Картотека нетрадиционных дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картотека нетрадиционных дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста.



 

Игры с прищепками.

 

Игра «Ёжик» Цель:Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи. Оборудование: шаблон ежика, прищепки Ход игры: Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки. Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем.  
Игра «Елочка» Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи. Оборудование: зеленые треугольники, зеленые прищепки. Ход игры: Даем ребенку форму ёлочки. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке иголочки. Колкую, зеленую срубили топором. Красивую, зеленую принесли к нам в дом.  
Игра «Солнышко» Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи. Оборудование: шаблон солнышка, прищепки. Ход игры: даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи. Солнышко, скорей взойди,                                                                                                                 И лучи свои пришли. Чтобы землю обогрели, Нас теплом своим согрели.
Игра «Рыбка» Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи. Оборудование: прищепки, шаблон рыбки Ход игры: Даем ребенку вырезанные из красного картона заготовки рыбки. Ребенок выбирает из коробки красные прищепки, прикрепляет к рыбке хвостик и плавники. Рыбка, рыбка, что грустишь? Не видать улыбки? Без хвоста и плавников Не бывает рыбки.
Игра «Тучка» Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления Оборудование: прищепки, шаблон тучки Ход игры: Даем ребенку, вырезанные из синего картона заготовки тучи. Малыш выбирает из коробки синие прищепки и прикрепляет к тучедождик. Прикрепить прищепки на тучку. Тучка солнышко закрыла, Землю дождиком умыла!  

 

Игры с песком.

Рисуем фигуры на песке Цель: научить ребенка рисовать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях. Оборудование и материалы: стол-ванна, наполненная песком или крупой (манка или пшеничка), рамки — геометрические фигуры из мягкого полимера, пластмассовые объемные геометрические тела, экран или повязка на глаза. Содержание игры. Педагог завязывает ребенку глаза и предлагает ему потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я завяжу тебе глаза, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т. д.  
Игра «Отпечатки» Цель: получение первого чувственного опыта На ровной поверхности песка взрослый и ребенокоставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. Впроцессе игры можно сравнить отпе-чатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого .Оборудование: песок, ведерки, лопатки, формочки, палочки. Ход игры: На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток. - Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку» Цель: развитие тактильных ощущений Оборудование: Ёмкость с песком, различные маленькие игрушки.          Ход игры: Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки. - Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры. - Взрослый и ребенок меняются ролями.    
СЕКРЕТЫ МОКРОГО ПЕСКА. Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу); научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния. Оборудование: Песок, вода, формочки. Ход занятия: Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды) Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина песочницы была мокрой, а половина - сухой. Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает). Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры). Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.
Игра «Я пеку, пеку, пеку» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Оборудование:Ёмкость с песком, различные формочкиХод игры: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Оборудование: ёмкость с песком, формочки, совочки. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

 

Игры с водой.

Игра «Цветная вода» Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода. Ход игры:Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов -красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) -и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.
Игра «Море» Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.                                                                Оборудование: таз с водой, кораблики, фигурки из пластилина. Ход игры: Таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит:                              у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик -давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.
Игра Купание кукол» Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: Таз с водой, куклы-голыши, мочалка, мыло, полотенце. Ход игры:. Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички -попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.    
Игра«Мытье посуды» Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: Посуда, таз с водой, губка. Ход игры:.Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую -тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!  
Игра «Мыльные пузыри» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: мыльные пузыри. Хо игры:Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются -это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльным и пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.  

 

«Заштопай одежду» Цель: Формировать представление о форме предметов, находить одинаковые геометрические фигуры по цвету и форме. Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия Для игры понадобятся трафарет варежки, шапки, платья и штанишек с изображением внутри геометрических фигур. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям трафарет: варежки, шапки, платья и штанишки. На каждой из видов одежды вырезаны круг, треугольник, квадрат и овал—всего четыре фигуры разных цветов. Задача: Заштопай одежду, подбери заплатку. -Какая геометрическая фигура подойдёт для твоей одежды?
«Домики» Цель:Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры:Воспитательпоказываетдетям геометрические фигуры (квадрат и треугольник) из которых нужно собрать домикипо цвету. Ты дружок не ленись И сейчас не торопись. Квадрат, треугольник возьми И домик собери.
«Найди окошко для фигурки» Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.                                     Оборудование: геометрические фигуры, Ход: Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек. - Какая фигура подойдёт для твоего окошка? Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.
«Подбери чашки к блюдцам» Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. Оборудование: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов. Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает) Какие? (Ответы детей). На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей). Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца. Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам. Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.    
«Подбери колеса к машине» Цель: формировать представление о цветоразвитие воображения, речи, мышления. Оборудование:(материал): картинки машин разного цвета, колеса разного цвета. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина. Легковая я машина, Жу–жу-жу, жу–жу-жу. Маму, папу, дочку, сына Целым скопом я вожу. Дидактическая игра  
«Шнуровка» Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля. Материал: картонная карточка(можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок. Ход игры Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения предложить вышивание крест-накрест.  
«Собери цветок» Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев. Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним. Ход игры: Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).  
«Соберем пирамидку» Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой. Материал: пирамидки из пяти колец Ход игры: Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям  
«Найди детёныша» Цель: учить находить детенышей домашних животных. Материал: два вида картинок: мамы и их детеныш Ход игры: Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.  

                                                                                                                                         Приложение 3.

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 1 младшей группы

 

Месяцы Название мероприятия
Сентябрь Анкетирование родителей«Сенсорное воспитание ребенка» Родительское собрание«Сенсорное воспитание—фундамент умственного развития!»
Октябрь Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Консультация для родителей «Восприятием игра у детей раннего возраста через сенсорное развитие»
Ноябрь Консультация для родителей «Как знакомить детей раннего возраста сенсорными эталонами дома» Памятка для родителей по сенсорному развитию детей2-3лет
Декабрь Консультация для родителей «Дидактические игры в развитии ребенка» Памятка для родителей «Значениеигрвразвитиидетей2-3лет»
Январь Рекомендации для родителей на тему: «С детьми играть–ум, разум, душу развивать!» Выступление перед родителями «Сенсорное развитие в группе ДОУ»
Февраль Родительскоесобрание.Мастер-класс«Сенсорное развитие детей через дидактические игры» Памятка для родителей по организации игровой деятельности детей дома
Март Памятка для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Посещение открытого занятия по сенсорному воспитанию в 1-ймладшейгруппе «Помоги мишке найти своих друзей»
Апрель Консультация для родителей «Учим ребенка различать цвета» Консультация для родителей «Знакомство детей раннего возраста с формой предметов»
Май Повторное анкетирование родителей «Сенсорное воспитание ребенка» Участие в развлечении«Рисунок на асфальте»

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы.

 

Месяцы Название мероприятия
Сентябрь Анкета «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития» Мастер-класс для родителей по теме:«Сенсорное развитие ребенка»
Октябрь Памятка для родителей «Сенсорноеразвитиеивоспитаниеребенка3-4лет» Консультация для родителей«Сенсорноеразвитиеребенка3-4лет»
Ноябрь Беседа с родителями «Роль игры в жизни ребенка» Консультация для родителей«Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста»
Декабрь Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Выставка«Игры для сенсорного развития детей3-4лет».
Январь Совместное мероприятие. «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста» Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей
Февраль Памятка для родителей «Что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать» Консультация для родителей «Учить цвета легко и весело»
Март Посещение открытого занятия открытого занятия по сенсорике «Волшебная полянка» Индивидуальная работа с родителями
Апрель Конкурс для родителей «Дидактическая игра по сенсорному развитию своими руками» Буклет для родителей «Знакомство с формой, величиной, цветом предмета»
Май Повторное анкетирование «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития» Индивидуальные консультации по запросам родителей

Приложение 4



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.013 с.)