Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение. Функции и цели общения. Общение и коммуникация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общение — это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально, то есть так же, как и речь, и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих). При этом деятельностью является не только то общение, которое происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие. Общение как деятельность требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств для достижения поставленных целей, постоянного слежения за действиями партнеров и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение и, конечно же, ответственности за результат этой деятельности. Процесс общения всегда имеет духовную составляющую содержания как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нем самом как партнере при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования своего личностного поведения с поведением партнера, в стремление к содружеству, сотрудничеству и т. д. Основные функции общения: 1. Инструментальную, то есть общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности (например, ремонта машины или уборки). 2. Синдикативную (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников. 3. Функцию самовыражения, которая по своей сущности ориентирована на взаимопонимание, на контакт. 4. Трансляционную функцию — передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение). Основные цели общения: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2) цель общения заключена в нем самом; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера. Первая цель решается преимущественно в процессе совместных действий партнеров по общению. Вторая заключается, главным образом, в самопознании и самовыражении путем диалогической деятельности и во взаимопонимании участников общения. Третья и четвертая цели говорят сами за себя — это прежде всего ценностное взаимодействие партнеров, при котором один из них берет на себя роль инициатора. Все эти цели достигаются только в процессе диалога. При этом диалог понимается не только как форма речи, предполагающая смену речевых субъектов, а широко, то есть как столкновение, взаимодействие разных точек зрения, разных позиций, разных умов, разных пониманий, разных интерпретаций и т. д. Общение и коммуникация. Общение — это процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Таким образом, если коммуникация предназначена для передачи и приема информации, то есть для ее сохранения, то общение выполняет в культуре и другую функцию — функцию не только хранения, но и развития информации в процессе диалога. Кроме того, коммуникация ограничивается информационным обменом как продуктом предшествующей мыслительно-речевой деятельности, а общение предполагает процесс выработки совместной информации. Этот процесс взаимодействия характеризуется двусторонностью (многосторонностью) относительно участников этого общения. В то же время ему свойственна содержательная двуслойность, поскольку помимо логической информации, то есть предмета речи, в общении всегда присутствует эмоционально-оценочная информация об отношении к этому предмету речи и оботношении к партнерам по общению.
Виды и формы общения. Фатическое – информационное. Вербальное – невербальное. Устное – письменное. Монологическое - диалогическое. Контактное – дистантное. Опосредованное - непосредственное. Межличностное - публичное – массовое. Частное - официальное. Свободное - стереотипное. Выделяет следующие виды общения: По цели: фатическое (то есть неинформационное) — информационное (нефатическое). Фатическое общение — принадлежность любой культуры. Оно существует во множестве вариантов — от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует цели создания общности в различных социально обусловленных ситуациях. Для информационного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, то есть обычно естественный национальный язык) — невербальное (несловесное — жесты, мимика и т. п.).Вербальное и невербальное общение также чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение — это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение — это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи — сочетание позы, жестов, мимики, интонации и т. п., а в письменной — расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т. д. По форме языка: устное — письменное. Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному, и аналогичным формам речи: устной и письменной. Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин: 1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения. 2. Особенностями, определяемыми формой речи. По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое — диалогическое. Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, — монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего. По положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное — дистантное. Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, то есть наличие непосредственного контакта между партнерами, или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции. По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное — непосредственное. Опосредованное и непосредственное разновидности общения тесно связаны с контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, не требующее дополнительных средств для его осуществления, — это общение непосредственное. А общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, требует «посредников», то есть является опосредованным. По количеству участников: межличностное — публичное — массовое. Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько партнеров принимают участие в общении. Если в общении принимают участие двое (формула «один +один»), то это общение межличностное. Если в общении принимают участие несколько человек (формула «один + немного»), то это публичное общение. Ответственность за речь и за ее последствия еще более повышается, когда реализуется массовое общение. Считается, что массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек (формула «один + много»). По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное — официальное. Официальное (должностное) общение — это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение — это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями. Различение этих видов общения обусловлено наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению. По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное — стереотипное. Стереотипный вид общения используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, то есть о типовом поведении в типовых ситуациях. Это могут быть как официальные ситуации, так и неофициальные, бытовые. В остальных ситуациях общение более свободно и предполагает творчество как в выстраивании взаимоотношений, так и в словесном оформлении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.024 с.) |