Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. ФГОС До ставит перед нами следующие задачи по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста: -развитие интереса к окружающим предметам и активное взаимодействие с ними; -эмоциональное вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; -стремление проявлять самостоятельность в игровом поведении; -владение активной и пассивной речью. Вывод по Главе 1 Таким образом, ранний возраст является важным периодом для сенсорного развития.. Данной проблемой занимались выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, которые считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отсюда можно сделать вывод что дидактические игры занимают главную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста.. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая -игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достиженияигровойцели.Дидактическая игра -средство обучения, поэтомуонаможетбыть использована приусвоениилюбогопрограммного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как воспитателем.Вдидактическойигресоздаютсяусловия, прикоторыхкаждыйребенокможет самостоятельно действоватьвопределеннойситуации исопределенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт. Были выявлены эффективные организационно-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста: во-первых, это разработка комплекса дидактических игр, соответствующих по цели сенсорному развитию детей раннего возраста. С постепенным переходом от простого к сложному; во-вторых, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений; в-третьих, повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития детей.
Глава 2. Дидактические игры как средство сенсорного развитиядетей раннего возраста в образовательномпроцессес детьми раннего возраста Раннего возраста Методы обучения - это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания. При обучении необходимо: - сочетание умственной задачи с активными действиями; - элементы загадочности (дети, давайте посмотрим, что в этой коробке). Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с малышами воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель выразительно читает их наизусть. Подводя итог, воспитатель отмечает только положительное поведение и действия детей во время проведения дидактической игры. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей от 1,5 до 3 лет, целесообразно при проведении дидактических игр организовывать совместную деятельность педагога и ребенка, и его самостоятельную деятельность. Следует постоянно помнить, что в раннем возрасте внимание малыша в основном непроизвольное, поэтому обучение следует проводить преимущественно в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной задаче, обязательно создавать при этом положительный эмоциональный фон. Учет индивидуальных особенностей малышек при организации работы жизни чрезвычайно важен. У детей преддошкольного возраста устойчивость внимания у детей ещё не достаточно высокая, поэтому способность сосредотачиваться очень хорошо тренируется с помощью дидактических игр, истоки которой кроются в недрах народной педагогики. Благодаря народной мудрости появилось много обучающих игр, сочетающих одновременно в себе: движение, песню, пальчиковую гимнастику. Так народная игра «Сорока-ворона» тренирует развитие памяти. В процессе игры взрослый массирует середину ладошки, на которой расположена точка развития памяти. А загибание и разгибание пальчиков развивает речь. М.М.Кольцова в своих исследованиях доказала, что речь детей раннего возраста находится (по ее выражению) на кончиках их пальцев. В дидактических играх для детей раннего возраста содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности: задача или замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании малышей раннего возраста. Количество детей, охваченных дидактической игрой, зависит от их возраста и материала, над которым предстоит работать. Объединения детей в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребенок уже прошёл свой период адаптации, готов к обучению, умеет смотреть, слушать и действовать по показу взрослого. На специально организуемых дидактически направленных играх, упражнениях и занятиях для детей воспитатель систематически, постепенно усложняя материал, развивает их восприятие, сообщает доступные сведения, формирует умения. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Очень важным в раннем возрасте является формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего возраста, а также целями и задачами конкретных занятий. Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Использование поискового метода (Куда же спрятался наш зайчик? Дети, давайте поищем) побуждает малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действуют путём сравнения, сопоставления и добиваются нужного результата. Репродуктивный метод применяется на занятиях, когда дети овладевают механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на рисунок. Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания. Метод упражнений также широко используется в процессе обучения детей раннего возраста. Особенности развития малышек указывают на необходимость организации повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными являются индивидуальные занятия, например, «Снимаем и надеваем кольца на палочку», «Проталкивание палочкой кубика (шарика) сквозь полый цилиндр», «Прокатывание шариков по лоточку» и т.д. Игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Количество детей, охваченных дидактической игрой, зависит от их возраста и материала, над которым предстоит работать, объединения детей в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребенок уже прошёл свой период адаптации, Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства. Вывод по Главе 2 Во время проведения дидактических игр педагоги создают условия для развития общения между детьми, привлекая малообщительных, развивают способы игрового общения, следя за диалогами между играющими и интонацией голоса, учитывая роль играющего. Детям предоставляется самостоятельность в игре. В группе педагоги гибко используют игровое оборудование, стимулируют детей пользоваться игрушками, предметами-заместителями. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, развивает их речь, помогает решить более трудные задачи. Дидактические игры, используемые на занятиях дают хорошие результаты. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для малышей. В этом возрасте их руки еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие, но к концу 3-го года благодаря систематическим использованиям различных дидактических игр, ребенок это преодолевает. ЛИТЕРАТУРА 1. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М., 2004. - С. 109 -111. 2. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др.; / Под ред. Г. М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. – 224 с. 3. Кирпичникова, Н.А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н.А.Кипричникова // Дошкольное воспитание. 2005. - № 2. 36 с. 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова– М.: Академия, 2004. – 416-419 с. 5. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я Развитие сенсорной среды детей / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2007. - С. 5-6. 6. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. / К.Л. Печора М., 2004. – 144 с. 7. Пилюгина, Э.Г. Игры — занятия с малышом от рождения до трех лет / Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с. 8. Рахимжанова М.К., Мукашева А.Д. Игра в педагогическом процессе // 12-летнее образование. / М.КРахимжанова, А.Д. Мукашева– 2008. – №2. – С.75-77. 9. Рожков, О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни: Методические рекомендации. / О.П.Рожков, И.В. Дворова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004. – С. 127 – 190. 10. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2010. - С. 135- 137. 11. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.П.Сакулиной и Н.Н. Подьякова. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с. 12. Урунтаева, Г., Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Г. Урунтаева, Е.И.Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. – 90 13. Венгер Л.А., Пилюгина Є.Г., Венгер Н.Б. Воспитаниесенсорнойкультурыребенка.-Москва,1988 14. Захаров Н.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка— М.:Просвещение,1986. 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос., 2005 16. Игры для интенсивного обучения / Под.ред. В.В. Петрусинского. – Москва,1992. 17. Калинина Р.Р. Психологическая диагностика в детсомсаду.-СПб:Речь,2003.-144с. 18. Кулагина Ю.П., Кольцкий В.Н. Возрастная психология: полный измененный цикл развития человека. – Москва:Сфера, 2002. -464с. 19. Краткий психологический словарь. – Москва., 1985 20. Максименко С.Д. Теория и практика психолого-педагогического исследования. — К.: НИИП.1990. 21. Марцинковская Д.Т. Детская практическая психология. – Москва:Гордарики, 2000.-255с. 22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Москва:Тривола., 2000.-300с.
Приложение 1 Перспективное планирование образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 1младшей группы через дидактические игры.
Перспективное планирование образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 2 младшей группы через дидактические игры.
Приложение 2 Игры с водой. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Цветная вода» Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода. Ход игры:Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов -красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) -и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Море» Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: таз с водой, кораблики, фигурки из пластилина. Ход игры: Таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик -давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра Купание кукол» Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: Таз с водой, куклы-голыши, мочалка, мыло, полотенце. Ход игры:. Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички -попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра«Мытье посуды» Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: Посуда, таз с водой, губка. Ход игры:.Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую -тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Мыльные пузыри» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: мыльные пузыри. Хо игры:Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются -это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльным и пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Заштопай одежду» Цель: Формировать представление о форме предметов, находить одинаковые геометрические фигуры по цвету и форме. Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия Для игры понадобятся трафарет варежки, шапки, платья и штанишек с изображением внутри геометрических фигур. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям трафарет: варежки, шапки, платья и штанишки. На каждой из видов одежды вырезаны круг, треугольник, квадрат и овал—всего четыре фигуры разных цветов. Задача: Заштопай одежду, подбери заплатку. -Какая геометрическая фигура подойдёт для твоей одежды? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Домики» Цель:Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры:Воспитательпоказываетдетям геометрические фигуры (квадрат и треугольник) из которых нужно собрать домикипо цвету. Ты дружок не ленись И сейчас не торопись. Квадрат, треугольник возьми И домик собери. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Найди окошко для фигурки»
Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Оборудование: геометрические фигуры,
Ход: Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточк
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.048 с.) |