еще строже оценивается как неудачное. В то же время несоответствие текста, например, требованию доступности, оценивается как неудачное не всегда, ибо мы можем получать эмоциональное удовольствие и от того, что нам не вполне доступно — выразительность предполагает «доращивание» слушателя или читателя до более высокого уровня в процессе восприятия. Выразительность достигается на всех этапах создания текста. Прежде всего — путем постановки соответствующей цели — установки на выразительность, на эстетичность речи, на создание такой речи, которая бы понравилась и самому автору (в первую очередь, поскольку выразительность — это стремление выразить себя) и адресату (потому что адресант стремится к выразительности для него), то есть на положительную оценку речи. Для этого в процессе создания речи ее автор использует комплекс средств, которые в наибольшей мере соответствуют замыслуего речи, его представлениям о выразительности речи и его представлениям о том, что именно сочтет выразительным адресат речи. Таким образом, отбор средств выразительности в процессе речетворчестваподчиняется прежде всего принципам целесообразности и гармоничности речи.Результат речи с точки зрения ее выразительности оценивается преимущественно по тому впечатлению, которое она произвела на адресата. Если речь произвела положительное впечатление, то она признается выразительной, если речь произвела смешанное впечатление или отрицательное, то, значит, она не обладает этим достоинством. При этом важно еще раз подчеркнуть, что с точки зрения выразительности оценивается только вся речь целиком. Отдельные средства выразительности могут сыграть ту или иную роль в оценке всей речи, но они не означают автоматического распространения этой оценки на речь в целом. Оценка выразительности речи, таким образом, складывается из оценки отдельных средств выразительности, использованных в ней, а по завершении речи — по результатам оценки всех средств выразительности в комплексе.
Невербальные средства речи. Несловесные (невербальные) средства — это средства, которые сопровождают или заменяют собой слова в речи. Эти средства очень разнообразны и так дополняют и уточняют друг друга, что правильно их интерпретировать можно только в комплексе и с учетом всей ситуации общения.Основные невербальные средства по каналу общения делятся на визуальные, акустические и тактильные. Невербальные средства общения позволяют сделать речь экономной, выразительной, эмоциональной, словом, живой, а поэтому — более доступной и эффективной. Визуальные невербальные средства — это те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Зрение является основным каналом поступления разнообразной информации для человека (по некоторым данным, через этот канал поступает до 80% всей информации). В визуальные невербальные средства поэтому включаются физический облик человека (постоянные его параметры: телосложение, национальные, возрастные параметры и т. п., и переменные (настроение, состояние здоровья и пр.); костюм (в том числе и украшения, прическа, макияж, всевозможные аксессуары и др.) как способ социального оформления внешности, манеры. Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют. Акустические невербальные средства — это средства, которые воспринимаются на слух. К невербальным акустическим средствам относятся, в основном, голос и интонация, а также ее слагаемые — темп, тембр, ритм, мелодика и др. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь. Кроме голосовых, к акустическим несловесным средствам могут быть отнесены и аплодисменты, хлопки, свист и другие разнообразные звуки. Тактильные невербальные средства — это средства, которые рассчитаны на осязание, то есть различного рода прикосновения. Тактильные средства, в отличие от визуальных и акустических, могут быть использованы только при непосредственном контактном общении. К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, различного рода рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский, но и этикетный характер. А в письменной — материал для письма (бумага, ткань, кожа и т. д.), способ ее обработки (тиснение, аппликация, прорези и пр.) и т. п. Кроме того, именно на тактильных средствах построена специальная азбука Брайля для слабовидящих. К сожалению, тактильные несловесные средства в лингвистике почти не изучены, вероятно, из-за того, что относятся преимущественно к сфере личного общения, тогда как в центре внимания исследователей находятся, в основном, ситуации публичной коммуникации. Невербальный знак, как и любой знак, может стать знаком и восприниматься как знак только в рамках какой-либо системы. Поэтому обычно говорят о невербальных средствах, которые объединяются в особый язык, включающий эти различные по каналам и по функциям сигналы в определенные уровни и все вместе—в систему несловесных коммуникативных знаков. Не случайно так часто в научно-популярной литературе используются сочетания «язык внешнего вида», «язык тела», «язык телодвижений», «язык мимики», «язык жестов» и др. Появилась особая область лингвистики — паралингвистика (от греч. para — около и лингвистика) — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Паралингвистика изучает универсальные невербальные средства (характерные для всех людей вне зависимости от их национального языка и культуры), этнолингвистические (то есть имеющие национальную или культурную специфику) и индивидуальные несловесные средства (свойственные отдельным личностям). Очень интересна в отношении невербальных средств этнолингвистика (как русская, так и других национальных культур), поскольку в разных культурах одно и то же значение может выражаться разными способами: один и тот же жест может иметь различные значения в различных культурах.Например, жест «О'кей!» в англоговорящих странах обозначает «все хорошо», во Франции — «ноль», в Японии — «деньги». Болгары выражают согласие покачиванием головы слева направо и отрицание — сверху вниз, то есть диаметрально противоположным образом, чем это принято в России. Следовательно, невербальные средства представляют собой язык (или, точнее, языки) разнообразных несловесных знаков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.007 с.) |