Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мастерская научных публикаций. «это лучше, чем стипендия» или «наши лучше» стали крылатымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«это лучше, чем стипендия» или «наши лучше» стали крылатыми, их употребляли к месту и не к месту. А кто помнит их сейчас? Письменные тексты — нечто выпадающее из ситуативности. Все проходит, а они остаются. А рекламные слоганы и другие бой- кие клише разукрашивают текст, но одновременно понижают его уровень. Восьмой совет: не использовать специфический сленг, за- имствованный из чужих субкультур. Т ак, например, характерной приметой времени стало стремительное проникновение в обы- денный — и постепенно в профессиональный — язык слов и вы- ражений из бандитского жаргона: «кинуть», «наехать», «мочить», «грохнуть», «фильтровать» и т. п. П ротивостоять этой заразе в уст- ной речи очень трудно. Н о в наших силах по крайней мере не допу- стить «распальцовочной» фразеологии в своих текстах. Девятый совет: не повторять одних и тех же слов и выраже- ний на ограниченном текстовом пространстве. Е сли в одном аб- заце у нас четыре раза встречается «таким образом» вперемешку с «итак», то текст явно не в порядке, пора прибегать к редакторско- му пылесосу. Это касается и всех других слов — повторения на- вязчивых глаголов и существительных. Лучше, если любое слово (за исключением специальных терминов) употребляется не чаще чем один раз на страницу или по крайней мере на абзац. Н о, раз- умеется, сказать это намного легче, чем сделать. П риведем еще одно правило. Правило 13. Текст должен быть безжалостно вычищен от вводных слов, газетных клише, рекламных слоганов, эзотерических терминов и сленга. Действительно, от чьего лица говорить в письменной работе, как называть самого себя — «я» или «мы»? В советское время ду- мать над этим и многими другими вопросами не приходилось, ибо выбора никакого не было. Редакторы автоматически ставили «мы», «нас», «наше». Т акая безличная форма воспринималась нами как один из продуктов советского строя, еще одно свидетельство про- ведения сверху коллективистских установок. П оэтому, когда нача- лась перестройка, я и мои молодые коллеги начали вставлять «я» вместо «мы» и были ужасно горды. Как будто одержали важную по- беду. А потом «мы» начало восстанавливаться. Выяснилось, что это не атавизм советской эпохи и не отрыжка коммунистическо-
го коллективизма, а нормальное проявление академического сти- ля. Говоря «наше» вместо «мое», мы подчеркиваем то, что говорим от лица профессионального сообщества, что мы соединены с этим сообществом, придерживаемся его норм и правил. В своей рабо- те мы обращаемся к этому сообществу и одновременно выступаем его представителями. В этом смысле написанное нами не является исключительно нашим личным продуктом, это продукт сообщества профессионалов. И в этом нет ничего, что бы затрагивало наше са- молюбие и принижало наше достоинство. Напротив, это укрепляет От чьего лица говорить 289 нас. А если это «мы» по чему ласково и ударит, то по самолюбию маргиналов и «чайников», которые озабочены своим «ячеством». До гордого «мы» надо еще дорасти. Конечно, если писать «я», ничего страшного не произойдет. Можно делать это сознательно, если мы хотим добавить субъек- тивности или публицистичности. М ожно, наоборот, придерживать- ся нейтрального стиля, например ссылаться на себя в третьем лице: «Автор данных строк считает, что…» Это неплохой выход. Но частить с третьим лицом, к сожалению, не очень удобно с точ- ки зрения стилистики. Н аиболее «спокойным» вариантом остается форма первого лица множественного числа. В некоторых случаях возможен комбинированный стиль. Например, в данном тексте я постоянно перехожу с единственного числа на множественное и обратно. Е динственное число употребляется в тех случаях, когда я хочу выделить личную позицию или подчеркнуть субъективность высказывания. Впрочем, этот текст не вполне обычен по форме. В обычных текстах лучше выдержи- вать стилевое единообразие. Еще одно важное обстоятельство связано с оценками соб- ственной работы. С ледует жестко отделять логические оценки и рефлексию по поводу высказанных нами положений от оценоч- ных суждений в отношении качества сделанной работы и нашего вклада в сокровищницу исследовательской мысли. П ричем рав- но неуместны как возвышающие («впервые в истории вопроса нам удалось…»), так и уничижительные оценки («мы, конечно, не ска- зали ничего нового…»). В последнем случае чаще всего речь идет об элементарном кокетстве: «Автор ни в коем случае не претенду-
ет на то, чтобы…» Ф раза подается так, чтобы каждый тут же понял, что именно на это как раз автор и претендует, просто прикрывает себя на всякий случай фанерным щитом ритуальных оговорок. Что обычно люди пишут в заключении? Они повторяют неко- торые положения из основного текста, т. е. просто копируют не- сколько гладких фраз и предлагают их под маркой «общих выво- дов». Кому охота делать эти заключения? А так быстро выходим из ситуации, и труд, прямо скажем, невелик. И если я начну уве- рять читателей, что никогда этого не делал, они мне вряд ли пове- рят. Конечно же, делал, и не раз. В таком повторении, впрочем, нет ничего дурного. И сум- мирование основных положений не помешает, особенно если текст длинноват и сложен по структуре. Н о сводить к этому выво- ды все же неправильно. И ли, скажем более мягко, можно делать иначе. Т о есть формулировать общие выводы, которые вытекают из изложенного материала, но по форме текста и отчасти по со- держанию его не повторяют. Проблема завершения текста не столь ужасна, как пробле- ма его начала. Т ем не менее трудности возникают. Хочется ведь, чтобы в конце было что-то значимое и в то же время «открытое», О чем пи- сать в за- ключении В. В. Радаев Как написать академический текст 290
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.01 с.) |