Анальгетики - производные салициловой кислоты в отличие от анальгетиков - производных пиразолона вызывают: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анальгетики - производные салициловой кислоты в отличие от анальгетиков - производных пиразолона вызывают:



1) жаропонижающий эффект;

2) обезболивающий эффект;

3) ульцерогенный эффект;

4) антиагрегационный эффект.

2. К нестероидным противовоспалительным средствам производным пиразолона относят:

1) ацетилсалициловую кислоту;

2) анальгин;

3) ибупрофен;

4) диклофенак;

5) парацетамол.

3. К нестероидным противовоспалительным средствам, ингибирующим циклооксигеназу преимущественно в ЦНС, относят:

1) производные пропионовой кислоты;

2) производные парааминофенола;

3) производные салициловой кислоты;

4) оксикамы.

4. Какое нестероидное противовоспалительное средство используется в качестве антиагреганта:

1) диклофенак-натрий;

2) бутадион;

3) анальгин;

4) ацетилсалициловая кислота;

5) индометацин.

5. Какое нестероидное противовоспалительное средство используется в неонатологии для ускорения закрытия открытого артериального протока?

1) диклофенак-натрий;

2) бутадион;

3) анальгин;

4) ацетилсалициловая кислота;

5) индометацин.

6. К избирательным ингибиторам ЦОГ2 относят:

1) индометацин;

2) мелоксикам;

3) целекоксиб;

4) ибупрофен;

5) диклофенак-натрий.

7. Какой препарат можно использовать для снижения температуры тела у больного гриппом ребенка 5 лет:

1) аспирин;

2) парацетамол;

3) бутадион.

8. Укажите НПВС, обладающее наиболее мощным анальгетическим эффектом:

1) парацетамол;

2) ибупрофен;

3) индометацин;

4) кеторол.

9. Антиагрегационный эффект аспирина обусловлен блокадой:

1) циклооксигеназы тромбоцитов;

2) циклооксигеназы сосудистой стенки;

3) фосфодиэстеразы тромбоцитов;

4) фосфолипазы тромбоцитов.

10. Какой из перечисленных препаратов вызывает у больных вирусными инфекциями детей младше 15 лет синдром Рея?

1) ацетилсалициловая кислота;

2) анальгин;

3) индометацин;

4) бутадион;

5) кеторолак.

 

Примеры выписывания рецептов:

Пример 1.  При лихорадочном состоянии:

Rp.: Tab. Paracetamoli 0,2 № 10

     D.S. Внутрь по 1 таб. х 2 – 3 раза в день (не более 2г в сутки).

 

Пример 2. Средство, обладающее антиагрегационной активностью:

Rp.: Tab. Acidi acetylsalicylici 0,25 №. 10

     D.S. По ½ таб. х 1 раз на ночь.

 

Пример 3. Симптоматическое средство для лечения ревматоидного артрита:

Rp.: Tab. Diclofenac - natrii 0,025 obd. №. 30

     D.S. По 1 таб. х 3 раза в сутки после еды.

 

Ответы:

Тест №1: 1-2; 2-1,2,4; 3-1,2,3,5; 4-2,3,4; 5-1,2; 6-1,3; 7-3,5,6;

8-2,3,5; 9-1,2,3; 10-2.

          Тест №2: 1-4; 2-2; 3-2; 4-4; 5-5; 6-2,3; 7-2; 8-4; 9-1; 10-1

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 191-193, 461-473 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 159-180 с.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 145-156 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 68-72 с.

3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 204-216 с.

4. Беляков В.А., Соловьев И.К. Ненаркотические анальгетики –нейропептиды, адренергические анальгетики, анальгетики – антипиретики, нестероидные противовоспалительные препараты и другие. - Нижний Новгород.: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 2001.

4. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 70-72 с.

6. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 10-11 с.

7. Бадокин В.В., «Применение мелоксикама (мовалиса) при ревматических заболеваниях» Фарматика №13 2005. 83-87 с.

Занятие 4

СНОТВОРНЫЕ, ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОПАРКИНСОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить фармакодинамику и показания для применения снотворных, противоэпилептических и противопаркинсонических средств.

2. Научиться выписывать рецепты на лекарственные препараты указанных групп.

 

Введение

Социальные условия современного человека - урбанизация, гиподинамия, наличие постоянных стрессовых ситуаций все это факторы, способствующие нарушению сна – бессоннице. Нарушение сна в течение нескольких суток вызывает неврастенические симптомы и даже нарушение психики, может способствовать ухудшению течения многих соматических заболеваний. Применение фармакологических средств корректирующих бессонницу актуально для врачей многих специальностей.

Навыками терапии судорожного синдрома, в том числе и при эпилепсии должен владеть любой врач. Немалое значение приобретает и терапия болезни Паркинсона распространенной, главным образом в пожилом возрасте, а сегодня по статистике мы имеем увеличение этой категории населения в нашей стране.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Физиология и патология сна.

2. Фармакодинамика снотворных средств.

3. Классификация снотворных средств в зависимости от их химической структуры.

4. Характеристика снотворных средств - производных барбитуровой кислоты.

5. Характеристика снотворных средств - производных бензодиазепина, g-оксимасляной кислоты и разных химических групп.

6. Требования, предъявляемые к снотворным средствам.

7. Принципы клинического применения снотворных средств.

8. Проблемы, возникающие при применениии снотворных средств.

9. Острое и хроническое отравление снотворными средствами. Меры помощи при этих состояниях.

10. Противоэпилептические средства: классификация, препараты, фармакодинамика, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты.

11. Характеристика лекарственных средств, применяемых для купирования судорожного синдрома различного происхождения.

12. Классификация, препараты и фармакодинамика противопаркин-сонических средств.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 9, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения пресомнической бессонницы; 2) для потенцирования сосудорасширяющих средств; 3) производное барбитуровой кислоты; 4) противопаркинсоническое средство с центральной холиноблокирующей активностью; 5) для купирования судорожного синдрома; 6) для профилактики больших припадков эпилепсии; 7) для профилактики малых приступов эпилепсии; 8) снотворное средство при привыкании к барбитуратам; 9) агонист бензодиазепиновых рецепторов; 10) для обезболивания при невралгии тройничного нерва; 11) средство, мало изменяющее структуру сна; 12) противоэпилептическое средство с выраженным снотворным эффектом; 13) снотворное средство, обладающее транквилизирующей активностью; 14) для профилактики психомоторных эквивалентов; 15) противопаркинсоническое средство, являющееся предшественником дофамина; 16) для потенцирования эффекта ненаркотических анальгетиков; 17) противоэпилептическое средство, не вызывающее сонливости; 18) противоэпилептическое средство при неэффективности других противоэпилептических препаратов.

 

Таблица 4

Список препаратов для выписывания рецептов:

Препараты Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Фенобарбитал (Phenobarbitalum) Таб. по 0,05(0,1) г Внутрь по 0,1 – 0,2г на прием за 0,5 – 1ч до сна. Как успокаивающее и спазмолитическое внутрь по 0,01 – 0,03 – 0, 5г 2-3 раза в день
Нитразепам (радедорм, эуноктин) (Nitrazepam) Таб. по 0,005г Внутрь по 0,005 – 0,01г за 0,5ч до сна. Как противосудорожное – внутрь по 0,005 – 0,01г 2 – 3 раза в день
Сибазон (диазепам, реланиум) (Sibazonum) Амп. 0,5% р-ра по 2мл;  Таб. по 0,005г Внутрь сначала по 0,0025 – 0,005г, затем по 0,005 – 0,01г 1 - 2 раза в день. Как снотворное по 0,005 – 0,01г перед сном. В/в и в/м по 2 мл.
Дифенин (Dipheninum) Таб. по 0,117г Внутрь по 0,5 – 1 таб. х 2 - 3 раза в день (при необходимости до 3 – 4 таб.)
Карбамазепин (финлепсин) (Carbamazepine) Таб. по 0,2г или 0,4г Внутрь начиная с 0,1г х 2 - 3 раза в день, постепенно увеличивая дозу до 0,4 – 1,2г в день
Этосуксимид (Ethosuximidum) Капсулы по 0,25г Внутрь по 0,25 – 0,5г с постепенным повышением дозы до 0,75 – 1г в день (в 3 – 4 приема)
Ацедипрол (Натрия вальпроат) (Acediprolum) Таб. по 0,3г; 5% сироп по 120мл Внутрь по 0,3-0,6г/сут затем дозу повышают до 0,9-1,5г/сут во время еды;
Циклодол (паркопан) (Cyclodolum) Таб.по 0,002г Внутрь начиная с 0,0005 – 0,001г в день; в последующем прибавляют до суточной дозы 0,005 – 0,006 – 0,01г в день.
Леводопа (Levodopa) Капсулы и таблетки по 0,25 (0,5) г Внутрь начиная с 0,25г в день, через каждые 2 – 3 дня дозу увеличивают на 0,25г до суточной дозы 3г
Золпидем (Zolpidem) Таб. по 0,01г Внутрь начиная с ½ до 2 таб. на ночь
Ламотриджин (Lamotrigine) Таб. по 0,05; 0,1; и 0,2г Внутрь по 0,05 х 2 раза в день первые 2 недели, затем дозу увеличить до 0,2г в день
Флумазенил (Flumazenil) Амп. по 5 и 10 мл 0,01% В/в по 2 мл в течение 15 сек., при необходимости до 10 мл через 1 мин.

План занятия

Время практического занятия – 135мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Перерыв – 10 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.

Тесты для определения исходного уровня знаний №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.183 (0.022 с.)