Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели коммуникантов: информировать, воздействовать, убеждать; скрытые, явные; общие, синонимичные, разные, противоположные.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделяют три уровня общения: ритуальный, манипулятивный и дружеский. 1. Ритуальный уровень общения — это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект—объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей», или на уровне взаимодействия «масок». Маска — это совокупность знаков (словесных и несловесных), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе (Р. Якобсон). Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Смысл ритуального общения в том, что нам необходим хотя бы минимум информации о том, что нас «видят» и узнают, а не игнорируют. А еще лучше — нас одобряют своей доброжелательностью. В этом плане интересна и продуктивна теория «социальных поглаживаний» Эрика Берне, основывающаяся на том, что каждый человек в процессе общения нуждается в положительных стимулах. И элементарная вежливость может быть рассмотрена как обмен «поглаживаниями» — приветствие в ответ на приветствие и т. д. Ритуальный уровень общения служит для подтверждения того, что участники коммуникации — члены какой-то социальной группы. Это уровень формального фатического общения. 2. Манипулятивный уровень общения. (Манипуляция — от лат. manipulus — ручной прием, действие — ряд действий руками, совершаемый с определенной целью.) Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъект—объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху по отношению к достижению своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главное — достичь эффективности речи любой ценой. В этом проявляется еще один оттенок значения слова манипуляция: «махинация, обман». Очень часто при этом партнер ощущается как соперник в игре. Цель такого общения — выигрыш, если не материальный, то психологический. Общий принцип манипуляторского общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли. В речевой манипуляции всегда есть момент неравенства, неуважения к человеку, к его личности, поэтому основная часть конфликтных отношений относится к этому уровню общения. Конфликтная манипуляция — это речевое действие, цель которого состоит в чувстве превосходства над собеседником путем демонстрации ему его несовершенства, неполноценности. Или, иначе, к самоутверждению за счет партнера. Подобное речевое действие близко к феномену непрямой агрессии. Но манипуляция отличаетс тем, что она всегда сопровождается скрытым побуждением к какому-либо действию (К. Ф. Седов).На этом уровне общение переплетается с отношениями управления — исполнения. Поэтому основные проблемы с пониманием явных и скрытых речевых намерений коммуникантов связаны именно с этим уровнем. Уровень манипулятивного общения неоднороден. 3. Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фатического общения, поскольку главное в таком общении — понимание и принятие человека как личности. Дружеский уровень —- это уровень, при котором можно не заботиться о «технике речепроизводства», то есть идет глубинное понимание речи: не на уровне отдельных слов, а понимание на уровне всей личности. Именно о таком общении А. Сент-Экзюпери говорил как о «роскоши человеческого общения», поскольку в нем преобладает духовное, а следовательно, творческое общение. Именно духовный аспект речевого общения делает его необходимым компонентом культуры, поскольку общение по своей сущности — это способ существования культуры, а не только средство фиксации передаваемой информации, ее хранения и трансляции от поколения к поколению. При этом предполагается, что духовная направленность общения уже подразумевает этически безупречные цели коммуникантов. Для того чтобы общаться на этом уровне, нужно прежде всего быть внимательными к партнерам, развивать умение общаться. По сути, все уровни общения отражают представление о том, как строится общение — как воспринимается партнер: как субъект, то есть как личность, как равный, имеющий право на свою точку зрения, на речь, на участие в выработке совместного решения и т. д., или как объект, лишенный этих прав и вынужденный действовать только в соответствии с ролью, отведенной ему адресантом. Цели речи в первую очередь определяются направленностью общения либо на объединение (на кооперацию, на сотрудничество) либо на отъединение (на конфликт, на конфронтацию). Эти две основные стратегии общения — следствие определенных установок коммуникантов, иногда — их жизненных принципов. В соответствии с этими стратегиями общение носит конструктивный, гармонизирующий характер или не обладает им. Кроме того, далеко не всегда у людей, вступающих в речевое взаимодействие, есть хорошо осознаваемая цель. В зависимости от наличия хотя бы у одного из партнеров стратегии, Джоунс и Джерард выделили четыре типа взаимодействия: 1. Псевдо-соответственный, который представляет собой псевдообщение, поскольку каждый партнер реализует свой внутренний план, не совпадающий с планами партнера. 2. Реактивно-соответственное. Этот тип взаимодействия характеризуется тем, что оба коммуниканта не имеют плана, реагируют на последние слова друг друга, как это происходит, например, при фатическом общении. 3. Асимметрично-соответственное взаимодействие отличается тем, что только один из участников имеет план действий, а другой лишь реагирует. Например, в интервью. 4. Взаимно-соответственное предполагаетналичие согласующихся целей и планов по их реализации у каждого из партнеров. Например, в научных дискуссиях. Цели речи могут быть разными. Они определяются разнообразными потребностями коммуникантов в речевой и неречевой деятельности. Если речь представляет собой способ достижения цели предметной деятельности, попутное ее сопровождение, она не разворачивается как полное высказывание и часто не имеет специфической осознаваемой речевой задачи, поскольку представляет собой словесную реакцию на речевой или неречевой стимул. Цели речи могут определяться потребностями в общении и в этом плане оказывать более существенное влияние на организацию речи и выбор речевых средств. Именно эти цели называют коммуникативными целями, или речевыми намерениями (интенциями). Коммуникативные цели речи — это цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств. До осознания цели и ее формулировки всегда возникает мотив — определенная потребность в достижении какого-то результата. В речевой деятельности далее формулируется цель речи как осознаваемое речевое намерение. Мотивами подобных положительно оценочных высказываний, по исследованиям профессора М. Ю. Федосюка, может быть стремление говорящего: 1) поддержать речевой контакт с партнером по общению; 2) предупредить негативную реакцию адресата на некоторое сообщение; 3) устранить отрицательное отношение адресата к говорящему; 4) поощрить поступки адресата; 5) вызвать расположение адресата к говорящему. Коммуникативные цели характеризуют различные сферы речевого общения и различные стороны речи, поэтому они неоднородны и допускают разную степень конкретизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.008 с.) |